Научная статья на тему 'Модели системных взаимосвязей между кадровой политикой, механизмами элитного рекрутирования и качеством управленческих кадров СССР (1945-1982 гг. )'

Модели системных взаимосвязей между кадровой политикой, механизмами элитного рекрутирования и качеством управленческих кадров СССР (1945-1982 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
475
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОМЕНКЛАТУРА / ВКП(Б) / КПСС / КАДРЫ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / РЕКРУТИРОВАНИЕ / ЭЛИТЫ / NOMENCLATURE / ALL-UNION COMMUNIST PARTY / COMMUNIST PARTY OF THE SOVIET UNION / PERSONNEL / PERSONNEL POLICY / ELITE RECRUITING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айрапетов Виталий Арутюнович

Представлен концептуальный анализ хода и результатов трансформации номенклатуры ВКП(б)/КПСС в 1946-1982 гг. Проанализированы механизмы и каналы элитного рекрутинга, динамика и политические изменения, качественный состав номенклатуры. На примере регионального кейса Тамбовской области выделены модельные взаимосвязи между кадровой политикой, исходящей из Центра (высших партийных органов Политического бюро, ЦК КПСС, его пленумов, собственно руководителей партии-государства), сформировавшимися каналами и механизмами элитного рекрутина и качеством кадров политического управления. При этом под качеством кадров имеется в виду не столько их эффективность, что, скорее всего, может являться темой какого-то следующего исследования, сколько их состояние опыт социализации и кадровый путь, прежде всего. Плотная работа в центральных архивах позволяет говорить о типологической схожести процессов номенклатурной трансформации в разных регионах, а оттого вполне определенной применимости выделенной модели к общим оценкам процессов элито-кадрового замещения в СССР. Задачи выявить критерии директивных инстанций ВКП(б)/КПСС по выдвижению коммунистов на руководящие партийные посты и проследить применение этих критериев (модель «Кадровая политика»), определить, как соотносились политические, идеологические, деловые качества номенклатуры ВКП(б)/КПСС в 1945-1953, 1953-1964, 1964-1982 гг. с требованиями центрального партийного руководства, показать особенности динамики основных социально-демографических и социально-профессиональных параметров корпуса первых секретарей горкомов и райкомов партии (автохтонность, социальное происхождение, половозрастной состав, образовательный уровень, вехи политической социализации, предэлитная трудовая деятельность, каналы вертикальной и горизонтальной мобильности) (модель «Качество»), рассмотреть основные подходы к ротации номенклатуры (модель «Каналы»). Анализ соотношения трех означенных моделей дает основание говорить о системном характере их взаимного влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODELS OF SYSTEM SYNERGIES BETWEEN PERSONNEL POLICY, MECHANISMS OF ELITE RECRUITING AND QUALITY OF ADMINISTRATIVE WORKERS OF THE USSR (1945-1982)

The conceptual analysis of process and results of nomenclature transformation of the All-Union Communist Party/Communist Party of the Soviet Union in 1946-1982 is presented. The mechanisms and channels of elite recruiting, dynamics and political changes, quality content of nomenclature are analyzed. Basing on the example of regional case Tambov province the model links between personnel policy, coming from the Centre (higher party apparatus Political bureau of Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, its plenums, personally heads of party-state), formed by channels and mechanisms of elite recruiting and the quality of political administration personnel quality. The quality of personnel can be understood not only as their efficacy and this can be the topic of further research, their state the experience of socialization and personnel way, first of all. The work in the central archives lets talk about typological common features of the processes of nomenclature transformation in different regions, and almost definite application of the marked model to general estimations of the processes of elite-personnel replacement in the USSR. The tasks to reveal the criteria of directive authorities of the All-Union Communist Party/Communist Party of the Soviet Union on recommendation of communists for administrative posts and trace the application of these criteria (the model “Personnel policy”), to define the correlation between political, ideological, business features of nomenclature the All-Union Communist Party/Communist Party of the Soviet Union in 1945-1953, 1953-1964, 1964-1982 with the requirements of central party administration, to show the peculiarities of basic social-demographic and social-professional parameters dynamics of the corpus of first secretary of city committee and regional committee (authochthony, social origin, gender and age composition, educational level, landmarks of political socialization, pre-elite work activity, channels of vertical and horizontal mobility) (model “Quality”), to consider the basic approaches to nomenclature rotation (model “Channels”). The analysis of correspondence of three models lets talk about systematic nature of their influence on each other.

