Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВО ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СЕТЯХ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ'

МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВО ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СЕТЯХ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНЧАЙЗИ / РОЯЛТИ / ПАУШАЛЬНЫЙ ВЗНОС / ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патрушева А.В.

В статье выявлены причины особенностей финансовых отношений франчайзи и франчайзера, дан анализ подходов к формированию финансовых отношений с франчайзи российскими и зарубежными франчайзерами, показаны отличия российской практики франчайзинга от общемировой в части финансовых отношений франчайзинговых партнеров, проанализированы особенности функционирования франчайзинговых предприятий в России, сформулированы особенности финансовых отношений франчайзера и франчайзи в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВО ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СЕТЯХ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ»

собие / В. Бригилевич, Н. Гура, А. Щодра, Н. Швец, Б. Апр, В. Бернацкий, В. Шишко, Г. Когут, Р. Влодарчик; под общ. ред. В. Бригилевич - Львов, «Попугай», 2013. - 228 с.

2. Управление недвижимостью в Польше на примере жилищных товариществ: история возникновения, основные понятия, перспективы развития / Ассоциация «Восточноевропейский демократический центр»; под ред. Збигнева Дубель. - М., 2006. - 50 с.

3. Дахно И. Германское гражданское уложение (Bürgerliches Gesetzbuch) // Юридическая энциклопедия: В 6-ти тт. - Т. 4. - М., 2002. - 720 с. - С. 165. -Закон Республики Польша «О местном самоуправлении» (1990).

4. Ustava o wlasnosci lokali z dnia 24 czerwca 1994 r. (tekst jednolity: Dz. U. z 2000r. Nr 80, poz. 903, Dz.U 2000 Nr 29, poz. 355, Dz.U. 2004 Nr 141, poz. 1492.) [Электронный ресурс]. - 1994. - Режим доступа: http://dokumenty.e-prawnik.pl/akty-prawne/ustawy/ustawa-o-wlasnosci-lokali.html.

5. Закон Литовской Республики «Об управлении недвижимым имуществом». - 1997.

6. Закон Литовской Республики «О товариществах собственников многоквартирных домов». - 1995.

7. Закон Литовской Республики «О товариществах собственников многоквартирных домов». - 2000.

8. Закон Литовской Республики «О приватизации квартир». - 1991.

МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВО ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СЕТЯХ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

© Патрушева А.В.1

ООО «Система», г. Омск

В статье выявлены причины особенностей финансовых отношений франчайзи и франчайзера, дан анализ подходов к формированию финансовых отношений с франчайзи российскими и зарубежными франчайзерами, показаны отличия российской практики франчайзинга от общемировой в части финансовых отношений франчайзинговых партнеров, проанализированы особенности функционирования франчай-зинговых предприятий в России, сформулированы особенности финансовых отношений франчайзера и франчайзи в России.

Ключевые слова франчайзинг, франчайзер, франчайзи, роялти, паушальный взнос, особенности франчайзинга в России.

1 Бухгалтер.

Франчайзинг - это форма межфирменной кооперации, основанная на передаче в пользование франчайзи интеллектуальной собственности франчайзера на платной основе и на условиях, указанных в договоре [8]. Основной задачей франчайзера является организация и администрирование канала сбыта - франчайзинговой сети, которую, в свою очередь, образуют франчайзи, входящие в нее.

При вхождении во франчайзинговую сеть франчайзер предоставляет франчайзи право использовать его интеллектуальную собственность, а франчайзи приобретает обязанность уплаты франчайзинго-вых платежей.

Классический вариант взаимодействия по франчайзинговой схеме предполагает выплату франчайзеру со стороны франчайзи первоначальных (паушальных) и периодических платежей (роялти). Подробный анализ существующих подходов к расчету величины этих платежей и к определению порядка их взимания представлен в работах [4, 5, 8, 12].

Однако российская практика франчайзинга отношений имеет существенные отличия от общемировой. Специфику развития франчайзинга в России определяет наличие организационно-правовых, экономических и социально-психологических барьеров [2, 10, 11].

Это заставляет предположить, что в части финансовых отношений между франчайзи и франчайзером в России также будут иметь место отличия по сравнению с моделью, используемой в остальном мире. Целью данного доклада является описание особенностей финансового взаимодействия франчайзера и франчайзи на российском рынке.

