Научная статья на тему 'Модели информационного противоборства в управлении толпой'

Модели информационного противоборства в управлении толпой Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
457
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПОРОГОВОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ТОЛПОЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / COLLECTIVE BEHAVIOR / MODEL OF THRESHOLD DECISION-MAKING / MOB CONTROL / INFORMATIONAL CONFRONTATION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Новиков Дмитрий Александрович

В рамках стохастических моделей управления толпой исследованы теоретико-игровые задачи информационного противоборства, когда агентами управляют одновременно два субъекта с несовпадающими интересами относительно числа действующих в равновесии агентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game-theoretical models of informational confrontation are considered in the framework of mob control problems, when control of agents is implemented simultaneously by two subjects with different preferences over the number of agents, whose equilibrium strategies are «be active».

Текст научной работы на тему «Модели информационного противоборства в управлении толпой»

УДК 519.876.2

МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА О УПРАВЛЕНИИ ТОЛПОЙ

Д.А. Новиков

В рамках стохастических моделей управления толпой исследованы теоретико-игровые задачи информационного противоборства, когда агентами управляют одновременно два субъекта с несовпадающими интересами относительно числа действующих в равновесии агентов.

Ключевые слова: коллективное поведение, модель порогового принятия решений, управление толпой, информационное противоборство.

ВВЕДЕНИЕ

В работе [1] выделены пять уровней описания и анализа активных сетевых структур (примерами которых служат социальная сеть, толпа и др.). На первом (нижнем) уровне сеть рассматривается «в целом» (соответствующее описание, хотя и не является детализированным, обычно необходимо для экспресс-анализа общих свойств объекта). На втором уровне анализируются структурные свойства сети. На третьем уровне рассматривается информационное взаимодействие агентов. На четвертом уровне ставятся и решаются задачи информационного управления. И, наконец, на пятом уровне производится описание и исследование информационного противоборства — взаимодействия субъектов, воздействующих на сеть каждый в своих интересах. Модель, используемая на некотором уровне перечисленной иерархии, учитывает результаты предыдущих уровней. Поэтому одно из условий возможности перехода к следующему уровню состоит в наличии достаточно простых (но адекватных моделируемой реальности) и сопряженных моделей предыдущих уровней.

Для задачи описания информационного противоборства, решаемой на самом верхнем (пятом) уровне иерархии, необходимо иметь простые результаты анализа информационного взаимодействия агентов и информационного управления ими. Первый класс моделей, в которых удалось конструктивно «сопрячь» всю цепочку от первого уровня до пятого, составляют модели социальных сетей, описываемых в терминах «задач о консенсусе» (или так называемых «марковских» моделей) — см.

обзор и результаты в работе [2], что дало возможность развить соответствующие теоретико-игровые модели информационного противоборства [3].

Вторым удачным примером служит реализуемый в настоящей работе подход к построению теоретико-игровых моделей информационного противоборства, «надстраиваемых» над пороговыми моделями толпы. В работе [4] предложена модель толпы, рассматриваемой как множество агентов, демонстрирующих так называемое конформное поведение [5, 6], т. е. осуществляющих бинарный выбор (действовать, быть активными и т. п. или бездействовать) с учетом решений, принимаемых другими агентами. В работе [7] введены в рассмотрение стохастические модели управления толпой, в которых некоторая часть агентов случайным образом «возбуждается» (всегда действует), а некоторая часть «иммунизируется» (никогда не действует). В случае, когда два подобных воздействия осуществляются различными субъектами, обладающими собственными несовпадающими предпочтениями относительно реализующегося «равновесного» состояния толпы, получаем ситуацию информационного противоборства этих субъектов, которая далее описывается в теоретико-игровых терминах.

Теоретико-игровые модели информационного противоборства над активными сетевыми структурами имеют приложения в задачах: обеспечения информационной безопасности онлайновых социальных сетей, противодействия деструктивным информационным воздействиям на социальные группы различного масштаба, предупреждения их

массовых противоправных действий и др. (см. обзоры и обсуждения в публикациях [2, 4, 8]).

Структура изложения материала настоящей работы: сначала описывается модель толпы (§ 1, основывающийся на результатах работы [4]), затем в § 2, основывающемся на работе [7], описывается информационное противоборство в рамках стохастических моделей управления толпой. П. 2.1—2.4 содержат оригинальные результаты анализа теоретико-игровых моделей информационного противоборства в терминах игр в нормальной форме (для которых характеризуются равновесия Нэша и равновесия в безопасных стратегиях), а также иерархических и рефлексивных игр. Многочисленные примеры содержат аналитические зависимости равновесий от параметров моделей.

1. МОДЕЛЬ ТОЛПЫ

Обозначим через N = {1, ..., n} конечное множество агентов. Агент i е N, находящийся в толпе, характеризуется своим решением x} е {0; 1} («бездействие» или «действие») и своим порогом в.е [0; 1], определяющим, будет ли агент действовать при той или иной обстановке (векторе x_. решений всех остальных агентов); т. е. агент выбирает свое действие как наилучший ответ (Best Response — BR) на обстановку:

x, = BRXx_,) =

1, если —З—- У x, > 9г,

1 ¿—¡xi-

n - 1j * , j

0, если --1—- У x, < 8,-.

n - '

(1)

Поведение, описываемое выражением (1), называется пороговым (см. пионерскую работу [6] и обзоры в работах [5, 9, 10]; отметим, что в статье [5] приведены примеры целевых функций агентов, приводящих к наилучшему ответу (1)).

Рассмотрим модель динамики коллективного поведения [4]: в начальный (нулевой) момент времени все агенты бездействуют, далее в каждый из последующих моментов времени агенты одновременно и независимо действуют в соответствии с процедурой (1). Обозначим = 0,

= [I е N | е, = 0},

0к = 0к - ! и {/ е N | #0к - ! > П ^

к = 2, ..., п — 1, (2)

где # обозначает мощность множества, ()к — множество агентов, действующих на ^м шаге. Оче-

видно Q0 с Q1 с ... с Qn с N. Обозначим через 8 = (8Р 82, ..., 8n) — вектор порогов агентов. Вы-

числим показатель: q(9) = min {k = 0, n - 1 | Qk + x = = Qk}. Равновесие коллективного поведения (РКП) определяется как [4]

Г1, если i е Qq(0), x* (9) = Г q(0) i е N.

