Научная статья на тему 'Модели движения индикаторов курса и глиссады с маятниковой системой стабилизации оптических осей'

Модели движения индикаторов курса и глиссады с маятниковой системой стабилизации оптических осей Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ДВИЖЕНИЯ / ОПТИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ / ПОГРЕШНОСТЬ СТАБИЛИЗАЦИИ / СЛУЧАЙНЫЙ ПРОЦЕСС / АППРОКСИМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Икрянов Игнат Иванович

Объектами исследования выбраны индикаторы курса и глиссады (ИК/ИГ), предназначенные для визуальной посадки вертолетов на палубы морских судов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Предложены две модели ИК/ИГ для случаев качки корабля на регулярном и нерегулярном волнении. Приведено сравнение полученных с помощью различных моделей результатов, которое показывает их хорошее совпадение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The objects of research in this article are the course displays and glidepath indicators (CD/GI) assigned for visual landing of helicopters on naval vessels boards during the day and night, in simple and adverse weather conditions. The mathematical models of CD/GI for regular and irregular ship motion are considered in this article. The comparison of these models shows the good coincidence between the results obtained using the each model.

Текст научной работы на тему «Модели движения индикаторов курса и глиссады с маятниковой системой стабилизации оптических осей»

УДК 519.876.5

И. И. Икрянов

МОДЕЛИ ДВИЖЕНИЯ ИНДИКАТОРОВ КУРСА И ГЛИССАДЫ С МАЯТНИКОВОЙ СИСТЕМОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ОПТИЧЕСКИХ ОСЕЙ

Использование вертолетов на кораблях различных типов существенно повышает их эксплуатационные возможности. Вместе с тем использование вертолетов палубного базирования предъявляет существенные требования к обеспечению безопасности взлета и особенно посадки на палубу корабля.

Одним из важных аспектов безопасной посадки вертолета на взлетно-посадочную палубу (ВППл) корабля является обеспечение пилота вертолета курсо-глиссадной информацией. Для этих целей в разрабатываемых в настоящий момент отечественных системах визуальной посадки вертолета на ВППл используются оптические индикаторы курса (ИК) и глиссады (ИГ) с пассивной (маятниковой) системой стабилизации оптических осей относительно крена и дифферента корабля.

Конструктивно И К/ИГ представляют собой блоки огней, которые объединены в две сборки, одна из которых используется для индикации курса/глиссады вдоль продольной оси корабля, т. е. по диаметральной плоскости в сторону кормы, а вторая под углом 10 град от ДП в сторону кормы. Обе сборки И К/И Г устанавливаются в общую раму, которая крепится к корпусу с помощью карданового подвеса, который в свою очередь обеспечивает свободное движение блоков по крену в диапазоне углов ± 15 град и дифференту в диапазоне ±6 град. При отклонении от заданной глиссады вверх летчик наблюдает желтые, а вниз — красные огни ИК/ИГ. При отклонении от заданного курса влево летчик наблюдает синие огни, мигающие с одной частотой , а вправо — с другой. При мерно на расстоян ия до 100 м летчик видит огни раздельно в виде точек. При меньшем расстоянии он видит все огни одновременно, поэтому полете использованием ИК и ИГ возможен в диапазоне расстояний по дальности от 2 км до 100-150 м.

Качка корабля вызывает погрешность стабилизации И К/И Г относительно истинной вертикали, которая выражается в колебаниях опти-

ческой оси индикаторов курса и глиссады. Колебания оптической оси индикаторов, в свою очередь, вызывают искажение сигнала, передаваемого летчику. Погрешность стабилизации индикаторов курса и глиссады относительно истинной вертикали зависит от размещения ИК/ И Г на ВППл (расстояния точки подвеса ИК/ИГ от кормы и борта корабля), конструктивных особенностей ИК/ИГ, от амплитуды и частоты качки корабля по крену и дифференту.

Величина погрешности стабилизации ИК/ И Г относительно истинной вертикали — фактор, определяющий возможность эксплуатации ИК/ ИГ. Целью автора работы была разработка модели, которая позволит вычислять погрешность стабилизации ИК/ИГ относительно истинной вертикали.

Модель движения И К/И Г при воздействии качки корабля на регулярном и нерегулярном волнении

Система координат для описания движения И К/И Г показана на рис. 1. Вертикальные перемещения И(1) центра масс корабля вдоль оси 0„ У0 обусловлены возникновением восстанавливающей силы и характеризуют вертикальную качку корабля. Поворот на углы фк и уд характеризует качку корабля по крену и дифференту соответственно. Будем полагать, что корабль не совершает маневров по курсу и угол рысканья всегда равен нулю.

