Научная статья на тему 'МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯХ'

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / СПИРАЛЕВИДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / KNOWLEDGE MANAGEMENT MODEL / SPIRAL MOVEMENT OF KNOWLEDGE / INNOVATIVE BUSINESS / INTELLECTUAL CAPITAL / BUSINESS PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжао Ди

В данной статье проанализированы существующие модели управления знаниями и сфокусировано внимание на сложности адаптации зарубежных систем управления знаниями в современных условиях деятельности отечественных предприятий. Также, в статье предложена модель управления знаниями, которая построена на системно-процессном подходе и предполагает взаимодействие трех составляющих: человеческого потенциала, организационных и бизнес-процессов. Обоснованно преимущества применения данной модели на практике такие, как увеличение эффективности использования всех имеющихся ресурсов предприятия, внедрение инноваций, снижения затрат от неиспользованных интеллектуальных активов, способствует получению дополнительных конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE MANAGEMENT MODELS IN BUSINESS ORGANIZATIONS

This article analyzes existing models of knowledge management and focuses on the complexity of adapting foreign knowledge management systems in the current conditions of domestic enterprises. Also, the article proposed a knowledge management model that is built on a system-process approach and involves the interaction of three components: human potential, organizational and business processes. The grounded advantages of using this model in practice, such as increasing the efficiency of using all available resources of an enterprise, introducing innovations, reducing costs from unused intellectual assets, contribute to obtaining additional competitive advantages.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯХ»

УДК 005.94

Чжао Ди студент магистратуры ФГБОУВО «Московский педагогический государственный университет» Институт социально-гуманитарного образования кафедра экономической теории и менеджмента направленность (профиль) «Управлениеразвитием персонала»

Россия, г. Москва

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯХ

В данной статье проанализированы существующие модели управления знаниями и сфокусировано внимание на сложности адаптации зарубежных систем управления знаниями в современных условиях деятельности отечественных предприятий. Также, в статье предложена модель управления знаниями, которая построена на системно-процессном подходе и предполагает взаимодействие трех составляющих: человеческого потенциала, организационных и бизнес-процессов. Обоснованно преимущества применения данной модели на практике такие, как увеличение эффективности использования всех имеющихся ресурсов предприятия, внедрение инноваций, снижения затрат от неиспользованных интеллектуальных активов, способствует получению дополнительных конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: модель управления знаниями, спиралевидное движение знаний, инновационный бизнес, интеллектуальный капитал, бизнес-процессы.

Zhao Di, graduate student FSBEI of HE "Moscow Pedagogical State University " Institute of Social and Humanitarian Education Department of Economic Theory and Management Direction (profile) "Management of personnel development"

Russia Moscow KNOWLEDGE MANAGEMENT MODELS IN BUSINESS ORGANIZATIONS This article analyzes existing models of knowledge management and focuses on the complexity of adapting foreign knowledge management systems in the current conditions of domestic enterprises. Also, the article proposed a knowledge management model that is built on a system-process approach and involves the interaction of three components: human potential, organizational and business processes. The grounded advantages of using this model in practice, such as increasing the efficiency of using all available resources of an enterprise, introducing innovations, reducing costs from unused intellectual assets, contribute to obtaining additional competitive advantages.

Keywords: knowledge management model, spiral movement of knowledge, innovative business, intellectual capital, business processes.

Эффективное функционирование предприятий в условиях обострения конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках сопровождается необходимостью постоянного управления знаниями, которое позволит усилить конкурентные преимущества и превратить предприятие в самоорганизующуюся систему. Управление знаниями в бизнес-организациях выступает в роли своеобразного регулятора, который помогает и работнику, и организации в целом осваивать новый опыт, интеллектуально обогащаться и эффективно взаимодействовать. Поэтому, стоит отметить, что в основе любого процесса возложена определенная идея или модель, которая представляет собой совокупность научно обоснованных подходов к тому или иному объекту управления.

Проведя анализ достижений ученых, можно сформулировать несколько различных подходов к формированию моделей управления знаниями в зависимости от точки зрения и направления исследований отдельного автора.

Известная четырехфазные модель управления знаниями SECI или "Спираль знаний" предложена японскими исследователями И. Нонака и Х. Такеучи254 представляет собой систему передачи знаний между четырьмя фазами - социализация, экстернализация, комбинация, интернализация через три уровня социальной агрегации, а именно: индивид, группа, контекст. Фактически, данная модель представляет собой спиралевидное движение знаний от индивида к коллективу, то есть их распространения от одного источника к большому массиву пользователей. При этом знания проходят процесс преобразования с неявных (определенные навыки, опыт) в явные, то есть применяются своеобразные модели, общепринятые концепции и методы. Однако применение данной модели имеет определенные трудности из-за существенных несоответствий организационных структур отечественных и японских предприятий, для которых была разработана данная модель.

