Научная статья на тему 'Модели управления административно-территориальными единицами с особым статусом'

Модели управления административно-территориальными единицами с особым статусом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
403
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / ОБЪЕДИНЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ / МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Постникова К. А.

Рассматриваются проблемы современного российского федерализма. Особое внимание уделено вопросу образования новых субъектов Российской Федерации (Пермский край, Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Иркутская область), статусу бывших автономных округов и моделям управления ими. Применен метод кросс-регионального сравнения данных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели управления административно-территориальными единицами с особым статусом»

УДК 353 К.А. ПОСТНИКОВА, студентка 4-го курса, историко-политологического

факультета Пермского государственного университета, специальность «Государственное и муниципальное управление».

Электронный адрес: gatta-melata@yandex.ru

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ЕДИНИЦАМИ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ

В последнее время отечественный федерализм переживает период объединения субъектов РФ, преобразования «матрешечных» регионов в единый субъект, что актуализирует вопросы о статусе субъектов, входящих в состав новых российских регионов, организации структур государственной власти и местного самоуправления на территориях прежде всего бывших автономных округов, включенных в состав единого образования. На данном этапе развития отечественного федерализма сформировано уже пять новых - единых -субъектов, каждый из которых стремится установить свой тип управления, ориентируясь на опыт предшественников. Вопрос о статусе бывших автономных округов также связан с проблемой формирования модели управления этими территориями.

Сегодня категория особого статуса не имеет четкого законодательного закрепления, что делает проблему дискуссионной. Однако наделение бывших автономных округов особым статусом необходимо в силу того, что данные территории до процесса объединения существовали в качестве самостоятельных субъектов РФ и, следовательно, их интеграция в состав нового единого региона должна проходить, во-первых, постепенно, а во-вторых, с учетом особенностей этнокультурного и социально-экономического развития округов.

Обратимся к вопросу об органах управления на данных территориях. Для этого необходимо проанализировать нормативно-правовые акты, в частности основные законы новых субъектов, а также федеральное законодательство, посвященное вопросам объединения, что позволит выявить внешнюю структуру организации власти в регионах, т.е. совокупность институтов, создающих рамочные условия для формирования модели управления определенной территорией. Был применен метод кросс-регионального сравнения данных моделей для структурирования и анализа полученных результатов.

Сравнение проводилось по следующим параметрам, влияющим на формирование моделей управления бывшими автономными округами:

Рассматриваются проблемы современного российского федерализма. Особое внимание уделено вопросу образования новых субъектов Российской Федерации (Пермский край, Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Иркутская область), статусу бывших автономных округов и моделям управления ими. Применен метод кросс-регионального сравнения данных моделей.

Ключевые слова: федерализм; объединение субъектов Федерации; управление территориями; местное управление; социальноэкономическое развитие территорий

• организация МСУ в рамках бывших автономных округов;

• организация государственной власти в данной территории;

• социально-экономическая политика в отношении округов;

• вопросы этнокультурного наследия территорий и его дальнейшего развития и

сохранения;

Рассмотрим более подробно каждый пункт.

Во-первых, организация МСУ на территории округов. «Присоединившиеся» территории во всех новых субъектах получили статус «административнотерриториальной единицы с особым статусом». При этом в четырех регионах из пяти: в Пермском крае, Забайкальском крае, Камчатском крае и в Иркутской области данные составные части обозначены как округа, в то время как в Красноярском крае бывшие автономные округа, ставшие административнотерриториальными единицами с особым статусом, определены как районы [6]. Однако в данной статье Устава Красноярского края не прописано, что это муниципальные районы, хотя о таком статусе можно сделать вывод из Устава края и Меморандума «Об основных положениях реализации особого статуса Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в составе нового субъекта Российской Федерации» (далее - Меморандум). В целом наличие такой ситуации может свидетельствовать о несовершенстве нормативной базы, посвященной вопросам объединения края и двух округов.

Также надо отметить, что отдельная глава, посвященная особому статусу бывшего округа, есть только в уставах указанных четырех регионов. Однако в статье 33 «Территориальное устройство края» Устава Красноярского края об особом статусе новых теперь уже районов заявлено: «Интересы указанных административно-территориальных единиц обеспечиваются путем учета их особого статуса в принимаемых органами государственной власти края нормативных правовых актах» [1]. Кроме того, принят Меморандум, что подчеркивает важность определения этой категории - особый статус. Однако генеральные положения данного Меморандума в целом сопоставимы с основными характеристиками «особого» статуса, закрепленного в отдельных главах Уставов других регионов. Например, провозглашается «принятие программ социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, поддержки местных промыслов; ... поддержка традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера» [2]. Таким образом, «особый» статус находит свое отражение в официальных документах, но при этом представляется более логичным и необходимым дать четкую дефиницию данной категории непосредственно в самом Уставе края. Что касается организации МСУ, то в данном случае, как отмечает Д.М. Колмогорова, «в Эвенкии и на Таймыре ранее действовала одноуровневая система местного самоуправления. В Эвенкии отсутствовал районный уровень, существовал только уровень поселений. На Таймыре, напротив, отсутствовал уровень поселений, но было образовано 4 муниципальных района» [1]. Таким образом, в данном случае бывшие автономные округа стали муниципальными районами, сохранив свою территориальную целостность.