Текст научной работы на тему «Модели системных взаимосвязей между кадровой политикой, механизмами элитного рекрутирования и качеством управленческих кадров СССР (1945-1982 гг. )»

УДК 323(470+571)+93/94

МОДЕЛИ СИСТЕМНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКОЙ, МЕХАНИЗМАМИ ЭЛИТНОГО РЕКРУТИРОВАНИЯ И КАЧЕСТВОМ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СССР (1945-1982 гг.)1

© Виталий Арутюнович АЙРАПЕТОВ

кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра исследования политических трансформаций Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]

Представлен концептуальный анализ хода и результатов трансформации номенклатуры ВКП(б)/КПСС в 1946-1982 гг. Проанализированы механизмы и каналы элитного рекрутинга, динамика и политические изменения, качественный состав номенклатуры. На примере регионального кейса -Тамбовской области - выделены модельные взаимосвязи между кадровой политикой, исходящей из Центра (высших партийных органов - Политического бюро, ЦК КПСС, его пленумов, собственно руководителей партии-государства), сформировавшимися каналами и механизмами элитного рекрутина и качеством кадров политического управления. При этом под качеством кадров имеется в виду не столько их эффективность, что, скорее всего, может являться темой какого-то следующего исследования, сколько их состояние - опыт социализации и кадровый путь, прежде всего. Плотная работа в центральных архивах позволяет говорить о типологической схожести процессов номенклатурной трансформации в разных регионах, а оттого - вполне определенной применимости выделенной модели к общим оценкам процессов элито-кадрового замещения в СССР. Задачи - выявить критерии директивных инстанций ВКП(б)/КПСС по выдвижению коммунистов на руководящие партийные посты и проследить применение этих критериев (модель - «Кадровая политика»), определить, как соотносились политические, идеологические, деловые качества номенклатуры ВКП(б)/КПСС в 1945-1953, 1953-1964, 1964-1982 гг. с требованиями центрального партийного руководства, показать особенности динамики основных социально-демографических и социально-профессиональных параметров корпуса первых секретарей горкомов и райкомов партии (автохтонность, социальное происхождение, половозрастной состав, образовательный уровень, вехи политической социализации, предэлитная трудовая деятельность, каналы вертикальной и горизонтальной мобильности) (модель - «Качество»), рассмотреть основные подходы к ротации номенклатуры (модель - «Каналы»). Анализ соотношения трех означенных моделей дает основание говорить о системном характере их взаимного влияния.

Ключевые слова: номенклатура; ВКП(б); КПСС; кадры; кадровая политика; рекрутирование; элиты

Развитие партийно-советской номенклатуры в 1945-1953 гг.

В годы «позднего сталинизма» (19451953 гг.) была сделана ставка на идейно выдержанные кадры. В послевоенный период советское руководство столкнулось с проблемой кадрового «голода». Поскольку в условиях военного времени систематической работы с кадрами не велось, на региональном и местном уровнях власти сохранялась крайне высокая текучесть руководящих работников. В области кадровой политики происхо-

1 Статья написана в рамках проекта «Власть партии versus «партия власти»? Сравнительное исследование кадровой политики, механизмов, каналов и «лифтов» элитного рекрутинга, управленческих кадров послевоенного СССР (1946-1991 гг.) и постсоветской России (1991-2016 гг.)», поддержанного РГНФ. Грант № 14-33-01017 (руководитель - Д.Г. Сельцер).

дило ужесточение контроля со стороны ЦК ВКП(б): теперь назначение работников на номенклатурные должности ЦК и их освобождение должно было осуществляться только после соответствующего решения ЦК ВКП(б).

В годы Великой Отечественной войны произошло усиление роли партийных органов на местах в связи с нарушением прежних горизонтальных и вертикальных экономических связей. На первых секретарей обкомов, горкомов, райкомов ВКП(б) возлагалась ответственность за выполнение заданий по производству боевой техники, вооружения, боеприпасов, снаряжения.