Угловое положение маятника в подвижной системе координат 0ХУ2определяется углом ф.

Координаты точки Гв системе О0Х0 равны:

(хг = Як/лСО^к/л) - ^(Ук/д) +

1 Уг=*к/дЯп(У^д) ~ ДсовСч/^д) +

V + £со5(фк/д + \|/к/д) + А(/).

Уравнения движения ИК/И Г в обобщен ных координатах можно записать в виде уравнений Лагранжа 2-го рода [3|:

I

Математическое моделирование: методы, алгоритмы, технологии.

ИК/ИГ

Х!2

Рис. 1. Система координат для описания плоского движения ИК/ИГ

Л

дк

дК

(2)

где <7,,<7, - обобщенные координаты и скорости;

- обобщенные силы; п — число степеней свободы системы.

Будем полагать, что

г)П

2= (/ = 1,2,..., п)

где — абсолютный коэффициент демпфирования.

Дифференцируя (1) и подставляя в (2), пренебрегая членами второго и большего порядка малости,получаем:

+ ■ ф + Л (/) - Е>ут + Якауюа) ф = = ~(8 +НО ¥к/Д+ЛадЧ4д)>

(3)

где С = -

В

Уравнение (3) описывает плоское движение ИК/ИГ. Основная интересующая нас характеристика движения И К/И Г-это абсолютная величина отклонения И К/И Г от истинной вертикали. Данная величина определяется как сумма входного воздействия - угла наклона палубы ко-

рабля и выходного сигнала системы — угла наклона ИК/ИГ:

^=1<Р + ¥к/д1- (4)

Существует несколько способов описания качки корабля на морском волнении. В способе описания качки корабля на морском волнении, разработанном А.Н. Крыловым, принимается, что морское волнение периодично повремени, профиль взволнованной поверхности синусоидальный, гребни волн параллельны, волны распространяются в одном направлении. Реакция корабля на такое воздействие также может описываться синусоидой. Данная модель хорошо описывает мертвую зыбь и может быть использована для моделирования установившегося ветрового волнения при не очень больших значениях скорости ветра.

Более точные способы рассматривают морское волнение, а следовательно, и качку корабля как случайный процесс. Одной из характеристик таких процессов является спектральная плотность случайного процесса на выходе линейной системы, которую удобно использовать для моделирования качки корабля в условиях нерегулярного волнения.

В соответствии с моделью качки корабля, предложенной А.Н. Крыловым, будем полагать

Л(г) = 0, \(/к/л = У|/тах5т(0)/). (5)

О 20 40 60 80 100 120 140 160 180 с

Рис. 2. Пример определения величины отклонения ИК/ИГот истинной вертикали с помощью модели И К/И Г при качке корабля на регулярном волнении

Подставляя выражения (5) в уравнение (3), получаем:

ф + 2СсоьФ + о^ х х|1-—V™ ib-yVn^TVsuHüV)

Ф =

(6)

= -0dg

, D-L Л.. IR

1 + ——Л2 sin(fi«)—--упи.Л'

L J 2 L

ш £ где Л = —.<й<> = л (А)

Подставляя численное решение уравнения (6) и соотношения (5) в (4), получаем значение отклонения И К/И Гот истинной вертикали (рис. 2). В численном решении уравнения (6) период времени, на протяжении которого идет затухание собственных колебаний маятника, отбрасывается.

С целью моделирования нерегулярного морского волнения и соответственно качки корабля на нем удобно использовать методы Монте-Карло, которые базируются на спектральном описании процесса качки. Для использования данного метода плотность спектра качки, полученная экспериментальным путем, аппроксимируется выражением вида

S(w) =

j2nD

<иу-ш„): ! 2D

Л,

V2tcD,

? 2D, .

Коэффициенты А, Ах, D, £>,, со,, сот) подбираются таким образом, чтобы наилучшим образом аппроксимировать полученные экспериментальные данные. После чего предполагается, что качка корабля на волнении задается выражением

= (7)

Для генерации выборок А, и со, используется метод усечения, суть которого состоит в следующем.

График функции 5(о>) вписывается в прямоугольник (рис. 3). На ось У подают случайное равномерно распределенное число из ГСЧ (генератор случайных чисел). На ось А'подают случайное равномерно распределенное число из ГСЧ. Если точка в пересечении этих двух координат лежит ниже кривой спектральной плотности качки, то событие X произошло — гармоника с соответствующей частотой добавляется в выборку, иначе — нет. После получения таким образом выборки {co¿} производится ее сортировка по возрастанию значений со,. Амплитуда каждой отдельной гармоники определяется из соотношения Винера—Хинчина:

Л, = V2S(co,)(co, +,-©,).