10, если i е N\Qq(e),

Величина x* = #Ят = I £ x* (9) е [0; 1] ха-

n n i е N

рактеризует «состояние толпы» — долю действующих в РКП агентов. Показано [4, 11], что РКП является одним из равновесий Нэша игры агентов с наилучшим ответом (1).

Пусть число агентов велико. Обозначим через F(-): [0; 1] ^ [0; 1] функцию распределения порогов агентов (F(-) — неубывающая функция, определенная на единичном отрезке (множестве возможных значений порогов агентов), в каждой точке непрерывная слева и имеющая предел справа).

Предположим, что известна доля xk агентов, действующих на k-м шаге, k = 0, 1, ... Для последующих шагов справедливо рекуррентное соотношение, описывающее динамику поведения агентов, принимающих решения в соответствии с выражением (1) [6, 11]:

J + 1

x

= F(xl),

(3)

где / = ^ k + 1, ... — моменты времени.

Положения равновесия дискретной динамической системы (3) определяются начальной точкой x0 (далее, если не оговорено особо, считается,

что x0 = 0) и точками пересечения графика функции F(•) с биссектрисой первого квадранта (в силу свойств функции распределения одним из потенциальных равновесий является единица):

F(x) = x.

(4)

Устойчивыми могут быть точки равновесия системы (3) (РКП является одной из точек равновесия), в которых график функции F(•) пересекает биссектрису, приближаясь к ней «слева-сверху». Обозначим через у = : x е (0, 1], F(x) = x} наименьший отличный от нуля корень уравнения (4). В соответствии с выражениями (2) и (3) РКП будет точка [3]:

* = I у, если Vz е [ 0, y] F(z) > z, I 0, иначе.

(5)

2. МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

Рассмотрим толпу как объект управления, осуществляемого двумя субъектами — центрами. Так как поведение динамической системы (3), описывающей изменение во времени доли действующих агентов, определяется функцией распределения порогов F(•), то будем анализировать управленческие воздействия, приводящие к изменению этой функции распределения.

Отметим, что в работе [4] решалась задача определения множества/доли первоначально возбуждаемых агентов или/и функции распределения их порогов, приводящих к требуемому равновесию. В рассматриваемых в настоящей работе моделях агенты возбуждаются «самостоятельно» — см. выражение (2).

Рассмотрим две предложенные в работе [7] модели воздействия со стороны центров на функцию распределения порогов агентов.

Модель I. Пусть в результате управленческого воздействия порог каждого агента независимо от других агентов может стать равным нулю с одинаковой для всех агентов вероятностью а е [0; 1]. Так как в соответствии с выражением (1) агенты, имеющие нулевые пороги, выбирают единичные действия независимо от действий других агентов, то параметр а может интерпретироваться как доля первоначально возбуждаемых агентов [7].

Пусть в результате управленческого воздействия порог каждого агента независимо от других агентов может стать равным единице с одинаковой для всех агентов вероятностью в е [0; 1]. Так как, в соответствии с выражением (1), агенты, имеющие единичные пороги, действовать не будут (точнее — будут, если действуют все остальные агенты), то параметр в может интерпретироваться как доля первоначально «иммунизируемых» агентов [7].

В работе [7] рассмотрен случай информационного противоборства, когда имеются два управляющих субъекта — центра и доля а е [0; 1] агентов «возбуждается» первым центром, а доля в е [0; 1] агентов «иммунизируется» (или каждый агент независимо с соответствующей вероятностью может быть возбужден или/и иммунизирован) вторым центром. Для определенности (хотя возможны и другие варианты, приводящие к другим результатам) предположим, что если некоторый агент возбуждается и иммунизируется одновременно, то его порог не меняется. Показано [7], что, в рамках предположения о «бесконечном» числе аген-

тов, функция распределения порогов агентов имеет вид:

F*J*) =

= [а( 1 - р) + (1 - а - в + 2ав)F(x), x е[0; 1), 1, x = 1.

(6)

Обозначим через x *(а, в) РКП (5), соответствующее функции распределения (6), через ya р = = inf{x : x е (0, 1], Fa p(x) = x} — наименьший отличный от нуля корень уравнения Fa p(x) = x. Тогда

x*(а, в) = {yae' есЛи Vz е[yae]F* ^ Z,(7) [0, иначе.

Из выражений (4) и (6) можно найти пары (а, в), которые приводят к реализации заданного РКП (7). Обозначим через

Q(x) = {(а, в) е [0; 1]2 | x*(а, в) = x}

множество комбинаций управлений, реализующих заданное значение x е [0; 1] как РКП.

Обозначим через W = U x*(а, в) мно-

(а,Р)е[ 0;1]2

жество достижимости. Для проводимого далее теоретико-игрового анализа существенны полученные в работе [7] результаты о том, что x*(а, в) монотонно (нестрого) возрастает по а и монотонно (нестрого) убывает по в; а для строгой монотонности достаточно выполнения условия

F(0) > 0, F(1 - 0) < 1.

(8)

В работе [7] также получены достаточные условия (сформулированные в терминах свойств функции распределения порогов) реализуемости заданной точки х е [0; 1] как РКП при некоторых

управлениях (а, в) е [0; 1] .

Модель II. Рассмотрим ситуацию информационного противоборства, когда первый центр добавляет к исходному множеству N агентов к «провокаторов» с нулевыми порогами, а второй центр добавляет I «иммунизаторов» с единичными порогами. Считая, что число агентов п велико, будем пользоваться непрерывным приближением:

8 = к/п, у = 1/п, считая 8, у е К.+, в рамках которого, как показано в работе [7], функция распределения порогов агентов примет вид:

F6,y(x) =

1+1+^ x е [0; 1), 1 + 8 + у

(9)

1, x = 1.

Обозначим через x *(5, у) РКП (5), соответствующее функции распределения (9), через y = = inf{x : x е (0, 1], F& (x) = x} — наименьший отличный от нуля корень уравнения F& Y(x) = x. Тогда

x*(5, y) = jесли Vz е [0' ]F.* z, (10) [0, иначе.

