Научная статья на тему 'Модели неценовой конкуренции в современной экономике'

Модели неценовой конкуренции в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2375
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / NON-PRICE COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Мария Витальевна

В данной статье рассмотрены модели неценовой конкуренции в современной экономике. На конкретных примерах проанализированы и обоснованы характерные особенности неценовой конкуренции, факторы и модели, посредством которых она проявляется. Рассмотрены положительные и отрицательные черты конкурентной борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF NON-PRICE COMPETITION IN MODERN ECONOMY

This article describes a model of non-price competition in the modern economy. Analyzed by specific examples and substantiated characteristics of non-price competition, factors and models through which it manifests. Are positive and negative traits of competition.

Текст научной работы на тему «Модели неценовой конкуренции в современной экономике»

УДК 339.137.2(470)

МОДЕЛИ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

М. В. Орлова

MODELS OF NON-PRICE COMPETITION IN MODERN ECONOMY

M. V. Orlova

Аннотация. В данной статье рассмотрены модели неценовой конкуренции в современной экономике. На конкретных примерах проанализированы и обоснованы характерные особенности неценовой конкуренции, факторы и модели, посредством которых она проявляется. Рассмотрены положительные и отрицательные черты конкурентной борьбы.

Ключевые слова: конкуренция, неценовая конкуренция.

Abstract. This article describes a model of non-price competition in the modern economy. Analyzed by specific examples and substantiated characteristics of non-price competition, factors and models through which it manifests. Are positive and negative traits of competition.

Key words: competition, non-price competition.

Неценовая конкуренция представляет собой метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а совершенствование потребительских свойств товара. Основной принцип неценовой конкуренции - создание существенных различий с аналогичным товаром конкурентов. В первую очередь, они выражаются в следующем:

- в предложении товаров с большей надежностью и с лучшим качеством, комфортом, безопасностью и сроком службы (конкуренция качества и технического превосходства);

- в наилучших условиях продажи и больших сроках гарантийного обслуживания (конкуренция сервиса);

- в использовании рекламы и различных акций в целях стимулирования сбыта товаров;

- в предоставлении покупателям широкого выбора дополнительных услуг (бесплатная доставка на дом, выбор товара по каталогу, оформление заказа по телефону);

- в повышении ценности товара в глазах покупателя с помощью привлекательного дизайна, упаковки, необычного вкуса, оригинального названия, отсутствия холестерина, сахара и кофеина [1].

Все эти факторы, несомненно, оказывают сильное влияние на мнение потребителей. Но потенциальные клиенты больше внимания все же обращают на имидж, авторитет компании и страны-производителя. Мировую известность имеют компании, производящие компьютеры и программное обеспечение, японские компании выпускают качественную аудио- и видеотехнику, итальянские - обувь, французские - косметику и парфюмерию, немецкие -

автомобили. Если, к примеру, товаропроизводитель какой-либо страны не имеет возможности конкурировать с заграничными производителями, то он может потребовать от государства мер защиты посредством, к примеру, уменьшения импорта или увеличения государственных пошлин, чтобы импортные товары были дороже.

Неценовые методы предполагают изменение свойств продукции, придание ей несравненно новых характеристик качества, создание новых функций для выполнения тех же потребностей, предложение не существующей ранее на рынке продукции, совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация товара, увеличение срока гарантийного ремонта и т.д.).

Существуют три группы методов конкурентных действий.

Первая группа включает в себя методы обеспечения конкурентных преимуществ организации за счет изменения в лучшую сторону различных потребительских характеристик товаров и услуг с целью повышения потребительской ценности. Как пример можно привести производителя автомобиля марки BMW, специализирующегося только на заднеприводных автомобилях, постоянно развивающего свои технологии в этом направлении.

Вторая группа предполагает методы стимулирования сбыта. Это кратковременные меры денежного или материального характера, поощряющие покупку товара. Так как потребитель обладает наибольшей значимостью, то вся политика сводится к воздействию именно на него. Цели стимулирования в данном случае сводятся к увеличению числа покупателей или увеличению количества товара, купленного одним и тем же покупателем. К средствам стимулирования продаж для покупателей относятся: образцы на пробу, премии, лотереи, скидки с цены, торговая скидка, купоны, распродажи. Здесь примером могут являться скидки, выдаваемые покупателю при приобретении товара на покупку следующего. Таким образом фирма стимулирует покупателя на совершение следующей покупки у нее, обеспечивая себе метод сбыта. Организации следует постоянно сопоставлять и анализировать альтернативные варианты продажи своего товара, пересматривать цены и скидки в зависимости от происходящих на рынке изменений.

