МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОГРАММАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В МНОГОУРОВНЕВЫХ И МНОГОПРОФИЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ г. МОСКВЫ
КИВА А.А., ВАСИЛЬКОВА Т.А.
Представленные авторами модели реализации модульно-компетентностного подхода в программах профессиональной переподготовки взрослого населения в колледжах г. Москвы позволяют реализовать в максимальной степени принцип вариативности и индивидуального подхода в профессиональной переподготовке, что особенно актуально для взрослого контингента.
Глобальный экономический кризис обусловил увеличение объемов ускоренной переподготовки высвобождающегося населения, обострил противоречия между существующей системой профессионального образования и запросами экономики и производства, между новыми задачами в области дополнительного профессионального образования и дефицитом квалифицированных рабочих кадров. Особое значение приобретают эти противоречия в крупных мегаполисах, во многом определяющих региональную и федеральную политику в сфере дополнительного профессионального образования. Москве здесь отводится ведущая роль не только в силу ее специфики и возможностей, но и как столицы, задающей приоритеты деятельности научно-образовательным центрам страны.
В декабре 2008 г. Правительство Москвы определило1 перечень остро востребованных экономикой Москвы профессий НПО (всего 75 профессий). Однако переподготовка взрослых проводится по профессиям начальной квалификации, входящим в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее - ОК). В связи с тем, что профессии НПО состоят в среднем из 3-4 профессий ОК, то разработать предстоит около 300 программ обучения по остро востребованным профессиям. На разработку такого количества учебно-программной документации потребуется немалый кадровый и временной потенциал, что само по себе проблематично.
При этом надо учесть, что часть профессий Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов2 (далее - ОК) являются родственными и имеют общие (инвариантные) профессиональные знания и умения. Это позволяет при разработке учебно-программной документации по одной из профессии ОК тем самым задать алгоритм разработки программ по родственным профессиям и выделить их инвариантную часть. Например, разработав программу по профессии ОК «токарь», мы тем самым открываем возможность разработки по аналогии учебно-программной документации по профессиям «токарь-расточник», «токарь-карусельщик» и «токарь-револьверщик», используя инвариантную часть «токаря». Особенно успешно это реализуется в учебно-программной документации на модульно-компетентностной основе. Что злободневно при количественной и качественной динамике рабочих мест и перераспределении рабочей силы. В этих условиях весьма сущест-
The models of realisation presented by authors the modular and competence approach in programs of professional retraining of adult population in colleges of Moscow allow to realise in the maximum degree a variability and individual approach principle in professional retraining that is especially actual for an adult contingent.
постановление Правительства Москвы от 2 декабря 2008 г. № 1103-РР.
2 ОК 016-94
венна возможность оптимизации содержания и времени профессиональной переподготовки рабочих кадров, стремящихся к саморазвитию и самореализации, способных гибко реагировать на изменения рынка труда и активно влиять на социально-экономические и культурные перемены. Этим обусловлена потребность перехода образовательных учреждений г. Москвы к модульно-компетентностному структурированию содержания и процесса обучения взрослого населения с целью развития способности к учебно-познавательной деятельности и самообразованию.
Про
фессио-
нальные
модули
П
М
П
М1-
П
М1-
П
М1- Ь
П
П
М2-
П
М
П
М2-3
П
М2-;
Рис. 1. Модель переподготовки взрослого населения по родственным профессиям ОК и профессиям НПО и специальностям СПО
На рис. 1 представлена модель построения учебных программ профессиональной переподготовки взрослого населения на модульно-компетентностной основе по родственным профессиям. Данная модель разработана в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании”, Федеральным законом от
01.12.2007 N 309-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта", Федеральным законом от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Законом города Москвы от 01.10.2008 N 46 "О занятости населения в городе Москве", другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, регулирующими вопросы профессиональной переподготовки взрослого населения.
В современной международной теории и практике понятие «компетенция» трактуется, как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Стержнем мобильного и не формализованного обучения, основанного на компетенциях, является ориентация на результаты. Более всего отвечают этим требованиям структурирование учебных программ по модулям.