Анализируя специальную литературу, можно выделить следующие основные особенности финансовых отношений франчайзи и франчайзера:

- частое отсутствие явных (а в отдельных случаях - и неявных) платежей;

- прямое участие франчайзера в ценовой политике франчайзи.

В ряде случаев франчайзеры заявляют об отсутствии паушального взноса и роялти, создавая ощущение «бесплатной» франшизы. Это вводит в заблуждение потенциальных партнеров, а также противоречит сущности франчайзинговой деятельности и положениям главы 54 Гражданского кодекса РФ [1, ст. 1027], которой установлен возмездный характер договора коммерческой концессии в виде фиксированных разовых и (или) периодических платежей.

В табл. 1 представлена информация о политике отдельных российских франчайзеров в области установления размеров платежей, взимаемых с франчайзи.

Таблица 1

Информация о размерах франчайзинговых платежей, установленных отдельными российскими франчайзерами (составлено автором на основе информации компаний)

Компания Сфера деятельности Наименование и величина платежей

Fast&Shine Автомойки Паушальный взнос: 169000 руб.; роялти: отсутствуют.

«Бэби-клуб» Образовательные услуги Паушальный взнос : 1100000 руб. ; роялти: от 15000 руб.; другие платежи: 900 руб./мес. за корпоративную систему управленческого учета «Бэби-софт»

Be Smart English Community Образовательные услуги Паушальный взнос: 1200 долларов США; роялти: 200 долларов США/мес.; рекламные отчисления: 45 долларов США/мес.

Альфа графикс Оперативная полиграфия Паушальный взнос: 100-300 тыс. долларов США; роялти: отсутствуют.

«Жили-Были» Общественное питание Паушальный взнос:750 000 руб.; роялти - 100000 руб. ежемесячно.

Сити Пицца Общественное питание Паушальный взнос: 15000 долларов США - точка доставки; 20000 долларов США - кафе с доставкой; 25000 долларов США -ресторан с доставкой; роялти - 6 %.

«Коллекция вин» Розничная торговля Паушальный взнос: 5000 долларов США; роялти: отсутствуют.

Ол!Гуд Розничная торговля Паушальный взнос и роялти отсутствуют.

Спортландия Розничная торговля Паушальный взнос и роялти отсутствуют.

Торговый дом «Копейка» Розничная торговля Паушальный взнос: 295 000 руб.; роялти 2 % от выручки.

«Эконика-Обувь» Розничная торговля Паушальный взнос и роялти отсутствуют

Экспедиция Розничная торговля Паушальный взнос:50-110 тыс. руб.; роялти: отсутствуют.

«Topdress» Розничная торговля Паушальный взнос отсутствует; роялти: первые 3 месяца - отсутствует, с 4-го месяца 5-10% от оборота (рассчитывается индивидуально для каждого франчайзи).

«Sinequanone» Розничная торговля Паушальный взнос и роялти отсутствуют; рекламные отчисления 2 % от выручки.

«Тонус-клуб» Спорт и фитнес Паушальный взнос: 470000 руб.; роялти: 250000 руб. ежемесячно.

Gold's Gym Спорт и фитнес Паушальный взнос: 50000 долларов США; роялти: обсуждается индивидуально.

Fit-Studio Спорт и фитнес Паушальный взнос 300000 руб.; роялти 100 руб./м2 полезной площади

Как показывает анализ табл. 1, а также наблюдения других авторов [3], российскими франчайзерами используются следующие основные схемы платежей:

1. Только фиксированный разовый платеж (паушальный платеж за приобретение франшизы, вступление во франчайзинговую систему) («Экспедиция», Fast&Shine, Альфа графикс).

2. Только периодические платежи (роялти, взносы в рекламный фонд и т.п.) («Topdress», «Sinequanone»).

3. Платежи полностью отсутствуют («Спортландия»). Из этого можно сделать вывод, что в случае отказа от первоначального платежа и роялти франчайзер получает свою выгоду в виде других платежей. Также франчайзер может взимать эти платежи в скрытом (неявном) виде. Эта модель типична для товарного франчайзинга, где выпла-

ты франчайзи включаются в стоимость поставляемого ему товара (т.е. носят неявный характер [5]). Она удобна для франчайзера (поскольку в случае ее применения у франчайзи нет возможности уклониться от платежей), а для франчайзи она создает иллюзию бесплатности пользования возможностями франчайзинговой сети. Однако на самом деле имеет место непрозрачность финансовых отношений франчайзера и франчайзи: франчайзи не знает реальную величину франчайзинговых платежей и не может проверить, соответствуют ли осуществляемые им выплаты уровню и качеству оказываемых ему франчайзером услуг.

