Научная статья на тему 'Модели восприимчивости робота к псевдовоспитанию'

Модели восприимчивости робота к псевдовоспитанию Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБОТ / ЭМОЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ROBOT / EMOTIONS / EDUCATION / SIMULATION / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Михайлов В. О., Пенский О. Г., Черников К. В., Шарапов Ю. А.

Предложены математические оценки способности роботов к псевдовоспитанию. Описан способ вычисления впервые введенной авторами психологической характеристики -способности человека к воспитанию, основанной на теории роботов и компьютерной про -грамме постановки голоса оратора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Susceptibility to model the robot pseudo-education

The mathematical evaluation of the ability of robots to pseudo-education. A method for calculating first introduced by the authors of psychological characteristics the human capacity for education based on the theory of robots and computer program of voice of the speaker.

Текст научной работы на тему «Модели восприимчивости робота к псевдовоспитанию»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2013 Математика. Механика. Информатика Вып. 3(22)

УДК 519.86; 519.87

Модели восприимчивости робота к псевдовоспитанию

В. О. Михайлов, О. Г. Пенский, К. В. Черников, Ю. А. Шарапов

Пермский государственный национальный исследовательский университет Россия, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 ogpensky@mail.ru; (342) 2 396 424

Предложены математические оценки способности роботов к псевдовоспитанию. Описан способ вычисления впервые введенной авторами психологической характеристики -способности человека к воспитанию, - основанной на теории роботов и компьютерной про -грамме постановки голоса оратора.

Ключевые слова: робот; эмоции; воспитание; моделирование; программное обеспечение.

Введение

В настоящее время ученые США, Канады, Швеции, Южной Кореи и Японии ведут активные исследования по созданию человекоподобных роботов-гуманиодов. Согласно прогнозам мировой рынок роботов-гуманоидов к 2018 г. должен составить 25,5 миллиардов долларов.

При создании таких роботов важным становится разработка математического аппарата и программного обеспечения, моделирующего "эмоциональную" сферу функ-цио-нирования роботов-аналогов человека.

Так как создать точные копии эмоций человека у робота затруднительно и, наверное, невозможно, то к названию психо-логи-ческих характеристик робота, аналогич-ных психологическим характеристикам человека, будем в дальнейшем добавлять сочетание "псевдо-".

В работе [1] введено определение псевдовоспитания робота, основанного на испытываемых им псевдоэмоциях. В работе [2] введены понятия псевдовоспитательных уровней, характеризующих процесс псевдовоспитания робота при условии, что робот испытывает только положительные псевдоэмоции.

© Михайлов В.О., Пенский О.Г., Черников К.В., Шарапов Ю.А., 2013

В работе [2] впервые введены модели восприимчивости к песвдовоспитанию ^ и относительной восприимчивости к псев-до-воспитанию ~ робота, причем параметр ~ является безразмерной величиной и ~ X 30,18. Согласно [2] восприимчивость к псевдо-воспитанию ^ равномернозабывчиво-го робота с равноценными эмоциями удовлетворяет соотношению

Я

1 н

Н R,

(1)

где Я - элементарное пседовоспитание робота, 7 - коэффициент памяти робота, R -псевдовоспитание робота, при котором происходит переход робота на следующий псевдовоспитательный уровень.

Задавая величину ^ и вычисляя в процессе псевдовоспитания значение R , согласно соотношению (1) можно моделировать переход от первого псевдовоспитательного уровня на второй псевдовоспитательный уровень алгоритма Узнадзе [2].

Согласно работе [2] справедливо равенство

, * М Н77

~ Т -

Я

(2)

В работе [3] введено условие перехода от одного псевдовоспитательного уровня к

другому, отличное от соотношения (1). Это условие формулируется следующим образом: "Переход с первого уровня на второй осуществляется, если справедливо равенство

1 м г 1 м ¿Н1

а 1 Н 7 Н а 1 Т ^

а—;-Н а-;--' 1

1 Н 1 1 Н 1 1

(3)

где '1 - заданная малая величина, большая нуля, г - номер такта, при котором происходит переход на следующий уровень псевдовоспитания робота" [3].