Доказано [7], что в модели II W = (0; 1], а если выполнено F(0) = 0, то множество W = [0; 1]. Обозначим через

Л^) = {(5, y) е [R+ | x*(5, y) = x}

множество комбинаций управлений, реализующих заданное значение x е [0; 1] как РКП.

Для исследования теоретико-игровых моделей взаимодействия центров нам потребуется результат, который доказывается полностью по аналогии с утверждениями 3 и 4 в работе [7].

Теорема 1. В модели II РКП x*(5, y):

1) монотонно (нестрого) возрастает по 5; а для строгой монотонности достаточно выполнения условия: F(1 — 0) < 1 или y > 0;

2) монотонно (нестрого) убывает по y; а для строгой монотонности достаточно выполнения условия: F(0) > 0 или 5 > 0.

Пример 1. В качестве примера функции распределения порогов агентов рассмотрим равномерное распределение F(x) = x, для которого x *(S, y) = 8/(8 + y),

Л(х) = {(S, y) 6 | y/S = (1/x - 1)}. ♦

Сделав маленькое отступление, отметим, что в социально-экономических и организационных системах в случае, когда существует несколько субъектов, заинтересованных в тех или иных состояниях управляемой системы (например, сети взаимодействующих агентов) и имеющих возможность оказывать на нее управляющие воздействия (так называемая система с распределенным контролем [12—14]), возникает, как и в рассматриваемом нами случае, взаимодействие между этими субъектами, которое в случае информационных воздействий, оказываемых ими на объект управления, называется информационным противоборством (см. обзоры в работах [2, 15]).

Такие ситуации обычно описываются игрой в нормальной форме между центрами, причем выбираемые центрами стратегии, в свою очередь определяют параметры игры между агентами [14]. Примерами служат модели информационного противоборства в социальных сетях [2, 3]. Как отмечается [16], возможны и более сложные ситуации, когда управленческие воздействия «несимметричны» — например, в ситуации «нападение/защита» один центр воздействует на начальные состояния

агентов, а другой (одновременно с первым или уже зная его выбор) изменяет структуру связей между ними или/и их пороги. Такие ситуации могут быть описаны в рамках моделей иерархических игр.

Далее рассматривается ряд теоретико-игровых моделей взаимодействия центров, результаты информационных воздействий которых на толпу определяются выражениями (6) и (7) в рамках модели I или выражениями (9) и (10) в рамках модели II.

2.1. Игра центров в нормальной форме

Модель I. Предположим, что имеются два центра, которые осуществляют информационное воздействие на толпу, разыгрывая игру в нормальной форме, т. е. выбирая свои стратегии (а е [0; 1] и ß е [0; 1] соответственно) однократно, одновременно и независимо. Пусть целевые функции первого и второго центров имеют соответственно вид:

/>, ß) = Ha(x*(а, ß)) - с», (11)

/р(а, ß) = Hp(x*(а, ß)) - cp(ß), (12)

причем выигрыш первого центра На(*) — возрастающая функция (он заинтересован в максимизации числа возбужденных агентов), а выигрыш второго центра Hß(-) — убывающая функция (он заинтересован в минимизации числа возбужденных агентов), а обе функции затрат еа(') и cß(*) — строго возрастающие и са(0) = cp(0) = 0.

Коль скоро описана игра в нормальной форме, возникает набор типовых для теории игр вопросов [17, 18]: каково равновесие Нэша (а*, ß*) игры центров, в каких ситуациях оно доминирует с точки зрения центров ситуацию статус-кво — РКП в отсутствие управления (т. е. когда выполнено /а(а*, ß*) >/а(0, 0), /р(а*, ß*) >/ß(0, 0)), каково множество Парето-эффективных ситуаций, когда существует равновесие в доминантных стратегиях (РДС) и т. п.

Обозначим через /(а, ß) = /а(а, ß) + /р(а, ß) утилитарную функцию коллективной полезности

(ФКП) [19]. Пару стратегий центров (а, ß) =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= arg max /(а, ß) назовем утилитарным решена ,ß)e[0;1]2

нием.

Роль полученных в работе [7] результатов и результата теоремы 1 для теоретико-игрового анализа заключается в следующем. Целевые функции центров (11) и (12) зависят как от их стратегий (а и ß или 8 и y), так и от РКП, зависящего, в свою очередь, от этих стратегий. Свойства монотонной зависимости РКП от стратегий центров

(непрерывность этой зависимости, если требуется, может быть проверена в каждом конкретном случае), а также реализуемость всего единичного отрезка в качестве РКП при выборе центрами соответствующих стратегий, дают возможность «транслировать» свойства функций выигрыша и затрат на зависимость этих параметров непосредственно от стратегий центров. Так, например, если Hg(x*(8, у)) — возрастающая функция x*, то в рамках условий теоремы 1 выигрыш первого центра является возрастающей функцией его стратегии, и т. д.

Простейшим является случай игры с противоположными интересами, в которой первый центр заинтересован в возбуждении максимального числа агентов, а второй — наоборот. Без учета затрат на управление (считая еа(') - 0, cp(*) - 0) из выражений (11) и (12) получим:

fa(а, в) = x*(а, в), f (а, в) = 1 - x*(а, в). (13)

При этом, очевидно, Да, в) - 1. Из неубывания x*(а, в) по а и невозрастания по в следует справедливость следующего утверждения 1, которое (как и его «аналоги» для модели II — см. утверждения 3 и 4 далее), с одной стороны, в определенному смысле, тривиально, так как является следствием монотонности целевых функций агентов по их действиям, а, с другой стороны, позволяет в соответствующих вырожденных случаях обосновывать существование РДС и находить его.

Утверждение 1. В модели I в игре противоположными интересами без учета затрат центров

на управление существует РДС их игры: аРДС = 1,

вРДС = 1. ♦

Интересно отметить, что в этом равновесии функция распределения порогов агентов совпадает с исходной функцией распределения, т. е. F1 i(x) - F(x), следовательно, не изменяется и РКП, т. е. РДС «совпадает» с ситуацией статус-кво.

Пример 2. Пусть F(x) = x, тогда

¿'(а, р) = а ( 1 - в > .