4. Фиксированная сумма разовых и периодических платежей не зависимо от величины выручки («Жили-были», «Тонус-клуб») [7].

Следует отметить, что при использовании указанных выше схем финансовых взаимоотношений между франчайзинговыми партнерами, у франчайзера могут возникнуть следующие проблемы [3]:

- Высокий уровень паушального взноса и низкий уровень роялти, или их отсутствие («Альфаграфикс», «Ол!Гуд», «Жили-Были») может поставить под сомнение эффективность функционирования франчайзинговой сети, так как сумма, выплачиваемая франчайзи в качестве вступительного взноса, определяется в основном стоимостью бизнеса франчайзера, а не качеством оказываемых им фран-чайзи услуг.

- Вместо традиционных для мировой практики франчайзинга роялти в виде процентов от выручки франчайзи, устанавливаются фиксированные выплаты, не привязанные к выручке партнера («Бэби-клуб», «Тонус-клуб»). В этом случае у франчайзера отсутствуют стимулы к повышению качества услуг, оказываемых франчайзи, поскольку он получает гарантированные выплаты от них.

В ряде случаев, отказываясь от взимания паушального взноса и роялти, франчайзер преследует цель быстрого расширения сети. Если при этом он не имеет отработанной системы ведения бизнеса, а продвигаемый бренд -ценности, то риски по развитию сети несет франчайзи, что противоречит основной идее франчайзинга. Фактически в этом случае франчайзер предлагает франчайзи не участие в полноценной франчайзинговой сети, а возможность работать под своей вывеской, создавая у них ничем не подкрепленную иллюзию того, что они получают маркетинговую, коммерческую и технологическую поддержку. Иными словами, имеет место злоупотребление доверием франчайзи и фактическое мошенничество, когда франчайзи предлагается сервисный продукт, не обладающий требуемыми характеристиками [9].

Таким образом, минимизация франчайзинговых платежей (паушального взноса и роялти) влечет за собой следующие риски для франчайзи:

- Франчайзер заинтересован в быстром росте франчайзинговой сети в ущерб обеспечению качеству функционирования франчайзинговой сети (в частности, за счет отказа от отбора франчайзи на основе их финансовой состоятельности [13]);

- Франчайзер (хотя вряд ли в этом случае его справедливо называть так) получает доход не от обеспечения функционирования франчайзинговой сети, а от продажи псевдо-франшиз, не подкрепленных маркетинговыми, технологическими и управленческими компетенциями;

- Франчайзер отказывается от прозрачности в финансовых отношениях с франчайзи, маскируя франчайзинговые выплаты в других видах платежей, взимаемых с франчайзи.

Для самого франчайзера отказ от взимания франчайзинговых платежей с франчайзи (или их минимизация) тоже создают риски - из-за менее качественного отбора франчайзи и их недостаточной мотивации к выполнению требований франчайзера [6].

Как показывают табл. 1, еще одной проблемой в финансовых отношениях франчайзеров с российскими франчайзи является то, что часть платежей фиксируется в долларах США (интересно, что такой подход используют российские франчайзеры). В России, где в 2014-16 гг. произошло резкое падение курса рубля, это привело к проблеме обеспечения дальнейшего роста таких франчайзинговых сетей. Потенциальные франчайзи, во-первых, не имеют достаточных ресурсов для оплаты резко выросших из-за падения курса рубля паушальных платежей, и, во-вторых, не испытывают уверенности относительно возможности возврата этого взноса в условиях экономического спада. В этой ситуации франчайзи стали гораздо более требовательны к отбору франчайзеров и ведут переговоры с несколькими потенциальными партнерами, стремясь добиться у них наиболее привлекательных условий сотрудничества. Это вынуждает франчайзеров идти на определенные уступки франчайзи, к числу которых относятся [9]:

- Снижение паушального взноса;

- Рассрочка по выплате паушального взноса;

- Фиксация курса доллара США на определенном уровне;

- Отсрочка выплаты роялти;

- Отмена выплат роялти в течение первого времени развития бизнеса.

