Научная статья на тему 'Модели культурной интеграции иммиграционных потоков (на примере ирландской и шведской иммиграции в США в XIX-XX вв. )'

Модели культурной интеграции иммиграционных потоков (на примере ирландской и шведской иммиграции в США в XIX-XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / КОЛЛЕКТИВИСТСКАЯ МОДЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ДИАСПОРА / IMMIGRANT COMMUNITY (DIASPORA) / IMMIGRATION / ETHNIC GROUP / COLLECTIVE MODEL / INDIVIDUALISTIC MODEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новикова Влада Игоревна

В статье рассматривается американский опыт, который охватывает широкий спектр проблем, связанных с различными стратегиями адаптации, социализации и интеграции двух этнокультурных групп шведской и ирландской. Компаративный анализ культурологических аспектов интеграционных и ассимиляционных процессов в контексте ирландской и шведской иммиграции позволяет выявить ряд закономерностей, которые являются фундаментом для формирования двух культурных моделей. Одна из них основана на приоритете коллективистских ценностей, другая индивидуалистических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of Cultural Integration of Immigration Flows (Irish and Swedish Immigration to the USA in the 19-20 Centuries)

The article introduces two cultural models of immigrant integration in the USA in the XIX-XXth century. Swedish and Irish immigrants either stayed within their ethnical communities (collective model) or preferred an individual strategy (individualistic model) of integration into the American society. Those two models produced different effects on ethnical, national and political identities of the immigrants.

Текст научной работы на тему «Модели культурной интеграции иммиграционных потоков (на примере ирландской и шведской иммиграции в США в XIX-XX вв. )»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 3

В.И. Новикова

МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ

(на примере ирландской и шведской иммиграции в США в XIX-XX вв.)

В статье рассматривается американский опыт, который охватывает широкий спектр проблем, связанных с различными стратегиями адаптации, социализации и интеграции двух этнокультурных групп - шведской и ирландской. Компаративный анализ культурологических аспектов интеграционных и ассимиляционных процессов в контексте ирландской и шведской иммиграции позволяет выявить ряд закономерностей, которые являются фундаментом для формирования двух культурных моделей. Одна из них основана на приоритете коллективистских ценностей, другая - индивидуалистических.

Ключевые слова: иммиграция, этническая группа, коллективистская модель, индивидуалистическая модель, диаспора.

The article introduces two cultural models of immigrant integration in the USA in the XlX-XXth century. Swedish and Irish immigrants either stayed within their ethnical communities (collective model) or preferred an individual strategy (individualistic model) of integration into the American society. Those two models produced different effects on ethnical, national and political identities of the immigrants.

Key words: immigration, ethnic group, collective model, individualistic model, immigrant community (diaspora).

В XIX в. экономика большинства стран Европы носила аграрный характер, где подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйстве. Основой социальной структуры общества являлась община, где главенство воли большинства было неизбежным условием совместного выживания. Как форма земельной собственности и регулирования деятельности людей община существовала более тысячи лет и являлась тем фундаментом, на котором основывались традиции, мировоззрение, система ценностей крестьянства. Общинный тип хозяйствования сформировал менталитет, при котором ярко выраженной доминантой стал приоритет ценностей коллективистской культуры.

Таким образом, все эмигранты, выезжающие как из Швеции, так и из Ирландии, были носителями коллективистской культуры.

Новикова Влада Игоревна - соискатель кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведе-ния МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: (495) 480-06-52, e-mail: ldnovik@mail.ru

Однако в условиях американского социума интеграция шведских и ирландских иммигрантов проходила по двум различным моделям. Коллективистская модель интеграции свойственна ирландской диаспоре в целом, а также компактным моноэтничным поселениям шведов в штате Миннесота. Для обеих общностей характерно построение взаимоотношений (как внутри группы, так и вне ее), основанное на осознании единства происхождения, религии, ценностей, способа существования. В данной модели нашла свое продолжение европейская культурная традиция группового выживания. Как ирландская иммиграция, так и шведская диаспора указанного региона, используя возможности, которые предоставлялись политической системой принимающей страны, стремились к максимальной реализации своей этнической группы. Индивидуалистическая модель характерна для большей части шведской иммиграции, особенно ее городской составляющей. Данная модель предполагает ориентацию на личный успех, где принадлежность к этнической группе посте -пенно теряет свое определяющее значение.

