Научная статья на тему 'Модели инновационного процесса: эволюция развития'

Модели инновационного процесса: эволюция развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4934
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекина Александра Алексеевна, Верещагин Константин Витальевич

Рассмотрены исторические этапы развития инновационных процессов, начиная от модели технологического толчка, соответствующей условиям ненасыщенного рынка и заканчивая современной инновационной моделью на основе информационных технологий, соответствующей условиям насыщенного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF THE INNOVATION PROCESS: THE EVOLUTION OF DEVELOPMENT

Considered historical stages of innovative processes development: getting started from model of «technology push» which complies to the conditions of unsaturated market and ending with modern innovation model based on

Текст научной работы на тему «Модели инновационного процесса: эволюция развития»

_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 5_

УДК 330.342

А. А. Тебекина, К. В. Верещагин*

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская площадь, д.9 * e-mail: kafekonom@muctr.ru

МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА: ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ

Рассмотрены исторические этапы развития инновационных процессов, начиная от модели технологического толчка, соответствующей условиям ненасыщенного рынка и заканчивая современной инновационной моделью на основе информационных технологий, соответствующей условиям насыщенного рынка.

Ключевые слова: модель, инновация, эволюция.

Исторически сложилось несколько моделей инновационного процесса. Структурное описание поколений этих моделей получило отражение у Роя Росвелла, предложившего классификацию моделей инновационного процесса. Эта классификация включает в себя модельный анализ развития инновационных процессов 1950-х - 1990-х годов [1]. Росвелл выделил пять поколений инновационного процесса:

- модель - «технологический толчок» (technology push) (G1),

- модель - «рыночное притяжение» (market pull) (G2),

- сопряженную инновационную модель (G3),

- интегрированную инновационную модель (G4),

- инновационную модель стратегических систем и сетей (G5).

В настоящее время ученые утверждают о существовании шестого поколения, которое называется «концепция инновационной модели информационных технологий» (G6) [2].

Модель «технологического толчка» («technology push»), именуемая также «science push» или же «proactive model», была разработана в 1950-х годах. Эта модель представлена линейной последовательностью циклично повторяющихся этапов инновационного процесса (рис. 1).

Рис. 1. Модель «технологического толчка» (G1)

На каждом этапе инновационного процесса должен быть получен результат, который используется в качестве ресурса для последующего этапа. В начале данной последовательности лежат фундаментальные разработки науки и техники, в конце - разработка и внедрение в производство инноваций.

В качестве примера модели реализации «технологического толчка» при осуществлении инновационных процессов можно привести французскую нефтегазовую компанию «Total», а также «LG Chem» - крупнейшую химическую компанию в Корее. Эти компании усиленно занимались разработками и исследованиями для дальнейшего инновационного прорыва. На тот

момент главенствующие роли в производстве играли именно НИОКР, поэтому на тот момент было создано большое количество научно-исследовательских лабораторий.

На рубеже 1960-1970 годов стали очевидны недостатки данной модели. В данной модели почти не уделялось внимание реализации продукта на рынке, вследствие чего расходы на НИОКР не покрывались. Появилась проблема переизбытка продукта и сложность его сбыта. Компаниям необходимо было переключиться с НИОКР на изучение рынка и его потребностей. Создаются проекты с целью эффективного распределения ресурсов. Таким образом, была разработана модель «рыночное притяжение» («pull market») (рис. 2).

Рис. 2. Второе поколение инновационного процесса (02)

В модели «рыночное притяжение» толчком научным разработкам, а далее следовал линейный

является рыночный спрос. Считалось, что процесс, как и в «технологическом толчке».

нововведения являются выгодными, если полагаться Следовательно, это тоже линейная

на желание потребителя. Спрос задавал направление последовательность, но с преимуществом опоры на

_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 5

потребности рынка. Примером реализации модели «рыночного притяжения» может служить инновационная деятельность компании «SABIC» в Саудовской Аравии, которая разрабатывала для рынка полезные химические вещества, полимеры и удобрения. В данной модели наблюдались недостатки, главная из которых это линейность последовательности в нелинейном процессе. Такая модель серьезно ограничивала компании постоянным поиском нововведений, учетом для этого желания потребителя.

В 70-е годы XX века линейные модели Щ, 2G стали рассматриваться лишь как частные случаи более общего процесса, объединяющего науку, технологию и рынок. Исследования таких авторов

как Р. Росвелл, К. Фримен, А. Хорсли, А. Джервис, Д. Таунсенд, Д. Мовери, Н. Розенберг и др. подтвердили важность маркетинговых, рыночных и технических факторов для успешной инновации. Появляется потребность в новой, уже нелинейной, модели. Р. Росвелл, опираясь на опыт моделей 1G и 2G, выделил еще три модели инновационного развития [3].

Следующая сопряженная инновационная модель, она же «coupling of R&D and marketing» или «feedback model» была разработана в 1970-х годах (рис. 3).

В этой модели источником инновации являются и НИОКР, и потребности рынка одновременно.