В рамках модульного обучения, основанного на компетенциях главное - ориентация образовательного процесса не на освоение определённого количества часов программы, а на результат, выраженный в профессиональных компетенциях. Это также позволяет оперативно обновлять содержание модулей и их набор, индивидуализировать обучение, исходя из уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей. Модульное построение учебного процесса отличается интеграцией междисциплинарных связей и оптимизацией соотношения теоретического и практического обучения. Причем систематизация теоретической информации требует особого внимания при получении первоначальной квалификации, поскольку есть опасность формирования отрывочных теоретических сведений.
Употребляемый здесь термин «модуль» понимается как целостный набор умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме целей-результатов, которые должен достигнуть обучающийся по завершению освоения модуля, являющегося составной частью общей модульной программы. Каждый модуль оценивается и обычно сертифицируется.
Как видно из схемы (см. рис.1) для получения какой-либо профессии ОК (например, профессии ОК-1) необходимо освоить набор профессиональных модулей (ПМ1-1, ПМ1-2....ПМ1-Ь),
а чтобы пройти переподготовку по родственной профессии ОК (например, профессии ОК-2) следует освоить, кроме изученной инвариантной части (включающей, например, инвариантные модули ПМ1-1=ПМ2-1 и ПМ1-2=ПМ2-2), еще набор профессиональных модулей, необходимых конкретному обучающемуся (например, ПМ2-3, ПМ2-4 и др.). Таким образом, учебные программы, построенные на модульно-компетентностной основе, позволяют резко сократить время и средства, необходимые для обучения родственным профессиям.
Вместе с тем, следует отметить, что освоив несколько профессий ОК, обучающийся может получить профессию НПО, а далее - специальность СПО, дополнительно усвоив некоторые дисциплины согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального и среднего профессионального образования.
Ниже (рис.2) представлена модель переподготовки и повышения квалификации взрослого населения по модульным программам.
Рис. 2 Модель переподготовки и повышения квалификации взрослого населения
по модульным программам
Согласно данной модели обучение на первоначальный разряд может быть завершено трудоустройством, а также продолжено путем повышения квалификации на следующий разряд или за счет освоения одного/нескольких модулей (или модульных программ) повышения компетенции.
Приступая к построению учебных программ на основе теории модульно-компетентностного подхода необходимо тщательно проанализировать нормативные требования к учебно-программной документации. Это позволяет построить модель реализации мо-дульно-компетентностного подхода в программах профессиональной переподготовки взрослого населения (см. рис.3).
Представленная модель предусматривает два варианта разработки учебно-программной документации для обучения по профессиям Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Во-первых, в модели представлена возможность разработки УПД на модульно-компетентностной основе, исходя из требований профессиональных стандартов (если таковые имеются). Во-вторых, при отсутствии профессиональных стандартов, представлен вариант разработки УПД исходя из требований к умениям работодателей, а также сопоставления и анализа Единого тарифно-квалификационного справочника, Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) и Должностных инструкций. Так или иначе, но в результате мы получаем виды профессиональной деятельности, которые дают возможность сформулировать компетенции, освоение которых позволяет освоить ту или иную профессию.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
СТАНДАРТЫ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ профессиональной деятельности
КОМПЕТЕНЦИИ
Общие компетенции ОК
Профессиональные компетенции ПК
її
Профессиональный модуль ПМ1
її
ПМ
2
її
ПМ
3
Междисциплинарный курс
МДК
Рис. 3. Модель модульно-компетентностного подхода в реализации программах профессиональной переподготовки взрослого населения.
Основные виды профессиональной деятельности - профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы3.
Компетенции включают Общие компетенции (ОК) и Профессиональные компетенции (ПК).
Общие компетенции представляют собой совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Профессиональные компетенции отражают способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции формируются в результате освоения набора профессиональных модулей и междисциплинарного курса (МДК).
Профессиональный модуль (ПМ) - часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным
3 См.: Разъяснения по формированию федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования на основе технического задания на разработку федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования (макет) С.7.
федеральными государственными образовательными стандартами результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности.
Междисциплинарный курс - система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.
Представленные модели реализации модульно-компетентностного подхода в программах профессиональной переподготовки взрослого населения в многоуровневых и многопрофильных образовательных учреждениях г. Москвы позволяют реализовать в максимальной степени принцип вариативности и индивидуального подхода в профессиональной переподготовке, что особенно актуально для взрослого контингента.