Таким образом, местные партийные органы приобрели большее влияние, чем в предвоенный период, что и было зафиксиро-

вано в известном постановлении ЦК ВКП(б) «О работе Сальского райкома ВКП(б) Ростовской области» (17 августа 1946 г.) [1]. В итоге в послевоенные годы возникла реальная перспектива поглощения партии хозяйственниками, так как за годы войны партийный аппарат превратился в «локомотив» хозяйственного аппарата.

В этих условиях в постановлении Политбюро «О функциях Оргбюро и Секретариата и реорганизации аппарата ЦК ВКП(б)» от 2 августа 1946 г. ставилась задача охватить партийными школами и курсами по переподготовке партийных и советских работников областные, городские, районные партийные и советские кадры [2]. Появление данного документа объясняется также тем, что за годы войны произошло значительное обновление руководящих кадров. На смену выдвиженцам эпохи «Большого террора» пришли те, кого выдвинула война. Они слабо знали марксистскую теорию в ее советской версии, плохо представляли себе тонкости современных политических подходов руководства партии. Но главное было в том, что подготовка и переподготовка кадров нужна была как средство идеологического воспитания нового поколения руководителей, как канал контроля над средним уровнем правящей элиты. Одновременно решалась задача повышения уровня культуры региональной элиты, ее политической компетентности. Те задачи, которые можно было решать в ходе войны с помощью приказа, теперь требовали совсем другого подхода.

Таким образом, в первые послевоенные годы перед ЦК ВКП(б) стояли, как минимум, две важнейшие задачи: 1) освободить партийный аппарат от текущих хозяйственных дел, покончить с тенденцией «экономиза-ции» партии и партаппарата; 2) ужесточить идеологический курс - таким путем мыслилось укрепление несколько «деформированного» в годы войны тоталитарного режима «партия-государство».

В 1945-1953 гг. происходит обновление корпуса первых секретарей ГК, РК ВКП(б)/ КПСС. Можно выделить две волны качественных изменений партийных кадров среднего звена: май 1945-1949 гг.; 1950-1953 гг. В целом уровень сменяемости номенклатуры в позднесталинское время - поразительно высокий.

Во-первых, окончание войны потребовало масштабной замены тех функционеров, которых мобилизовали в аппарат партийных органов из-за нехватки подготовленных работников, хаотично и непродуманно в условиях чрезвычайной ситуации.

В 1945-1949 гг. обновление секретарского корпуса шло в значительной степени за счет привлечения на партийную работу коммунистов, демобилизованных из Советской армии. Вернулись с фронтов Великой Отечественной войны более опытные управленцы, и именно ими стали замещать слабые руководящие кадры периода войны. Среди 26 выдвиженцев на должность первых секретарей ГК и РК партии в Тамбовской области в 1945-1949 гг. 14 человек (53,9 %) являлись политическими работниками на фронтах ВОВ. При этом 11 из них до войны занимали руководящие партийные должности на субрегиональном уровне, а 9 работали первыми секретарями ГК и РК ВКП(б).

Второй этап ротации первых секретарей РК и ГК партии проходил в 1950-1953 гг. Местные партийные руководители занимались в основном административно-организационной работой, успех которой во многом зависел от выполнения производственных планов. За это они и несли ответственность в первую очередь. В конечном счете, сила и авторитет партийного руководителя складывались из умения привлекать и перераспределять материальные и людские ресурсы. Среди 25 первых секретарей, перемещенных в 1949-1953 гг. на более низкие партийные, советские и хозяйственные должности, 13 человек неудовлетворительно руководили сельскохозяйственными работами.

Абсолютное большинство (25 из 34) выдвиженцев 1949-1953 гг. было впервые избрано на руководящие партийные, советские должности (вторые секретари, секретари ГК, РК партии, заведующие отделами ГК, РК, председатели, заместители председателей рай- или горисполкомов) во время войны и, что примечательно, после ее окончания. В этом заключалась целенаправленная кадровая политика создания нового послевоенного поколения партийных управленцев среднего уровня.