Если говорить об остальных трех новых субъектах Российской Федерации - Камчатском крае и Забайкальском крае и Иркутской области, то на тер-

ритории бывших автономных округов на момент слияния уже существовала двухуровневая система МСУ, которая и была сохранена в неизменном виде. При этом надо отметить, что в уставах Иркутской области и Забайкальского края в той или иной степени закреплены особенности административнотерриториального деления субъекта: в Уставе Иркутской области прописаны административно-территориальные образования региона (ст. 13), а в Уставе Забайкальского края - районы в границах непосредственно самого Агинского Бурятского округа. Кроме того, в основных законах данных субъектов РФ зафиксированы и другие положения, характеризующие организацию МСУ на территории округов. В Уставе Иркутской области данному вопросу посвящена отдельная статья — «Особенности организации местного самоуправления на территории Усть-Ордынского Бурятского округа», при этом пункт 1 данной статьи гласит: «Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации в муниципальных образованиях, находящихся на территории Усть-Ордынского Бурятского округа, устанавливаются законами Иркутской области с учетом исторических и иных местных традиций, сложившихся на территории Усть-Ордынского Бурятского округа» [4]. Что касается Устава Забайкальского края, то он содержит отдельную статью об организации МСУ с учетом особенностей Агинского Бурятского округа: «Организация местного самоуправления на территории Агинского Бурятского округа осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края с учетом особенностей административно-территориальной единицы» [3, ст. 109]

В Пермском крае предусматривается возможность создания на территории округа единого муниципального образования: «При наличии волеизъявления населения Коми-Пермяцкого округа в его границах в соответствии с федеральными законами, Уставом и законами Пермского края может быть образовано единое муниципальное образование» [7].

Во-вторых, рассмотрим организацию государственной власти на территории бывших автономных округов. В целом ситуация выглядит следующим образом: государственная власть в округах осуществляется органами государственной власти субъектов. При этом в отдельных регионах есть свои особенности: например, согласно п. 3 ст. 106 Устава Забайкальского края «Законодательное Собрание Забайкальского края на срок своих полномочий образует консультативно-совещательный орган — Собрание представителей Агинского Бурятского округа, обеспечивающий формирование предложений по защите законных интересов народов, проживающих на территории Агинского Бурятского округа, их прав на сохранение самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций» [3]. Указанное положение говорит о том, что представительству округа, а также вопросам, связанным с интересами коренных народов, уделяется должное внимание.

В-третьих, обратимся к социально-экономической сфере. Вопросам социально-экономического развития округов посвящены отдельные статьи в уставах Иркутской области и Камчатского края. При этом особенности экономического развития Усть-Ордынского Бурятского округа отражены в программе социально-экономического развития Иркутской области [4], в то время

как, согласно ст. 31 Устава Камчатского края, Корякский автономный округ имеет собственную программу социально-экономического развития, финансируемую из средств краевого бюджета [5]. При этом ситуация в Иркутской области напоминает ситуацию, сложившуюся в Пермском крае, в Уставе которого читаем: «Цели социально-экономического развития Коми-Пермяцкого округа отражаются в Программе социально-экономического развития Пермского края ... обособленно» [7, ст. 42]. А в Красноярском крае, как и в Камчатском принимается отдельная программа социально-экономического развития административно-территориальных единиц с особым статусом [2]. По данному вопросу в Уставе Забайкальского края не предусмотрены какие-либо статьи и разделы, но в то же время зафиксирована разработка и реализация федеральных и краевых целевых программ, направленных на сохранение национальной культуры и народных промыслов [3, ст. 107]. Однако в этом случае можно говорить о том, что вопросам развития социально-экономической ситуации в Агинском Бурятском округе уделено не так много внимания, как в других субъектах бывшим автономным округам.

И, наконец, проблемы сохранения и развития этнокультурной самобытности. В Уставе Камчатского края по данному вопросу отсутствуют отдельные положения, что, вероятно, свидетельствует о недостаточной проработанности указанной проблематики.

В Уставе Красноярского края ситуация аналогичная, однако, положение о «поддержки традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера» прописано в Меморандуме [2].

