H.H. НЕУСТРОЕВА
ны финансового центра. Она заключается в регулировании денежных потоков предприятий — членов группы, а также в регулировании структуры капитала данных предприятий.
Система управления денежными потоками финансово-промышленной группы открывает множество возможностей в управлении ею и позволяет: сделать прозрачным механизм управления финансово-промышленной группой; обеспечить составление новой формы управленческой отчетности, обладающей высокой степенью информационности, что особенно важно для учредителей; предотвратить возникновение дефицита денежных средств (отрицательного
остаточного денежного потока); определить направления перераспределения денежных средств от одного члена группы к другому; обеспечить контроль денежных потоков каждого члена группы и группы в целом, что позволяет отслеживать возможный отток капитала из финансово-промышленной группы к сторонним субъектам, а также контроль платежеспособности и финансового состояния группы в целом и каждого ее члена.
Примечание
’ Баландин А. Группы укрупняются или размываются // Япония сегодня. 2005. № 12. С. 6.
УДК 339.142 Н.Н. НЕУСТРОЕВА
ББК 65.9(2)212.4 соискатель
Новосибирского государственного технического университета
e-mail: [email protected]
МОДЕЛИ И УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ
В современной торговой деятельности принимаемые решения касаются большого числа людей и связаны со значительными затратами ресурсов — трудовых, финансовых, энергетических и др., поэтому степень ответственности за последствия принимаемых решений многократно возросла. В статье рассматривается принятие управленческих решений в рамках ценовой политики торгового предприятия с использованием методов теории игр.
Ключевые слова: критерий выбора управленческих решений, теория игр, эластичность спроса, платежная матрица.
Необходимость выбора торговым предприятием образа действия обусловливается существованием противоречий, которые проявляются в виде проблемы. Проблеме свойственны наличие двух состояний — фактического и желаемого — и неясность способов достижения желаемого состояния (цели). У работника торговли имеется некоторое количество альтернативных вариантов решения проблемы, а следовательно, возникает задача выбора. Выбранный вариант решения проблемы приводит к определенным результатам, которые характеризуют степень достижения поставленной цели.
В ходе решения задачи выбора необходимо, с одной стороны, рассмотреть альтернативные варианты решения, а с другой — описать состояние среды, которая
может влиять на результат или активно, сознательно, или пассивно. Такое положение является типичным для торговой практики.
Одной из задач преумножения конкурентных преимуществ торгового предприятия является формирование его ценовой политики. Как известно, одним из мотивов концентрации капитала предприятий выступает снижение уровня издержек, что позволяет увеличить прибыль. Однако может возникнуть и задача противоположного характера, т.е. снижение цен на товары. Это мероприятие торговая организация может осуществлять для достижения как минимум двух целей: либо необходимо реализовать неходовой товар, спрос на который снизился и вряд ли будет расти в обозримой перспективе, а хранение его сопряжено с ростом издержек
© Н.Н. Неустроева, 2009
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
обращения, либо нужно завоевать рынок в конкурентной борьбе, для чего крупное торговое предприятие примет политику демпинговых цен, т.е. с целью повышения спроса на товары снизит цены на него, поскольку оно имеет возможность снижения цен без больших потерь, так как может избежать их за счет эффекта масштаба. Небольшие торговые предприятия вряд ли могут себе позволить подобную акцию, поскольку это чревато такими потерями для него, которые могут подорвать его экономическую стабильность.
Для иллюстрации принятия решения при выборе торговой организацией ценовой политики рассмотрим задачу снижения цены на товар с целью реализации партии товара с наименьшими потерями для нее.
Рассмотрим проблему уценки товара с позиции теории игр. Пусть у ЗАО «Юпитер» имеется партия товара, который решено уценить, но неизвестно, на сколько процентов. При этом существует некоторый набор стратегий А1, А2, ..., Ат, заключающихся в уменьшении цены на товар на различное количество процентов. Считается, что эластичность спроса на данный товар неизвестна, и рассматриваются различные варианты эластичности е1, е2, ..., еп.
Зная ситуацию на текущий момент, можно вычислить сумму выручки от реализации партии товара при использовании стратегии А, если эластичность при этом будет £..
Пусть имеется три стратегии: А1 — снижение цены на товар на 5%, А2 — снижение цены на товар на 10%, А3 — снижение цены на товар на 15%. Снижение цены на большее количество процентов может оказаться нецелесообразным, поскольку возникнет ситуация, когда товар дешевле уничтожить, чем заниматься его реализацией.
Что же касается эластичности, возьмем три градации: е1 = 0,5, если спрос малоэластичный, е2 = 1, если спрос среднеэластичный, £ъ = 1,5, если спрос высокоэластичный.
Напомним, что эластичность спроса от цены показывает, на сколько процентов увеличится спрос на товар при уменьшении цены на него на 1%.
Специалистами торгового предприятия при изучении конъюнктуры рынка была составлена платежная матрица (табл.).