Анализ места рождения первых секретарей ГК, РК партии 1945-1953 гг. выявил следующие тенденции: неуклонный рост на

протяжении всего рассматриваемого периода числа выходцев из сельской местности и преобладание автохтонов - неуроженцев Тамбовской области.

Средний возраст партийных лидеров когорт 1945 и 1953 гг. был примерно одинаковым - 40 лет. В системном смысле это говорит об отсутствии процессов омоложения или старения статуса первого секретаря. А это обстоятельство указывает на стабильность механизмов номенклатурного рекрутирования при И.В. Сталине.

Если до 1949 г. включительно подавляющее большинство секретарского корпуса составляли лица, вступившие в партию до репрессий 1936-1938 гг. - 84,3 %, то к 1953 г. доля лиц, чья политическая карьера началась в предвоенные годы, в ходе репрессий и после них, составила им очевидную конкуренцию (53 % против 49,1 %). Их политическая социализация проходила в совершенно других условиях, что наложило отпечаток на стиль и методы управления.

Наши данные убедительно свидетельствуют, что в 1945-1953 гг., несмотря на увеличение доли первых секретарей, окончивших вузы (на 5,8 %), высшее образование как гражданское, так и политическое, еще не стало ни естественным элементом биографии, ни базовым условием для назначения на должность.

Среди гражданских специальностей преобладала профессия учителя. Это вполне объяснимо. В условиях перехода к мирному времени деятельность первых секретарей ГК, РК связывалась во многом с информированием населения. От качества их работы по идейному воспитанию населения зависела стабильность взаимоотношений между населением и властью. К такой работе наиболее склонны были «педагоги» [3].

«Новый курс» Н.С. Хрущева и требования к подбору руководящих кадров (1953-1964 гг.)

В 1953-1955 гг. советское руководство находилось буквально в поисках нового управленца. Эти усилия сформировали, как минимум, две тенденции.

Во-первых, масштабы экономических задач, поставленных ЦК КПСС перед местными партийными организациями, не соответствовали уровню экономических знаний субрегиональных руководящих кадров, осо-

бенно районного звена. Во-вторых, ввиду «навалившихся» на ответственных партийных работников серьезных хозяйственных задач создавались условия для недооценки с их стороны политико-агитационной работы, постепенного превращения в «хозяйственников». Поэтому одним из наиболее актуальных требований этого периода было указание сочетать хозяйственную и идеологическую работу.

Изменения 1956-1964 гг. призвали к руководству партийными органами экономически образованного и политически грамотного руководителя [4]. Амбициозные экономические задачи, выдвинутые на ХХ съезде партии, изменили требования, предъявляемые к первым секретарям горкомов и райкомов КПСС. Упор, сделанный на экономическое образование партийных руководителей с целью усиления контроля над хозяйственной деятельностью вверенных им территорий, приводил к превращению городских и районных партийных комитетов из органов политического руководства в административно-хозяйственные. Возросший объем ответственности преломлялся в сознании руководителей и работников парторганов как необходимость тотального контроля над деятельностью советских и хозяйственных органов, что на практике вело к дублированию управленческих функций и размыванию ответственности.

Автор статьи проанализировал динамику изменений корпуса первых секретарей ГК, РК КПСС в Тамбовской области в 1953-1964 гг.

Подавляющее большинство первых секретарей ГК и РК КПСС в аграрной Тамбовской области вышли из сельской местности. В этом был свой положительный момент: сельскими районами руководили лица, знавшие не понаслышке их специфику. На протяжении всего рассматриваемого периода рос удельный вес уроженцев Тамбовской области (так называемых административных автохтонов). Это отражало усилившуюся тенденцию самовоспроизводства в пределах региона-области местных партийных руководителей.

В 1953-1964 гг. серьезно меняется численное соотношение номенклатурных работников, вступивших в партию до войны, во время войны и уже в послевоенное время. Это произошло во многом вследствие проводимой

руководством страны политики. Источники показывают, что с середины 1950-х гг. активно шел процесс замещения работников, принятых в партию до войны, функционерами с военным и послевоенным стажем.

В годы «оттепели» курс советского руководства на заполнение рядов управленцев людьми с высшим образованием продолжился. Это было связано с резко усложнившимися задачами по управлению обществом.

