Научная статья на тему 'Модели факторов риска недостаточной образованности'

Модели факторов риска недостаточной образованности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФАКТОР / РИСК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изотова Лидия Евгеньевна, Романов Дмитрий Александрович

Цель исследования создание моделей оценки факторов риска недостаточной образованности. Известно, что важнейшая задача профессионального образования подготовка конкурентоспособного специалиста в соответствующей сфере, т.к. конкурентоспособность государства в целом и сферы в частности зависит от конкурентоспособности каждого гражданина. Уровень социально-профессиональной компетентности интегральный показатель конкурентоспособности индивида. Компетентность является многокомпонентной системой, и недостаточный уровень развития одного из компонентов может отрицательно отразиться на качестве профессиональной деятельности индивида или жизнедеятельности в целом, поэтому его следует рассматривать как фактор риска недостаточной образованности. Авторами обосновано, что определять нормы профессиональной подготовленности следует исходя из вероятностных моделей взаимосвязи между уровнем развития компонентов компетентности индивида и качеством решения задач в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изотова Лидия Евгеньевна, Романов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of risk factors of insufficient education

The purpose of investigation is weak competence risk factors models elaboration. As well known the purpose of vocational training is competitive specialist preparation for the selected sphere, as the state and sphere competitiveness are determined by the citizens competitiveness. The socially professional competence level is integral parameter of the specialist competitiveness. The competence is multicomponent system so the weak level of component may lead to decrease in the social and professional activity quality that is why it is described as weak competence risk factor. The authors proved that the professional preparedness norms are determined by the probabilistic models of the interrelation between the specialist competence components level and problems solving quality in the professional activity sphere.

Текст научной работы на тему «Модели факторов риска недостаточной образованности»

уровень подготовленности выпускников вуза к требованиям квалификационных характеристик.

V

анализ и обобщение передового опыта ко применению AMO в высшей школе

* оказание помощи кафедрам по внедрению AMO в учебный процесс

м

• организация и проведение мероприятии по повышению кванифнкащш профессорско-преподавательского состава в применении AMO

Рис. 1. Предполагаемые направления работы методического совета по применению АМО СГАФКСТ

ЛИТЕРАТУРА

1. Грец, Г.Н. Повышение учебно-познавательной деятельности студентов в системе профессионального высшего физкультурного образования : учебное пособие / Г.Н. Грец, А.Б. Самойлов, И.А. Грец. - Смоленск : [б. и.], 2005. - 164 с.

2. Малинина, И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса / И. А. Малинина // Молодой ученый. - 2011. - № 11, т. 2. - С. 166-168.

3. Огольцова, Е.Г. Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности студентов / Е.Г. Огольцева, О.М. Хмельницкая // Развитие качества высшего профессионального образования в современных условиях : материалы Регион. научно-практ. интернет-конф. - Комсомольск-на-Амуре, 2009. - С. 129-133.

REFERENCES

1. Gretz G.N., Samoilov A.B. and Gretz I.A. (2005), Improving of the educational-cognitive activity of students in the system of vocational physical culture higher education: textbook, publishing house SGAFK, Smolensk.

2. Malinina, I.A. (2011), “Using active teaching methods as means of improving the efficiency of the educational process”, Young scientist, Vol. 2, No. 11, pp. 166-168.

3. Ogoltsova, E.G. and Khmelnytskay, O.M. (2009), “Formation of active leaching as a mean of developing students' cognitive activity”, Development of quality of higher education in modern conditions: collection of Region scientific and practical Internet Conference, Komsomolsk-on-Amur, pp. 129-133.

Контактная информация: sim-seliger@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2014.