Чем же обусловливается выбор модели культурной интеграции?

Прежде всего, следует отметить, что шведская иммиграция в США значительно отличается от ирландской по количественным характеристикам. Шведское присутствие возрастало крайне медленно. Один из шведских иммигрантов Чикаго в 50-х гг. XIX в. пишет: ".. .возможно, за небольшим исключением, мы все знали друг друга..."1 Волна ирландской иммиграции начиная с конца 40-х гг. XIX в. имела лавинообразный характер: за очень короткий период времени - б лет - в США прибыла приблизительно одна треть всех ирландских иммигрантов - около 2,5 млн чел.2 Так, в 1S55 г. в Нью-Йорке ирландцы составляли почти 2S% всего населения города и 87% от количества всех иммигрантов3.

Американское общество на тот момент еще не имело опыта взаимоотношений с этнической иммиграцией. В Новый Свет постоянно прибывали иммигранты со всех частей света, но, не имея единой объединяющей культуры, они растворялись в американском социуме. Ирландцы стали первыми, кто представлял собой настолько мощный единовременный этнически и конфессионально монолитный поток. Таким образом, американское общество впервые столкнулось с необходимостью межнационального общения с

1 Beijbom U. Swedes in Chicago. A Demographic and Social Study of the 1846-1880 Immigration. Växjö, 1971. P. 49.

2 O'Grada C. Irish Emigration to the United States in the Nineteenth Century // America and Ireland, 1776-1976. The American Identity and the Irish Connection, Westport. Connecticut; L., England, 1976. P. 93.

3 Cit. on: ErnstR. Immigrant Life in New York City 1825-1863. N.Y., 1949. P. 20, 213. Table 26; Wittke C. The Irish in America. Baton Rouge, 1956. P. 25.

этнической группой, многочисленность которой была соизмерима с самим американским населением. В США первой половины XIX в. не существовало структур, целью деятельности которых была бы социальная поддержка нуждающихся; само американское общество не было готово по своему этическому состоянию к тому, чтобы оказывать помощь сотням тысяч прибывающих иммигрантов, подавляющее большинство которых составляли ирландцы. Более того, в то время сложилось устойчивое мнение, что о католиках должно беспокоиться католическое духовенство4.

В данном контексте исключительное значение имеет позиция католической церкви, которая повсеместно отстаивала право своих последователей на равноправное существование в американском социуме. Под руководством католических священников была образована дублирующая социальная инфраструктура, ориентированная исключительно на католиков. В результате приходы стали тем центром, вокруг которых складывались этнически обособленные районы ирландцев. Таким образом, католическая церковь сыграла огромную консолидирующую роль в жизни ирландских диаспор, создавая условия для сохранения культурных национальных традиций.

Шведская лютеранская церковь работу такого масштаба не проводила. Во-первых, основной поток шведских иммигрантов прибывал в период, когда уже работали органы Комитета по вопросам иммиграции на федеральном уровне. Следовательно, само американское общество, адаптированное к появлению большого количества иммигрантов, уже вело активную работу по оказанию необходимой помощи иммигрантам. Во-вторых, шведских иммигрантов приезжало существенно меньше, и шведская диаспора могла поддержать своих вновь прибывших соотечественников. И наконец, шведы были протестантами, поэтому им не приходилось создавать свою собственную инфраструктуру. К тому же шведская лютеранская церковь не обладала материальной базой для проведения столь масштабной деятельности.

Католические приходы стали образующим ядром ирландских кварталов. Ирландцы были первой этнической группой, с появлением которой в городах Восточного побережья образовались национально обособленные жилые районы. Шведы и ирландцы, так же как и другие этнические группы иммигрантов, имели склонность селиться вблизи родственников и бывших соотечественников. Подобные поселения максимально воссоздавали привычный стиль жизни покинутой родины, формировали комфортный для иммигрантов микромир, где они могли чувствовать себя в большей безопасности среди людей, которые говорят на понятном языке, соблюдают те

4 Ernst R. Op. cit. P. 32.

же обычаи, имеют те же проблемы. Например, Л. Чельберг в своих воспоминаниях в 1890 г. следующим образом описывает Swede Town, шведский район Чикаго: "Наиболее оживленная часть делового Чикаго Авеню представлена по всей ее длине в массе своей преимущественно шведскими вывесками... И куда бы вы ни пошли, вы услышите в основном шведскую речь. Можно подумать, будто вас перенесли обратно в Швецию"5.