В целом, в 1953-1964 гг. неуклонно растет доля первых секретарей, окончивших вузы (на 56,3 %), сокращается удельный вес субрегиональных партийных руководителей с незаконченным высшим (на 28,2 %) и средним (на 20,95 %) образованием.

В рассматриваемый период можно выделить несколько тенденций в изменении профиля образования первых секретарей партийных комитетов: 1) доля лиц, имеющих высшее партийно-политическое образование, постоянно растет; 2) в 1957-1961 гг. в составе первых секретарей ГК и РК увеличивается процент выпускников сельскохозяйственных вузов (на 17,8 %), в меньшей степени - окончивших технические вузы (на 6,7 %); 3) 19621964 гг. характеризуются вытеснением из корпуса первых секретарей специалистов сельского хозяйства с одновременным увеличением удельного веса специалистов промышленности.

Брежневский «развитой социализм» и усиление технократических тенденций рекрутирования номенклатуры (1964-1982 гг.)

Перед новым высшим руководством страны стояли задачи резко повысить эффективность управления народным хозяйством; четко разграничить функции партийных, советских и хозяйственных структур, тем самым вновь превратив партийные комитеты в органы политического руководства; сократить бюрократический аппарат на региональном уровне, значительно разросшийся в 1962-1964 гг. [5].

На XXIII съезде КПСС Л И. Брежнев подверг осуждению некоторые черты номенклатуры, сложившиеся в предыдущий период: ее неуверенность, прежде всего. Он призвал выдвигать на партийную работу молодых, энергичных сотрудников, правильно сочетать их энергию с опытом старых кадров. Вместе с тем он говорил и о необходимости их преданности идеям коммунизма.

Брежневское руководство, по сравнению с хрущевским, поставило перед регионами менее амбициозные экономические задачи и предоставило им больше самостоятельности в решении хозяйственных вопросов. Тем не менее, даже такие «скромные» государственные заказы оказались обременительными. Стремясь их решить, партийные комитеты несли всю ответственность, дублировали советские и хозяйственные органы и распыляли свои силы. Объективная причина негативных явлений коренилась в самой административно-командной системе, заметно смягченной в брежневский период, но по-прежнему продолжавшей оставаться «становым хребтом» государства.

Обновление партийной номенклатуры в 1970-е гг., отразившее изменения в социальной структуре советского общества, свидетельствовало об усилении и, возможно, даже о доминировании технократической тенденции в партийных и других структурах управления. Характер ротации руководящих партийных кадров субрегионов в 1965-1982 гг. значительно отличался от целей и задач циркуляции субрегиональной партийной номенклатуры в 1945-1953 гг. и 1953-1964 гг. Громкие смещения с постов первых секретарей РК и ГК КПСС были чрезвычайно редкими, освобождение первых секретарей ГК и РК как не справившихся или скомпрометировавших себя было в рассматриваемый период скорее исключением.

Обращает на себя внимание повышение среднего возраста первых секретарей в 19751980 гг.: с 44,3 до 47,1 лет. Здесь можно говорить о том, что повышение возраста глав партийных структур происходило не только вследствие естественного старения кадрового корпуса, но и благодаря притоку лиц среднего возраста. Это создавало определенные проблемы в связи с привнесением ими в работу аппарата КПСС своего прежнего опыта, сложившихся стереотипов.

Можно утверждать, что первые секретари ГК и РК партии периода 1964 г. - середины 1970-х гг. вступили в КПСС в военные и в первые послевоенные годы, а районные и городские руководители партии второй половины 1970-х гг. - 1982 г. начали свой партийный стаж во времена Н.С. Хрущева и его реформ.

В 1965-1970 гг. серьезных изменений в образовательном уровне первых секретарей,

и, в частности, в его профиле, не произошло. В этот период основу секретарского корпуса составляют лица, окончившие только ВПШ. В 1970-1975 гг., наоборот, прослеживается ряд важных новшеств брежневской кадровой политики. Во-первых, сокращается число первых секретарей, окончивших только ВПШ (с 42,9 до 17,9 %). Тип «чистого» партийного работника отходит на второй план. В то же самое время число выпускников сельскохозяйственных и технических вузов в составе когорты 1975 г. достигает 67,9 %.

