Научная статья на тему 'Модели времени и манипуляции сознанием человека'

Модели времени и манипуляции сознанием человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
327
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / СОЗНАНИЕ / ЧЕЛОВЕК / ВРЕМЯ / ПРОСТРАНСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПАМЯТЬ / МАСС-МЕДИА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Поликарпова Елена Витальевна

Статья посвящена проблеме использования различных моделей времени для манипуляций сознанием человека, что обусловлено содержанием в модели времени ориентации человеческой деятельности на те или иные ценности и особенности восприятия мира. Особое внимание уделено модели виртуального времени, которая эффективно используется для манипуляции сознанием человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели времени и манипуляции сознанием человека»

Е.В. Поликарпова

МОДЕЛИ ВРЕМЕНИ И МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА

Статья посвящена проблеме использования различных моделей времени для манипуляций сознанием человека, что обусловлено содержанием в модели времени ориентации человеческой деятельности на те или иные ценности и особенности восприятия мира. Особое внимание уделено модели виртуального времени, которая эффективно используется для манипуляции сознанием человека.

Ключевые слова: манипуляция, сознание, человек, время, пространство, управление, культура, виртуальная реальность, память, масс-медиа.

В настоящее время для манипуляций сознанием человека весьма эффективно используются различные модели времени, т.к. в самой модели времени содержатся ориентация человеческой деятельности на те или иные ценности, особенности восприятия мира представителями той или иной культуры. В этом смысле модель времени есть «компас» культуры - схемы времени, задающей ориентацию культуре, чьим самосознанием является философия, выступающая основой управления социумом и манипуляцией сознанием человека. Согласно концепции научной философии, человек и его сознание являются результатом длительного процесса взаимодействия биологической и социальной эволюции. Целесообразно с этой позиции рассматривать природу человека и его сознания, а также модели времени, построенные на основе опыта, накопленного в медитационных исследованиях сознания архаическими религиозными системами (шаманизм и др.), эзотерической практикой (буддийской психологией и др.), т.к. глубинные процессы сознания не поддаются правилам аристотелевской логики, принципиально некомпьютеризуемы и в определенной степени описываются буддийской логикой. К исследованию функционирования мозга и психики человека требуется целостный подход, учитывающий, что в сердцевину ткани культуры входит время с его тремя модусами - прошлым, настоящим и будущим.

И хронос, и культура подчиняются принципу раПа rhei (все течет), причем в ХХ в. появился феномен «конгломератной культуры», т.е. современная культура - это своеобразный набор различных культурных микрокосмов, которые требуется синтезировать в единое целое.

Темпоральное управление обществом и поведением человека должно исходить из нравственной функции времени, которая фиксирует значение переживания времени в регуляции нравственного поведения человека. Жизнь человека конечна, поэтому проблема времени неразрывно связана с такой фундаментальной социально-нравственной проблемой, как смысл жизни. В философской, социологической, политической и художественной литературе великолепно показано, как смысл жизни используется в управлении поведением человека и групп власть имущих. Уже И.В. Гете в «Фаусте» показал, что человек, желающий остановить прекрасное мгновенье, изменяет своей природе, а современные писатели и поэты, от Пруста до Джойса, анализируют утраченное и текущее время. Данную ситуацию можно охарактеризовать следующим афоризмом Раммикара: «Логика создает утопию, а человеческая природа разрушает ее» [1, с. 84]. Время играет значительную роль в переживаниях человека, а способ его переживания существенно влияет на отношение к жизни, миру, образу жизни, т.е. можно рассматривать темпоральную регуляцию нравственного поведения человека и манипуляцию его сознанием. В ХХ в. акцентируется внимание на моральном аспекте данной проблемы (экзистенциализм, герменевтика, западное искусство и т.д.). Время - высший нравственный судья, отсюда его связь с такими понятиями, как «добро» и «зло», «нравственный идеал», «смысл жизни», «нравственная амнезия» и др. Например, связь времени и нравственной амнезии в книге французского писателя Э.М. Сьорана «Провал времени» характеризуется так: «Выпадение из вечности во время до сих пор было правилом; можно, однако, опуститься еще ниже: вообще выпасть из времени. Не исключено, что такой опыт, пока индивидуальный по своему характеру, станет в один прекрасный день фактом, относящимся ко всем» [2, с. 379]. Феномен «выпадения из времени» позволяет понять теорию американского писателя П. Рассела об эволюционном скачке к планетарному сознанию («Омега» Тейяра де Шардена и «сверхразум» Шри Ауробиндо), которая сродни утопически-прогностическим концепциям западной философии 70-х гг., приводящим в итоге не только к религии и мистицизму, но и к управлению процессом формирования искусственного, упрощенного по своей психической структуре человека в рамках Запада, чтобы из него строить кубики организаций, успешно функционирующих в процессе глобализации.

