Научная статья на тему 'Модели организации банковского надзора в зарубежных странах'

Модели организации банковского надзора в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1207
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / BANKING SUPERVISION / НАДЗОРНЫЕ ФУНКЦИИ / SUPERVISORY FUNCTIONS / МОДЕЛЬ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА / BANKING SUPERVISION MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова М.Г.

В статье рассмотрены основные модели организации банковского надзора в зарубежных странах, их достоинства и недостатки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF ORGANIZATION OF BANKING SUPERVISION IN FOREIGN COUNTRIES

In the article the main models of the organization of banking supervision in foreign countries, their advantages and disadvantages are considered

Текст научной работы на тему «Модели организации банковского надзора в зарубежных странах»

6.Крохина Ю.А. О новых подходах к реформированию межбюджетных отношений в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации // Финансовое право. 2014. N 4. С. 24 - 28.

7.Пешина Э.В., Стрекалова A.A. Фискальный и бюджетный федерализм: две системы управления публичными финансами // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 11 (293). С. 34-52.

8.Шаш H.H., Татуев A.A., Бородин А.И. Новые вызовы бюджетной политики России // Вестник Института Дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2013. №4 (28)" С. 124-133.

9. Интернет-ресурс: https://www.finanz.ru/novosti/nchnyye-finansy/v-pravitelstve-priznali-plan-povysit-ndfl-1019052433 Дата обращения 15 апреля 2018 г.

УДК 347:963 ББК 65

Юсупова М.Г. - ст. преподаватель кафедры Менеджмента, Дагестанский государственный университет

Yusupova M.G. - senior teacher of Management department, Dagestan State University

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

MODELS OF ORGANIZATION OF BANKING SUPERVISION IN FOREIGN COUNTRIES

В статье рассмотрены основные модели организации банковского надзора в зарубежных странах, их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: банковский надзор, надзорные функции, модель банковского надзора

In the article the main models of the organization of banking supervision in foreign

countries, their advantages and disadvantages are considered.

Keywords: banking supervision, supervisory functions, banking supervision model

В странах с развитой рыночной экономикой банковскому надзору принадлежит ведущая роль в системе обеспечения устойчивости и стабильности банковского сектора.

При этом направления банковского надзора в различных странах практически идентичны. Различаются они преимущественно его организацией, правовой основой, а также применяемыми инструментами и технологиями.

Можно выделить три типа систем банковского надзора, различающихся организационной структурой.

Первый тип представлен странами, надзорная деятельность которых полностью сосредоточена в центральном банке. К ним, в частности, относятся Италия, Греция, Чехия, Словакия, Китай, Аргентина.

Второй тип представлен странами, в которых функции надзора рассредоточены между центральным банком и министерством финансов. К данному типу стран относятся, в частности, Япония, Испания и Канада.

В Японии, например, главные функции надзорной деятельности, согласно законодательству, выполняет Министерство финансов. Именно Министерство финансов принимает решение и выдает лицензии на осуществление банковской деятельности, осуществляет мониторинг и инспекционные проверки кредитных организаций, реализует корректирующие меры. В свою очередь, Банк Японии также проводит мониторинг финансовой устойчивости кредитных организаций и инспекционные проверки, однако реализуемые им меры воздействия имеют преимущественно косвенный характер, т.е. проявляются главным образом в отказе оказывать определенные услуги.

В Испании роль центрального банка в банковском надзоре несколько значительней. Так, в соответствии с действующим в стране законодательством, Банк Испании проводит инспекционные проверки, регистрирует их в соответствующих регистрах, использует принудительные меры, главным образом штрафные санкции, за любые, даже не существенные правонарушения. Разрешения на образование новых кредитных организаций выдает Министерство экономики и финансов, также применяющее санкции за серьезные правонарушения. Следует отметить, что данные меры оно согласует с Банком Испании, который по его поручению разрабатывает и корректирует формы бухучета и отчетности.

Выбор подобной модели банковского надзора обусловлен мнением, что министерство экономики и финансов или министерство финансов являются более объективными в оценке финансовой устойчивости кредитных организаций, а следовательно надзор, осуществляемый ими, более эффективный.

Третий тип системы банковского надзора представлен странами, в которых надзорная система помимо центрального банка включает специально созданные органы. К данному типу стран относятся Германия, Франция, США и др.

Так, в Германии таким органом является Федеральное управление по надзору за банковской деятельностью, которое согласно действующему законодательству принадлежит главная роль в банковском надзоре.

Рассмотрим как происходит распределение полномочий между Федеральным управлением, которое подотчетно Министерству финансов, и Бундесбанком. Федеральное управление выдает и отзывает лицензии на выполнение банковских операций, получает информацию от кредитных организаций о результатах их деятельности, контролирует соблюдение ими банковского законодательства, разрабатывает нормативные акты. В то же время, большую часть своих надзорных функций оно выполняет во взаимодействии с Бундесбанком.

