МОДЕЛИ ВНУТРИФИРМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РИТЕЙЛЕ
В.Е. Черникова, канд. экон. наук, доцент В.И. Влачуга, магистрант
Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)
Б01: 10.24411/2411-0450-2019-11141
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты внутрифирменного управления торгово-розничной сетью. Изучены теоретические вопросы формирования основных моделей управления торговыми розничными сетями, а также практические аспекты выбора эффективной модели управления. Проведен анализ модели управления крупной торговой сетью. Сделан вывод об успешном применении в современной ритейле комплексной модели внутрифирменного управления, сочетающей в себе холдинговую структуру и централизованное управление.
Ключевые слова: внутрифирменное управление, торговая сеть, ритейл холдинг, модель, анализ, эффективность.
В современных условиях розничный рынок представлен крупными ритейлера-ми, реализующими огромное количество аналогичных товаров через магазины различных форматов, расположенных территориально удаленно от головной компании [1, с. 28]. В таких условиях руководство торговой сети сталкивается с проблемами формирования внутрифирменного управления и организации управления бизнес-процессами. В этой связи задачей построения эффективной модели внутрифирменного управления торговой сетью является выбор модели управления.
На практике можно выделить три основные модели организации внутрифирменного управления торгово-розничными предприятиями: централизованную, холдинговую и комплексную. Каждая из моделей имеет свои преимущества и недостатки. При этом выбор модели во многом зависит от типа торговой сети [2, с. 45].
Централизованная модель используется для управления региональными торговыми сетями. Данная модель основана на организации единого центра управления торговой сетью, что позволяет снижать издержки и ускорять выполнение всех бизнес-процессов. Однако единоличное управление из центра ограничивает самостоятельность региональных менеджеров, которые не могут учесть специфику отдельных регионов, вследствие чего эффек-
тивность централизованной системы управления снижается [3, с. 137].
Холдинговая модель, как правило, используется при управлении транснациональными торговыми сетями. Данная модель характеризуется наличием центра закупочной деятельности, который осуществляет оперативное управление торговыми объектами. Чаще всего холдинговая модель характерна для розничных операторов, не имеющих распределительных центров, поэтому функция оперативного взаимодействия с поставщиками делегируется магазинам [4, с. 101].
Комплексная модель является сочетанием централизованной и холдинговой модели. Такая модель позволяет объединить самостоятельные субъекты хозяйствования единым центром, в котором осуществляется управление закупочной деятельностью, логистикой, операциями по учету, анализу, отчетности и т.д. При этом значительно увеличивается штат управления, но благодаря сокращению многих бизнес-функций данная модель позволяет задействовать в торговых точках только персонал, работающий непосредственно с покупателями [5, с. 122].
Как правило, комплексная модель характерна для национальных торговых сетей, но в зависимости от перевеса в сторону холдинговой или централизованной модели управления может быть использо-
вана региональными и транснациональными торговыми сетями [6, с. 95].
В настоящее время одной из крупнейших торговых сетей на российском рынке
является торговая сеть «Магнит». Организационная структура управления торговой сетью представлена на рисунке.
Рисунок. Организационная структура управления торговой сетью «Магнит»
Операционной компанией, осуществляющей оперативное управление бизнес-процессами торговой сети является АО «Тандер».
Торговая сеть «Магнит» является холдинговой компанией группы обществ, осуществляющих различные виды деятельности. В составе группы имеется индустриальный парк, на территории которого расположены компании, выпускающие продукцию для торговой сети «Магнит» [7].
В структуру группы компаний входят следующие предприятия [8]:
- ООО «Кондитер Кубани», ООО «Кубанский комбинат хлебопродуктов», осуществляющие производство хлеба и кондитерских изделий для сети магазинов «Магнит»;
- ООО «ТК Зеленая линия» - тепличный комплекс, осуществляющий выращивание собственных овощей для сети магазинов «Магнит»;
- ООО «Морозные продукты», данная компания осуществляет производство мясных полуфабрикатов;
- ООО «Волшебная свежесть» - производство бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического на-
значения, а также моющих и чистящих средств;
- ООО «ТД-Холдинг» - компания осуществляет производство тары и упаковку продукции.
