Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МОДЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ / УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ЭТАПЫ УРОКА / СТРУКТУРА УРОКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рузметова М.А.

Эффективность учебного процесса зависит от грамотного планирования урока, которое определяется методическими принципами усвоения материала и требованиями к уровню образования. В обучении иностранным языкам это этапы формирования языковых навыков и развития речевых умений, с одной стороны, и требовании, с другой. В работе представлены традиционная модель планирования, модели бумеранга, учебной улицы, перевернутого класса, blended leaning и smart-планирование, показана их эффективность в достижении целей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING MODELS IN LANGUAGE EDUCATION

The effectiveness of the educational process depends on the lesson planning, which is determined by methodological principles of material acquiring and educational requests. In foreign language teaching these are the stages of language skills formation and speech skills development, on the one hand, and the requirements of educational standards, on the other. The article presents the traditional planning model, boomerang model, “learning street”- model, flipped classroom, blended leaning and smart planning, the author shows their effectiveness in achieving the learning goals.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Рузметова М.А.

Чирчикский педагогический институт Ташкентская область

МОДЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Эффективность учебного процесса зависит от грамотного планирования урока, которое определяется методическими принципами усвоения материала и требованиями к уровню образования. В обучении иностранным языкам это этапы формирования языковых навыков и развития речевых умений, с одной стороны, и требовании, с другой. В работе представлены традиционная модель планирования, модели бумеранга, учебной улицы, перевернутого класса, blended leaning и smart-планирование, показана их эффективность в достижении целей обучения.

Ключевые слова: модели планирования, урок иностранного языка, этапы урока, структура урока.

Ruzmetova M.A.

Chirchik Pedagogical Institute Tashkent region

PLANNING MODELS IN LANGUAGE EDUCATION

Abstract. The effectiveness of the educational process depends on the lesson planning, which is determined by methodological principles of material acquiring and educational requests. In foreign language teaching these are the stages of language skills formation and speech skills development, on the one hand, and the requirements of educational standards, on the other. The article presents the traditional planning model, boomerang model, "learning street"-model, flipped classroom, blended leaning and smart planning, the author shows their effectiveness in achieving the learning goals.

Keywords: planning models, foreign language lesson, lesson stages, lesson structure.

Грамотное планирование во многом предопределяет эффективность соответствующего процесса. На уровне планирования урока важно учитывать не только методические закономерности организации учебного содержания, но и требования, предъявляемые к уроку номенклатурной документацией, регулирующей весь учебный процесс. В рамках языкового образования дополнительным требованием к планированию урока становится соотношение этапов работы с закономерностями усвоения языкового и речевого материала.

Остановимся на целевых установках федеральных государственных образовательных стандартов, согласно которым обучение в образовательных учреждениях должно быть направлено не только на усвоение предметного содержания, но и на личностный рост обучающихся. На школьном уровне данное требование выражено через метапредметные (формируемые универсальные учебные действия) и личностные планируемые результаты, а на уровне высшего образования через общекультурные и общепрофессиональные компетенции. Данные требования накладывают свой отпечаток и на структуру современного урока иностранного языка, который получает обязательные этапы, не зависящие от выбранной модели планирования.

Остановимся на этих обязательных элементах и установим их соотношение с требованиями стандартов. В первую очередь речь идет о постановке целей занятия, которые должны быть обозначены в начале урока, однако в парадигме системно-деятельностного подхода субъектом этого этапа становятся сами обучающиеся. Через соответствующие приемы учитель подводит к тому, какой аспект подлежит изучению, не навязывая собственное мнение, не диктуя способы достижения предполагаемой цели. Необходимость данного этапа обусловлена необходимостью развития регулятивных универсальных учебных действий, а именно действий планирования и целеполагания.

С этими же действиями, но в отношении анализа деятельности, установления достижений или неудач, а также причин, приведших к установленному результату, связан обязательный этап рефлексии. Данный этап призван развивать умения самоанализа, и может быть организован с помощью приемов рефлексии эмоционального состояния, рефлексии деятельности или рефлексии содержания.

