Научная статья на тему 'Модели SmartArt в курсе аналитической геометрии'

Модели SmartArt в курсе аналитической геометрии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МОДЕЛИ / СТУДЕНТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / VISUALIZATION / INFORMATION / MATHEMATICAL THINKING / MODELS / STUDENT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Павлова Елена Владимировна, Ахтямов Наиль Тагирович

Рассматривается вопрос об обработке, систематизации и визуализации информации. Уделяется внимание формированию визуального мышления студентов технического вуза. Демонстрируются методические особенности применения зрительных образов на занятиях со студентами. Осуществлена попытка адаптировать модели SmartArt к вузовскому обучению, использовать их на занятиях по математике. На примере курса аналитической геометрии проанализировано применение образов SmartArt в качестве метода формирования визуальной компетенции первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models smartart in the course of analytic geometry

The issue of processing, systematization and visualization of information is considered. Attention is being paid to the formation of visual thinking of technical university students. Demonstrated methodical features of the use of visual images in class with students. An attempt was made to adapt the models of SmartArt to university learning, to use them in math classes. On the example of the course of analytical geometry, the application of SmartArt images as a method of forming the visual competence of first-year students is analyzed.

Текст научной работы на тему «Модели SmartArt в курсе аналитической геометрии»

2. Максименко Л.С. Стратегическое планирование хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для студентов экономических вузов / Л.С. Максименко, О.В. Говядовская, О.В. Падалка.

- Сочи, 2010.

3. Пример воронки продаж [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://101biznesplan.ru/ spravochnik-predprinimatelya/terminy-i-ponyatiya

4. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент : электронный учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, C.B. Панасенко. - М., 2010.

MODELS SMARTART IN THE COURSE OF ANALYTIC GEOMETRY

Pavlova Elena Vladimirovna, PhD of Physical and Mathematical sciences, Associate Professor, Department of Applied and Natural Science Disciplines E-mail: elenagud@yandex.ru

Akhtyamov Nail Tagirovich, PhD of Physical and Mathematical sciences, Associate Professor, Department of Mathematics, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russia E-mail: Nail9ii9@rambler.ru

The issue of processing, systematization and visualization of information is considered. Attention is being paid to the formation of visual thinking of technical university students. Demonstrated methodical features of the use of visual images in class with students. An attempt was made to adapt the models of SmartArt to university learning, to use them in math classes. On the example of the course of analytical geometry, the application of SmartArt images as a method of forming the visual competence of first-year students is analyzed.

Keywords: visualization; information; Mathematical thinking; Models; student; educational process.

МОДЕЛИ SMARTART В КУРСЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ

Рассматривается вопрос об обработке, систематизации и визуализации информации. Уделяется внимание формированию визуального мышления студентов технического вуза. Демонстрируются методические особенности применения зрительных образов на занятиях со студентами. Осуществлена попытка адаптировать модели SmartArt к вузовскому обучению, использовать их на занятиях по математике. На примере курса аналитической геометрии проанализировано применение образов SmartArt в качестве метода формирования визуальной компетенции первокурсников.

Ключевые слова: визуализация; информация; математическое мышление; модели; студент; учебный процесс.

Современному обществу необходимы люди мыслящие, способные к саморазвитию, имеющие опыт и навыки создавать новое. Настоящему специалисту необходимо разбираться в возникающих проблемах, решать новые задачи [3-7]. В непрерывно меняющемся обществе знания человека должны иметь возможность развиваться и адаптироваться к новым условиям. Обучение без формирования мышления не может быть эффективным. Задача формирования мышления является одной из важнейших в образовании [1,2]. Преподаватель математики не ограничивается обучением конкретных способов и алгоритмов решения отдельных задач, он управляет мыслительным процессом обучающихся [10,15]. Целью педагога является формирование у будущих специалистов навыков и приемов мышления, привитие умения анализировать условия, искать взаимосвязи данных. Схема, являясь знаковым представлением содержания мышления, может быть успешно использована при формировании математического мышления в процессе решения задач на разных уровнях обучения [14,17].

5. Максименко Л.С. Методическии инструментарий формирования и реализации инновационных стратегий социально-экономических систем/ Л.С. Максименко, И.Р. Музаев. - Ставрополь, 2016.