Среди 16 выдвиженцев 1965-1970 гг. было 8 специалистов народного хозяйства (28,6 % от общего числа), среди 16 новобранцев 1970-1975 гг. - 10 (35,7 % от общего числа), среди 13 первых секретарей, избранных в 1975-1980 гг., - 9 (32,1 % от общего числа). Вывод очевиден: подавляющее большинство брежневских выдвиженцев на субрегиональном уровне власти - специалисты народного хозяйства. Главный итог линии на выдвижение в партийный аппарат специалистов-практиков заключался в том, что к 1980 г. их количество в два раза превысило число профессиональных партийных работников в составе местных руководителей КПСС. Итак, к власти постепенно приходят технократы-практики. Технические знания являются необходимым компонентом в принятии ими многих решений.

Выводы

Период второй половины 1940-х - начала 1980-х гг. - время эволюции корпуса номенклатуры как института партийной власти. С момента окончания Великой Отечественной войны кадры партийной номенклатуры на городском и районном уровнях обеспечивали проведение политики Центра по наращиванию аграрного, промышленного, культурного потенциала провинции, контролировали общественно-политические процессы.

Окончание войны напрямую повлияло на качественный состав кадров. Требовалась тотальная замена тех функционеров, которых мобилизовали в аппарат партийных органов из-за нехватки подготовленных кадров. Серьезно меняются источники пополнения партийной номенклатуры. В состав городских и районных партийных комитетов приходит большое количество лиц, демобилизованных из армии, многие из которых уже имели довоенный партийный управленче-

ский опыт. Очевидный недостаток в компетентных управленцах (прежде всего, низкая общеобразовательная подготовка) решили компенсировать посредством подготовки слушателей в сети партийных школ. В процессе воспитания руководящих кадров весомую роль должно было играть повышение их идейно-политического уровня. В период «позднего сталинизма» обозначился ряд серьезных проблем кадровой политики: формальный подход к созданию резерва, низкий общеобразовательный уровень кандидатов, недостаточный учет их деловых качеств. Итак, в 1945-1953 гг. произошли значительные изменения в корпусе номенклатуры, что было обусловлено новой кадровой политикой Центра. Они характеризовались возросшей долей «чужаков», полным доминированием уроженцев сельской местности, преобладанием руководителей со средним общим и профессиональным образованием, рекрутированием первых секретарей из числа партийных и советских работников.

Приход к власти Н.С. Хрущева повлиял на изменение принципов кадровой политики партии. Новому руководству необходимо было обновить партийный аппарат на местах, омолодить его состав, повысить общеобразовательный уровень секретарского корпуса городских и районных партийных организаций. Кадровая политика партии ориентировала партийные органы на местах на изменение форм и методов учебы руководящих кадров, изучение вопросов конкретной экономики. Начинается процесс замещения руководящих вакансий в городских и районных партийных комитетах специалистами с производства, имеющими высшее и среднее специальное образование. Более целенаправленно проходит работа по подготовке резерва, усиливается эффективность системы обучения и переподготовки партийных кадров. В 1953-1964 гг. заметно усилилась тенденция превращения местных партийных комитетов фактически в хозяйственные органы. При этом они медленно освобождались в своей работе от методов администрирования ввиду пока еще невысокого уровня экономического образования руководящих работников городского и районного звена и объективно директивного характера советской экономики. Трансформация номенклатуры в период «хрущевского десятилетия» развива-

лась в рамках следующей логики: от присылки «чужаков» к рекрутированию местных руководителей, преобладание руководителей с педагогическим и партийно-политическим образованием и возрастание в 1957-1964 гг. выпускников сельскохозяйственных и технических вузов.

В октябре 1964 г. новое руководство страны изменило требования к номенклатурным кадрам. Основной упор был сделан на стабилизацию корпуса первых секретарей ГК и РК КПСС, привлечение на руководящую работу специалистов с высшим профессиональным образованием. Линия на выдвижение специалистов-практиков с производства, имевших и высшее образование, и опыт хозяйственно-политической работы, была продолжена. В то же самое время для предотвращения «экономизации» партии серьезно повышается роль партийно-политического обучения.