В Уставе Забайкальского края отдельная статья посвящена сохранению и развитию языка и культуры, где зафиксировано, что на территории округа наряду с государственным языком может также использоваться бурятский язык [3, ст. 108]. Однако других положений о проблемах самоидентичности и сохранении местных этнических особенностей данный нормативный акт не содержит.

Таким образом, в трех из пяти новых субъектов - Камчатском крае, Красноярском крае и Забайкальском крае - не уделено, согласно основному законодательству регионов, должного внимания проблеме культурной и этнической самоидентификации местного населения, проживающего на территории бывших автономных округов.

Что касается Иркутской области и Пермского края, то в данном направлении ситуация выглядит иным образом: в Уставах обоих субъектов имеется отдельная статья, посвященная вопросам обеспечения сохранения самобытности и этнической идентичности местных народов. Устав Пермского края также содержит отдельную статью, по данной проблематике. Кроме того, коми-пермяцкий язык может использоваться на территории округа в официальных сферах общения п. 2 ст. 42 Устава Пермского края.

Таким образом, ввиду отсутствия единого определении категории особого статуса в отдельных субъектах сложились свои модели управления бывшими автономными округами, имеющие как схожие черты, так и отличия. В целом можно выделить три таких модели, сформировавшихся на данном этапе развития.

Первая модель - модель, сформировавшаяся в «пилотном» субъекте -Пермском крае, где создано министерство по делам Коми-Пермяцкого округа, находящееся в Кудымкаре (столица бывшего автономного округа) и являющееся органом государственной власти Пермского края. В целом, в ведении данного органа власти находятся в основном вопросы, касающиеся этнокультурного развития округа, сохранения языка, традиций, обычаев и уникальной духовности коми-пермяцкого народа. Правительство Пермского края разрабатывает Программу социально-экономического развития, где цели и особенности социально-экономического развития Коми-Пермяцкого округа должны отражаться специально. Основные вопросы, относящиеся к социальноэкономической сфере, решают непосредственно муниципальные образования округа. Взаимодействие муниципалитетов и министерства также осуществляется в основном по вопросам развития и возрождения культуры и духовности коми-пермяков. При этом у населения округа есть законодательно закрепленная возможность сформировать единый муниципалитет на его территории.

В Камчатском крае существует достаточно схожая система организации управления территорией с особым статусом - Корякским округом.

Другая модель - в Красноярском крае. Здесь в системе исполнительной власти субъекта отсутствует какой-либо отдельный орган, решающий вопросы развития Таймыра и Эвенкии. При этом у местной власти на территории округов, ставших муниципальными районами, есть полномочия по согласованию с правительством края программ их социально-экономического развития.

И, наконец, третья модель. Она характерна для Забайкальского края и Иркутской области. Здесь исполнительную власть на территории округа осуществляет администрация округа, включающая территориальные подразделения органов власти субъектов. Особенности социально-экономического развития округа также должны быть отражены в Программе социальноэкономического развития (в Иркутской области, в то время как в Забайкальском крае предусмотрена лишь реализация различных целевых программ). Однако при этом в Забайкальском крае при Законодательном собрании создано Собрание представителей Агинского Бурятского округа для защиты интересов коренных народов округа.

Таким образом, при наличии в каждом новом субъекте своих особенностей модель управления бывшими автономными округами все же обладает некими общими чертами. К сожалению, таковой можно признать и отсутствие либо отдельной Программы социально-экономического развития округа, либо включения в ПСЭР региона отдельных положений, касающихся территории с особым статусом, несмотря на то, что это предусмотрено Уставами краев и области. Предполагается, что со временем ситуация все же изменится и подобные документы появятся. В противном случае закрепленный де-юре особый статус не имеет де-факто реального наполнения.

Однако говорить сейчас о том, что сложившаяся система административнотерриториального деления исчерпала свой потенциал к трансформации, что модели управления территориями с особым статусом не будут претерпевать изменений, рано. Возможно, что реформируются как само понятие особого статуса, так и управленческие структуры, сложившиеся на данном этапе развития.

Список литературы

1. Колмогорова Д.М. Федеративный процесс и укрупнение российских регионов: дис. канд. полит, наук. Пермь, 2008.

2. Меморандум «Об основных положениях реализации особого статуса Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в составе нового субъекта Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.evenkya.ru/life/memorandum.html (дата обращения: 16.06.10)

3. Устав Забайкальского края: принят 17 февраля 2009 г.; утв. законом № 125-ЗЗК.

4. Устав Иркутской области: принят 17 апреля 2009 г.; утв. законом № 1.

5. Устав Камчатского края: принят 4 декабря 2008 г.; утв.законом № 141.

6. Устав Красноярского края: принят 5 июня 2008 г.; утв. законом № 5-1777.

7. Устав Пермского края: принят от 27 апреля 2007 г.; утв. законом № 32-ПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.