а + в - 2 ар

(14)

Вычислим

т*

dx1 (а, в) = в( 1 - в)

да

(а + в - 2ав)

2 '

1*

дх (а, в) = _ а( 1 - а)

дв

(а + в - 2ав)

2

откуда следует, что х *(а, в) возрастает по первому аргументу и убывает по второму при любых допустимых значениях соответствующего другого аргумента. Поэто-

му без учета затрат центров на управление РДС игры центров с целевыми функциями (13) будет выбор ими единичных стратегий: аРДС = 1, вРДС = 1. Естественно, эта точка будет и равновесием Нэша (РН) игры центров. В настоящем примере W = [0; 1]. Отметим, что в РДС реализуется то же состояние толпы, что и в отсутствие управления. ♦

Рассмотрим теперь случай, когда затраты центров отличны от нуля.

Утверждение 2. Если в модели Ix*(а, в) — непрерывная функция, выполнено условие (8), W = [0; 1], функции выигрыша центров — ограниченные, линейные или вогнутые по их стратегиям, а функции затрат — выпуклые, то существует равновесие Нэша игры центров. ♦

Справедливость тривиального утверждения 2 (и его «аналога» для модели II — утверждения 5) непосредственно следует из достаточных условий [17, 18] существования равновесия Нэша в непрерывных играх.

В следующем примере существует единственное РН.

Пример 3. Пусть F(x) = х, Ha(x) = х, Hp(x) = 1 — х, са(а) = —ln(1 — а), ср(в) = —X ln(1 — в). Из условий первого порядка получаем: в = (1/X) а. При X = 1 находим: а* = 1/4, в* = 1/4. При этом

xV, в*) = 1/2, /(а*, в*) = /р(а*, в*) * -0,2.

Отметим, что в равновесии оба центра имеют меньшие значения целевых функций, чем в точке «статус-кво» (0; 0) (так как/(0, 0) = 1, /в(0, 0) = 0). Утилитарным решением в этом случае является также вектор нулевых стратегий. ♦

Модель II. Пусть целевые функции первого и второго центров имеют соответственно вид (11) и (12) с точностью до замены а на 8 и в на у.

Утверждение 3. В модели II в игре с противоположными интересами без учета затрат центров на управление не существует конечного РДС или РН их игры. ♦

Справедливость утверждения 3 следует из неограниченности множеств допустимых стратегий центров, а также монотонности x*(8, у) по обеим переменным (см. теорему 1). Из этих же свойств следует справедливость следующего утверждения.

Утверждение 4. Если в модели II множества допустимых стратегий центров ограничены: 8 < 8max, у < Ymax, то в игре с противоположными интересами без учета затрат центров на управление существует РДС их игры: 8РДС = ^ УРДС = Ymax.

Рассмотрим случай, когда затраты центров отличны от нуля.

Утверждение 5. Если в модели II x*(8, y) — непрерывная функция, выполнены условия теоремы 1,

функции выигрыша центров ограниченные, линейные или вогнутые по их стратегиям, а функции затрат — выпуклые, имеющие в нуле нулевые производные и стремящиеся к бесконечности при стремлении аргумента к бесконечности, то существует конечное равновесие Нэша игры центров. ♦

Справедливость утверждения 5 следует из того, что в рамках его условий целевые функции центров вогнуты по их стратегиям и принимают неотрицательные значения на ограниченном множестве значений аргументов, т. е. можно воспользоваться достаточными условиями [17, 17] существования равновесия Нэша в непрерывных играх.

Пример 4. Пусть Дх) = х, И&(х) = х, Н(х) = 1 — х,

с8(8) = 82, с (у) = Ь2у2. В примере 1 найдено РКП х*(8, у) = 8/(8 + у). Получаем следующие выражения для целевых функций центров:

Ш, у) = 8/(8 + у) - 82,

/(8, у) = 1 - 8/(8 + у) - Ь2у2.

(15)

(16)

Убедившись в вогнутости целевых функций (15) и (16) соответственно по 8 и у, дифференцируем их, приравниваем производные нулю и находим РН:

8* =

Л

1 * = _1__1_

1 + ь, 7 ДЬ 1 + Ь.

При этом РКП х*(8*, у*) = --, а значения целевых

1 + Ь

функций в РН:/5(8*, у*) = Ь (1 + 2 Ь-, /у(8*, у*) = Ь + 2 ..

2 (1 + Ь) 2( 1 + Ь)2

Утилитарная ФКП/(8, у) = /д(8, у) + /(8, у) достигает максимума (принимает единичное значение) на векторе нулевых стратегий. Значение утилитарной ФКП в РН

/(8*, у*) = 1 — —Ь—- , т. е. величина —Ь—- характери-(1 + Ь)2 (1 + Ь)2

зует, насколько РН «хуже» в смысле утилитарной ФКП, чем оптимум последней. ♦

2.2. Пороговые функции выигрыша центров

Для содержательных интерпретаций важен случай, когда функции выигрыша центров пороговые, т. е. имеют вид:

н+

Н-(Р),иначе

н®«=;н если х >(<)9-(вр) ■ (17)

где Д+(р) > На(р), т. е. первый центр получает больший выигрыш тогда, когда доля действующих агентов не меньше порога 9а е [0; 1], а второй центр — при условии, что доля действующих агентов не превышает порога 9р е [0; 1]. Обозначим че-

рез х РКП в отсутствие воздействий центров, т. е. х = х *(0, 0). Введем следующие предположения.

Предположение А.1. Множество достижимости W — единичный отрезок, х *(а, в) — строго монотонная непрерывная функция своих переменных (соответствующие достаточные условия приведены выше и/или могут быть проверены в каждом конкретном случае), а функции затрат центров строго монотонны.

Предположение А.2. Первый центр при нулевой стратегии второго может реализовать самостоятельно любое РКП из [ X; 1]; а второй центр при нулевой стратегии первого может реализовать самостоятельно любое РКП из [0; X ]. ♦

Из структуры целевых функций центров и предположений А.1 и А.2 следует, что для первого (второго) центра реализовывать РКП, превышающие порог 9а (строго меньшие порога 9р), не выгодно.