Причем все эти меры (за исключение фиксации курса доллара) применяются даже теми франчайзерами, которые производят свои расчеты в рублях, поскольку им необходимо обеспечить развитие своих сетей в условиях

снижения экономического роста и сокращения покупательной способности населения (и, как следствие, уменьшения доходов франчайзи) [9].

Таким образом, на основе проведенной работы можно сформулировать следующие особенности финансовых отношений франчайзера и франчайзи в России:

- в России представлен широкий спектр моделей финансовых отношений между франчайзером и франчайзи, выбор которых обуславливается отраслевой спецификой франчайзинговой сети, а также целями франчайзера;

- минимизация франчайзинговых платежей в нормальной экономической ситуации может служить для франчайзи указание на потенциальную неэффективность или недобросовестность франчайзера (это не означает, разумеется, что такой франчайзер обязательно будет неэффективным или недобросовестным, а лишь повышает вероятность возникновения такой ситуации). Иными словами, сотрудничество с франчайзером не приведет в этой ситуации к повышению стоимости бизнеса франчайзи, и, напротив, может стать причиной ее снижения;

- в настоящее время в России происходит адаптация моделей финансовых отношений франчайзера и франчайзи к изменившейся экономической ситуации (включающая в себя льготы по определению величины и порядку выплаты франчайзинговых платежей). Фактически это означает, что франчайзеры берут часть рисков, связанных с изменением экономической ситуации, на себя, стремясь сохранить привлекательность своих франшиз для потенциальных франчайзи.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая. Федеральный закон: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: по состоянию на 20 янв. 2012 г.

2. Гаджимусиева А.А., Балуева К.В. Франчайзинг: проблемы и перспективы развития в России // Young Science. - 2014. - № 3. - С. 81-84.

3. Дзюбенко И.Б. Анализ финансовых взаимоотношений участников системы франчайзинга в России // Экономика и социум. - 2015. - № 2-5 (15). - С. 721-728.

4. Котляров И.Д. Финансовая составляющая отношений франчайзинга: проблема расчета ставки роялти // Корпоративные финансы. - 2011. - № 1. -С. 32-39.

5. Котляров И.Д. Описание финансовых отношений франчайзера и франчайзи [Электронный ресурс] / отв. ред. Л.А. Коханец; Мордов гумани-

тар. ин-т. // Культурологический подход в экономико-правовом развитии региона: матер. Междунар. науч.-практ. конф. XIV Макаркинские научные чтения. - Саранск, 2014. - С. 516-523.

6. Котляров И.Д. Принципы отбора потенциальных франчайзи // Труды Вольного экономического общества России. - 2014. - Т. 186. - С. 79-82.

7. Панюкова В.В. Уверенные шаги франчайзинга в России // Торговое право. - 2012. - № 3. - С. 51-64.

8. Патрушева А.В. Содержание финансовых отношений франчайзера и франчайзи // Банковское дело. - 2016. - № 5.

9. Петровский Я. Расчет на все готовое // Коммерсантъ-Деньги. - 2016. -№ 14. - С. 50-51.

10. Сибгатуллин Р.Т. Франчайзинг в России // Актуальные вопросы экономических наук. - 2012. - № 25-2. - С. 190-195.

11. Хабарова Н.Е. Франчайзинг в России как инструмент ускорения инновационного развития // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - 2008. - Т. 6. - С. 361-374.

12. Blair R.D., Lafontaine F. The Economics of Franchising. - N.Y.: Cambridge University Press, 2005. - 338 p.

13. Windsperger J. The fee structure in franchising: a property rights view // Economics Letters. - 2001. - № 73. - P. 219-226.

МИРОВЫЕ РИТЕЙЛЕРЫ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ С ПОСТАВЩИКАМИ ТОВАРОВ

1 2 © Приходько К.С. , Федоренко С.С.

Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Краснодар

В статье раскрыты торгово-посреднические отношения торговых сетей с поставщиками и производителями товаров и услуг.

Представлен механизм функционирования рынка, а также сложные процессы трансформации российской экономики, которые выдвигают на первый план исследование потребительского рынка как важнейшего фактора расширения внутреннего рынка потребительских товаров. Обоснована научная концепция управления потребительским рынком,

1 Доцент кафедры Экономики предприятия, кандидат экономических наук, доцент.

2 Магистрант направления «Экономика», магистерская программа «Мировая экономика и международный бизнес».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.