Научная статья на тему 'Модели систем кондициального управления в многоакторной интегрированной информационной среде предприятия'

Модели систем кондициального управления в многоакторной интегрированной информационной среде предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иващенко А. В., Юмашев В. Л., Пейсахович Д. Г., Леднев А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели систем кондициального управления в многоакторной интегрированной информационной среде предприятия»

УДК 007.51

Иващенко А.В., Юмашев В.Л. , Пейсахович Д.Г., Леднев А.М.

Самара

МОДЕЛИ СИСТЕМ КОНДИЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МНОГОАКТОРНОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: описываются модели кондициального управления взаимодействием персонала предприятия с учетом человеческого фактора и фактора времени для задач распределения ресурсов.

Ключевые слова: кондициальное управление, многоакторная среда, ритмичность, распределение

ресурсов, планирование.

В настоящее время во многих организациях широко используются методы информационного управления [1], которые, в отличие от других подходов, позволяют добиваться требуемого поведения персонала в условиях его высокой мотивации. Особенно актуально использование данного метода управления при организации взаимодействия нескольких сотрудников между собой, в том числе средствами единого информационного пространства. Способ взаимодействия в данном случае позволяет эффективно применять методы информационного управления для смены периодов редкого и частого взаимодействия для решения появляющихся проблем.

Реализовать информационное управление на практике могут современные интеллектуальные программные компоненты в составе распределенной интегрированной информационной среды, в том числе построенные с использованием мультиагентных технологий. При создании таких систем необходимо учитывать совместное влияние человеческого фактора (в случае, когда авторы узнают о фактах искажения информации, вероятна потеря доверия к формируемым автоматически решениям) и фактора времени (так как порядок обмена информацией существенно влияет на принимаемые решения).

Указанные аспекты по отдельности привлекают внимание современных ученых, например, занимающихся «живыми» организационно-техническими системами, построенными по аналогии с природными механизмами самоорганизации [2], методами принятия решений, основанных на обработке событий [3]. Также вопросы информационного управления взаимодействием рассматривались при изучении виртуальных сообществ и социальных сетей в Интернете [4].

Таким образом, актуальной является задача создания новых методов информационного управления, которые бы позволили с учетом комбинированного влияния человеческого фактора и фактора времени построить комплексную систему управления согласованным взаимодействием персонала предприятия.

Одним из таких методов является метод управления обстоятельствами (кондициального управления) , реализуемого для модели многоакторной интегрированной информационной среды [5]. Суть метода изложена в работе [6] и заключается в ситуационном динамическом формировании обстоятельств для акторов, в которых они заинтересованы действовать на благо интересов центра. В отличие от классических подходов, в данном случае будем оперировать не задачами, которые предписывают необходимое поведение в императиве, или информацией, которая влияет на действия акторов в конкретной ситуации, а обстоятельствами, влияющими на их поведение и определяющими общие правила совместной деятельности.

В многоакторной среде, моделирующей взаимодействие объектов реального мира, можно применять инструменты ускорения и замедления взаимодействия (управления временем), обеспечивая, таким образом, соответствие темпа принятия решений темпу процессов, протекающих во внешней среде. Это, в конечном итоге, позволяет, как задавать нужное направление оптимизации, так и обеспечивать функционирование системы управления в режиме реального времени.

Также в интегрированной информационной среде предприятия информация о происходящих событиях может быть представлена пользователям в разное время в разном составе (управление содержимым). Такая возможность позволяет задавать динамически изменяемые приоритеты и ограничивать объем информации для обеспечения ее более эффективной обработки.

Приведенные выше рассуждения проиллюстрированы на рис. 1. Здесь также указаны области применение кондициального управления на практике, которые связывает единая проблема: эффективное распределение появляющихся задач между ресурсами организации. На наш взгляд, стратегия планирования в каждом случае будет зависеть от следующих характеристик:

горизонт планирования - на какой период времени необходимо составить расписание и, соответственно, сколько задач необходимо запланировать;

неопределенность - в данном случае будем понимать возможность скорого изменения плана в связи с появлением новых событий;

реальное время - то есть, темп согласованная обработка событий должна происходить в темпе их возникновения.