6. Кокумбаев, А. Зх-уровневый отдел продаж: глупость или возможность в кризис? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://salesexpert.kz/3-1еуе1-5а1е5-5у51ет/

УДК378.147.227 ВАК РФ 08.00.13

© Павлова Е.В., 2017 ©Ахтямов Н. Т., 2017

ПАВЛОВА Елена Владимировна, доцент, кандидат физико-математических наук, кафедра Прикладных и естественнонаучных дисциплин eienagud@yandex.ru

АХТЯМОВ Наиль Тагирович, кандидат физико-ма тема тических наук, доцент, кафедра Математики N3119119@rambler.ru

Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия

Эффективным средством активизации учебного процесса при изучении курса математики может быть использование объектов SmartArt. Это определяется такими их возможностями, как:

- структурировать, систематизировать информацию;

- алгоритмизировать действия при решении задач;

- применение метода аналогии, ассоциации;

- использование в качестве справочного материала;

- активизация самостоятельной работы студентов;

- конструктивный анализ и контроль знаний.

В результате переработки учебной информации средствами визуализации, она структурируется и реформируется в наглядные образы. Современные авторы признают когнитивный потенциал визуализации. Визуализация -мощный инструмент познания, дает возможность адаптировать обучаемого к значительному объему знаний, организовать и облегчить освоение [11,12].

В научно-педагогической литературе зрительные дидактические средства в основном рассматривали для наглядности, которые при осмыслении нового материала выполняют иллюстративную роль. Сейчас же признается самостоятельная роль визуальных образов, их когнитивный резерв. Находят широкое практическое использование средства компьютерной визуализации научных данных различной природы. В настоящее время признается научность визуализации, ее выбирают как площадку для прояснения сути моделируемого процесса, в оборот входит термин "научная визуализация" [8,9,16].

К инструментариям учебной визуализации можно отнести аудио и видео технологии, презентацию в PowerPoint, таблицы, диаграммы, рисунки SmartArt. Подробнее остановимся на изображениях SmartArt, наглядно демонстрирующих текстовую информацию. Графика SmartArt позволяет быстро создавать яркие, красочные схемы для отображения блоков учебного материала. Известно, что большой

объем текста лучше воспринимается и эффективно запоминается, если расположить его по определенной системе, компактно, с выделением "опорных элементов".

В рамках данной статьи рассмотрим возможности практического применения моделей 5таИ:АИ: в аналитической геометрии, изучаемой на первом году обучения студентами технического вуза.

При повторении материала и установлении связей, отношений и свойств между различными математическими объектами целесообразно использование метода аналогии. В качестве примера приведем несколько графических иллюстраций, используемых в курсе аналитической геометрии при изучении тем: прямая и плоскость. На рисунке 1 три раза использована схема 5таИ:АИ: "Уравновешивающие стрелки", в которой сами стрелки заменены на другие объекты, символически показывающие: расположение прямых. В виде двух идей или понятий рассмотрены две формулы для задания уравнения прямой.

Взаимное расположение двух прямых на плоскости

кт -ki tctp 1 1

уравнения ! X ¡¿1*1

+ 1гИ A]-AJ+BJ-BJ X cos^ ¡ , JAX-^I+B]

Aj'VBi^O +

|| kl=t2

Aj _ Bj || урави.ииядвухпр^ь-^

A2 Щ

О си

-О X

9

со

CU

си

S

189

Рисунок 1 - Две идеи

Студенты часто переставляют и путаются при написании общегоуравнения прямой Ах+Ву+С=0 и уравнения плоскости Ах+Ву+С2+Р=0. На рисунке 2 изображены различные положения двух прямых на плоскости и двух плоскостей в пространстве. Здесь применена два раза схема 5таг1Аг1 "Трапециевидный список", где сам список визуально похож на последовательно стоящий ряд плоскостей. В каждый список внесены и иллюстрации, хотя в шаблоне "Трапециевидный список" они не предусмотрены.

Воспитывать у студентов умение "мыслить" аналогиями, применять в дальнейшем метод аналогии в постижении знаний - один

из эффективных путей подготовки специалистов [13].