ГСЧ,-

Г„ [0; IJ г J у,

Рис. 3. Генерации выборок А, и со, для выражения (7) с помощью метода усечения

4-

Математическое моделирование: методы, алгоритмы, технологии

Последняя гармоника в выборке отбрасывается приравниванием ее амплитуды к нулю. Фазы каждой из гармоник получаются с помощью ГСЧ как равномерно распределенное число на интервале 0—2л.

Определив, таким образом, векторы {Л,}, {со,} и {/} и подставив (7) в выражение (3), получим:

g + D

£4o>(cos(a>,f + /) -

V I

1>,Ц2 sin(av + /)

\ I

Ф =

J J

(8)

-{D-D^A^ sin(ay + /) -

- ^,sin(Q),/ + /) + /?J £ Ар, COS(O),/ + /)

Выражение (8) описывает движение ИК/ИГ при воздействии на него нерегулярной качки корабля. Решая данное уравнение численно и подставляя решение в выражение (4), получаем зависимость величины отклонения ИК/ИГ от истинной вертикали при воздействии нерегулярной качки судна от времени 8(/).

Чтобы получить конечный результат, произведем выборку значений из полученной зависимости. Первые 100 с, на протяжении которых происходит затухание собственных колебаний ИК/ИГ, отбрасываются. Оставшийся временной интервал разобьем на отрезки длительностью по 60 с. На каждом отрезке определим максимальное значение величины отклонения ИК/ ИГ от истинной вертикали и будем считать его результатом испытания, произведенного надан-ном отрезке времени. В итоге получится выборка значений величины отклонения ИК/ИГот истин-

ной вертикали при воздействии нерегулярной качки судна {8А}, которую можно рассматривать как результат определенного количества испытаний, при этом {5*} е 5(г). Для повышения точности расчетов рекомендуется получить несколько выборок.

Далее необходимо на основании одной или нескольких выборок определить доверительный интервал (б,™,,, 5,^) величины отклонения ИК/ИГ от истинной вертикали по известным формулам [ 1 ].

Результаты расчета величины отклонения ИК/ИГот истинной вертикали, выполненныес помощью различных моделей, представлены в таблице.

В качестве исходных данных для расчета по модели движения ИК/ИГ в условиях нерегулярной качки корабля использовались плотности спек гров качки корабля, по дифференту полученные с помощью метода, описанного в [2]. Период собственных колебаний корабля по дифференту предполагался равным 5 с. Плотность спектра волновых ординат бралась из ОСТ 5.1003-80 для случая развитого морского волнения. При этом предполагается, что сравнение указанных моделей адекватно лишь при /;3% <2 м. При больших значениях Л3% качку корабля нельзя рассматривать как ре1улярную и соответственно некорректно сравнивать указанные модели.

Для интегрирования уравнений (6) и (8) использовался метод Рунге—Кутта 4-го порядка с фиксированным шагом [4]. Шаг интегрирования равнялся Л/ = 0,01 с. Для подготовки выборок {А,}, {со,} и в уравнении (8) использовался штатный генератор случайных чисел системы Matlab2008b. Количество элементов в каждой выборке равнялось 1000.

Из полученных результатов видно, что при волнении А3% < 2 м результаты, полученные с помощью обеих моделей, хорошо согласуются друге другом.

Расчет величины отклонения ИК/ИГ от истинной вертикали

Амплитуда качки Ym« (3 %) Параметры качки Модель нерегулярного волнения б (95 %) Модель регулярного волнения б

Частота максимума волнения со„, с ' Высота ВОЛН Иъ*/„ м Частота максимума энергии качки со, с"1

0,01 12,5 0,25 11,4 (0,08, 0,24) 0.07

0,61 1,5 1 1,36 (0,58, 0,86) 0,5

0,99 1,39 1,5 1,3 (0,85, 1,1) 0,75

1,74 1.06 1,03 (0,9, 1,25) 0.85

I 77

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1964. 576 с.

2. Маков ЮЛ. Качка судов: Учеб. пособие. Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО "КГТУ", 2007. 321 с.

3. Парс JI.A. Аналитическая динамика / Пер. с англ. К.А. Лаурье. М.: Наука, 1971.

4. Ильина A.B., Силаев П.К. Численные методы для физиков-теоретиков / Институт компьютерных исследований. М.; Ижевск, 2003. 132 с.

5. Крылов Ю.М. Спектральные методы исследования и расчета ветровых волн. Л.: Гидрометео-издат, 1966. 255 с.

6. Крылов А.Н. Качка корабля // Собрание трудов. T. XI. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.