2. Васильева М. В. Методы налогового прогнозирования на макроуровне// «Управленческий учет" №6 год - 2011(дата обращения: 04.03.2017г.)
УДК 336.221
Мясникова Е. С. студент
факультет Налоги и налогообложение
КубГАУ Краснодар, Россия Тюнина О. С., кандидат экономических наук, доцент
КубГАУ Краснодар, Россия МОДЕЛИ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В настоящее время налоговая система страны нестабильна в связи с тем, что постоянно вносятся поправки в законодательство. С развитием налоговой системы в РФ потребность в налоговом консультировании испытывают все участники налоговых правоотношений, которые уплачивают налоги и сборы.
Налоговое консультирование - эта услуга, возникшая в результате развития рыночных правоотношений, охватывающая налоговое право, гражданское право, бухгалтерский учет, финансово-экономический анализ и необходимая для успешного планирования и осуществления предпринимательской деятельности. [2]
Таблица 1 - Виды моделей налогового консультирования.
Вид модели Роль организации - заказчика Роль консультанта
Экспертная модель Обеспечение консультанта необходимой и достаточной информацией. Оценка результатов. Консультант должен разъяснять и информировать специалистов и руководителей организаций о правилах и процедурах и т.д., действующих в налоговом законодательстве. Оказание помощи руководителям и специалистам по их требованию.
Проектная модель Организация должна предоставить всю необходимую информацию для решения проблемы. По запросу налогового консультанта специалисты организации должны проинформировать и разъяснить ему непонятные моменты. Внедрение разработанных и принятых консультантом решений. Налоговый консультант организует и управляет процессом сбора информации, анализирует ее, а так же разрабатывает и принимает решения, выбирает форму индивидуальной и групповой работы в рамках консультационных проектов, управляет групповой работой.
Процессная модель Организация должна активно взаимодействовать с налоговым консультантом в рамках тех Консультант взаимодействует на всех этапах проекта с заказчиком. Оценивает найденные решения и
процедур и мероприятий, которые он предложил. Заказчик может высказывать свои предложения и идеи, а так же совместно с консультантом анализировать проблему и находить пути ее решения. приводит их в рекомендательный характер, а по необходимости участвует в их внедрении.
Обучающая модель Заказчик формирует запрос на обучение, определяет выбор целей, программу и форму обучения, а так же формирует учебные группы. Консультант предоставляет информацию, как в практической, так и в теоретической форме. Организует, деловые игры и формирует перечень рекомендованной литературы, разрабатывает учебно-практические пособия и т.д.
Прежде всего, необходимо отметить, что консультирование - процесс многогранный, так же, как и проблемы, с которыми сталкиваются руководители и специалисты организаций. В зависимости от вида консультирования изменяются не только роли, но и характер ответственности сторон.
В настоящее время наиболее распространёнными являются следующие виды моделей налогового консультирования:
1. Экспертная модель консультирования.
Применяется данная модель только в тех случаях, когда от консультанта клиенту требуется только его компетенция, то есть консультант выступает в роли эксперта по проблеме клиента. В этой модели консультант только разрабатывает и принимает решения.
Применяется эта модель там где налогообложение регулируется законодательными и подзаконными актами. Как правило, по экспертной модели проходят разовые консультации.
Так как заказчик и консультант могут находиться на разных образовательных и профессиональных уровнях, то вероятность, что клиент не правильно поймет совет, огромна. Возникнут претензии со стороны клиента. Поэтому в экспертной модели консультант с особой тщательностью должен соблюдать принцип понятности и ясности совета.
2. Проектная модель консультирования.
Налоговый консультант в данной модели консультирования только предлагает и вырабатывает решения. Помощь клиенту заключается в анализе и определении его проблем, передаче своих теоретических и практических знаний. Клиент только внедряет принятые консультантом решения.
Эта модель служит не для получения ответа на единичный вопрос, а для проектного разрешения той или иной проблемы клиента. В данной модели консультант всего лишь разрабатывает решения, но не участвует в этапе их реализации.
3. Процессная модель консультирования.
В процессной модели клиент и консультант являются членами одной команды, так как совместно работают в течение всего процесса консультирования. Данную модель разумно использовать в больших работах по налоговому консультированию, особенно если принимаемые решения влекут за собой серьезные изменения для организации.
Процессная модель по сравнению с экспертной и проектной моделями характеризуется максимальным обучающим эффектом, благодаря которому консультант передает клиент рекомендации вместе со своими знаниями.[1] 4. Обучающая модель консультирования.
Обучающая модель включает в себя 6 различных программ обучения, которые подробно рассмотрены в таблице 2.
Таблица 2 - Программы обучающей модели консультирования.
Программа Характеристика
Стандартная программа Организация выбирает семинары, деловые игры, тренинги т. п. из предлагаемого консультантом перечня.
Специально адаптированная программа Проблематика определяется предприятием, консультант разрабатывает программу и выбирает форму учебных мероприятий.
Специально сформированная группа Консультант проводит специальные мероприятия по формированию учебной группы: разрабатывает требования к участникам учебной группы и проводит
отбор, используя специальные методы; анкетирование, собеседование, деловые игры, анализ личных дел, обсуждение с руководителями и т.д.
Подготовка участников к групповой работе Для повышения эффективности и результатов учебных мероприятий, особенно направленных на решение практических задач бизнеса, и связанных с обсуждением и поиском решений, консультант проводит специальные тренинги, по развитию коммуникативных навыков, навыков принятия коллективных решений у учебной группы.
Обучение методикам и инструментарию решения задач Задача консультанта - передать умения и навыки использования собственного инструментария и технологий специалистам предприятия таким образом, чтобы в его отсутствие они бы могли самостоятельно решать задачи такого же уровня сложности.
Полное погружение участников в проблематику Проводится для того, чтобы в максимально сжатые сроки учебная группа освоила минимально необходимый объем информации, решила поставленные задачи или выработала необходимые решения. Как правило, заканчивается эскизным проектированием каких - либо изменений и инноваций.
Положительная сторона обучающей модели состоит в том, что организация за свои собственные ресурсы может обучить своих сотрудников по любой из подходящих программ. Тем самым на производстве всегда будет такой человек, который сможет проконсультировать и найти решение любой проблемы.
Из всех перечисленных моделей хотелось бы выделить процессную. Так как не у всех организаций есть возможность обучения своих сотрудников в данном направлении. Следует отметить, что данная модель является наиболее подходящей для компаний, поскольку руководство и консультант тесно сотрудничают в процессе решения всех проблем, тем самым исключается возможность недопонимания.
Использованные источники:
1.Налоговое консультирование: теория и практика: учебник / под ред. Н. И. Малис. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. — 416 с.
2.Налоговое консультирование: учебник / под ред. Д. Г. Черник. - Экономика, 2016. - 424с.