2007 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 122
серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов
УДК. 629. 130
МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ РЕСУРСА ИЗДЕЛИЙ САМОЛЕТОВ И ДВИГАТЕЛЕЙ С УЧЕТОМ СТОИМОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ
ВС. КИРДЮШКИН
Статья представлена доктором технических наук, профессором Чинючиным Ю.М.
В статье на основе анализа ресурсного состояния парка отечественных магистральных самолетов обоснована необходимость увеличения ресурсных параметров отдельных авиационных изделий, ограничивающих отработку назначенных ресурсов самолетов. Предложены модели принятия решений.
Введение
В настоящее время отечественная гражданская авиация (ГА) работает в условиях закритического уровня технического износа парка самолетов, который признан устаревшим как физически, так и морально. Более 50% парка магистральных самолетов и около 70% парка самолетов местных воздушных линий не используются по назначению. Большинство самолетов, эксплуатирующихся в авиакомпаниях ГА, отрабатывают установленные ресурсы и сроки службы, имеют низкую топливную эффективность, не соответствуют требованиям ИКАО по шуму и эмиссии, а также обладают низким уровнем комфорта в пассажирских кабинах. Наряду с этим не выполняются программы поставки новой авиационной техники (АТ) в авиакомпании ГА, растут цены новых самолетов и двигателей, а также стоимость их восстановления, малы объемы финансовой поддержки со стороны государства [1] .
Для многих отечественных авиакомпаний существует альтернатива выбора между дорогостоящим техническим обслуживанием и восстановлением старых самолетов и приобретением новых самолетов из экономических соображений. Некоторые авиакомпании предпочли замену старой АТ, имеющей низкие показатели эффективности эксплуатации, новой, более экономичной АТ. Однако высокая стоимость, финансовые издержки на производство новых самолетов, сроки поставок и таможенные барьеры вынуждают продолжение эксплуатации старой АТ.
Постановка задачи и построение модели
Существующая в России система обеспечения безопасной эксплуатации гражданских самолетов была создана около 50 лет назад. Одним из главных компонентов этой системы является поэтапное продление ресурсов и сроков службы самолетов. Как правило, поэтапное продление ресурсов сопровождается проведением различных по назначению и объему работ, в том числе, связанных с доработками и модификацией как элементов конструкции планера, так и различных изделий функциональных систем (ФС) самолета.
Особенностями конструкции отечественных типов самолетов является наличие на них отдельных компонентов и съемных изделий, ресурсы и календарные сроки которых не совпадают с ресурсами и сроками службы планера самолета, а применительно к двигателю, не совпадают с его ресурсами и сроками службы. Возникает необходимость снижения числа таких компонентов, которые сдерживают отработку ресурсов и календарных сроков службы самолета (двигателя). Их снижение может быть достигнуто за счет увеличения ресурсов и сроков службы деталей и узлов конструкции планера или изделий ФС (в дальнейшем - элементов).
Целесообразность увеличения ресурса (срока службы) элемента в общем случае не должна вызывать сомнения при соблюдении определенных ограничений, накладываемых стоимостью доработок (модификаций), проводимых Разработчиком по согласованию с Заказчиком. При этом основные требования Заказчика сводятся прежде всего к минимизации затрат как по реализации доработок непосредственно на всем парке самолетов данного типа, так и по последующему техническому обслуживанию (ТО) доработанной конструкции, ФС или агрегату.
Для построения математической модели, с учетом поставленной задачи, вводим следующие параметры:
Еэ - ресурс элемента до его доработки, ч;
Е1 Э - ресурс элемента после его доработки, ч;
Сд - стоимость доработки, планируемой Разработчиком, руб.;
СЗ - стоимость работ по замене элемента на доработанный с последующей регулировкой и ТО,
руб.;
Ис - количество самолетов данного типа в парке, подлежащих доработке, ед.;
НСуМ.с - суммарный налет парка дорабатываемых самолетов (ч) на момент начала проведения доработки;
Ян.с - назначенный ресурс самолета данного типа, ч.
Очевидными являются следующие требования, которые можно выразить неравенствами вида
я11 э > я1 э ; (1)
СД
— < 1 . (2)
С
СЗ
Для парка самолетов N выражение (2), с учетом суммарного остатка назначенного ресурса
(NС ' ЯН .С — НСУМ .С ) , будет иметь вид
С,
'Д
(3)
СЗ (NC ■ ЯН .С Н СУМ .С )
Выражение (3) следует считать количественной мерой, определяющей целесообразность проведения
доработки с учетом относительных материальных затрат Сд / СЗ , приходящихся на 1 ч остатка назначенного ресурса самолета, при условии соблюдения требования (1).
Тогда, в общем случае неравенство (1) приобретает следующий вид
я11 Э >--------С-------------------------- • <4)
1 С Д
^С • ЯН.С - Н СУМ .С )
я СЗ
Таким образом, выражение (4) позволяет оценить целесообразность проведения доработок конструкции самолетов в любой текущий момент времени на любом этапе эксплуатации с учетом приемлемого уровня материальных затрат, направленных на совершенствование конструкции серийных самолетов.
MODELS OF DECISION-MAKING ON INCREASE IN RESOURCE ITEMS OF PLANES AND ENGINES IN VIEW OF COST MAINTENANCE SERVICE
Kirdyushkin V.S.
In clause on the basis of analysis a resource condition of park of domestic main planes necessity of increase in resource parameters of the separate aviation products limiting working off of appointed resources of planes is proved. Models of decision-making are offered.
Сведения об авторе
Кирдюшкин Владимир Сергеевич, 1983 г. р., окончил МГТУ ГА (2006), инженер отдела ГосНИИ ГА, автор 8 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация и поддержание летной годности самолетов.
1 бб В.С. Кирдюшкин