Рис. 3. Сопряжённая инновационная модель (G3)

Третья модель примечательна тем, что в ней помимо линейности процесса есть различные обратные связи и сетевые взаимодействия. Сопряженная модель является составной моделью первого и второго поколения, с учетом технологических возможностей и потребностями рынка. Такую модель использовали такие компании, как «Интеко» (российская компания, ведущая бизнес в сфере строительства, девелопмента и нефтехимии), ЗАО «ГК «Титан» (российская корпорация, одна из крупнейших компаний в СНГ, занимающихся производством и сбытом синтетического каучука, фенола, а также разработками в сфере биотехнологий).

В 1980-х годах в мире экономики развитых стран начался подъем рынка после пережитого

экономического кризиса, и необходимо было дальнейшее развитие инновационных моделей. Появилась японская интегрированная

инновационная модель G4, где наибольшее внимание уделялось объединению исследований и тесное сотрудничество с покупателем. Наиболее выгодной и эффективной является та разработка, в процессе которой идет тесное сотрудничество между исследовательскими центрами, техническими, маркетинговыми и финансовыми подразделениями.

Кроме того, производители заранее узнают взгляд и отношение покупателя к нововведениям, чтобы учитывать это мнение при разработке и реализации продукта.

Рис. 4. Процесс разработки нового продукта в компании Nissan (пример интегрированного инновационного

процесса G4)

Примерами реализации процесса G4, может служить инновационная деятельность таких компаний, как Formosa Petrochemical Corporation (тайваньская нефтехимическая компания), Sinopec Corporation (китайская интегрированная энергетическая и химическая компания). Начиная с 1990-х годов, происходило дальнейшее ускорение инновационных процессов в результате насыщения рынка. Появляется инновационная модель стратегических сетей и систем G5. Данная модель отображает

взаимодействие различных институтов, результатом которого может стать инновация. Инновационный процесс является сложным ввиду некоторых причин. Например, успешную идею необходимо выявлять на ранних стадиях процесса. Кроме того, процесс проведения исследования и разработки продукта является достаточно затратным. Следовательно, до стадии разработки необходимо доводить исключительно перспективные идеи. Такой отбор идей и преобразований их в продукт могут быть проиллюстрированы моделью «Воронка»,

_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 5

представленной Стивеном Уйлрайтом и Кимом Кларком (рис. 5).

Сбор 2

Сбор 1

Рис. 5. Модель инновационного развития Уилрайта-Кларка

Модель показывает процесс перехода от большого количества идей к меньшему количеству, но имеющих хорошие перспективы развития. Модель «Воронка» присуща в основном крупным компаниям, где различные идеи, разработанные, как правило R&D подразделениями конкурируют за ресурсы внутри фирмы. Преимущество данной модели состоит в увеличении инновационных идей и реализация их на рынке за счет объединения участников. Но в то же время возможна утечка интеллектуального капитала. Примерами реализации модели «Воронка» является инновационная деятельность крупнейшего в мире химического концерна BASF Societas Europaea, который объединил для осуществления инновационных процессов интересы большого количества контрагентов.

В настоящее время чтобы сэкономить материальные ресурсы компании при осуществлении инновационных процессов все больше используют информационные технологии. Ввиду этого была разработана «концепция инновационной модели информационных технологий» (G6).

Центр тяжести затрат на создание инновационной продукции в данной модели смещается от материальной составляющей к

интеллектуальной, путем преобразования ее в надежную информацию. Происходит сокращение стоимости инновационных разработок путем использования технологий моделирования возможных вариантов разработки. Примерами использования этой модели можно назвать инновационную деятельность таких крупных нефтегазовых компаний как «BP plc» и «Royal Dutch Shell», смоделировавших большое количество рациональных инновационных решений.

Таким образом, проведя исследования, можно отметить, что этапы стратегического управления инновационными процессами прошли развитие:

- от матричных и сетевых схем, которые соответствуют моделям «технологического толчка» и «рыночной тяги», когда программы управления инновационными проектами в сфере высоких технологий были предсказуемы и достаточно стабильны в силу общего роста экономической активности в рамках цикла технологического уклада,

- к стратегическому управлению инновационными проектами в сфере высоких технологий в условиях высокого уровня неопределенностей, обусловленных объективным спадом экономической активности в рамках цикла технологического уклада.

Тебекина Александра Алексеевна студентка факультета инженерной химии кафедры управления технологическими инновациями РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Верещагин Константин Витальевич ассистент кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Roy Rothwell, (1994), "Towards the Fifth-generation Innovation Process", International Marketing Review, Vol. 11 Iss: 1 pp. 7 - 31.

2. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014. - 481 с.

3. Вдовенко З.В., Харченко Н.В. Экономический аспект глобализации с позиций инновационного подхода// Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2003. № 44. С. 106-111.

TebekinaAlexandra, VereshchaginKonstantin*

D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

* e-mail: kafekonom@muctr.ru

MODELS OF THE INNOVATION PROCESS: THE EVOLUTION OF DEVELOPMENT

Abstract

Considered historical stages of innovative processes development: getting started from model of «technology push» which complies to the conditions of unsaturated market and ending with modern innovation model based on information technologies, which complies with the conditions of a saturated market.

Keywords: model, innovation, evolution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.