ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2013 Математика. Механика. Информатика Вып. 3(22)
УДК 519.86; 519.87
Модели восприимчивости робота к псевдовоспитанию
В. О. Михайлов, О. Г. Пенский, К. В. Черников, Ю. А. Шарапов
Пермский государственный национальный исследовательский университет Россия, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 [email protected]; (342) 2 396 424
Предложены математические оценки способности роботов к псевдовоспитанию. Описан способ вычисления впервые введенной авторами психологической характеристики -способности человека к воспитанию, - основанной на теории роботов и компьютерной про -грамме постановки голоса оратора.
Ключевые слова: робот; эмоции; воспитание; моделирование; программное обеспечение.
Введение
В настоящее время ученые США, Канады, Швеции, Южной Кореи и Японии ведут активные исследования по созданию человекоподобных роботов-гуманиодов. Согласно прогнозам мировой рынок роботов-гуманоидов к 2018 г. должен составить 25,5 миллиардов долларов.
При создании таких роботов важным становится разработка математического аппарата и программного обеспечения, моделирующего "эмоциональную" сферу функ-цио-нирования роботов-аналогов человека.
Так как создать точные копии эмоций человека у робота затруднительно и, наверное, невозможно, то к названию психо-логи-ческих характеристик робота, аналогич-ных психологическим характеристикам человека, будем в дальнейшем добавлять сочетание "псевдо-".
В работе [1] введено определение псевдовоспитания робота, основанного на испытываемых им псевдоэмоциях. В работе [2] введены понятия псевдовоспитательных уровней, характеризующих процесс псевдовоспитания робота при условии, что робот испытывает только положительные псевдоэмоции.
© Михайлов В.О., Пенский О.Г., Черников К.В., Шарапов Ю.А., 2013
В работе [2] впервые введены модели восприимчивости к песвдовоспитанию ^ и относительной восприимчивости к псев-до-воспитанию ~ робота, причем параметр ~ является безразмерной величиной и ~ X 30,18. Согласно [2] восприимчивость к псевдо-воспитанию ^ равномернозабывчиво-го робота с равноценными эмоциями удовлетворяет соотношению
Я
1 н
Н R,
(1)
где Я - элементарное пседовоспитание робота, 7 - коэффициент памяти робота, R -псевдовоспитание робота, при котором происходит переход робота на следующий псевдовоспитательный уровень.
Задавая величину ^ и вычисляя в процессе псевдовоспитания значение R , согласно соотношению (1) можно моделировать переход от первого псевдовоспитательного уровня на второй псевдовоспитательный уровень алгоритма Узнадзе [2].
Согласно работе [2] справедливо равенство
, * М Н77
~ Т -
Я
(2)
В работе [3] введено условие перехода от одного псевдовоспитательного уровня к
другому, отличное от соотношения (1). Это условие формулируется следующим образом: "Переход с первого уровня на второй осуществляется, если справедливо равенство
1 м г 1 м ¿Н1
а 1 Н 7 Н а 1 Т ^
а—;-Н а-;--' 1
1 Н 1 1 Н 1 1
(3)
где '1 - заданная малая величина, большая нуля, г - номер такта, при котором происходит переход на следующий уровень псевдовоспитания робота" [3].
Определим связь между величинами ^
Математические оценки восприимчивости роботов к псевдовоспитанию
Так как в настоящей статье рассматриваются равномернозабывчивые роботы с равноценными положительными псевдоэмо-ция-ми, то соотношение (1) можно записать в виде
1 Н Т 1 н1г
а—— н ^т а—;— 1 Н 1 1 Н 1
(4)
Прибавляя к равенству (3) равенство (4) и производя несложные преобразования, получим формулу
1
1Т а-
гН 1
н
(5)
а
1 Н 1
н
(6)
Очевидно, что для перехода от одного псевдовоспитательного уровня к после-дую-щему уровню, должно выполняться соотношение ^ 1 0 . Исходя из этого неравенства и формулы (5), получим неравенство
гН 1
л а
1 Н
(7)
Переходя к термину относительной восприимчивости робота к псевдовоспитанию, с учетом соотношения (2), можно записать цепочку соотношений
- Т
гН 1
1
а -—
^ ! 1 Н 1 Т ' Н1
а
1Н1
л Тг
а ТйТ
(8)
1 Н 1
Исходя из соотношения (5), очевидна справедливость неравенства
Таким образом, связь между величиной - , коэффициентом памяти 1 и порядковым номером такта г, при котором происходит переход на следующий псевдовоспи-татель-ный уровень, определяется неравенством
- { 1'Н1 . (9)
Заметим, что полученные оценки (4), (5), (7) и (9) могут применяться при задании исходных параметров в компьютерных программах, моделирующих псевдовос-питатель-ный процесс робота при переходе с одного псевдовоспитательного уровня на другой псевдовоспитательный уровень [2].