Типы распределения задач

Стратегическое планирование Оперативное (краткосрочное) планирование Диспетчеризация Аутсорсинг (передача между исполнителями)

- Горизонт: большой - Горизонт: малый - Горизонт: нет - Горизонт: малый

- Неопределенность: - Неопределенность: - Неопределенность: - Неопределенность:

низкая средняя высокая высокая

- Реальное время: - Реальное время: - Реальное время: - Реальное время:

нет есть есть есть _i

Рис. 1. Метод кондициального управления (управления обстоятельствами)

В зависимости от решаемой задачи можно рассматривать различные стратегии управления временем и содержимым:

реализация разных алгоритмов формирования входных представлений (введение приоритетов и ограничений на количество ИО, находящихся одновременно в представлении);

формирование требуемого значения интервальной функции ритмичности, например, путем выделения определенных интервалов ожидания;

реализация стратегий информационного манипулирования (см. таблицу 1) , позволяющего одним акторам получать больше возможностей по сравнению с другими [7].

Таблица 1. Стратегии кондициального управления для разных схем взаимодействия

Модель взаимодействия Манипулирование Парирование

P2P (адресные обращение) Спекуляция Жадность

C2P (общая рассылка) Аукцион Выжидание

P2C (взаимодействие с центром) Изменение стратегии (жад-ность/выжидание) Устранение случайного фактора за счет обеспечения ритмичности

Таким образом, кондициальное управления фактически реализует информационное управление акторами, однако, обладает следующими отличительными особенностями:

объектом управления является взаимодействие акторов во времени, а основное внимание уделяется временным характеристикам этого взаимодействия, в частности ритмичности;

управление реализуется путем составления и динамического изменения расписания поступления и удаления информационных объектов в представления акторов.

В кондициальном управлении решение формируется по результатам анализа истории взаимодействия акторов и программных агентов (в мультиагентной системе), фиксируемой в специализированных журналах, так как на принятие решения влияет не только текущая ситуация, но и последовательность обмена информацией, которая к ней привела. В результате такого анализа должен формироваться набор мероприятий, приводящих к изменению динамических характеристик процессов взаимодействия и обеспечивающих в итоге нужные показатели его эффективности. Эти мероприятия не могут быть применены одновременно, следовательно, с учетом описанных выше особенностей ситуационного управления, необходимо для каждого мероприятия назначить время его активации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронин А.А., Губко М.В., Мишин С.П., Новиков Д.А. Математические модели организаций: Учебное пособие. - М.: ЛЕНАНД, 2008. - 360 с.

2. Leitao P. Holonic rationale and self-organization on design of complex evolvable systems. HoloMAS 2009, LNAI 5696, 2009. - Springer-Verlag Berlin Heidelberg - pp 1 - 12

3. Anicic D., Fodor P., Rudolph S., Stuhmer R., Stojanovic N., Studer R. A rule-based language for complex event processing and reasoning // RR 2010. LNCS, vol. 6333, Springer, Heidelberg, 2010. - pp. 42 - 57

4. Орлов А. Ю., Иващенко А. В. Организация виртуального сообщества в сети Интернет // Информационные технологии №8, 2008 с. 15 - 19

5. Иващенко А.В. Управление взаимодействием персонала предприятия в многоакторной интегрированной информационной среде / Программные продукты и системы, 2012. - № 3. - с. 18 - 22

6. Иващенко А.В. Метод кондициального управления взаимодействием в мультиагентной среде // Системы управления и информационные технологии, 2013. - № 1. - с. 39 - 43

7. Ivaschenko A., Lednev A. Auction model of P2P interaction in multi-agent software // Proceedings of the 5th International Conference on Agents and Artificial Intelligence ICAART 2013, Barcelona, Spain. - Vol 1. - p. 431 - 434

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.