В целом, наличие собственного производства позволяет компании экономить значительные средства на поиск поставщиков и поддержание ассортимента товаров, контролировать маржу и качество продукции.
В целях снижения издержек на электроэнергию, группой компаний в 2013 г. создано ООО «Магнитэнерго» - первая в России энергетическая компания, обеспечивающая магазины торговой сети электроэнергией [7].
По состоянию на 30.06.2019 г. сеть «Магнит» насчитывает 19884 магазинов. Магазины розничной торговой сети расположены в 2976 населенных пунктах российской Федерации. В 2018 г. торговая сеть «Магнит» стала совладельцем фарм-дистрибьютора АО «СИА Интернейшнл Лтд», что позволит в дальнейшем развить собственный бизнес по продаже лекарств и препаратов через сеть торговых точек «Магнит-Аптека» [7].
У компании создана собственная логи- «Магнит» представлена комплексной мо-стическая система, которая насчитывает 37 делью и сочетает в себе признаки холдин-современных распределительных центров, говой и централизованной моделей. Реали-а также автопарк, состоящий из 6000 ав- зуемая в торговой сети модель управления томобилей. включает в себя элементы централизован-
Также, в рамках торговой и логистиче- ной системы управления закупками, прие-ской деятельности группой компаний мом заказов, логистикой и другими биз-«Магнит» заключены партнерские догово- нес-процессами. Данные элементы функ-ры, реализация которых направлена на ционируют в рамках единой сетевой кон-распространение торговой сети в села и цепции, что в свою очередь обеспечивает менее населенные города России, и повы- снижение издержек и повышение эффек-шение качества обслуживания покупате- тивности функционирования как отдель-лей. ных предприятий, входящих в группу, так
Таким образом, система внутрифир- и всей торговой сети «Магнит». менного управления торговой сетью
Библиографический список
1. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие / под ред. А.А. Есютина и Е.В. Карповой - М.: Кнорус, 2015. - 416 с.
2. Чеглов В.П. Интеграция торговли в России: теория и практика: монография. - М.: Проспект, 2016. - 176 с.
3. Гребенюк Д.В. Модели построения торговых сетей // Российское предпринимательство. - 2012. - Т. 13. - № 23. - С. 137-142.
4. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник. - М.: Инфра-М, 2019. - 192 c.
5. Шнорр Ж. П.. Состояние и развитие торговли территории в условиях глобализации: теория, методология, практика [Электронный ресурс]: диссертация ... доктора экономических наук. - Красноярск: СФУ, 2015.
6. Черникова В.Е. Формирование инновационных территориальных кластеров как инструментов реализации стратегии социально-экономического развития России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S6. - С. 94-99. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76079.html
7. Официальный сайт ПАО «Магнит». URL: http://ir.magnit.com/ru (дата обращения: 13.08.2019)
8. РБК «Магнит» создал компании для выпуска полуфабрикатов и бытовой химии URL:https://www.rbc.ru/business/04/07/2017/ 5959f9239a7947446bc61b36 (дата обращения: 13.08.2019)
MODELS OF INTERNAL MANAGEMENT IN MODERN RETAIL
V.E. Chernikova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor V.I. Vlachuga, Graduate Student Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article discusses the theoretical aspects of the internal management of the retail and retail network. The theoretical issues of the formation of the basic models of retail retail chain management, as well as the practical aspects of choosing an effective management model are studied. The analysis of the management model of a large distribution network. The conclusion is drawn about the successful application in modern retail of an integrated model of internal management combining a holding structure and centralized management.
Keywords: intercompany management, distribution network, retail holding, model, analysis, efficiency.