Модель I. Запишем определение равновесия Нэша (а*, в*):

Уа е [0; 1]

Щ(х*(а*, в*)) - са(а*) > Щ(х*(а*, в*)) - са(а), Уве [0; 1]

1Нр(х*(а*, в*)) - ср(в*) > Щ(х*(а*, в*)) - (в).

Начнем анализ с частного случая 9р = 9а = 9.

Обозначим через а(9) = шт{а е [0; 1] | х*(а, 0) = = 9}, в(9) = шт{в е [0; 1] | х*(0, в) = 9}.

Определим множество

Па>р(9) = {(а, в) е [0; 1]2 | х*(а, в) = 9, (а) < Н+ - Н-, Ср(в) < Н+ - Щ

в

(18)

т. е. множество пар стратегий центров, приводящих к таким РКП 9, что каждый из центров при этом имеет значение целевой функции не меньшее, чем при выборе стратегии, изменяющей его выигрыш (17). Множество (18) по аналогии с работами [13, 14], назовем множеством компромисса.

Из определений РН и множества компромисса следует, что, если последнее не пусто, то реализация РКП 9 в смысле утилитарной ФКП не менее

выгодна для агентов, чем сохранение статус-кво х. Более того, легко видеть, что центрам не выгодно

реализовывать никакие РКП, кроме, возможно, х или 9.

Теорема 2. Если 9р = 9а = 9 и выполнено предположение А.1, то РН может быть только двух типов:

1) (0; 0) является РН, если

X < е и c„(а(9)) > H+ - H

(19)

или

X > е и Ср(в(е)) > н+ - нр; (20)

2) множество РН включает в себя множество Оар(е), если оно не пусто.

Если дополнительно выполнено предположение А.2, то

(а(е); 0) является РН, если

X < е и еа(а(е)) < H+ - Ha ; (21) (0; ß(e)) является РН, если

X > е и cp(ß(e)) < H+ - Hp". ♦ (22)

Исследуем теперь связь множества компромисса с утилитарным решением. Обозначим через

C(e) = min [c» + Cß(ß)] (23)

(a ,ß)ena;ß (0) a ß

минимальные суммарные затраты центров по реализации РКП е. Утилитарное решение в рассматриваемом случае удовлетворяет условиям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— если X < е, то f (а, ß) = max {Ha + H+;

H+ + H+ - С(е)];

— если X > е, то f (а; ß) = max {H+ + Hß ;

H+ + H+ - с(е)].

Соответственно, если при X < е С(е) < H+ - H a

а при х > е С(е) < Н+ — Н- , то множество компромисса включает в себя утилитарное решение.

Как показывает пример 5, предположение А.2 существенно для структуры РН.

Пример 5. Пусть Дх) = х, 9 = 1/2, На = Щ = 0,

Н+ = Н+ = 1, с» = -1п(1 - а), Ср(р) = -1п(1 - в). Легко убедиться (см. также пример 3), что вектор нулевых стратегий не является РН. Из результатов примера 2 и выражений (18)—(23) получаем:

П (1/2) = {(а, в) е [0; 1]2 | а (в - в \ = 1/2, а'р а + в - 2ав

1п(1 - а) > -1, 1п(1 - в) > -1},

т. е. Па>р (1/2) = {(а, в) е [0; 1]2 | а = в, 0 < а, в < 1 - 1/е}. В рассматриваемом примере е-оптимальным утилитарным решением будет вектор стратегий центров (е, е), где е е (0; 1 - 1/е]. ♦

Перейдем теперь к общему случаю, когда пороги центров, фигурирующие в их функциях выигрыша (17), различны. Рассмотрим наиболее интересное для практических приложений (ситуация информационного противоборства) соотношение порогов центров:

eß < X < е .

ß a

(24)

Определим следующие функции (если множество, по которому вычисляется минимум, пусто, то будем считать, что значение функции равно +<»):

С а (х, в) = шп Са (а),

а {а е [0;1]|х*(а,в) = х} а

min

Cß(ß).

Св(x, а) = шхп Св

р {в е [0;1]|х*(а,в) = х} р

Из неубывания функций затрат и структуры функций выигрыша (17) следует, что реализация РКП из интервала (ев; е ) центрам не выгодна по

сравнению с сохранением статус-кво X. Введем предположение, являющееся ослаблением предположения А.2.

Предположение А.3. Первый центр при нулевой стратегии второго может реализовать самостоятельно РКП еа; а второй центр при нулевой стратегии первого может реализовать самостоятельно

ркп ев. ♦

Из определения равновесия Нэша и свойств целевых функций центров следует

Теорема 3. Если выполнено условие (24) и предположения А.1 и А.3, то РН игры центров характеризуются следующим образом: — (0; 0) является РН, если

\Ha - Ca(а(еа))< H , I Hß+ - Cß (ß^ß ))< Hß";

— (а(е ); 0) является РН, если

H+ - Ca(а(еа))> H-, Hß" > Hß+ - Cß(eß, а(ea));

— (0; ß(eß)) является РН, если

Hß - Cß (ß(e ß ))> Hß, HT > H+ - Ca(ea,ß(eß)).

(25)

(26)

(27)

Модель II для случая пороговых функций выигрыша центров строится полностью аналогично модели I с точностью до замены а на 8, и в — на у. Проиллюстрируем теорему 3 примером для модели II.

Пример 6. Пусть F(x) = 1/3 + 2x2/3, 9 = 0,4, 08 = 0,6,

н = Н = 0, я; = я; = 1, с8(8) = 82, су(у) = ЬУ.

Найдем: х = 1/2, у(9у) * 0,1, 8(95) * 0,07.

Пусть Ь = 2. Тогда ни одно из условий (25)—(27) не выполнено, следовательно, РН не существует.

Пусть Ь = 20. Условия (25) и (27) не выполнены, выполнено условие (26). Следовательно, (0,07; 0) — РН. ♦

Пример 7. Пусть в условиях примера 6 9у = 98 = 9 = 0,4, Ь = 20. Найдем

П8, т(0,4) = {8 е [0; 1], у е [0; 0,05] | у = 0,1 + 1,5 8} = 0.