Время играет важную роль в переживаниях человека, при этом способ его переживаний существенно влияет на отношение к жизни, миру и образу жизни, что также принимается во внимание философией времени и лежит в основе управления поведением индивидов и манипуляции их

сознанием.

В научных исследованиях рассматриваются способы психической адаптации человека к времени, которым соответствуют четыре типа психологического мира с присущим каждому из них способу переживания времени [3]. При этом большое значение имеет и сфера бессознательного (досознательного) человеческой психики. В данном случае не следует забывать того фундаментального факта, что человеческий мозг обладает особым механизмом интеграции времени, охватывающим своим действием все области нашего переживания и поведения [4, с. 174-175]. В свете этого становится понятным значение темпорального характера манипуляций сознанием человека и управления поведением человека - основного звена всех стоящих над ним социальных систем.

Необходимо иметь в виду те значительные изменения в темпоральном управлении поведением индивидов и манипуляциях их сознанием, которые вызваны применением компьютерных технологий в жизнедеятельности современного человека: сейчас сформировалась новая модель времени - модель виртуального времени. Концепция времени детерминирует все виды человеческой деятельности, функционирование социальных групп и социума в целом, она лежит в основе восприятия временных параметров окружающего мира, что определяет поведение субъектов деятельности и управления [5, с. 454-456]. Иными словами, концепция времени играет решающую роль в физике, химии, биологии, психологии, социологии, экономике, политике,

в обыденной жизни, в системе образования и других сферах экзистенции человека.

Прежде всего, следует иметь в виду то существенное обстоятельство, что время, как и любой фундаментальный параметр окружающего мира, задано человеку миром культуры [5, с. 454]. Современная информационная культура представляет собой культуру реальной виртуальности, ассоциированную с электронно-интегрированными мультимедийными системами. Эта новая культура «вносит двоякий вклад в преобразование времени в нашем обществе: в виде одновременности и вневременности» [6, с. 429], расшифровывая тем самым понятие «вневременное время», или «виртуальное время».

Для системы управления социумом и поведением индивида существенно то обстоятельство, что можно манипулировать сознанием социальных групп и индивида посредством виртуального времени. Благодаря виртуальным технологиям человек оказывается в некоторой виртуальной реальности, представляющей собой один из видов символической реальности. Последняя является смысловой, знаковой конструкцией, генерируемой активностью психики человека. Виртуальная реальность не существует, подобно явлениям природы, в физическом смысле, т.к. она существовует только для сознания индивида. Символический характер виртуальной реальности означает, что она частично напоминает художественную реальность, частично - реальность сновидений [7].