И третий элемент урока, на первый взгляд, не имеющий отношения к языковому образованию, но важный с точки зрения развития и соблюдения здоровьесберегающих технологий, это этап динамической паузы. Специфика содержания иностранного языка позволяет легко включить этот этап не только в формальную структуру урока, но и в логику предметного содержания. Для этого учителю необходимо создать или подобрать варианты физкультминуток по различным традиционным темам уроков, с тем, чтобы и данный этап мог стать ступенью к достижению предметной цели урока.

Однако указанные элементы не имеют фиксированного места в структуре урока, а их порядок будет зависеть от выбранной модели планирования урока.

Достижение запланированной предметной цели должно иметь место на этапе речевых упражнений, когда создается предмет, представляющий собой результат всей деятельности на уроке. Считаем, что данный предмет должен быть обязательно зафиксирован в ходе урока, т.е. если урок

нацелен на составление диалогов, то минимум один диалог должен быть озвучен перед всем классом как возможный вариант результата. Мы не говорим об образце или о примере, это лишь вариант решения поставленной коммуникативной задачи, основа для того, чтобы подчеркнуть положительные аспекты (аспект обсуждения, правильность речи и др.) и чтобы подкорректировать неточности, предотвратить возможные ошибки, но оставить свободу для раскрытия темы в отношении содержания.

Представленная модель чаще всего имеет место на уроке, она работает именно благодаря соблюдению закономерностям формирования навыков и умений. Но порядок элементов структуры может быть представлен и в другом варианте без нарушения логики усвоения материала. При наличии определенного опыта изучения иностранного языка может быть предложена модель бумеранга, которая строится на изменении порядка этапов первичного применения и введения нового материала. Данная модель соответствует индуктивному методу в рамках реализации эксплицитного подхода в обучении грамматике, согласно которому «учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления». Другими словами, сначала задается ситуация применения целевого явления, после чего на основе имеющихся примеров обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя формулируют правило, и уже затем на осознанном уровне реализуют его при решении коммуникативной задачи, т.е. в речевых упражнениях.

Урок, построенный в соответствии с данной моделью, содержит меньшее количество этапов, поскольку ориентирован только на выполнение различного вида упражнений, исключает этап введения нового материала. Обязательным этапом для такого урока является этап рефлексии, но уже не только потому, что это средство развития регулятивных УУД, но и потому что таким образом подводится итог проведенной работе. С помощью маршрутного листа оцениваются итоги, анализируются трудности. Суть модели делает такие уроки подходящими для организации повторения пройденного, например, перед контрольной работой. Это своеобразный шанс проверить свою подготовленность к итоговой работе и спланировать действия коррекции.

Таким образом, мы видим, что современный урок иностранного языка не ограничивается реализацией традиционной модели планирования, а позволяет применять и другие варианты выстраивания логики урока, последовательности его этапов, ряд из которых являются обязательными как с точки зрения методической грамотности, так и с точки зрения реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Использованные источники:

1. Zuparova, S., Shegay, A., & Orazova, F. (2020). Approaches to Learning English as the Source of All. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(5).

2. Zuparova, S., Shegay, A. (2021). Methods of Teaching Foreign Languages. Eastern European Scientific Journal, 1(7), 141-143.

3. Djurayeva, Y., Ayatov, R., & Shegay, A. (2020). Current Problems and Resolutions of Teaching English Grammar. Academic research in educational sciences, 1(3).

4. Djurayeva, Y., Ayatov, R., & Shegay, A. (2020). Current Problems and Resolutions of Teaching English Grammar. Academic research in educational sciences, 1(3).

5. Ruzmetova, M., Orazova, F., & Kayumova, G. (2020). The Role of Teaching Vocabulary Competence in English. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 509-513.

6. Ruzmetova, M., Otajonova, D., & Babadjanova, N. (2021). CONSIDERATIONS ON UNDERSTANDING THE MEANING OF A WORD. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(2), 1238-1242.

7. Krivosheyeva, G., Zuparova, S., & Shodiyeva, N. (2020). INTERACTIVE WAY TO FURTHER IMPROVE TEACHING LISTENING SKILLS. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 520-525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.