УДК 656:372.8
МОДЕЛИ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ «БЕРЕЖЛИВОГО ОБУЧЕНИЯ + ШЕСТЬ СИГМ»
В.С. Жабреев, Т.Н. Половова
Рассмотрены основные инструменты «бережливого производства + шесть сигм», процесс метода «бережливое производство + шесть сигм» визуализирован с помощью карт процессов на основе методологии IDEF0, что позволяет установить взаимосвязи между его элементами.
Ключевые слова: бережливое производство, образовательный процесс, карты процессов.
Введение
Система бережливого обучения, как элемент любой бизнес-стратегии, реализующей принципы бережливого производства, направлена на выявление и устранение потерь для увеличения производительности труда [1], в рассматриваемом случае - эффективности обучения.
Принцип бережливого производства во главу угла ставит минимизацию, а в идеале - полное исключение потерь. Это полностью соответствует запросам потребителя (заказчика), который готов платить деньги только за те составляющие производственного процесса, которые реально добавляют стоимость образования.
Основной раздел
В часы, занятые повышением квалификации, преподаватели не поставляют образование и, следовательно, с точки зрения кратковременного вложения средств, их обучение является расточительным для учебного заведения, так как учебное заведение несет двойные потери - она недополучает прибыль вследствие отвлечения преподавателей от участия в производственном процессе, а также зачастую вынуждена оплачивать время, затрачиваемое преподавателями на обучение. Однако, как известно, инвестиции в образование являются самыми выгодными инвестициями, так как в процессе обучения ценность квалификации преподавателя увеличивается многократно, что позволяет рассчитывать на скорую отдачу вложенных средств.
Помимо указанных выше, существенные траты необходимы также на подготовку квалифицированных преподавателей в случае реализации внутреннего обучения, либо, в силу тех или иных соображений, оплату услуг внешних провайдеров. Оплата помещений, закупка учебного оборудования, демонстрационных образцов, фильмов, библиотек, приобретение и поддержание необходимых лицензий и многое другое выливаются в итоге в весьма и весьма большие суммы. Поэтому вопрос о сокращении потерь в процессе обучения стоит очень остро.
Выявление и анализ потерь на всех этапах учебного процесса являются важнейшим этапом по пути создания системы «Бережливое обучение».
В таблице отображены инструменты «бережливого производства + шесть сигм» [1].
Инструменты «бережливого производства + шесть сигм»
Процесс метода Мероприятия Инструменты
Определение Разработка задания команды. Определение спонсора и членов команды. Проведение подготовительной работы Инструменты выбора проектов. Формы определения проекта. Анализ NPVЛRR/DCF* Методология совершенствования процесса. Инструментарий процесса совершенствования шести сигм
Измерение Утверждение цели команды. Инструментарий процесса совершенствования шести сигм. Причинно-следственная диаграмма.
Окончание таблицы
Процесс метода Мероприятия Инструменты
Определение текущего состояния. Сбор и отображение информации Составление карты процесса. Функциональностоимостной анализ. «Мозговой штурм». Методы голосования. Диаграмма Парето. Диаграмма сродства Анализ видов и последствий отказов (FMEA). Контрольные листки. Графики. Контрольные карты. Анализ повторяемости и воспроизводимости измерений (Gage R&R)
Анализ Определение воспроизводимости и скорости процесса. Определение источников вариабельности и «узких мест» соблюдения сроков Индексы воспроизводимости Ср и Срк. Ускоритель цепочки поставок. Анализ временных ловушек. Планирование экспериментов по Д. Шайнину (МиШ-уагі). «Ящики с усами». Граничные диаграммы Графики взаимодействия. Регрессионный анализ. Дисперсионный анализ. Матрицы «причина-следствие». Анализ видов и последствий отказов (FMEA). Формы определения проблем. Карты возможностей
Совершен- ствование Выработка идей. Проведение экспериментов. Создание приблизительных моделей. Проведение анализа результатов и затрат. Разработка планов действий. Реализация «Мозговой штурм». Системы вытягивания. Снижение времени наладки ТРМ. Производственный поток Бенчмаркинг Диаграмма сродства. Планирование эксперимента. Проверка гипотез. Составление карты процесса. Анализ результатов и затрат / Анализ поля сил. Экспертный анализ. Древовидные схемы. Графики Pert/CPM. Блок-схема процесса принятия решений/ Анализ последствий и причин отказов. Теория принятия решений. Графики Гантта.
Контроль Разработка контрольного плана. Мониторинг работы. Защита процесса от ошибок Контрольные листки. Графики. Гистограммы. Диаграммы рассеяния Контрольные карты. Диаграмма Парето. Анализ взаимодействий Пока-ёкэ.
Примечание. *Имеются в виду показатели чистой приведенной стоимости (NetPresentValue), внутренней нормы рентабельности (Internal Rate of Return), дисконтированного.
Представленные инструменты в значительной мере могут быть применены к образовательному процессу. Процесс метода «бережливое производство + шесть сигм» визуализируется с помощью карт процессов на основе методологии IDEF0. Карты процессов, в отличие от табличной визуализации, позволяют установить взаимосвязи между элементами «бережливого обучение +шесть сигм», рассматривая процесс «бережливое обучение + шесть сигм» как систему.
Рис. 1. Контекстная диаграмма поставки востребованного образования и устранения потерь
Рис. 2. Декомпозиция диаграммы процесса поставки востребованного образования и устранения потерь
Рис. 3. Диаграмма совершенствования процессов
Рис. 4. Карта мониторинга и защиты образовательного процесса от ошибок
Для решения задач бережливого обучения + шесть сигм необходимо создать команду сотрудников. Важной задачей при проектировании процессов бережливого обучения + шесть сигм является выявление процессов с использованием статистических методов и «мозгового штурма».
Заключение
1. Модели процесса реализации «бережливого производства + шесть сигм» визуализируется с помощью карт процессов на основе методологии IDEF0.
2. Карты процессов, в отличие от табличной визуализации, позволяют установить взаимосвязи между элементами «бережливого обучения +шесть сигм», рассматривая процесс «бережливое обучение + шесть сигм» как систему.
Литература
1. Майкл, Л. Джордж. Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства: пер. с англ. / Джордж Л. Майкл. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.
Жабреев Вячеслав Сергеевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой вычислительной техники, Челябинский институт путей сообщения Уральского государственного университета путей сообщения (ЧИПС УрГУПС) (г. Челябинск); [email protected].
Половова Татьяна Николаевна, канд. техн. наук, доцент кафедры вычислительной техники, Челябинский институт путей сообщения Уральского государственного университета путей сообщения (ЧИПС УрГУПС) (г. Челябинск); [email protected].
Поступила в редакцию 29 мая 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University Series “Computer Technologies, Automatic Control, Radio Electronics”
2014, vol. 14, no. 3, pp. 119-123
MODEL OF THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF LEAN TRAINING + SIX SIGMA
V.S. Zhabreev, CHIRT-USURT, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected],
T.N. Polovova, CHIRT-USURT, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
The article describes the main tools of lean production and six Sigma, process, method of “lean production + six sigma”, visualized using cards processes on the basis of IDEF0 methodology that allows to establish the relationship between its elements.
Keywords: lean manufacturing, educational process, process map.
References
1. Majkl, L. Dzhordzh Berezhlivoe proizvodstvo + shest' sigm: Kombiniruya kachestvo shesti sigm so skorost’yu berezhlivogo proizvodstva [Lean Manufacturing + Six Sigma: Combining Quality Six Sigma with Lean Production Speed]. Moscow, Alpina Business Books Publ., 2005.
Received 29 May 2014