Однако если формирование городских национальных анклавов проходило по одному и тому же алгоритму, то дальнейшая их судьба различна. По мере улучшения финансового положения шведских иммигрантов, как правило, во втором поколении, наблюдается ослабление центробежных сил внутри этнической группы с одно -временным увеличением количества социальных связей во внешнем социуме, т.е. за пределами данной этнической группы. На рубеже XIX-XX вв. под натиском увеличивающегося потока переселенцев, прибывающих из Европы, а также по мере улучшения своего социального статуса шведские иммигранты стремились покинуть свои анклавы, передвигаясь от центра к периферийным районам. Потомки иммигрантов все дальше удалялись от своей группы в прямом и переносном значении: менялись условия проживания в соответствии с достигнутой позицией, что приводило к снижению контактов внутри данной этнической группы. С каждым последующим переселением концентрация жителей шведского происхождения в занимаемом районе уменьшалась. В результате данного движения происходило своего рода "рассеяние" семей, и к 30-м гг. XX в. шведские кварталы фактически прекратили свое существование6.

На личностном уровне поведенческих моделей желание слиться с американцами, стать "своим", равноправным членом общества приводило к отказу от национального происхождения. Один из шведских иммигрантов пишет, что "достаточно значительное количество" его соотечественников, которые переехали в Америку и добились успехов, теперь "порицают все шведское и чуть ли не стыдятся того, что они из Швеции"7. Однако шведской иммиграции в штатах Среднего Запада была свойственна прямо противоположная тенденция: в моноэтничных поселениях сохранялись все традиции и обычаи, свойственные шведской культуре8. Более того, по свидетельствам очевидцев, там до сих пор говорят на шведском языке образца XIX столетия.

5 Kjellberg L. Amerika-bok. Nyârsgâfva âr 1893. Frân Ostgoten till dess prenume-ranter. Linkoping, 1893. P. 15.

6 Beijbom U. Op. cit. P. 98.

7 Barton Ar. Bref frân loftets land. Stockholm, 1979. P. 203.

8 LjungmarkL. Swedish America in 1914-1932. Studies in Ethnicity with Emphasis on Illinois and Minnesota. Stockholm, 1971.

Ирландские иммигранты следовали аналогичной модели пространственного перемещения в пределах города - от центра к удаленным районам9. Однако перемена района проживания в случае ирландской иммиграции не влекла за собой "рассеивания" национальных анклавов. Следует помнить, что первая волна ирландской иммиграции была весьма многочисленной и лавинообразной. Следовательно, количество ирландцев, достигших финансового благополучия в определенный момент времени, также было значительным, что позволяло ирландцам сохранить социальные связи внутри этнической группы. Как правило, на новом месте формировался еще один ирландский квартал, куда постепенно переселялись те, чье финансовое положение позволяло улучшить свои жилищные условия. При этом происходило постепенное увеличение контактов вне этнической группы. Ранее круг социальных связей среднего ирландца во многом ограничивался общением внутри своей этнической группы: он жил среди ирландцев, работал среди ирландцев, его дети ходили в католическую школу, где учились дети ирландского происхождения. С повышением статуса ирландца и улучшением его финансового положения наблюдается при сохранении связей внутри группы появление нового круга контактов, выходящих за ее пределы. Вплоть до настоящего времени ирландские кварталы продолжают существовать как особая форма организации сообщества соседей, построенная по тем же принципам общественного устройства, которые традиционно были свойственны ирландцам. Автор публикации, посвященной современным ирландским кварталам в Чикаго, пишет: "Ирландские иммигранты и священнослужители... продолжали делать то, что делали всегда в крестьянском мире Ирландии. Как только формировалась община и возводилась церковь, она становилась социальным, религиозным и политическим центром всего данного сообщества"10.