Способ численной оценки восприимчивости человека к воспитанию
Предложим описание способа приближенной оценки величины восприимчивости человека к воспитанию, основанного на вышеприведенных формулах.
В работе [1] приведено описание программы SoundBot, моделирующей мимическую псевдоэмоциональную реакцию робота [4]. Согласно описанию функциональных возможностей этой программы она может использоваться при постановке голоса оратора.
Можно считать, что в качестве потенциального зрителя выступает робот с неабсолютной памятью [1], который способен проявлять свою псевдоэмоциональную реакцию на выступление оратора, подобную эмоциональной реакции человека-зрителя. Таким образом, методика постановки голоса сводится к следующим шагам [5]:
1. Задание верхнего и нижнего порогов положительной псевдоэмоции робота, которые определяют диапазон громкости голоса, в который происходит постановка.
2. Обучение. Оказание воздействия на робота звуковыми сюжетами до момента выработки только г положительных последовательно идущих друг за другом псевдоэмоций.
3. Отдых (перерыв во взаимодействии с роботом).
и
4. Тестирование постановки го-
лоса (выработка первой положительной псевдоэмоции). На основе вышеописанной методики проведена серия экспериментов по по-
Таблица 1. Результаты эксперимент
становке голоса с испытуемыми, коэффициенты памяти которых определены ранее [5]. Результаты экспериментов представлены в таблице.
? по постановке голоса оратора
№ экс. P верх. P ниж. Кол-во непр. полож. тактов Коэф. 0 № ТППЭ1 № ТППЭ2
1 80 10 20 0,7 5 2
2 80 10 20 0,9 4 1
3 80 10 20 0,7 5 3
4 80 10 20 0,9 2 1
5 80 10 20 0,6 3 1
6 80 10 20 0,9 4 3
7 80 10 20 0,8 4 3
8 80 10 20 0,9 3 2
*№ ТППЭ1 - номер такта первой положительной псевдоэмоции при обучении. № ТППЭ2 - номер такта первой положительной псевдоэмоции при тестировании
Как видно из табл. 1, при тестировании номер такта первой положительной псевдоэмоции меньше, чем при обучении, следовательно, можно говорить о некоторой постановке голоса на нужный диапазон громкости. Таким образом, проведенная серия экспериментов по постановке голоса показала возможность применения разработанных программных систем и методики для решения данной прикладной задачи.
Исходя из описанной методики постановки голоса оратора можно предложить способ приближенного определения величин - и ^ для человека при постановке его голоса.
Этот способ определяется следующими шагами:
1. Задается количество требуемых непрерывных тактов г с положительными псевдоэмоциями.
2. Используется описанная выше методика постановки голоса оратора.
3. Если значение ТППЭ2 равно единице, то строится эквивалентный псевдовоспитательный процесс [1], на основе которого вычисляется величина а , иначе идти к 6.
4. Вычисляется значение ^ по формуле (1) и величина - по формуле (2).
5. Идти к 9.
6. Делается длительный перерыв в экспериментах, который определяют специалисты-психологи и во время которого испы-
туемый забывает результаты прошедшего эксперимента по постановке его голоса.
7. Увеличивается количество требуемых непрерывных положительных тактов г .
8. Идти к 2.
9. Конец.
Опишем другой способ приближенного вычисления численного значения - , основанный на математической теории эквивалентного псевдовоспитательного процесса робота [1,
5].
Пусть известны коэффициенты памяти человека и результаты измерений воспитаний (псевдовоспитаний) человека (робота). Тогда согласно работам [1, 5] для эмоций (или псевдоэмоций) можно построить эквивалентный воспитательный процесс с фиктивными тактами.