Определим связь между величинами ^

Математические оценки восприимчивости роботов к псевдовоспитанию

Так как в настоящей статье рассматриваются равномернозабывчивые роботы с равноценными положительными псевдоэмо-ция-ми, то соотношение (1) можно записать в виде

1 Н Т 1 н1г

а—— н ^т а—;— 1 Н 1 1 Н 1

(4)

Прибавляя к равенству (3) равенство (4) и производя несложные преобразования, получим формулу

1

1Т а-

гН 1

н

(5)

а

1 Н 1

н

(6)

Очевидно, что для перехода от одного псевдовоспитательного уровня к после-дую-щему уровню, должно выполняться соотношение ^ 1 0 . Исходя из этого неравенства и формулы (5), получим неравенство

гН 1

л а

1 Н

(7)

Переходя к термину относительной восприимчивости робота к псевдовоспитанию, с учетом соотношения (2), можно записать цепочку соотношений

- Т

гН 1

1

а -—

^ ! 1 Н 1 Т ' Н1

а

1Н1

л Тг

а ТйТ

(8)

1 Н 1

Исходя из соотношения (5), очевидна справедливость неравенства

Таким образом, связь между величиной - , коэффициентом памяти 1 и порядковым номером такта г, при котором происходит переход на следующий псевдовоспи-татель-ный уровень, определяется неравенством

- { 1'Н1 . (9)

Заметим, что полученные оценки (4), (5), (7) и (9) могут применяться при задании исходных параметров в компьютерных программах, моделирующих псевдовос-питатель-ный процесс робота при переходе с одного псевдовоспитательного уровня на другой псевдовоспитательный уровень [2].

Способ численной оценки восприимчивости человека к воспитанию

Предложим описание способа приближенной оценки величины восприимчивости человека к воспитанию, основанного на вышеприведенных формулах.

В работе [1] приведено описание программы SoundBot, моделирующей мимическую псевдоэмоциональную реакцию робота [4]. Согласно описанию функциональных возможностей этой программы она может использоваться при постановке голоса оратора.

Можно считать, что в качестве потенциального зрителя выступает робот с неабсолютной памятью [1], который способен проявлять свою псевдоэмоциональную реакцию на выступление оратора, подобную эмоциональной реакции человека-зрителя. Таким образом, методика постановки голоса сводится к следующим шагам [5]:

1. Задание верхнего и нижнего порогов положительной псевдоэмоции робота, которые определяют диапазон громкости голоса, в который происходит постановка.

2. Обучение. Оказание воздействия на робота звуковыми сюжетами до момента выработки только г положительных последовательно идущих друг за другом псевдоэмоций.

3. Отдых (перерыв во взаимодействии с роботом).

и

4. Тестирование постановки го-

лоса (выработка первой положительной псевдоэмоции). На основе вышеописанной методики проведена серия экспериментов по по-

Таблица 1. Результаты эксперимент

становке голоса с испытуемыми, коэффициенты памяти которых определены ранее [5]. Результаты экспериментов представлены в таблице.

? по постановке голоса оратора

№ экс. P верх. P ниж. Кол-во непр. полож. тактов Коэф. 0 № ТППЭ1 № ТППЭ2

1 80 10 20 0,7 5 2

2 80 10 20 0,9 4 1

3 80 10 20 0,7 5 3

4 80 10 20 0,9 2 1

5 80 10 20 0,6 3 1

6 80 10 20 0,9 4 3

7 80 10 20 0,8 4 3

8 80 10 20 0,9 3 2

*№ ТППЭ1 - номер такта первой положительной псевдоэмоции при обучении. № ТППЭ2 - номер такта первой положительной псевдоэмоции при тестировании

Как видно из табл. 1, при тестировании номер такта первой положительной псевдоэмоции меньше, чем при обучении, следовательно, можно говорить о некоторой постановке голоса на нужный диапазон громкости. Таким образом, проведенная серия экспериментов по постановке голоса показала возможность применения разработанных программных систем и методики для решения данной прикладной задачи.

Исходя из описанной методики постановки голоса оратора можно предложить способ приближенного определения величин - и ^ для человека при постановке его голоса.

Этот способ определяется следующими шагами:

1. Задается количество требуемых непрерывных тактов г с положительными псевдоэмоциями.

2. Используется описанная выше методика постановки голоса оратора.

3. Если значение ТППЭ2 равно единице, то строится эквивалентный псевдовоспитательный процесс [1], на основе которого вычисляется величина а , иначе идти к 6.

4. Вычисляется значение ^ по формуле (1) и величина - по формуле (2).

5. Идти к 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Делается длительный перерыв в экспериментах, который определяют специалисты-психологи и во время которого испы-

туемый забывает результаты прошедшего эксперимента по постановке его голоса.

7. Увеличивается количество требуемых непрерывных положительных тактов г .

8. Идти к 2.

9. Конец.

Опишем другой способ приближенного вычисления численного значения - , основанный на математической теории эквивалентного псевдовоспитательного процесса робота [1,

5].