1 £

f -i Ii! til

I i I

Ш

i ' с

ÍH

± * a í к

I »I

= и i

S -I s

I <

• T" ñ-

ÍÉ5

Прямые параллельны

л, в.

Плоскости параллельны

Прямые

пе р пе иди кул яр н ы

Ni

N;

А

А1-А2+111-Вг=0

Плоскости пе рпен ди кул яр н ы

А| BL_C, Л2 ч2 С2

/ р

Угол между прямыми

%

сояр

А,-Аг^-Вг Л? í Líf л| tH^

Рисунок 2 - Схема SmartArt "Трапециевидный список"

Визуализация учебной информации с использованием объектов SmartArt дает возможность найти решение определенному ряду педагогических проблем:

- интенсификация обучения;

- активизация учебной деятельности;

- устанавливается предметная связь;

- развитие интеллектуальной компетенции;

-активация познавательной деятельности;

- приобретение прикладных навыков;

- повышение качества визуального мышления, грамотности и культуры;

- развитие когнитивных способностей обучающихся;

- улучшение содержания образовательных программ.

Литература:

1. Ахтямов Н.Т. К вопросу о методологической компетенции студента / Н.Т. Ахтямов, P.P. Ильясов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 9.

- С. 80-85.

2. Ахтямов Н.Т. Мнимая заданность успешности электронного обучения / Н.Т. Ахтямов, P.P. Ильясов // Философско-методологические аспекты научных и образовательных инноваций : материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Уфа, 2015.-С. 10-13.

3. Васильева Л.И. Использование ресурсосберегающих технологий в химической промышленности / Л.И. Васильева, В.М. Картак, Л.М. Карамова, Т.И. Григорчук // Методы кибернетики химико-технологических процессов (KXTITV-99) : сб. те-

Угол между плоскостями

Ai-Aj

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■¡а,3

зисов докладов научной конференции.-Уфа, 1999. -С. 80-81.

4. Григорчук Т.И. Скоринговое моделирование финансовых потоков от взыскания / Т.И. Григорчук, З.В. Максименко, Л.Ф. Розанова, Г.Р. Бикбулатова // Нефтегазовое дело. - 2015. - № 5. -С. 630-655.

5. Григорчук Т.И. Стратегия учета инвестиционных рисков на нефтеперерабатывающих производствах / Т.И. Григорчук, Л.Ф. Розанова, З.В. Максименко, К.Б. Чен-дулаева // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. -2014. -№ 6,-С. 545-561.

6. Григорчук Т.И. Многофакторный метод комбинаторного прогнозирования / Т.И. Григорчук, Т.Д. Тарасова, Р.И. Хурамшин // Методы кибернетики химико-технологических процессов (KXTITV-99) : сб. тезисов докладов научной конференции, -Уфа, 1999.-С. 227-228.

7. Григорчук Т.И. Моделирование стратегии банка в области эмиссии пластиковых карт/Т.И. Григорчук, Л.Ф. Розанова, З.В. Максименко // Математические методы в технических и социально-экономических системах : сб. материалов I Всероссийской научно-практической конференции / Центр развития научного сотрудничества; под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск, 2008. -С. 65-70.

8. Григорчук Т.И. Модели и методы расчета раскроя рулона с дефектными точками и их реализация в АСУ ТПП : автореф. дис.... канд. техн. наук / Т.И. Григорчук. - Уфа, 1993.

9. Григорчук Т.И. Статистический анализ методов FFD и SVS с использованием генератора BPPGEN / Т.И. Григорчук, Л.Ф. Розанова, Т.Д. Тарасова // В книге: Четвертая Всероссийская Школа-Коллоквиум по Стохастическим Методам : тезисы докладов.-Уфа, 1998. С. 31-34.

Ю.Исламгулова Г.Ф. Активизация самостоятельной работы студентов во внеурочное время / Г.Ф. Исламгулова // Инновационные методы преподавания дисциплин в вузе : сборник научных статей. - Уфа, 2016. С. 29-31.

11.Исламгулова Г.Ф. Инфографика в курсе аналитической геометрии / Г.Ф. Исламгулова // Перспективы науки. - 2016. - № 11 (86). - С. 63-67.

12.Исламгулова Г.Ф. Инфографика в теории пределов / Г.Ф. Исламгулова // Kant. - 2017. - № 1 (22). -С. 17-19.