Ирландские иммигранты, в отличие от представителей шведских анклавов в крупных городах, отличались крайне высокой степенью этнического самосознания. Причину следует искать прежде всего в истории более чем 700-летней национальной борьбы против английского господства. В Америке любовь к своей стране стала для ирландской иммиграции объединяющим фактором, значение которого нельзя переоценить. М. Бакли отмечал в своих путевых заметках: ". где бы я ни был, я обнаруживал, что у ирландцев любовь к Ирландии была самым сильным чувством в их душах - всепоглощающей страстью, проходящей красной нитью сквозь все их

9 Beijbom U. Op. cit. P. 82-102.

10 McCready W. The Irish Neighborhood // America and Ireland, 1776-1976... P. 251.

мысли и эмоции"11. Причем у представителей второго поколения ирландской иммиграции это чувство не ослабевает, а, напротив, становится более интенсивным. Рассказывая о детях ирландского происхождения, тот же автор отмечает, что " их любовь значительно сильнее, чем любовь тех, кто был рожден в Ирландии"12.

Индивидуальный и коллективный подходы, характерные для шведских и ирландских иммиграций, нашли свое отражение в политической культуре каждой из диаспор. Статистические данные говорят о том, что процентное соотношение участия на выборах в крупных городах среди ирландцев было в 6-7 раз выше в сравнении с активностью шведов. Сами шведы на страницах газет призывали своих соотечественников к более активной политической позиции: "Посмотрите на ирландца, даже он обладает своего рода политическим инстинктом"13.

Кроме того, в среде шведских иммигрантов наблюдалось значительное расхождение религиозных и политических взглядов. У. Бей-бум, анализируя политическую жизнь шведской диаспоры в Чикаго, пишет о том, что разные позиции по теологическим проблемам привели к политической разобщенности среди шведов в 70-е гг. XIX в.14, что не позволило им победить на выборах даже локального уровня. Ирландцы практически без исключений поддерживали своих кандидатов. При этом их мало интересовала позиция или программа конкретного кандидата, единственное, что имело значение, - это то, что он ирландец. Дж. Керли, вершиной карьеры которого стал пост губернатора штата Массачусетс, писал в своих воспоминаниях о том, что достаточно только пожать руку ирландцу и поздороваться с ним на гэльском языке, чтобы получить его голос15. Та же ситуация прослеживается в шведских землячествах Миннесоты, где действия представителей шведской диаспоры подчинялись общим интересам этнической группы. Здесь также наблюдалась активная и успешная политическая позиция шведских иммигрантов, которые уже к концу века занимали значительные должности, вплоть до уровня управления штата16.

Культурная модель, ориентированная на коллективное выживание (коллективистская модель), позволяет этнической группе максимально сохранить свои культурные традиции на фоне достаточно успешной интеграции в принимающий социум. До настоящего

11 Buckley M. Dairy of a Tour in America. Dublin, 1886. P. 50.

12 Ibid. P. 51.

13 Svenska Amerikanaren. 1867. 24 April; Cit. on: Beijbom U. Op. cit. P. 318.

14 Beijbom U. Op. cit. P. 333.

15 Curley J. I'd Do It Again a Record of All My Uproarious Years. New Jersey, 1957.

16 Ljungmark L. Op. cit.

времени жители ирландских анклавов и шведских землячеств штата Миннесота сохраняют национальные особенности своих культур и продолжают идентифицировать себя как ирландцев и шведов соответственно. Индивидуалистическая модель интеграции в длительной перспективе приводит к слиянию с американским обществом, в результате которого значительная часть шведской иммиграции, особенно в урбанизированной зоне, к третьему-четвертому поколению практически полностью ассимилировалась.

Список литературы

Barton Ar. Bref fran loftets land. Stockholm, 1979.

Beijbom U. Swedes in Chicago. A Demographic and Social Study of the 1846-1880

Immigration. Vaxjo, 1971. BuckleyM. Dairy of a Tour in America. Dublin, 1886.

Curley J. I'd Do It Again a Record of All My Uproarious Years. New Jersey, 1957.

ErnstR. Immigrant Life in New York City 1825-1863. N.Y., 1949.

Kjellberg L. Amerika-bok. Nyarsgafva ar 1893. Fran Ostgoten till dess prenume-

ranter. Linkoping, 1893. LjungmarkL. Swedish America in 1914-1932. Studies in Ethnicity with Emphasis

on Illinois and Minnesota. Stockholm, 1971. McCready W. The Irish Neighborhood // America and Ireland, 1776-1976. The American Identity and the Irish Connection, Westport. Connecticut; L., England, 1976.

O 'Grada C. Irish Emigration to the United States in the Nineteenth Century // America and Ireland, 1776-1976. The American Identity and the Irish Connection, Westport. Connecticut; L., England, 1976. Wittke C. The Irish in America. Baton Rouge, 1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.