Концепция Сливотски-Моррисона255 построена на использовании знаний для разработки модели получения прибыли и модели инновационного бизнеса. Основная проблема фактического применения данной модели заключается в слишком сложном механизме моделирования прибыли и привлечении к моделированию соответствующих специалистов вне предприятия.

Модель управления знаниями предложена К. Виингом256 базируется на четырех основных положениях: создание и применение знаний в технологиях и процедурах производства, систематические исследования знаний, оценивания знаний для каждого типа бизнеса и активное управления знаниями в течение всего жизненного цикла товара и инноваций. Однако

254 Нонака И. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, Х. Такеучи. Пер. с англ. А. Трактинского. — М.: ЗАО "ОлимпБизнес", 2017. — С.45.

255 Сливотски А. Маркетинг со скоростью мысли (инновации в модели бизнеса) / А. Сливотски, Д. Моррисон. — М.: Эксмо, 2017. — С 56.

256 Wiig К. Knowledge Management: An Introduction and Perspective / К. Wiig // Journal of Knowledge Management. — 1997. — Vol.1. — Iss:1, P. 6—14._

существует ряд ограничений, которые не позволяют эффективно использовать данную модель на практике. В частности, это вероятность возникновения проблем в процессе оценивания знаний, методы и процедуры оценки, спорность их результатов на базе которых фактически и происходит управление знаниями.

В модели Л. Едвинсона257 представлены взаимодействия четырех составляющих интеллектуального капитала, а именно: человеческого капитала, структурного капитала, бизнес-активов и интеллектуальной собственности. Вышеупомянутая модель имеет чисто теоретический характер, а практическое ее использование усложняется трудностью управления отдельными бизнес-процессами.

Д. Сноуден258 предлагает модель управления знаниями, которая включает четыре элемента: явные и неявные знания, активы знания, вера, определенность и неопределенность решений относительно целей и причинных связей. Данная модель способна существовать только за счет благоприятного морального климата в организации, поэтому практическое применение значительно ограничено, поскольку доверие и определенность нехарактерные для всех предприятий, особенно в условиях жесткой конкуренции.

Модель управления знаниями П. Сенге259 представляет собой концепцию обучающейся. Она базируется на пяти умениях предприятия, в частности, к ним относят навыки совершенствования личности, интеллектуальные модели, корпоративное видение, групповая стратегия и системное мышление. Однако сложность ее применения заключается в слабом корпоративном видении значительного количества отечественных предприятий.

Таким образом, проанализировав существующие модели управления знаниями констатируем, что каждая из моделей управления знаниями требует определенных условий для возможностей ее использования. Прежде всего, это наличие устойчивой организационной культуры на предприятии, благоприятный моральный климат, инициативность работников, фактически является предпосылкой создания неявных знаний, внимание к ценности человеческого и интеллектуального капитала со стороны руководства, а также возможность аккумулирования знаний с целью их дальнейшего анализа, использования и совершенствования. Соответствующие модели способны существовать в микроэкономической среде тех стран, в которых они разрабатывались. Анализ современного состояния предприятии показывает,

257 Edvinsson L. Intellectual Capital: realizing your company's true value by fi nding its hidden brainpower (1st ed.) / L. Edvinsson, M. Malone. — N.Y.: Harper Business, 1997. — 230 p.

258 Сноуден Д. Руководить при любой погоде: мудрый руководитель, прежде чем взяться за проблему, сверится с управленческим барометром / Д. Сноуден. Har. Bus. Rev. — М.: ЗАО "АлмазПресс", 2017. — № 12. С. 50—58.

259 Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации. — Пер. с англ. — М.: ЗАО "Олимпбизнес", 2016. — С.85._

что адаптировать вышеуказанные модели в отечественных реалиях очень трудно, поэтому с целью повышения эффективности функционирования предприятий существует необходимость разработки отечественной модели управления знаниями.

Исходя из вышеизложенного, предлагается модель управления знаниями предприятия, построенная на системно-процессном подходе и предполагает последовательность и взаимодействие процессов: создание и развитие человеческого потенциала, организационных процессов по формированию и информационного обеспечения базы знаний и бизнес-процессов в конкурентной среде. Данный алгоритм процесса управления знаниями включает три взаимосвязанные составляющие, в частности, ресурсная, организационная и маркетинговая составляющая.