Условие (20) выполнено, т. е. (0; 0) — РН. ♦

В случае отсутствия РН перспективным представляется поиск и анализ равновесий в безопасных стратегиях (РБС). Первоначально РБС было предложено в работе [20] и затем сформулировано в новой, более простой, форме в работах [21, 22]. Эта концепция равновесия основана на понятии угрозы. Для игрока существует угроза, если некоторый другой игрок может односторонним отклонением увеличить свой выигрыш и при этом одновременно уменьшить выигрыш первого игрока. Равновесие в безопасных стратегиях определяется как игровой профиль, удовлетворяющий условиям:

— ни для одного из игроков не существует угроз;

— ни один игрок не может односторонним отклонением увеличить свой выигрыш, не создав при этом для себя угрозы потерять больше, чем он выигрывает.

Пусть выполнены предположения А.1 и А.2. Определим функции (если множество, по которому вычисляется минимум, пусто, то будем считать, что значение функции равно + да):

22

C(x, y) =

c„(8),

mm

{5> 0|x*(5,y) = x}

C(x, 8) = min c(y).

1 {Y > 0|x*(5,y) = x} 1

Из определения РБС (см. выше и работ [20, 21]) и свойств целевых функций центров следует

Теорема 4. Пусть выполнены предположения А.1 и А.2. Тогда в модели II:

1) точка равновесия (8РБС; 0) является РБС, если существует минимальное неотрицательное значение 8РБС, для которого

^(8рбс ; 0 )>е8, н+ - cs(8рбс) > н- ,

HY+ - Cy(eY> 8РБК) ^ HY ;

2) точка равновесия (0; уРБС) является РБС, если существует минимальное неотрицательное значение уРБС, для которого

x*( 0; YРБС

HY - CY»РБС) > HY ,

H5+ - C5(e5> 8РБК) ^ H5

Пример 8. Пусть в условиях примера 6 Ь = 2, т. е. РН при таких значениях параметров не существует. Из первой системы неравенств теоремы 4 находим: 8РБС * 0,816 реализует единичное РКП. Вторая система неравенств теоремы 4 не имеет решения, т. е. найденное РБС единственно. ♦

В заключение п. 2.2 отметим, что выбор таких параметров, как пороги в функциях выигрыша центров и сами размеры выигрышей, может рассматриваться в качестве метауправления. Действительно, зная зависимость равновесия игры центров от этих параметров, можно рассматривать трехуровневые модели (метауровень — центры — агенты) — ставить и решать задачи выбора таких допустимых значений параметров игры центров, которые приводят в ней к равновесию, реализующему требуемое РКП агентов. Приведем пример.

Пример 9. Рассмотрим в условиях примера 6 при

Ь = 20 задачу выбора таких значений Н+ и Н+ , при которых вектор нулевых стратегий центров является РН их игры. В соответствии с условием (25) для этого достаточно уменьшить значение Н8+ до 4,9'10 4.

Рассмотрим теперь в условиях примера 6 при Ь = 20

задачу выбора таких значений Н8+ и Н+ , при которых в равновесии реализуется РКП 9у = 0,4. Для этого в соответствии с выражением (27) достаточно выбрать Н8+ < 0,029 и Я+ > 4. ♦

Завершив рассмотрение игр в нормальной форме, перейдем к их «расширениям» — иерархическим (п. 2.3) и рефлексивным (п. 2.4) играм двух центров. Следует признать, что п. 2.3 и п. 2.4 носят характер лишь иллюстрации возможности описания и изучения соответствующих классов теоретико-игровых моделей информационного противоборства. Их подробное и систематическое исследование является перспективной задачей будущих исследований.

2.3. Иерархическая игра центров

В задачах управления толпой возможны ситуации, когда игроки (центры) принимают решения последовательно. При этом существенна информированность каждого из игроков на момент при-

нятия им решения, а также множества их допустимых стратегий (см. классификацию и результаты исследования иерархических игр в хрестоматийной монографии [17]). Над каждой игрой в нормальной форме может быть «надстроена» та или иная иерархическая игра [14—16]. Более того, следует различать два варианта:

1) один из центров выбирает свою стратегию, затем другой центр, зная выбор оппонента, выбирает свою стратегию, после чего осуществляется информационное воздействие на агентов. В результате функция распределения порогов принимает вид (6) (или (9)). Именно этот случай иллюстрируется ниже;

2) один из центров выбирает свою стратегию и осуществляет свое информационное воздействие на агентов, затем другой центр, зная выбор оппонента, выбирает свою стратегию и осуществляет свое информационное воздействие на агентов.

В модели I оба варианта эквивалентны (приводят к одной и той же функции распределения порогов (6)), а в модели II различаются.

В играх типа Г1 [9] (в том числе в играх Шта-кельберга — см. [17, 18]) множества допустимых стратегий центров такие же, что и в исходной игре в нормальной форме, а центр, делающий ход вторым, знает выбор центра, сделавшего первый ход. Соответствующие ситуации могут интерпретироваться как управление и контруправление (например, при заданном значении а выбрать в, или наоборот). Если исходная игра в нормальной форме допускает простой анализ и исследование зависимости равновесий от параметров модели, то и с изучением соответствующей игры типа Г1 проблем, как правило, не возникает.

Рассмотрим ряд примеров иерархических игр для первого варианта модели I для случая пороговых функций выигрыша центров.

Пример 10. Пусть в условиях примера 5 9 = 1/3, сначала первым центром выбирается параметр а, а затем вторым центром (при известном выборе первого) — параметр в (так называемая игра Г1(а, в)). Из выражений (14) и (20) получаем:

РаР(9) = {(а, в) е [0; 1]2 1 в = О^Юё ,

0 < а, в < 1 - 1/е}.

