Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ВЫХОДА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ'

МОДЕЛИ ВЫХОДА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОДЕЛИ ВЫХОДА НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ / ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краюшкина Е.А., Кусков А.Н.

В современных условиях компаниям всё сложнее быть достаточно конкурентоспособными для того, чтобы быть более востребованными, чем такие же, аналогичные компании. Поэтому им необходимо совершенствовать свои услуги, продукты, предлагать более интересное, качественное и новое. Один из способов обойти конкурентов это выйти на мировой уровень. Ускоряющийся процесс интернационализации предприятий приводит к исследованию вопроса выработки моделей и стратегий сбыта товаров, работ и услуг не только в рамках страны, но и на международной арене. В статье описаны основные факторы, влияющие на выбор формы проникновения на рынки, модели выхода малых и средних предприятий на международные рынки, а также положительные и негативные стороны каждой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES INTO FOREIGN MARKETS

It is more and more difficult for companies to be modern enough to be more in demand than similar companies. Therefore, they need to improve their services, products, offer more interesting, high-quality and new. One way to get ahead of the competition is to go global. The accelerating process of internationalization of enterprises leads to the study of the use of models and strategies for the sale of goods, works and services not only within the country, but also in the international arena. The article deals with the main factors influencing the choice of the form of market penetration, the model of entry of small and medium-sized enterprises into the markets, as well as the positive and negative aspects of each model.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ВЫХОДА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ»

МОДЕЛИ ВЫХОДА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ

РЫНКИ

Е.А. Краюшкина, магистрант А.Н. Кусков, канд. воен. наук, доцент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-2-98-101

Аннотация. В современных условиях компаниям всё сложнее быть достаточно конкурентоспособными для того, чтобы быть более востребованными, чем такие же, аналогичные компании. Поэтому им необходимо совершенствовать свои услуги, продукты, предлагать более интересное, качественное и новое. Один из способов обойти конкурентов это выйти на мировой уровень. Ускоряющийся процесс интернационализации предприятий приводит к исследованию вопроса выработки моделей и стратегий сбыта товаров, работ и услуг не только в рамках страны, но и на международной арене. В статье описаны основные факторы, влияющие на выбор формы проникновения на рынки, модели выхода малых и средних предприятий на международные рынки, а также положительные и негативные стороны каждой модели.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, модели выхода на зарубежные рынки, факторы воздействия.

В современной действительности, при высокой степени развития коммуникационных технологий, разветвлённых путей транспортных сообщений, государственные границы государства приводят к исследованию вопроса выработки моделей и стратегий сбыта товаров, работ и услуг на разных рынках. Обеспечение более успешной реализации товаров, работ,

услуг на международных рынках невозможно без формирования и использования верной, эффективной модели и стратегии.

На практике выделяют факторы, которые, несомненно, воздействуют на выбор той или иной формы проникновения на рынки. Данные факторы подразделяются на внутренние и внешние (рис. 1).

Факторы, оказывающие влияние на выбор той или иной формы проникновения на рынки

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

культурные и социальные различия разных стран, наличие риска осуществления предпринимательской деятельности в

этих странах, ёмкость рынка, темпы его роста, уровень конкурентоспособности, наличие торговых барьеров, а также доступность каналов распределения

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

размер организации опыт её деятельности

Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на выбор формы проникновения на рынки [1]

Так, выход предприятий на международные рынки является естественной реакцией на разнообразные перемены. Су-

ществует три основные группы моделей по выходу компаний на рынки (рис. 2).

Экспортная модель выхода компаний на зарубежные рынки

•Высокий уровень контроля, высокая степень рисков, низкая гибкость

Иерархичная модели выхода компаний на зарубежные рынки

•разделение контроля и рисков, совместная собственность и управление ■--

Кооперативные модели выхода компаний на зарубежные рынки

•низкий уровень контроля, низкая степень рисков, высокая гибкость

Рис. 2. Модели выхода малых и средних предприятий на международные рынки [3]

Экспортная модель является наиболее распространенной. Ключевым преимуществом данной модели является то, что она позволяет организациям избежать значительных объемов затрат ресурсов для со-

здания в другом государстве производственных мощностей. Несмотря на данные преимущества, модель имеет ряд недостатков (рис. 3).