Ресурсная составляющая управления знаниями базируется на имеющемся человеческом капитале предприятия, фактически является источником знаний, их генератором и пользователем. Ресурсный блок состоит из: создания (получения) знаний, эффективного использования имеющихся знаний, системы подготовки и переподготовки работников для обновления и пополнений умений и навыков, обмена знаниями и повторного использования активов знаний для улучшения процесса принятия решений, содействие коммуникации, сотрудничества и взаимодействия, мотивации сотрудников для овладения новыми знаниями необходимыми для предприятия, то есть выходной интеллектуальной базой для формирования конкурентных преимуществ.

Организационная составляющая управления знаниями предусматривает формирование информационной базы знаний, их сортировка, систематизация, группировка, хранения и охрану знаний как интеллектуальной собственности, в том числе и создание информационных хранилищ и систем знаний, получения знаний из внешних источников, внедрение изменений в существующих организационных структур и организационной культуры предприятия, содействие поиску новых инструментов сохранения накопленных знаний, поддержка изменений относительно существующих внешних сетей (связей), создание знаний, таких как неструктурированное взаимодействие и проектные команды, совершенствование системы информационной составляющей системы управления знаниями.

Маркетинговая составляющая включает использование имеющихся баз знаний на практике, применение их в конкурентной среде и способность влияния на экономические процессы предприятия, анализ макроэкономической среды функционирования и сопоставления возможностей предприятия по реально существующим рыночным спросом на продукцию. Коммуникация знаний предприятия предусматривает взаимодействие знаний организации с данными и требованиями потребителей и создания новых знаний, которые позволят сформировать ранее не существовавшие конкурентные преимущества для удовлетворения новых

требований потребителей.

Таким образом, данная модель управления знаниями в отечественных бизнес-организациях направлена на создание новой стоимости, реализованной в продуктах, людях и процессах с помощью рационального формирования и использования знаний на предприятии.

Основным преимуществом реализации данной модели на практике является повышение эффективности использования всех имеющихся ресурсов предприятия, внедрение инноваций, совершенствование обслуживания клиентов, снижение потерь от неиспользованных интеллектуальных активов и тому подобное.

Применение предложенной модели способствует созданию условий для получения следующих преимуществ предприятия перед конкурентами: экономия ресурсов (материальных и финансовых) за счет повторного использования найденных ранее эффективных решений; использования интеллектуальных активов партнеров осуществляя совместные разработки и внедряя совместные инновационные решения; быстрое реагирование на требования потребителей с помощью эффективных инновационных решений на основе знаний; ускоренное внедрение инноваций в продукцию предприятия для поставок ее на рынок.

Использованные источники:

1. Нонака И. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, Х. Такеучи. Пер. с англ. А. Трактинского. — М.: ЗАО "ОлимпБизнес", 2017. — 384 с.

2. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации. — Пер. с англ. — М.: ЗАО "Олимпбизнес", 2016. — 448 с.

3. Сливотски А. Маркетинг со скоростью мысли (инновации в модели бизнеса) / А. Сливотски, Д. Моррисон. — М.: Эксмо, 2017. — 448 с.

4. Сноуден Д. Руководить при любой погоде: мудрый руководитель, прежде чем взяться за проблему, сверится с управленческим барометром / Д. Сноуден. Har. Bus. Rev. — М.: ЗАО "АлмазПресс", 2007. — № 12. С. 50—58.

5. Edvinsson L. Intellectual Capital: realizing your company's true value by fi nding its hidden brainpower (1st ed.) / L. Edvinsson, M. Malone. — N.Y.: Harper Business, 1997. — 230 p.

6. Wiig К. Knowledge Management: An Introduction and Perspective / К. Wiig // Journal of Knowledge Management. — 1997. — Vol.1. — Iss:1, P. 6—14.

Bibliographic list:

1. Nonaka I. The company - the creator of knowledge. The origin and development of innovation in Japanese firms / I. No Naka, H. Takeuchi. Per. from English A. Traktinsky. - M .: ZAO "Olympus Business", 2017. - 384 p.

2. Senge P. Fifth discipline: the art and practice of the learning organization. - Per. from English - M .: ZAO "Olympus business", 2016. - 448 p.

3. Slivotsky A. Marketing with the speed of thought (innovations in the business

model) / A. Slivotsky, D. Morrie dream. - M .: Eksmo, 2017. - 448 p.

4. Snowden D. To manage in any weather: a wise manager, before tackling the problem, consult with the management barometer / D. Snowden. Har. Bus. Rev. -M .: CJSC "Almaz Press", 2007. - № 12. P. 50—58.

5. Edvinsson L. Intellectual Capital: Your Edisonsson, M. Malone. - N.Y .: Harper Business, 1997. - 230 p.

6. Wiig K. Knowledge Management: An Introduction and Perspective / K. Wiig // Journal of Knowledge Management. - 1997. - Vol.1. - Iss: 1, P. 6-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.