т. е. второму центру выгодно выбрать минимальное в,

с

которое при данном а приводит к РКП 9. Получаем, что целевая функция первого центра может быть записана в виде: На(х*(ас, в"(а5))) - са(а") = 1 - са(ас), где 0 < а < 1 - 1/е. Таким образом, е-оптимальным (где е — сколь угодно малая строго положительная величина) решением (а*5*, в"5*) игры Г1(а, в) будет пара стратегий (е, 2е/(е + 1)), приводящих к выигрышам центров 1 + 1п(1 - е) и 1 + 1п(1 - 2е/(е + 1)) соответственно. Отметим, что, во-первых, это решение близко к утилитарному (так как оба центра выбирают близкие к нулю стратегии). Во-вторых, центр, делающий второй ход, несет большие затраты. ♦

Пример 11. Пусть в условиях примера 10 сначала вторым центром выбирается параметр в, а затем первым центром (при известном выборе второго) — параметр а (игра Г1(в, а)). Из выражений (14) и (20) получаем:

"а, р(9) = {(а, в) е [0; 1]2 | а = 9в/(1 - в - 9 + 2в9),

0 < а, в < 1 - 1/е}.

При этом е-оптимальным (где е — сколь угодно малая строго положительная величина) решением рассматриваемой игры Г1(в, а) будет пара стратегий (е/(2 - е), е), приводящих к выигрышам центров 1 + 1п(1 - е/(2 - е)) и 1 + 1п(1 - е) соответственно. Отметим, что это решение также близко к утилитарному. Опять же, центр, делающий второй ход, несет большие затраты. ♦

Примеры 10 и 11 позволяют выдвинуть (известную в теории иерархических игр и ее приложениях) гипотезу: решения игр Г1(а, в) и Г1(в, а) принадлежат множеству компромисса (если оно не пусто), причем имеет место борьба за первый ход (как правило, центр, делающий первый ход, вынуждает оппонента «согласиться» с невыгодным для последнего равновесием). Это свойство встречается во многих моделях управления организационными системами (см., например, работу [14]).

Рассмотрим теперь игры типа Г2, в которых центр, делающий ход первым, имеет более богатое множество возможных стратегий [9], а именно, он может выбирать и сообщать центру, делающему второй ход, зависимость своих действий от действий последнего. В рамках идеологии теоремы Гермейера [9] можно предположить, что, если множество компромисса не пусто, то оптимальная стратегия первого центра (первым выбирающего а, т. е. в игре Г2(а(-), в)) имеет вид:

Если первый центр выбирает стратегию а , то наилучший ответ второго центра

в "(а5) = ащ тах [Нр(х *(а"*(а, в)) - с„(в)]

ащ тах м[ 0;1]

1, если х*(а , в) < 9, 0, иначе,

+ 1п(1 - в)

2а , а + 1 '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а° *(в) =

5* п п 5*

_ I а ,если в = в ,

1, иначе.

(28)

Содержательно, стратегия (28) заключается в том, что первый центр предлагает второму реали-

зовать решение (а5*, в5*) игры Г1(а, в). Если вто-

рой центр отказывается, то первый угрожает использовать свою наихудшую для оппонента стратегию. В рамках стратегии (28) игра Г2(а(-), в)) дает в равновесии центрам те же выигрыши, что и игра Г1(а, в).

Игра Г2(в('), а)), а также иерархические игры для модели II описываются полностью аналогично.

2.4. Рефлексивная игра центров

Над игрой в нормальной форме можно «надстраивать» рефлексивные игры [8], в которых игроки обладают нетривиальной взаимной информированностью о существенных параметрах. Предположим, что функция распределения Дг, х) задана параметрически, и неопределенность отражается параметром г е У. Следуя работе [8], представления первого центра о неопределенном параметре г будем обозначать г1, второго — г2, представления первого центра о представлениях второго — г12 и т. д.

Пример 12. Пусть в модели II Дг, х) = г + (1 - г)х, г е У = [0; 1], И&(х) = х, #(х) = 1 - х, с8(8) = 8, с,(у) = Ху. Найдя РКП х*(8, у) = (8 + г)/(8 + у + г), получаем выражения для целевых функций центров:

/5(8, у) = (8 + г)/(8 + у + г) - 8, (29)

/т(8, у) = 1 - (8 + г)/(8 + у + г) - Х2у. (30)

Если значение параметра г е [0; 1] является общим знанием [8] среди центров, то из выражений (29) и (30) находим параметрическое РН игры центров

что представления первого центра могут отличаться от истины).

Из выражений (31) и (32) находим информационное равновесие [14] игры центров

8 =

Х

1 + Х'

г,, У*

1

(1 + х2)2

и реализуемое в этом равновесии РКП

Х2 + (г - г,)( 1 + Х2)2 х*(8*, у*) = - ^ т ;

1 + Х2 + (г - г1)( 1 + Х2)2

(34)

Видно, что в общем случае РКП зависит от информированности центров, и в случае общего знания (чему соответствует г, = г) выражение (34) переходит в выражение (33). Осуществляя, как метауправление, информационное управление [8, 14] — например, изменяя представления первого центра о значении неопределенного параметра, можно соответственно менять и РКП. ♦

Пример 13. Пусть в условиях примера 12 второй центр адекватно информирован о представлениях первого центра (т. е. второй центр знает о том, что представления первого центра могут отличаться от истины): г21 = г212 = г2121 = ... = г,. Тогда первый центр будет в информационном равновесии по-прежнему выбирать \2

стратегию 8* =

Х

1 + Х'

- г,, а второй центр выберет

Х2

У*(1 г) = 1 I-2| - г1 + г + г1 - г - -^,

1 + Х2^ (1 + Х2 )2

что приведет к реализации РКП

8* =

Х

1 + Х

(1 + х2 )2

и реализуемое этими стратегиями РКП

х*(8*, у*) =

1 + Х2

(31)

(32)

(33)

Отметим, что равновесная стратегия второго центра (32), а также соответствующее РКП (33) в условиях общего знания не зависят от значения параметра г е [0; 1]. Ситуация меняется, если общее знание относительно этого параметра отсутствует.

Пусть г, = г12 =

121

1212

= ... , т. е. первый центр обладает некоторой (в общем случае неправильной) информацией г, о неопределенном параметре г и считает, что его представления истинны и составляют общее знание. Пусть г2 = г21 = г212 = г2121 = ... = г, т. е. второй центр знает истинное значение параметра г и считает его общим знанием (т. е. второй центр не знает о том,

2 2 2 Х2 + ( г - г 1)(1 + Х2)

х*(8», у*(г,, г)) = Х-

(1 + Х2)2 ((-^ | - г, + г ^ 1 + Х

Легко убедиться, что в случае общего знания, т. е. при г, = г справедливо х*(8*, у*(г,, г)) = х*(8*, у*).