Недостатки

она достаточно уязвима к изменениям во внешней среде, в частности изменение в политической обстановки, в мировом экономическом пространстве

экспортная модель может оказаться экономически невыгодной, в том случае, если в других странах есть возможность производить товар с существенно

меньшими издержками

компании могут столкнуться с достаточно высокими таможенными пошлинами, которые приведут к чрезмерному удорожанию ее продукции за рубежом

Рис. 3. Недостатки экспортной модели

Так, экспортная модель выхода малых и средних компаний на международный рынок требует финансовых затрат. Модель подходит для фирм-новичков, когда компания начинает освоение внешних рынков, когда компании не могут быть уверены в высоком потенциальном объеме продаж своей продукции.

Кооперативные модели по выходу фирм на зарубежные рынки позволяют миновать значительное число тарифных, нетарифных барьеров экспортной модели. Кооперативное предпринимательство отлично от

экспортной модели тем, что у фирм появляется иностранный партнер, а также за рубежом формируются те или иные производственные мощности [2]. Отличительной особенностью кооперативной модели является то, что производство товара осуществляется, непосредственно, за рубежом, минуя затраты на транспортировку, таможенные пошлины и сборы. Несмотря на данные преимущества, модель имеет ряд недостатков (рис. 4).

Рис. 4. Недостатки кооперативной модели

Иерархичная модель выхода компаний на зарубежные рынки предполагает производство продукции за рубежом при обеспечении полного контроля за деятельностью новой компании в другом государстве [3].

Для сравнения между собой моделей выхода малых и средних компаний на международный рынок, сформируем диаграмму, которая будет отражать условные финансовые затраты и степень контроля (рис. 5).

Рис. 5. Сравнительная характеристика моделей выхода малых и средних компаний на

международный рынок

Исходя из содержания рисунка 5, можно сделать вывод:

- экспортная модель выступает в качестве простой формы выхода компания, характеризуемая минимальными инвестициями, низким уровнем контроля за реализацией продукции;

- кооперативная модель характеризуется более высокой степенью контроля за качественными характеристиками продукции, а также достаточно высоким объемом финансовых затрат;

- иерархичная модель характеризуется колоссальными инвестициями и осуществляет полный контроль за деятельностью иностранной компании.

Таким образом, был проведен анализ основных моделей выхода малых и средних компаний на международный рынок: экспортную, кооперативную и иерархич-ную. Рациональная и более успешная модель выхода малых и средних компаний на международный рынок является та, которая направлена на постепенный выход на рынки. Не является целесообразным приступать к прямому инвестированию и создавать дочернее предприятие, лучше начинать с малого и переходить поступательно на новые модели. Модели могут чередоваться между собой, комбинироваться для достижения наилучшего результата для компании.

Библиографический список

1. Геращенко И.Г. Факторы, влияющие на выбор стратегии выхода на международный рынок консалтинговых компаний // Экономика и мировая политика. - 2017. - №7. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/edu/vkr/206745039

2. Тихова У. Стратегии выхода на рынок. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://maed.ru/strategii-vyhoda-na-rynok/

3. Святченко Е.А. Сравнительная характеристика основных форм выхода компании на зарубежные рынки // Экономические исследования и разработки. - 2019. - №4. - [Электронный ресурс]. - Режим дотсупа: http://edrj.ru/article/08-08-19

4. Широкова Г.В. Выход на международный рынок российских фирм малого и среднего бизнеса: интегративный подход к анализу // Международная конкуренция. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шe:///D:/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D00/oBA0/oD00/oB8/vyhod -na-mezhdunarodnyy-rynok-rossiyskih-firm-malogo-i-srednego-biznesa-integrativnyy-podhod-k-analizu.pdf

MODELS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES INTO FOREIGN

MARKETS

E.A. Krayushkina, Graduate Student

A.N. Kuskov, Candidate of Military Sciences, Associate Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. It is more and more difficult for companies to be modern enough to be more in demand than similar companies. Therefore, they need to improve their services, products, offer more interesting, high-quality and new. One way to get ahead of the competition is to go global. The accelerating process of internationalization of enterprises leads to the study of the use of models and strategies for the sale of goods, works and services not only within the country, but also in the international arena. The article deals with the main factors influencing the choice of the form of market penetration, the model of entry of small and medium-sized enterprises into the markets, as well as the positive and negative aspects of each model.

Keywords: SMEs, models of entering foreign markets, factors influencing the choice offorms of penetration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.