Именно виртуальная реальность дает возможность человеку «прожить» множество «непрожитых жизней», представляющее собой скрытое измерение нашей психики. Это понятие «непрожитой жизни», с одной стороны, показывает, что реальная жизнь воспринимается как неисчерпаемая во всех своих возможностях; проживания одной жизни недостаточно, что генерирует представление о существовании жизни рядом с жизнью. С другой стороны, данное понятие свидетельствует о том, что имеется большая область утраченного, не использованного в жизни каждого человека. В обоих случаях возникает идея «утраченной жизни», ведущая к болезненной шизофренизации сознания индивида, т.к. ему хотелось бы прожить другую жизнь, пережить другое время. Об этом повествует тибетская легенда о короле, который, фантазируя, «умножал» себя в сотнях воображаемых образов. Цель - простое наслаждение испытанием всех возможных форм. Эта легенда фактически выражает потребность человека трансформировать свое «Я» в других разнообразных формах бытия (в многообразии растений, животных, вселенных), потребность человека постичь множество миров. Сейчас в связи с прогрессом в научном познании и развитии технологий эта потребность резко возросла, она получает возможность своего удовлетворения в использовании виртуальных технологий, посредством которых создаются иллюзорные миры [8].

В мире виртуальной реальности человек может воплощать свои версии «непрожитой жизни», трансформироваться в самые необычные формы, подобно королю из тибетской легенды, осуществить миллиарды фантасмагорий. Виртуальная реальность, действительно, позволяет человеку почувствовать себя, например, крокодилом или акулой, но только «как бы» почувствовать, ибо, во-первых, такое состояние является иллюзией, во-вторых, следует иметь мозг крокодила, чтобы почувствовать себя настоящим крокодилом. В плане нашей проблематики существенным является то, что виртуальная реальность ориентирует человека на получение наслаждения, характеризуемого ориентацией его на «здесь» и «теперь». Это дает правящей элите возможность манипулировать его сознанием, управлять поведением человека, погруженного в мир виртуальной реальности, подобно управлению в индийской цивилизации индивидами, стремящимися к удовольствиям.

В результате может возникнуть ситуация, подобная темпоральному управлению в империи инков. «Если на Западе общепринято понятие трехмерного пространства (главные характеристики - глубина,

длина и ширина) и тесно связанного с ним четвертого измерения - времени, то в инкской философии оба понятия - пространство и время - обозначались одним и тем же словом - пача... Такая трактовка пространства и времени неизбежно ведет к стиранию граней не только между этими основными философскими понятиями, но и между прошлым, настоящим и будущим» [9, с. 133]. Эти понятия времени и пространства вырабатывались инкскими философами - представителями высшей знати, принимавшими участие в управлении обществом. Понятие пача лежало в основе жесткого контроля и четко налаженного планирования, пронизывающих практически все сферы жизни империи инков [9, с. 136]. Это еще одно свидетельство, что философия управления обществом на Западе, принимающая во внимание компьютерные, виртуальные технологии, эффективно использует модели времени для манипуляции сознанием человека.

В целом можно утверждать, что система управления, основанная на компьютерных, виртуальных технологиях, позволяет сначала организовать управляющее воздействие на человека или социальные группы, а затем осуществить компьютеризованный выбор в «окнах» мгновения, чтобы склеить или разделить этот материал в соответствии со специфическими потребностями. «Школьное обучение, развлечения с помощью СМИ, специальные репортажи новостей или реклама, - подчеркивает М. Кастельс, - организуют темпоральность так, как это им удобно, поэтому достижения культуры, извлеченные из всего человеческого опыта, лишены временной последовательности. Если энциклопедии упорядочили человеческое знание по алфавиту, то электронные СМИ обеспечивают доступ к информации, выражению и восприятию ее в соответствии с побуждениями потребителя или с решениями производителя. Если поступать подобным образом, то вся упорядоченность значительных событий теряет свой внутренний хронологический ритм, и временная последовательность этих событий устанавливается в зависимости от социального контекста их использования. Таким образом, эта культура есть одновременно и культура вечного, и культура эфемерного. Вечного - потому, что она охватывает всю последовательность культурных выражений. Эфемерного - потому, что всякая организация, всякое специфическое упорядочение зависят от контекста и цели, ради достижения которой данный культурный конструкт требуется. Мы находимся не в культуре цикличности, а во вселенной недифференцированной темпоральности культурных выражений» [6, с. 429]. Таким образом, данная культура представляет собой культуру эфемерного - многоликую виртуальную, «сетевую» культуру, с которой связана недифференцированная темпоральность, позволяющая управлять поведением человека и манипулировать его сознанием.