Таким образом, настоящий пример иллюстрирует, что в рефлексивных играх на равновесие существенно влияет не только информированность агентов (она не изменилась по сравнению с примером 11), но и их взаимная информированность, т. е. представления об информированности оппонентов, представления о представлениях и т. д. [8]. ♦

Отметим, что нетривиальная взаимная информированность центров может иметь место не только относительно параметров функции распределения порогов агентов, но и относительно параметров функций выигрыша и/или функций затрат центров и др.

Пример 14. Пусть в условиях примера 12 первый центр неадекватно информирован о параметре Х функции затрат второго центра, который знает истинное зна-

У

2

чение этого параметра и считает, что первый центр адекватно информирован.

Пусть Ь1 = Ь12 = Ь121 = Ь1212 = ..., т. е. первый центр обладает некоторой (в общем случае неправильной) информацией Ь1 о неопределенном параметре Ь и считает, что его представления истинны и составляют общее знание. Пусть Ь2 = Ь21 = Ь212 = Ь2121 = ... = Ь, т. е. второй центр знает истинное значение параметра Ь и считает его общим знанием. Из выражений (31) и (32) получаем реализуемое в информационном равновесии РКП:

х? +11 + Х1

11 + X

2 '

которое в случае общего знания (чему соответствует Ь1 = Ь) переходит в РКП (36). ♦

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сформулируем основной результат настоящей работы. Показано, как, располагая предложенной в работе [7] стохастической моделью управления толпой, «надстраивать» над ней различные теоретико-игровые модели взаимодействия управляющих субъектов, оказывающих информационные воздействия на толпу в собственных интересах. Относительная «простота» модели объекта управления (толпы) позволяет применить разнообразный инструментарий теории игр — исследовать не только игры в нормальной форме, но и иерархические, рефлексивные и другие игры.

Перспективным направлением дальнейших исследований представляется идентификация и выделение типовых функций распределения порогов агентов (по аналогии, например, с тем, как это делалось в работе [24]), что позволит синтезировать соответствующие шаблоны управлений и решений задач информационного управления, а также моделей информационного противоборства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новиков Д.А. Иерархические модели военных действий // Управление большими системами. — 2012. — № 37. — С. 25—62.

2. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. — М.: Физматлит, 2010. — 228 с.

3. Губанов Д.А., Калашников А.О., Новиков Д.А. Теоретико-игровые модели информационного противоборства в социальных сетях // Управление большими системами. — 2010. — № 31. — С. 192—204.

4. Breer V., Novikov D. Models of Mob Control // Automation and Remote Control. - 2013. - Vol. 74, N 12. -P. 2143-2154.

5. Бреер В.В. Модели конформного поведения // Проблемы управления. - 2014. - № 1. - С. 2-13; № 2. - С. 2-17.

6. Granovetter M. Threshold Models of Collective Behavior // AJS. - 1978. - Vol. 83, N 6. - P. 1420-1443.

7. Бреер В.В., Новиков Д.А., Рогаткин А.Д. Стохастические модели управления толпой // Управление большими системами. - 2014. - № 52. - С. 85-117.

8. Novikov D., Chkhartishvili A. Reflexion and Control: Mathematical Models. - Leiden: CRC Press, 2014. - 298 p.

9. Burke D. Towards a Game Theory Model of Information Warfare. - N.-Y.: BiblioScholar, 2012. - 116 p.

10. Miller D. Introduction to Collective Behavior and Collective Action. - Illinois: Waveland Press, 2013. - 592 p.

11. Breer V. A Game-theoretic Model of Non-anonymous Threshold Conformity Behavior // Automation and Remote Control. -2012. - Vol. 73, N 7. - P. 1256-1264.

12. Губко М.В., Караваев А.П. Согласование интересов в матричных структурах управления // Автоматика и телемеханика. - 2001. - № 10. - С. 132-146.

13. Новиков Д.А., Цветков А.В. Механизмы функционирования организационных систем с распределенным контролем. - М.: ИПУ РАН, 2001. - 118 с.

14. Novikov D. Theory of Control in Organizations. - N.-Y.: Nova Science Publishers, 2013. - 341 p.

15. Новиков Д.А. Игры и сети // Математическая теория игр и ее приложения. - 2010. - № 2. - С. 107-124.

16. Novikov D. Cognitve Games: a Linear Impulse Model // Automation and Remote Control. - 2010. - Vol. 71, N 10. -P. 718-730.

17. Губко М.В., Новиков Д.А. Теория игр в управлении организационными системами. - М.: СИНТЕГ, 2002. - 148 с.

18. Myerson R. Game Theory: Analysis of Conflict. - Cambridge, Massachusetts, London: Harvard University Press, 2001. -600 p.

19. Мулен Э. Кооперативное принятие решений: аксиомы и модели. - М.: Мир, 1991. - 464 с.

20. Искаков М.Б. Равновесие в безопасных стратегиях // Автоматика и телемеханика. - 2005. - № 3. - С. 139-153.

21. Искаков М.Б., Искаков А.Б. Равновесие, сдерживаемое контругрозами, и сложное равновесие в безопасных стратегиях // Управление большими системами. - 2014. -№ 51. - С. 130-157.

22. Iskakov M., Iskakov A. Equilibrium in secure strategies / CORE Discussion Paper 2012/61. - Louvain-la-Neuve: CORE, 2012. - 38 p.

23. Germeier Yu. Non-antagonistic Games. - Dordrecht, Boston: D. Reidel Pub. Co., 1986. - 327 p.

24. Батов А.В., Бреер В.В., Новиков Д.А., Рогаткин А.Д. Микро- и макромодели социальных сетей. Ч. 2. Идентификация и имитационные эксперименты // Проблемы управления. - 2014. - № 6. - С. 45-51.

Статья представлена к публикации членом редколлегии

Ф.Т. Алескеровым.

Новиков Дмитрий Александрович - чл.-корр. РАН,

зам. директора, Институт проблем управления

им. В.А. Трапезникова РАН, г. Москва,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

® (495) 334-75-69, И [email protected].

x* =

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.