Пусть известны коэффициенты памяти человека и результаты измерений воспитаний (псевдовоспитаний) человека (робота). Тогда согласно работам [1, 5] для эмоций (или псевдоэмоций) можно построить эквивалентный воспитательный процесс с фиктивными тактами.

Для чередования тактов серии: "такты -фиктивные такты - такты" - формула воспитания человека (псевдовоспитания робота)

] с к примет вид

^ , Т а 1 н 1 с 116 к

16 к 1 Ч 1 ,', и

а

1Н1

1 Н 1 1 Н 1

где г - количество первых тактов в серии, 1 - количество фиктивных тактов в серии, к -количество тактов в третьей очереди серии.

В работе [1] впервые введены модели восприимчивости к песвдовоспитанию ^ и

относительной восприимчивости к псевдовоспитанию ~ робота, причем параметр ~ является безразмерной величиной и ~ X 30,18.

Используя табл. 1 и предполагая, что в результате завершения второго измерения воспитаний при получении первой положительной псевдоэмоции (столбец Т ППЭ2) робот достигает псевдовоспитания, при котором происходит переход на следующий уровень алгоритма Узнадзе [2], можно записать соотношение

Используя формулу (2) для вычисления относительной восприимчивости ~ к псевдовоспитанию с учетом соотношения (10), получим равенство

н

67

16 11

(11)

Я

С 7 16 кЯ

Я

из которого следует равенство

Я

1 Н 7

нЯ

1 Н 7

Н 7 16 кЯ

1 Н 7

(10)

Анализируя равенство (11), можно сделать вывод о том, что при больших значениях 1 и 1 величинами 7 1 и 7 161 можно пренебречь и вычислять относительную восприимчивость к псевдовоспитанию по приближенной формуле

~ Т 7 к .

Основываясь на результатах экспериментов, приведенных в табл. 1, и соотношении (11), можно вычислить величину ~ . Результаты расчетов приведены в табл. 2.

1 Н 7 1 Н 7

Таблица 2. Значения восприимчивости к псевдовоспитанию

№п/п 7 1 1 к **

1 0,7 20 20 2 0,49

2 0,9 20 20 1 0,89

3 0,7 20 20 3 0,34

4 0,9 20 20 1 0,89

5 0,6 20 20 1 0,59

6 0,9 20 20 3 0,73

7 0,8 20 20 3 0,51

8 0,9 20 20 2 0,81

к

к

Анализируя табл. 2, можно сделать вывод о том, что большему коэффициенту памяти робота соответствует большая относительная восприимчивость к псевдовоспитанию (за исключением строки 5 табл. 2).

Согласно работе [5] психологические параметры, описываемые в табл. 1 и табл. 2, можно принять в качестве приближенных психологических характеристик человека, поэтому относительную восприимчивость к псевдовоспитанию робота можно при первом приближении принять равной относительной восприимчивости к воспитанию человека.

Заключение

Таким образом, в предлагаемой статье приведены математические модели характеристик восприимчивости робота к псевдовоспитанию и предложен способ приближенного вы-

числения этих оценок у человека и робота на примере постановки голоса ораторов.

Список литературы

1. Пенский О.Г., Черников К.В. Основы математической теории эмоциональных роботов: монография / Перм. гос. ун-т. Пермь. 2010. 256 с.

2. Пенский О.Г., Черников К.В. Математические модели психологических установок роботов // Искусственный интеллект и принятие решений. 2013. № 2. С. 95-99.

3. Шарапов Ю.А. Модификация алгоритма Узнадзе в аспекте кратковременной долговременной памяти робота // Вестник Пермского университета. 2013. Математика. Механика. Информатика. Вып. 1. С. 50-53.

4. Черников К.В. Программа SoundBot -программа, моделирующая мимическую эмоциональную реакцию робота / Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. № 2010612670, за-

регистрировано 19 апреля 2010 г.

5. Черников К.В. Математические модели роботов с неабсолютной памятью / Рукопись дисс. ... канд. физ. мат. наук. ПНИ-ПУ. 2013. 138 с.

Susceptibility to model the robot pseudo-education

V. O. Mikhailov, O. G. Penskii, K. V. Chernikov, Y. A. Sharapov

Perm State University, Russia, 614990, Perm, Bukirev st., 15 ogpensky@mail.ru; (342) 2 396 424

The mathematical evaluation of the ability of robots to pseudo-education. A method for calculating first introduced by the authors of psychological characteristics - the human capacity for education - based on the theory of robots and computer program of voice of the speaker.

Key words: robot; emotions; education; simulation; software.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.