ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
УДК 330
B.C. Гродский*
МОДЕЛИ ДЕНЕГ, КРЕДИТА, ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА И ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (ЧАСТЬ 2)
В статье показана роль финансового менеджмента в достижении эффективного хозяйствования в современных социально-экономических реалиях развития общества и государства.
Ключевые слова: экономическая теория, деньги, финансы, кредит, платежный баланс, бюджет, финансовый менеджмент.
Теперь обратимся к моделированию рынка кредитных денег [1].
Когда кто-либо сберегает часть своего дохода, он сокращает возможности текущих покупок. Одновременно другой потребитель может тратить деньги сверх своего дохода, делая займы. Финансовый срочный рынок и представляет собой совокупность институтов, реализующих движение денежных сбережений заемщикам с оплатой этих услуг в виде процента от суммы капитала.
Деньги как товар, предоставляемый во временное пользование через посредников, обмениваются не только на финансовый инструмент, то есть документ, свидетельствующий о долге (страховка вклада, вексель, облигация, депозитный сертификат и др.), но и далее на другое благо, являющееся обеспечением кредита, залогом, поскольку срочные сделки, как и бессрочные сделки, предполагают прежде всего обмен денег на блага. Микроэкономическими субъектами, осуществляющими посреднические операции между сберегателями и заемщиками, являются коммерческие банки. Поскольку на срочных денежных рынках существуют две группы кредиторов — вкладчики и банки и две группы дебиторов — банки и заемщики, то банки являются одновременно кредиторами и дебиторами, а как коммерческие организации занимаются покупкой и продажей кредитов, что, по
сути дела, означает аренду и субаренду денежных средств.
На рис. 4 представлен «маркетрон» кредитного рынка. На нем линии А, В, АВ, А’, В’, АВ’ представляют собой интегральные и дифференциальные зависимости доходности, расходности и суммы контракта от срока кредитования (^) соответственно (Функции А’ и В’ называются «временной структурой по срочности доходности и расходности кредита»). Функция В, включающая в себя расходы по покупке и обслуживанию кредитов, с увеличением срока кредита прогрессирует из-за выплат в этом случае вкладчикам большего процента, а также сохранения всех остальных факторов ценообразования, включая сумму кредита, неизменными. Функция А характеризует регресс эффективности хозяйственного использования кредита заемщиком. Функция АВ выражает линейную зависимость расходности—доходности купли-продажи кредита от ^. Равновесный срок кредита 12(равн) соответствует максимальной прибыльности продавцов и покупателей кредита и его равновесной цене А^ ), которая включает в себя
сумму кредита с процентами, то есть амортизацию запаса денег Z [2].
Анализ внешнеторгового сектора экономики и, прежде всего, внешнего валютного рынка делает характеристику финансовой системы страны более полной и конкретной.
* © Гродский В.С., 2014
Гродский Владимир Сергеевич ([email protected]), кафедра экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Рис. 4
Экономика, взаимодействующая с остальным миром, исследовалась со времен классической политэкономии. Еще меркантилисты впервые указали на важность внешней торговли. Ее механизм, выгодность и равновесие анализировались английскими экономистами А. Смитом (1723—1790), Д. Риккардо (1772—1823), а в последующем и многими неоклассиками [3]. Однако современная теория открытой экономики еще далека от совершенства.
Рыночные сделки всегда связаны с платежами, и внешняя торговля стран учитывается в виде бухгалтерских агрегатных показателей в так называемых платежных балансах. Термин «платежный баланс» впервые употребил еще английский меркантилист Д. Стюарт (1712—1780) (Исследование
о принципах политической экономии, 1767), но лишь в 1923 г. Лига наций опубликовала платежные балансы некоторых стран. В 1943 г. американский экономист Д. Лэри составил платежные балансы США за 1919—1939 гг. Это послужило основой разработки Международным валютным фондом схемы платежного баланса (Руководство по платежному балансу, 5-е изд., 1993) [4].