УДК 378.147:378.018.43

МОДЕЛИ ФАКТОРОВ РИСКА НЕДОСТАТОЧНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ

Лидия Евгеньевна Изотова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - создание моделей оценки факторов риска недостаточной образованности. Известно, что важнейшая задача профессионального образования - подготовка конкурентоспособного специалиста в соответствующей сфере, т.к. конкурентоспособность государства в целом и сферы в частности зависит от конкурентоспособности каждого гражданина. Уровень соци-

ально-профессиональной компетентности - интегральный показатель конкурентоспособности индивида. Компетентность является многокомпонентной системой, и недостаточный уровень развития одного из компонентов может отрицательно отразиться на качестве профессиональной деятельности индивида или жизнедеятельности в целом, поэтому его следует рассматривать как фактор риска недостаточной образованности. Авторами обосновано, что определять нормы профессиональной подготовленности следует исходя из вероятностных моделей взаимосвязи между уровнем развития компонентов компетентности индивида и качеством решения задач в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студент, профессиональная подготовка, фактор, риск, конкурентоспособность, компетентность, модель.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p56-59

MODELS OF RISK FACTORS OF INSUFFICIENT EDUCATION

Lidia Eugenievna Izotova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, lecturer,

Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The purpose of investigation is weak competence risk factors models elaboration. As well known the purpose of vocational training is competitive specialist preparation for the selected sphere, as the state and sphere competitiveness are determined by the citizens competitiveness. The socially professional competence level is integral parameter of the specialist competitiveness. The competence is multicomponent system so the weak level of component may lead to decrease in the social and professional activity quality that is why it is described as weak competence risk factor. The authors proved that the professional preparedness norms are determined by the probabilistic models of the interrelation between the specialist competence components level and problems solving quality in the professional activity sphere.

Keywords: student, vocational training, factor, risk, competitiveness, competence, model.

Актуальность исследования. Важнейшая задача профессионального образования -подготовка конкурентоспособного специалиста в соответствующей сфере [1]. Конкурентоспособность в решающей мере детерминируется социально-профессиональной компетентностью специалиста; последняя является многокомпонентным личностно-профессиональным качеством (включает в себя компетенции). Недостаточный уровень тех или иных компонентов компетентности может отрицательно сказать на качестве профессиональной деятельности в целом (даже при высоком уровне остальных составляющих). Например, как бы ни был высок уровень специальных профессиональных знаний тренера или фитнес-инструктора, недостаточный уровень толерантности не будет способствовать эффективному управлению учебно-тренировочной деятельностью занимающихся (а возможно, будет приводить к конфликтам и в итоге - признанию профессиональной непригодности тренера). Или, например, даже самый высокий уровень знания теории бухгалтерского учёта не “компенсирует” низкий уровень информационной культуры личности бухгалтера. Иначе говоря, готовность к профессиональной деятельности нередко лимитируется её самыми “узкими местами”. Это верно для всех сфер и направлений профессиональной деятельности (и жизнедеятельности в целом). Со всей очевидностью возникает вопрос о нормах сформированности компонентов социально-профессиональной компетентности. Ранее авторами статьи была предложена продуктивная методика качественного анализа сложных систем [2], в соответствии с которой диагноз состояния исследуемого объекта детерминируется состоянием его характеристических параметров (состояние объекта может быть нормальным, функционально ограниченным или абнормальным, характеристические параметры могут быть в зоне нормы, предупреждения и опасности). Однако слабая разработанность моделей факторов риска недообразованности затрудняет определение норм сформированности компонентов социально-профессиональной компетентности. Тем более, что одни и те же составляющие компетентности могут иметь различную значимость для различных направлений профес-

сиональной деятельности, следовательно, и различные нормы сформированности. Например, толерантность для руководящего работника, педагога или тренера имеет большую значимость, чем для инженера-строителя или бухгалтера. Или, информационная культура личности более значима для бухгалтера, чем для тренера или педагога физической культуры. Социально-профессиональную компетентность и её составляющие рассматривают как ресурсы жизнедеятельности индивида [3]. Проблема исследования состоит в вопросе, каким образом оценивать факторы риска недостаточной образованности? Цель исследования - создание моделей оценки факторов риска недостаточной образованности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Пусть M - число составляющих социально-профессиональной компетентности специалиста в той или иной сфере, St - уровень сформированности i-й составляющей (по линейной шкале), L - число аспектов профессиональной деятельности, N - число задач, связанных с профессиональной деятельностью, Z и W - соответственно множество параметров, отражающих аспекты профессиональной деятельности и качество решения её задач. Аспекты профессиональной деятельности и жизнедеятельности не следует путать с задачами. Например, степень эмоционального выгорания - аспект профессиональной деятельности (в любой сфере), а ведение исследований спроса на конкретный товар -задача (для маркетологов). Тогда между сформированностью составляющих компетентности, аспектами профессиональной деятельности и качеством решения профессиональных задач будет наблюдаться вероятностная связь: p(wi)= ft(s) = ft(St S2 ... SM),

i G 1...N, а p(z.)= g.(S), j e 1...L . Иначе говоря, для каждой профессиональной задачи