Третья группа - методы рекламы и связей с общественностью. Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для определенного круга лиц, с целью формирования или поддержания интереса к этим физическим или юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям, и способствующая реализации товаров, идей и начинаний [2].

Телевизионная реклама является сегодня самой массовой и дорогой. Ни одна рекламная кампания не может считаться завершенной без рекламы на телевидении. Она является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Однако основная трудность состоит в проблематичности выделения из этой аудитории потенциальных покупателей, которых надо как-то заставить слушать именно ту программу, в рамках которой идет реклама. Поэтому воздействие производится посредством запоминающихся мелодий, шумов и голосов, рисующих захватывающие мысленные образы.

Успех рекламы в газетах и журналах тоже является неотъемлемой частью рекламной кампании, и, несмотря на преобладание в наше время ресур-

сов телевидения и интернет, она собирает свою целевую публику, на которую и может быть направлена данная реклама. Она определяется правильным выбором издания, хорошим текстом, броским оформлением текста, хорошим размещением на полосе издания, правильным выбором времени публикации и повторяемостью.

В наружной рекламе главную роль играет фактор повторяемости, поэтому бюджет должен быть составлен из расчета необходимости закупки специально отобранных мест, которые регулярно попадают в поле зрения большого количества людей.

Как пример неценовой конкуренции можно привести такую ситуацию: во времена ФРГ у западногерманских потребителей большим спросом пользовалось французское пиво. Западногерманские производители делали на тот момент все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива, ни патриотические призывы, ни манипулирование ценами ни к чему не приводили. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, и в результате спрос на французское пиво все-таки упал, немцы перестали покупать французское пиво. Это подтверждает тот факт, что средства массовой информации имеют большое влияние на покупателя и являются важнейшим методом конкурентной борьбы. C помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую сторону.

В качестве наиболее яркого примера неценовой конкурентной борьбы можно привести деятельность компании Apple. Любой потребитель, выбирая себе ноутбук, обязательно проверяет все его важнейшие характеристики: частота процессора, количество оперативной памяти, емкость жесткого диска и т.д. Но по какой-то причине, когда люди видят ноутбук Apple, они забывают обо всем этом и считают, что данный компьютер в любом случае лучше и производительнее всех остальных конкурентов. Хотя это не совсем так. Ноутбуки Apple далеко не всегда обладают самой производительной комплектацией и, как правило, имеют небольшие жесткие диски. Но именно сформировавшийся бренд компании вызывает огромный спрос у покупателей, несмотря на то, что в среднем цена на их компьютеры превышает в 2-4 раза цены других производителей. Дело в том, что компании удалось привлечь не того покупателя, кто ищет товар подешевле, а того, кто хочет приобрести товар именно у них. Компании удалось этого добиться посредством разнообразия своих продуктов, уникальности упаковки, дизайна. Действительно, дизайн данной продукции легко узнаваем, и мы часто наблюдаем его в американском кинематографе. Таким образом компания добилась успешного создания своего имиджа посредством использования всех трех перечисленных нами методов неценовой конкурентной политики.

Для нормального функционирования рыночной экономики конкуренция играет значимую роль, но, как любое явление, имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: внедрение инноваций и развитие НТ11, гибкое приспособление к спросу, повышение качества продукции и производительности труда, минимизацию издержек, возможность регулиров-

ки со стороны государства. К негативным последствиям - выигрыш одного производителя и проигрыш другого, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, экологическим нарушениям, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов.

В заключение стоит отметить, что именно за счет неценовой конкуренции достигается дифференциация продукции. Дифференциация продукции означает, что в любой момент времени потребителю будет предложен широкий ряд различных товаров с широким диапазоном стилей и качества. За счет этого предложение расширяется, и потребности потребителей удовлетворяются более полно.

Список литературы

1. Сайт «Бизнес». - URL: http://www.linkseonet.ru.

2. Сайт «Financial Support». - URL: http://finansisty.spb.ru.

3. Кукаева, Л. И. К вопросу о ценовой конкуренции на современных товарных рынках / Л. И. Кукаева // Проблемы инновационной экономики и управление организациями. - 2011. - № 5.

Орлова Мария Витальевна Orlova Maria Vitalievna

студентка, student,

Саратовский государственный университет Saratov State University E-mail: mashamersen@gmail.com

УДК 339.137.2(470) Орлова, М. В.

Модели неценовой конкуренции в современной экономике / М. В. Орлова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 3 (11). -С. 62-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.