Имеют место различные формы участия Бундесбанка в банковском надзоре. Так, имея соответствующую сеть филиалов и головных подразделений, которыми не обладает Федеральное управление, Бундесбанк производит инспектирование кредитных организаций; получая от них отчеты, анализирует их и затем передает полученную отчетность Федеральному управлению вместе с результатами анализа, выводами и своими комментариями. Нормативные акты, регулирующие размер капитала и ликвидность кредитных организаций, которые разрабатывает Федеральное управление, должны согласовываться с Бундесбанком.

Во Франции надзорные функции законодательно распределены между четырьмя организациями. Среди них:

- Национальный кредитный совет, выполняющий преимущественно консалтинговые функции;

- Комитет банковских правил - полномочный орган, ответственный за регулирование банковской деятельности;

- Комитет кредитных институтов, отвечающий за лицензионную деятельность;

- Банковская комиссия, осуществляющая проверку финансовой отчетности, инспекционные проверки и аналитическую работу.

Участие Банка Франции в функционировании данных организаций происходит, в первую очередь, на уровне принятия решений, так как Управляющий Банка Франции является их членом; во-вторую, на уровне разработки нормативных документов Комитетом банковских правил, осуществления лицензионной деятельности Комитетом кредитных институтов, осуществления аналитической и инспекционной работы по заданию Банковской комиссии.

Служба финансового контроля должна отвечать за реализацию национальных банковских законов, разработку правил и инструкций, регулирующих вопросы регистрации устава, деловой практики, контроля и прекращения деятельности национальных банков. Она также выполняет функцию ревизии национальных банков.

При этом все органы, осуществляющие надзор за кредитными и не кредитными организациями должны:

- проводить надзор за исполнением программ и норм банковской деятельности, принятых ФРС;

- анализировать финансовое состояние кредитных организаций и иных финансовых институтов для предотвращения их банкротства.

В процессе осуществления аналитической работы наблюдается определенное дублирование функций в работе различных надзорных органов. Подобное дублирование, с точки зрения экспертов, способно повысить эффективность надзора, т. к. наличие нескольких надзорных органов создает своеобразную систему сдерживаний и противовесов.

Каждый из рассмотренных типов систем банковского надзора имеет свои достоинства и недостатки, которые подвергаются сравнению с целью обоснования оптимального варианта организации банковского надзора.

Обычно сравнивают модель, при которой функции надзора сосредоточены в одном центре (центральном банке) с моделью, в которой эти функции рассредоточены.

В качестве сильных сторон первого варианта, и соответственно слабых сторон второго варианта, отмечают:

- органическую связь надзора с такими видами деятельности центрального банка, как организация платежного оборота и рефинансирование кредитных организаций, в процессе которых центральный

банк осуществляет постоянный анализ финансового состояния кредитных организаций;

- наличие у центральных банков грамотных и опытных аналитиков, профессионалов банковского дела;

- наличие у центральных банков более обширной информации, так как они осуществляют изучение внутристрановых и зарубежных денежно-кредитных и финансовых рисков, проводя операции с валютой и ценными бумагами.

В качестве слабых сторон данного варианта, обуславливающих выбор второго варианта, следует отметить:

- сложные интеграционные процессы, имеющие место на финансовых рынках, в том числе возникновение финансовых холдингов, внедрение банков в сложные финансовые области, и наоборот, осуществление иными финансовыми институтами банковских операций делает невозможным использование центрального банка в качестве надзорного органа за всеми финансовыми институтами;

- сосредоточение в одном органе (центральных банков) эмиссионной и надзорной функций, с точки зрения экспертов, способствует снижению доверия к центральному банку как проводнику денежно-кредитной политики, если окажется недостаточно эффективным банковский надзор.

Таким образом, как можно судить из приведенных выше аргументов, каждая рассмотренная модель имеет сильные и слабые стороны. В то же время, общемировая тенденция интеграции банковских институтов с иными финансовыми институтами делает второй вариант организации банковского надзора более привлекательным, что подтверждается выбором данной модели большинством развитых стран.

Список литературы:

1. Дудка, А.Б. Банковский надзор: учебное пособие. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2012 - 228 с.

2. Совершенствование банковского регулирования и надзора в России на основе международных принципов: монография / Хасянова С.Ю. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 234 с.

3. Демченко, Л.В. Банковский надзор: модели и структурные особенности // Интеллект. Инновации. Инвестиции - 2016 - №11

4. Семеко, Г.В. Общеевропейская система банковского надзора в ЕС. // Реферативный журнал «Экономика» - 2013 - №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.