К середине 1970-х гг. в городских и районных партийных организациях состав руководящих кадров начинает обретать черты стабильности. К середине 1970-х гг. сокращается количество представителей молодого поколения на руководящих постах в горкомах и райкомах партии. Это сужало возможность кадровой мобильности, создавало проблемы с наличием резерва для выдвижения работников в иные руководящие структуры. Взаимоотношения между номенклатурой разных уровней становятся менее конфликтными, высшие руководители стали взвешеннее оценивать проблемы работы с кадрами.

В 1964-1982 гг. постепенно утверждается тип управленца-технократа, пытающегося действовать рационально на основе знаний, полученных в вузе, на производстве. Стремление к прагматизму, более свободному от идеологических догматов, к рационально обоснованным решениям и одновременно использование старых форм командования создали крайне противоречивый тип номенклатурного работника.

Период брежневского правления характеризуется абсолютным преобладанием местных руководителей, родившихся на селе, «старением» номенклатуры, вызванным как естественными факторами, так и привлечением в секретарский корпус лиц зрелого возраста, доминированием к концу рассматриваемого периода дипломированных специа-

листов народного хозяйства над выпускниками партийно-политических вузов, активным выдвижением на руководящие партийные должности хозяйственников, что отвечало требованиям модернизационного развития страны в условиях научно-технической революции.

Список литературы

1. О работе Сальского райкома ВКП(б) Ростовской области (17 августа 1946 г.) // Партийная жизнь: Журнал ЦК ВКП(б). М.: Изд-во «Правда», 1946. № 1. С. 62-65.

2. Постановление Политбюро о функциях Оргбюро и Секретариата и реорганизации аппарата ЦК ВКП(б) (2 августа 1946 г.) // Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР, 1945-1953 / сост.: О.В. Хлевнюк, Й. Горлиц-кий, Л.П. Кошелева, А.И. Минюк, М.Ю. Про-зуменщиков Л.А. Роговая, C.B. Сомонова. М.: РОССПЭН, 2002. С. 33-35.

3. Айрапетов В.А. Динамика качественных характеристик административно-политической элиты СССР в период «позднего сталинизма»: историко-политический анализ // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 4 (60). С. 62-68.

4. Айрапетов В.А. Динамика качественных характеристик административно-политической элиты СССР в «эпоху» Н.С. Хрущева: исто-рико-политический анализ // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 2 (58). С. 441-448.

5. Айрапетов В.А. Выбор без выборов: эволюция региональной номенклатуры КПСС («поздний сталинизм» - «оттепель» - «застой») // PRO NUNC: Современные политические процессы. 2006. Вып. 5. С. 167-177.

References

1. O rabote Sal'skogo raykoma VKP(b) Rostovskoy oblasti (17 avgusta 1946 g.) [About work of Salsk district committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks of Rostov region (17 August 1946)]. Partiynaya zhizn': Zhurnal TsK VKP(b) [Party's Life: Journal of the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks]. Moscow, Pravda Publ., 1946, no. 1, pp. 62-65. (In Russian).

2. Postanovlenie Politbyuro o funktsiyakh Orgby-uro i Sekretariata i reorganizatsii apparata TsK VKP(b) (2 avgusta 1946 g.) [Decree of Political Bureau about functions of Organizational Bureau and Secretariat and reorganization of Administrative Office of the Central Committee of

the All-Union Communist Party of Bolsheviks (2 August 1946)]. Politbyuro TsK VKP(b) i Sovet Ministrov SSSR, 1945-1953 [Political Bureau of the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks and USSR Cabinet, 1945-1953]. O.V. Khlevnyuk, Y. Gorlitskiy, L.P. Kosheleva, A.I. Minyuk, M.Yu. Pro-zumenshchikov, L.A. Rogovaya, S.V. Somonova (compilers). Moscow, ROSSPEN Publ., 2002, pp. 33-35. (In Russian).

3. Ayrapetov V.A. Dinamika kachestvennykh kharakteristik administrativno-politicheskoy el-ity SSSR v period «pozdnego stalinizma»: is-toriko-politicheskiy analiz [Dynamics of qualitative characteristics of administrative-political elite of the USSR during «late Stalinism»: the historical-political analysis]. Vestnik Tambovskogo uni-versiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2008, no. 4 (60), pp. 62-68. (In Russian).