Однако бухгалтерские принципы построения платежного баланса делают его всегда уравновешенным и не показывают общего состояния внешнего рынка. Поэтому представим все внешние потоки денег в долларовом исчислении отдельной страны в виде соответствующих объемов купли и продажи экономических факторов (с включением трансфертов в факторные доходы):
1) земли и ее аренды;
2) труда;
3) недвижимых капитальных благ, их аренды, акций, капитала и срочных ценных бумаг;
4) товаров и услуг;
5) валюты не для внешней торговли.
Количество долларов, выручаемое и расходуе-
АВ
Рис. 5
мое по этим сделкам ^дол), будем откладывать по абсциссе «маркетрона» валютного рышка. На ординатах же модели будем располагать абсолютные и маржинальные значения показателей рас-ходности, доходности и цен (курсов) в национальной валюте (В, А, АВ, В’, А’ и АВ’ (Хдол) соответственно) (см. рис. 5).
Хозяйствующие субъекты страны, то есть ее резиденты, продавая нерезидентам указанные блага по мировыш ценам с выгодой (прибышью, АВ — В), на вырученные доллары покупают все необходимое у нерезидентов, причем также с выгодой (А — АВ) потребляют внутри страны. Равновесие валютного рынка устанавливается в точке равенства предложения долларов спросу на них, в которой максимизируется прибышь внешней торговли.
В условиях нерегулируемого валютного рынка страны («плавающих» курсов) отклонения от равновесия, означающие профицитность (избыточность) или дефицитность платежного баланса (см. рис. 5), выпытают снижение или повышение курса доллара соответственно и восстановление равновесия. В случае же регулируемого государством курса доллара уравновешивание валютного рышка страны требует официального повышения или понижения цены (ревальвации или девальвации) национальной валюты.
Обратимся к схеме познания экономики (см. рис. 6). На ней восходящая линия со стрелками, обозначающая формирование научной информации, строго говоря, должна входить не просто в блок «Предмет исследования», а в ту его часть, которая называется «Позитивная теория». Позитивная экономическая теория адекватно отражает объект, как он есть. Но формирование предмета, адекватного объекту, не является самоцелью исследования. Хозяйствующие субъекты вырабатывают оценочные суждения об экономической дей-
ствительности и представления о ее желательном состоянии. Таким образом, указанный информационный поток всегда превращается из позитивной формы в нормативную1.
Экономическая теория, имеющая, как и любое другое научное знание, практическое значение, в виде научно обоснованного и систематизированного пронормированного знания с помощью «методов хозяйствования» воплощается в экономике. В связи с этим блок «Объект исследования» мы также разделяем на две части — «Экономику текущего периода» и «Экономику будущих периодов». При этом поток знания превращается в постоянно обновляющийся замкнутый информационный контур, а триада «объект-метод-предмет» — в единый научно-практический комплекс. Если методы исследования приводят теорию в соответствие с фактами, то методы хозяйствования, напротив, приводят практику в соответствие с выработанными нормативами.
Многие целевые параметры экономики достигаются за счет саморегулирования, работы конкурентных рынков или самими хозяйствующими субъектами, но некоторые из них не могут быть реализованы рынком и обеспечиваются государством — системой законодательной, исполнительной и судебной власти страны. Этатизм, то есть активное участие государства в хозяйственной жизни общества, позволяет обеспечить социальное благосостояние граждан страны.
Согласно концепции американского экономиста Р. Масгрейва (1910—2007) (Теория общественных финансов, 1959), государство имеет три экономические функции:
Предмет исследования (Экономическая теория)
Позитивная теория Нормативная теория
Теорети инфор
Методы:
ческая
мация
исследо-
вания
хозяйствования !
Эмпир] инфо ческая рмация
Об ьект исследова] (Экономика) ия
Эконо текущ перио мика его ■ да Э^ пе номика идущих риодов
1) стабилизационную, поддерживающую действующий хозяйственный механизм;
2) перераспределительную, направленную на преодоление чрезмерной рыночной дифференциации доходов населения;
3) аллокационную, связанную с компенсацией так называемых экстерналий (внешних эффектов) и производством общественных благ.
Но если учесть то, что государство создает, поддерживает и упраздняет правила хозяйствования, то к перечисленным функциям следует прибавить институциональную функцию государства. В рамках этих четырех функций государство вырабатывает экономическую политику, создает дополнительные встроенные в рынок регуляторы, реализует долгосрочные программы технологического и институционального развития экономики.