Платежная матрица и результаты решения задачи уценки товара с позиции различных подходов ЗЛО «Юпитер»
Стра- тегия Эластичность Сумма выручки, тыс. р.
е1 е2 е3 а, Р; У;
А1 41 52 74 41 74 67,4
А2 32 53 91 32 91 79,2
А3 21 63 82 21 82 69,8
Решим задачу уценки товара с позиции различных подходов. Во-первых, следует пояснить, что данная игра относится к типу «игры с природой». В этом случае игрок А, который представляет собой торговое предприятие, является субъектом рынка, принимающим решение в зависимости от поведения покупателей, реализующих спрос на данный товар, при этом торговое предприятие не может однозначно предсказать уровень спроса на товар. В связи с этим торговое предприятие выступает субъективным игроком на данном рынке, а покупатели — объективным игроком, и принятие решений торговым предприятием зависит от поведения покупателей.
Смысл элементов платежной матрицы заключается в том, что ац есть сумма выручки при реализации товара, если выбрана стратегия уценки А;, а эластичность при этом равна £ц.
Решение таких задач осуществляется с позиции различных подходов.
Подход с позиции крайнего пессимизма.
В данном случае считается, что при выборе любой стратегии А; эластичность спроса на товар будет самой неблагоприятной и выручка а; — минимально возможной, однако эта выручка будет гарантированной. Критерием выбора решения выступает следующее условие (критерий Вальда):
Итак,
а1 = тт(41, 52, 74) = 41; а2 = тт(32, 53, 91) = 32; а3 = тт(21, 63, 82) = 21, затем а = тах(41, 32, 21) = 41.
Величина а = 41 тыс. р. соответствует стратегии А1. Ее нужно выбрать с точки зрения данного подхода. Заметим, что при этом выручка может составить и 52, и 74 тыс. р., но не менее 41 тыс. р. Выбрав другую стратегию,
Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)
О.В. ГРУШИНА
например А2, можно в благоприятном случае получить выручку в размере 91 тыс. р., а в неблагоприятном — всего 32 тыс. р., что хуже, чем гарантированный результат.
Таким образом, с позиции крайнего пессимизма гарантированная выручка от реализации партии товара составит 41 тыс. р., при этом цену на товар следует снизить на 5%, а спрос будет малоэластичным.
Подход с позиции крайнего оптимизма. Этот подход заключается в том, что при выборе любой стратегии А эластичность будет наиболее благоприятной и выручка в — наибольшей. Критерием выбора решения выступает следующее условие:
в '
'
Итак,
в1 = тах(41, 52, 74) = 74;
в2 = тах(32, 53, 91) = 91;
в3 = тах(21, 63, 82) = 82,
затем в = тах(74, 91, 82) = 91.
Величина в = 91 тыс. р. соответствует стратегии А2.
Таким образом, с позиции крайнего оптимизма максимальная выручка от реализации партии товара составит 91 тыс. р., при этом цену на товар следует снизить на 10%, а спрос на него будет высокоэластичным. Эта стратегия отражает надежду на самый лучший исход из всех возможных.
Подход с позиции пессимизма—оптимизма. Результаты решения задачи с позиции
двух рассмотренных подходов имеют крайние состояния: от гарантированного выигрыша до максимально возможного. Теоретически эти значения представляют собой диапазон, в который могут попасть результаты решения задачи. На практике, как правило, они принимают промежуточное значение. Критерием выбора решения выступает следующее условие (критерий Гурвица):
в
'
где X — степень оптимизма, 0 < X < 1.
Если X = 0, т.е. оптимизм отсутствует и , то это решение задачи с позиции крайнего пессимизма. Если X = 1, т.е. оптимизм абсолютный и в в, то это ре-
шение задачи с позиции крайнего оптимизма.
Допустим, менеджеры по продажам оценили степень оптимизма X = 0,8. Рассчитаем у, = (1 - 0,8)а; + 0,8в,-.
Итак,
у1 = 0,2 • 41 + 0,8 • 74 = 67,4;
у2 = 0,2 • 32 + 0,8 • 91 = 79,2;
Уз = 0,2 • 21 + 0,8 • 82 = 69,8,
отсюда
Величина Н = 79,2 тыс. р. соответствует стратегии А2.
Таким образом, с позиции пессимизма-оптимизма выручка ЗАО «Юпитер» от реализации партии товара составит 79,2 тыс. р., при этом цену на товар следует снизить на 10%, а спрос на него на 20% является малоэластичным, на 80% — высокоэластичным.
УДК 658.14.012.2 О.В. ГРУШИНА
ББК 65.9(2)29 кандидат экономических наук, доцент
Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск e-mail: [email protected]
МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваются вопросы понимания сущности категории планирования и роли его эффективного осуществления в процессе экономического развития.
Ключевые слова: экономическая наука, управление, планирование, равновесие и развитие.
Как показало изучение многочисленных ускользающая, так как не имеет не только
источников, планирование — категория точного истолкования, но и определенного
© О.В. Грушина, 2009