4. Ayrapetov V.A. Dinamika kachestvennykh kharakteristik administrativno-politicheskoy

elity SSSR v «epokhu» N.S. Khrushcheva: is-toriko-politicheskiy analiz [Dynamics of qualitative characteristics of the ruling political elite of USSR at the time of N.S. Khrushchev: historical and political analysis]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2008, no. 2 (58), pp. 441-448. (In Russian).

5. Ayrapetov V.A. Vybor bez vyborov: evolyutsiya regional'noy nomenklatury KPSS («pozdniy sta-linizm» - «ottepel'» - «zastoy») [Choice without elections: the evolution of regional communist party nomenklatura ("late stalinism" - "ottepel" -"zastoy")]. PRO NUNC: Sovremennye politicheskie protsessy - PRO NUNC: Current Political Processes, 2006, no. 5, pp. 167-177. (In Russian).

Поступила в редакцию 26.11.2016 г. Received 26 November 2016

UDC 323(470+571)+93/94

THE MODELS OF SYSTEM SYNERGIES BETWEEN PERSONNEL POLICY, MECHANISMS OF ELITE RECRUITING AND QUALITY OF ADMINISTRATIVE WORKERS OF THE USSR (1945-1982)

Vitaliy Arutyunovich AYRAPETOV

Candidate of History, Research Officer of Political Transformation Research Centre

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: [email protected]

The conceptual analysis of process and results of nomenclature transformation of the All-Union Communist Party/Communist Party of the Soviet Union in 1946-1982 is presented. The mechanisms and channels of elite recruiting, dynamics and political changes, quality content of nomenclature are analyzed. Basing on the example of regional case - Tambov province - the model links between personnel policy, coming from the Centre (higher party apparatus - Political bureau of Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, its plenums, personally heads of party-state), formed by channels and mechanisms of elite recruiting and the quality of political administration personnel quality. The quality of personnel can be understood not only as their efficacy and this can be the topic of further research, their state - the experience of socialization and personnel way, first of all. The work in the central archives lets talk about typological common features of the processes of nomenclature transformation in different regions, and almost definite application of the marked model to general estimations of the processes of elite-personnel replacement in the USSR. The tasks to reveal the criteria of directive authorities of the All-Union Communist Party/Communist Party of the Soviet Union on recommendation of communists for administrative posts and trace the application of these criteria (the model - "Personnel policy"), to define the correlation between political, ideological, business features of nomenclature the All-Union Communist Party/Communist Party of the Soviet Union in 1945-1953, 1953-1964, 1964-1982 with the requirements of central party administration, to show the peculiarities of basic social-demographic and social-professional parameters dynamics of the corpus of first secretary of city committee and regional committee (authochthony, social origin, gender and age composition, educational level, landmarks of political socialization, pre-elite work activity, channels of vertical and horizontal mobility) (model - "Quality"), to consider the basic approaches to nomenclature rotation (model - "Channels"). The analysis of correspondence of three models lets talk about systematic nature of their influence on each other.

Key words: nomenclature; All-Union Communist Party; Communist Party of the Soviet Union; personnel; personnel policy; elite recruiting

Информация для цитирования:

Айрапетов В.А. Модели системных взаимосвязей между кадровой политикой, механизмами элитного рекрутирования и качеством управленческих кадров СССР (1945-1982 гг.) // Вестник Тамбовского университета. Серия Политические науки и право. Тамбов, 2016. Т. 2. Вып. 4 (8). С. 5-11.

Ayrapetov V.A. Modeli sistemnykh vzaimosvyazey mezhdu kadrovoy politikoy, mekhanizmami elitnogo rekrutirovaniya i kachestvom upravlencheskikh kadrov SSSR (1945-1982 gg.) [The models of system synergies between personnel policy, mechanisms of elite recruiting and quality of administrative workers of the USSR (1945-1982)]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Politicheskie nauki i pravo - Tambov University Review. Series: Politics and Law, 2016, vol. 2, no. 4 (8), pp. 5-11. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.