(как и для каждого аспекта профессиональной деятельности) существует скаляр-функция вектор-аргумента - вероятность решения профессиональной задачи на заданном уровне при конкретной сформированности составляющих компонентов социальнопрофессиональной компетентности. Пример такой функции-взаимосвязи приводился в работе [3]. Очевидно, что универсальную математическую модель факторов риска недостаточной образованности создать невозможно (они детерминированы сферой профессиональной деятельности), но предложенный подход универсален и инвариантен к сферам профессиональной деятельности.

Заключение. Оценка факторов риска недостаточной образованности - важное условие формирования конкурентоспособного выпускника вуза.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 по теме “Мониторинг качества непрерывного образования”.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хазова, С. А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту / С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп, 2011. - Выпуск 1. - С. 25-30.

2. Технологии разработки новых образовательных инструментов / Л.В. Матвейчук, Д.А. Романов, Т. Л. Шапошникова, М. Л. Романова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 12 (94). - С. 97-102.

3. Вальчук, Н.К. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности / Н.К. Вальчук, А.В. Савенко, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 32-35.

REFERENCES

1. Khazova S.A. (2011), “Technological foundations of vocational of competitiveness specialists in physical culture and sport”, VestnikAdygeyskogo gosudarstvennogo universiteta, Vol. 1, pp. 25-30.

2. Matveychuck L.V., Romanov D.A., Shaposhnikova T.L. and Romanova M.L. (2012), “The technologies of new educational instruments elaborating”, Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No 12, pp. 97-102.

3. Valchuk N.K., Savenko A.V. and Romanov D.A. (2013), “Students personal physical culture as life activity resource”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No 10, pp. 32-35.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2014.

УДК 796.071.5:681.142

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА»

Кирилл Андреевич Каинов, аспирант,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУВПО «ВГАФК»),

Андрей Николаевич Каинов, кандидат педагогических наук, директор, Муниципальное

общеобразовательное учреждение лицея №7 г. Волгограда (МОУ лицей № 7)

Аннотация

В статье рассматривались особенности формирования универсальных учебных действий по предмету «Физическая культура» с использованием электронных образовательных ресурсов, определялась эффективность применения данных ресурсов при формировании предметных универсальных учебных действий по теоретическому разделу рассматриваемого предмета. Полученные результаты позволили разработать методические рекомендации и организовать учебный процесс по физической культуре в лицее, направленный на формирование универсальных учебных действий по разделу теоретические сведения с использованием электронных образовательных ресурсов. Результаты нашего исследования позволяют заключить, что при прохождении программы по предмету «Физическая культура» предоставляет большие возможности формирования универсальных учебных действий с использованием электронных образовательных ресурсов, особенно при объяснении нового материала, закреплении, повторении и контроле знаний раздела «Теоретические сведения» и модуля «Олимпийское образование».

Ключевые слова: эффективность, универсальные учебные действия, электронные образовательные ресурсы, физическая культура.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p59-62

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES FOR GENERATION OF THE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN CONTEXT OF “PHYSICAL

EDUCATION”

Kirill Andreevich Kainov, the post-graduate student,

Volgograd State Academy of Physical Culture,

Andrey Nikolaevich Kainov, the candidate of pedagogical sciences, director, Municipal educational institution of lyceum No. 7 of Volgograd

Annotation

In article, the features of formation of universal educational actions for the subject "Physical culture" with use of the electronic educational resources have been considered, efficiency of application of these resources has been determined when forming the subject universal educational actions in the theoretical section of the considered subject. The received results allowed to develop methodical recommendations and to organize the physical culture educational process in the lyceum, directed at formation of the universal educational actions according to the section theoretical data with use of the electronic educational resources. Results of our research allow concluding that passing the program for the subject "Physical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.