Так как темпоральность неразрывно связана с памятью индивида и общества, то виртуальные технологии дают возможность управлять поведением социума и человека посредством манипулирования социальной и индивидуальной памятью. Как известно, свойства и функции индивидуального пространства и времени формируются на основе социальной памяти, являющейся существенным аспектом общественной жизни. Объясняется это тем, что социальная память не есть только фиксация прошлых состояний общественной системы и аккумуляции социального опыта, она -основа для прогнозирования будущего. Это форма фиксации, аккумуляции, хранения и репродуцирования различного рода состояний общественной системы, аппарат, без которого невозможны существование и функционирование общественной системы, нет ни социальной общности, ни личности.

Благодаря социальной памяти общественная система способна моделировать свои прошлые состояния. Социальная память связана с дифференциацией временной последовательности исторических событий: раньше, теперь, позже. Разделение труда, кооперация и разделение общественных функций, подчинение и соподчинение, пронизывающие все формы целенаправленной деятельности индивидов, требуют временной упорядоченности общественной деятельности. Социум вынужден постоянно соотносить актуальную деятельность с проблемами, решенными в прошлом, и предвосхищаемым будущим. Следовательно, социум как целое не может обойтись без мнемической функции. В развитии общества существенную роль играет связь прошлого с настоящим. Поэтому «основную философскую проблематику, связанную с мнемической моделью цивилизации, можно сформулировать как отношение, как соприкосновение прошлого с настоящей действительностью» [10, с. 224]. Социальная память общественной системы селективна, потому что иерархия ценностей детерминирует принципы отбора из собственного прошлого общества. Материал, события, факты и другие сведения, накопленные предыдущими поколениями, организуются в соответствии с направленностью интересов социальных слоев и классов*. Не связанная с доминирующими социальными и классовыми интересами информация преобразуется или забывается, вычеркивается из памяти человечества, как это случилось с этрусской цивилизацией.

Одним из мощных факторов, воздействующих на изменение социальной (исторической) памяти, являются средства массовой информации, особенно электронные масс-медиа, использующие компьютерные виртуальные технологии и Интернет. В современной социологической литературе отмечается факт структурной амнезии, внедряемой электронными масс-медиа в сознание общества и

индивида. «Отсутствие интереса к неощутимым изменениям... удваивает эффект структурной амнезии, которой благоприятствует логика мышления сегодняшним днем и конкуренция, навязывающая отождествление важного с новым (сенсация), что обрекает журналистов ежедневных новостей на создание обрывочной и непоследовательной картины мира» [11, с. 157]. Использование эффекта структурной амнезии способствует «вымазыванию» целых пластов социальной памяти, что дает возможность правящей элите конструировать желаемое будущее. Здесь следует принимать во внимание теорию Г. Крона о «тиринг-топологии» - «разорванном пространстве», существующем в топологии информационного пространства глобального социума.

Литература

1. Saying of Rammikar. Chicago, 1962.

2. Santargangeli P. Ksiega labirynta. W., 1982.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

4. Poppel E., Edingshaus A-L. Mozg - taemniczy kosmos. W., 1998.

5. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2000.

6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000.

7. Розин В.М. Философия техники. М., 2001.

8. Dovey J.,Kennedy H.W. Game Cultures. Glasgow, 2006.

9. Суарес Эспинель А. Особенности философской мысли инков // Вопросы философии. 1997. № 3.

10. Каракеев Т.Д. Семантические аспекты диалектики социального развития. Фрунзе, 1978.

11. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.