бораторные и инструментальные данные. Объединение этих показателей в единую систему на основе «интеллектуального» анализа данных позволяет повысить точность прогнозирования панкреатической инфекции. Разработанная система продемонстрировала наиболее высокую прогностическую эффективность и способность точно классифицировать пациентов по соответствующим группам прогноза заболевания - стерильный и инфицированный панкреонекроз.
13 2 2 1
В.М. Логинова ’, Ф.В. Тузиков , Н.А. Тузикова. , Т.А.Короленко
МОДЕЛИ ЛИПЕМИИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ У МЫШЕЙ ВВЕДЕНИЕМ ТРИТОНА WR 1339 И ПОЛОКСАМЕРА 407
1 2 НИИ физиологии СО РАМН, Новосибирск, Институт катализа СО РАН
Новосибирский государственный медицинский университет
Липемия является одним из важнейших факторов риска развития атеросклероза и ряда сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний. Модели липемии, воспроизводимые у экспериментальных животных при введении тритона WR 1339 и полосамера 407 использутся для изучения механизма развития атеросклероза и для оценки действии ряда гиполипидемических препаратов - статинов и фибратов. Преимуществом моделей является простота воспроизведения, низкая токсичность полимеров, дозозависимый эффект соединений при воспроизведении различной степени выраженности липемии. Остаются неясными соотношения различных субфракций ЛП, особенно ЛПНП, ответственных за отрицательный проатерогенный эффект и ЛПВП, с защитным антиате-рогенным эффектом в эксперименте.
Цель работы - провести сравнительное исследование моделей липемии у мышей, вызываемых введением тритона WR 1339 и полоксамера 407.
Методика исследования. Использовали мышей ICR и СВА/С57БЬ (виварий Института цитологии и генетики СО РАМН). В качестве модели липемии у животных использовали тритон WR 1339 (Ruger Chemical Co., USA) и полок-самер 407 (Sigma, USA). Тритон WR 1339 - неионный детергент, изооктил-полиоксиэтилен фенол (молекулярная масса: 280.40, с общей формулой (С14Н220.С2Н40.СН20)х. Полоксамер 407 (Pluronic F-127) - полимер неионного происхождения, блок-сополимеров - полиоксиэтилен-полиоксипропилен (молекулярная масса: 9840-14600), с общей формулой:
H0(C2H40)a(C3H60)b(C2H40)aH, где a=100, b=65. Указанные вещества обладают лизосомотропными свойствами, как и другие детергенты, широко используются в фармакологии как эмульгаторы, наноносители различных лекарственных препаратов, усиливающие их лечебный эффект.
Тритон WR 1339 и полоксамер 407 вводили мышам однократно, внутри-брюшинно в дозе 500 мг/кг. Забой мышей проводили спустя 24 ч после введения детергента. Перед забоем мыши голодали в течение 15 ч, потребление воды
не ограничивали. Сыворотку крови получали после центрифугирования образцов при 3000 g в течении 15 мин. при 4° С с использованием центрифуги Ер-pendorf 5415 Я, Германия. Пробы хранили при - 70° С и исследовали концентрацию общего холестерина (ХС) и триглицеридов (ТГ) с помощью коммерческих наборов (Бюкоп, Г ермания). Состав различных ЛП фракций и субфракций определяли методом малоуглового рентгеновского рассеяния с использованием дифрактометра фирмы Siemens (Г ермания).
Полученные результаты обрабатывали с помощью программы Statistica 6.0. В зависимости от нормальности распределения, значимость различия средних оценивали параметрическим методом с помощью t - критерия Стьюдента и непараметрическим методом Кгшка1. Различия принимали за достоверные при р< 0,05.
Результаты исследования. Оба соединения в одинаковой дозе вызывали резкое увеличение концентрации ХС и ТГ сыворотки крови, более значительное при введении полоксамера 407. При введении полоксамера 407 наблюдалось 20-кратное увеличение ТГ сыворотки крови по сравнению с интактными животными, при введении тритона WR 1339 - 14-кратное, что согласуется с уже имеющимися данными.
Различия обеих моделей касались уровня атерогенных фракций: ХС-ЛПОНП (субфракции ХС-ЛПОНП1-2) и ХС-ЛПНП, которые были выше при воздействии полоксамера 407. Аналогичное повышение отмечено и среди атерогенных фракций: ТГ-ЛПОНП (субфракции ТГ-ЛПОНП 1-2) и ТГ-ЛПНП (субфракции ТГ-ЛПНП1-3).
При сравнении, в обоих моделях липемии максимальных значений достигали концентрации субфракций ХС-ЛППП и ТГ-ЛППП.
Особенностью модели, вызываемой полоксамером 407, было повышение концентраций антиатерогенных ХС-ЛПВП и ТГ-ЛПВП (субфракций ХС-ЛПВП2 и ТГ-ЛПВП2, соответственно). В то время как для модели с тритоном WR 1339 отмечена тенденция повышения других субфракций ХС-ЛПВП и ТГ-ЛПВП, а именно (ХС-ЛПВП3 и ТГ-ЛПВП3).
Обе модели липемии демонстрируют высокое сходство. Однако, модель с по-локсамером 407 показала более выраженный атерогенный эффект. Кроме того, модель липемии с полоксамером 407 имеет преимущество, связанное с отсутствием повреждающего действия на клеточные мембраны. Представленные изменения ЛП на модели, вызванной введением тритона WR 1339 и полоксамером 407 сходны с аналогичными при дислипопротеинемии 2а/2б, 3 типа человека, и могут использоваться для тестирования гиполипидемических препаратов. Используемые сокращения: ЛП -липопротеины, ЛПНП - липопротеины низкой плотности, ЛПОНП - липопротеины очень низкой плотности, ЛППП - липопротеины промежуточной плотности, ЛПВП - липопротеины высокой плотности.