Для чередования тактов серии: "такты -фиктивные такты - такты" - формула воспитания человека (псевдовоспитания робота)
] с к примет вид
^ , Т а 1 н 1 с 116 к
16 к 1 Ч 1 ,', и
а
1Н1
1 Н 1 1 Н 1
где г - количество первых тактов в серии, 1 - количество фиктивных тактов в серии, к -количество тактов в третьей очереди серии.
В работе [1] впервые введены модели восприимчивости к песвдовоспитанию ^ и
относительной восприимчивости к псевдовоспитанию ~ робота, причем параметр ~ является безразмерной величиной и ~ X 30,18.
Используя табл. 1 и предполагая, что в результате завершения второго измерения воспитаний при получении первой положительной псевдоэмоции (столбец Т ППЭ2) робот достигает псевдовоспитания, при котором происходит переход на следующий уровень алгоритма Узнадзе [2], можно записать соотношение
Используя формулу (2) для вычисления относительной восприимчивости ~ к псевдовоспитанию с учетом соотношения (10), получим равенство
н
67
16 11
(11)
Я
1н
С 7 16 кЯ
1н
1н
Я
1н
1н
из которого следует равенство
Я
1 Н 7
нЯ
1 Н 7
Н 7 16 кЯ
1 Н 7
(10)
Анализируя равенство (11), можно сделать вывод о том, что при больших значениях 1 и 1 величинами 7 1 и 7 161 можно пренебречь и вычислять относительную восприимчивость к псевдовоспитанию по приближенной формуле
~ Т 7 к .
Основываясь на результатах экспериментов, приведенных в табл. 1, и соотношении (11), можно вычислить величину ~ . Результаты расчетов приведены в табл. 2.
1 Н 7 1 Н 7
Таблица 2. Значения восприимчивости к псевдовоспитанию
№п/п 7 1 1 к **
1 0,7 20 20 2 0,49
2 0,9 20 20 1 0,89
3 0,7 20 20 3 0,34
4 0,9 20 20 1 0,89
5 0,6 20 20 1 0,59
6 0,9 20 20 3 0,73
7 0,8 20 20 3 0,51
8 0,9 20 20 2 0,81
к
к
Анализируя табл. 2, можно сделать вывод о том, что большему коэффициенту памяти робота соответствует большая относительная восприимчивость к псевдовоспитанию (за исключением строки 5 табл. 2).
Согласно работе [5] психологические параметры, описываемые в табл. 1 и табл. 2, можно принять в качестве приближенных психологических характеристик человека, поэтому относительную восприимчивость к псевдовоспитанию робота можно при первом приближении принять равной относительной восприимчивости к воспитанию человека.
Заключение
Таким образом, в предлагаемой статье приведены математические модели характеристик восприимчивости робота к псевдовоспитанию и предложен способ приближенного вы-
числения этих оценок у человека и робота на примере постановки голоса ораторов.
Список литературы
1. Пенский О.Г., Черников К.В. Основы математической теории эмоциональных роботов: монография / Перм. гос. ун-т. Пермь. 2010. 256 с.
2. Пенский О.Г., Черников К.В. Математические модели психологических установок роботов // Искусственный интеллект и принятие решений. 2013. № 2. С. 95-99.
3. Шарапов Ю.А. Модификация алгоритма Узнадзе в аспекте кратковременной долговременной памяти робота // Вестник Пермского университета. 2013. Математика. Механика. Информатика. Вып. 1. С. 50-53.
4. Черников К.В. Программа SoundBot -программа, моделирующая мимическую эмоциональную реакцию робота / Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. № 2010612670, за-
регистрировано 19 апреля 2010 г.
5. Черников К.В. Математические модели роботов с неабсолютной памятью / Рукопись дисс. ... канд. физ. мат. наук. ПНИ-ПУ. 2013. 138 с.
Susceptibility to model the robot pseudo-education
V. O. Mikhailov, O. G. Penskii, K. V. Chernikov, Y. A. Sharapov
Perm State University, Russia, 614990, Perm, Bukirev st., 15 [email protected]; (342) 2 396 424
The mathematical evaluation of the ability of robots to pseudo-education. A method for calculating first introduced by the authors of psychological characteristics - the human capacity for education - based on the theory of robots and computer program of voice of the speaker.
Key words: robot; emotions; education; simulation; software.