13.Исламгулова Г.Ф. Методическая поддержка учебной деятельности студентов по математике / Г.Ф. Исламгулова // Kant. - 2017. - № 1 (22). - С. 19-22.

14.Кантор О.Г. Решение транспортных задач / О.Г. Кантор, Т.И. Григорчук. - Уфа, 2013.

15.Потанина О.В. Активизация самостоятельной работы студентов по математике в техническом вузе (на примере рабочей тетради) / О.В. Потанина, Е.В. Павлова, Г.Ф. Исламгулова, М.А. Захарова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 3 (33). - С. 111 -120.

1б.Розанова Л.Ф. Математическая модель нестандартной задачи раскроя-упаковки / Л.Ф. Розанова, Т.Д. Тарасова, Т.И. Григорчук // Проблемы нефтегазового комплекса в условиях становления рыночных отношений : сб. ст. - Уфа, 1999. - С. 257259.

17.Шварева E.H. Корреляционный анализ результатов учебной деятельности студентов с дистанционной поддержкой процесса обучения / E.H. Шварева, И.А. Сокова, Н.Ю. Фаткуллин, В.Ф. Шам-шович // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4 (34). - С. 82-89.

EFFICIENCY AND COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE INTENSITY OF THE USE OF RESOURCES IN PRODUCTIVE ACTIVITIES -0

X

9

Pakhomov Alexandr Andreevich, DCs of Economic, Professor, Department of Economics

Zabaykin Yuri Vasilievich, PhD of Economics, Associate Professor, Depart-ment of Economics of Mineral Resource Complex of Russian State Geological Prospecting University named after Sergo Ordzhonikidze, Moscow, Russia ;

E-mail: 79264154444@yandex.com ^

The mathematical representation and interrelation of indicators of efficiency and intensity of use of resources of the QJ enterprise are considered. Economic interpretation of mathematical formulas of these indicators is given. A method ^ is proposed for a comprehensive assessment of the intensity of resource use and a method for allocating the extensive and intensive factors of the resource used in estimating the change in the final result.

Keywords: efficiency; production rate; integrated assessment; matrix method; economic indicator; the indicator of intensity.

i=rs£

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УДК 338.24 КА'

ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕСУРСОВ ВАК РФ 08.00.05

В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрена математическое представление и взаимосвязь показателей эф- © Пахомов A.A., 2017

фективности и интенсивности использования ресурсов предприятия. Дана экономическая интерпретация математических формул данных показателей. Предложен метод комплексной оценки интенсивности использования ресурсов и метод выделения экстенсивного и интенсивного факторов используемого ресурса в оценке изменения конечного результата. Ключевые слова: эффективность; интенсивность производства; комплексная оценка; матричный метод; экономический показатель; показатель интенсивности.

©Забайкин Ю.В. 2017

Ё

191

Управление предприятием представляет собой процесс обеспечения его деятельности для достижения поставленных целей. Предприятие может обеспечивать свое выживание в долгосрочной перспективе только в том случае, если будет производить продукт, который будет стабильно находить покупателей. Это означает, что продукт нужен покупателям, и они готовы платить за него деньги. Он интересен покупателю более чем аналогичный по потребительским свойствам продукт, производимый другими фирмами. Если продукт обладает этими двумя свойствами, то он имеет конкурентные преимущества.

Таким образом, в современных условиях, при расчёте производственной программы, предприятие ориентируется на заказы потребителей. Общее количество и сложность изготовления изделий, включаемых в "портфель заказов", предопределяет срок производства. Содержимое "портфелей заказов", а, следовательно, и сроки исполнения, могут существенно колебаться по отдельным периодам. В таких условиях планирование должно осуществляться непрерывно во времени. Исходным моментом непрерывного планирования является не фиксированный период, а фиксированный объём (заказ). Как показал литературный поиск, методология непрерывного планирования в полной мере не разработана. Расчет мощности в усло-

ПАХОМОВ Александр Андреевич, доктор экономических наук, профессор, кафедра Минерально-сырьевых ресурсов

ЗАБАЙКИН Юрий Васильевич, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономики минерально-сырьевого комплекса 79264154444(g>yandex. com

Российский государственный геолого-разведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ), Москва, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.