Поскольку частная собственность и конкурентность рынков — это основа саморегулирования, спонтанного порядка и эффективности экономики, то гарантия сохранения этих институтов является важнейшей функцией гражданского общества. Соответствующая государственная политика предусматривает создание монопольных и антимонопольных норм. Таким образом, рыночный монополизм предотвращается или контролируется монополизмом государства.
Разновидностью монополизма является асимметричность рыночной информации, заключающаяся в естественной или искусственной неполноте сведений о товаре или платежеспособности одной из сторон рынков. Гарантом компенсации возможных потерь в таком случае также выступает государство, которое лицензирует хозяйственную деятельность и страхует ее финансовые риски, создает организации по защите прав потребителей, борьбе с недобросовестной рекламой и конкуренцией.
Неконтролируемые рынки сильно дифференцируют доходы населения, расслаивают общество по уровню жизни и создают в нем социальную напряженность. Такое проявление несостоятельности рынка компенсируется государством путем создания системы налогообложения и бюджетных перераспределений национального дохода.
Упомянутые внешние эффекты хозяйственной деятельности, или экстерналии, заключаются в получении частным образом произведенных, но не оплаченных благ или, напротив, не компенсированного ущерба. Например, освещение улицы, существующее за счет освещения стоящего на ней частного дома, или экологическое загрязнение от деятельности фирмы. Эффективная хозяйственная практика обеспечивается работой посреднического государственного механизма урегулирования экстерналий. Современная экономическая теория, в частности «теорема Коуза», доказанная англо-американским экономистом Р. Коузом (1910),
утверждает, что экстерналии могут продаваться и покупаться рыночным путем, но и это требует государственной деятельности по разработке и реализации расширенных прав собственности.
Общественные блага — это либо блага, удовлетворяющие общественные потребности, то есть потребности общества в целом, либо блага, производство и потребление которых частным образом невозможно или неэффективно.
В экономической литературе обычно к чисто общественным относят блага, обладающие двумя особенностями одновременно (выделенными американским экономистом П. Самуэльсоном (1915— 2009)) — неконкурентностью и неисключаемос-тью их потребления. Первая особенность означает потребление блага индивидом, не уменьшающее возможность его потребления другими индивидами. Обычно в качестве примеров приводятся произведенные эфирные радио- и телесигналы, национальная оборона, действующие в обществе законы, равнодоступные для многих потребителей. Неисключаемость блага трактуется как невозможность воспрепятствования его потреблению не заплатившим за это лицам.
Критерием отнесения благ к разряду общественных является и общественный характер их выбора. Имеется в виду то, что набор необходимых общественных благ, их цены и количество определяются с помощью политических методов демократического голосования.
В современном институционализме существует направление, исследующее весь политико-экономический механизм рационального поведения, под названием «теория общественного выбора» («новая политическая экономия»). Ведущий представитель этой теории американец Д. Бьюкенен (1919) пишет: «Политика есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике — соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда» [5].
Таким образом, основные положения теории общественного выбора сводятся к следующему:
1) политическая сфера рассматривается не как экзогенная, а как эндогенная по отношению к рыночной сфере; 2) для описания поведения человека в политической сфере используются те же гипотезы, что и в неоклассической экономической теории: следования личному интересу, полноты и транзитивности предпочтений, рациональной максимизации цели; 3) процесс выявления предпочтений индивидов описывается в параметрах рыночного обмена и равновесия.
В свете теории общественного выбора все рассмотренные выше четыре функции государства следует трактовать как производство общественных благ. Расширенный список общественных благ можно свести к трем группам:
1) общегосударственные блага, потребляемые как физическими, так и юридическими лицами — системы: государственного управления, массовой информации и коммуникации (включая автомагистрали), экологической безопасности (включая ведомство по чрезвычайным ситуациям и гидрометеоцентры) , национальной обороны, правоохранительных органов, госбезопасности, стандартов мер и весов (включая ведомство денег);
2) общеэкономические блага (государственные: запасы, бюджетные — здравоохранение, наука и образование; макроэкономическое равновесие, пропорциональное эффективное устойчивое функционирование и развитие хозяйства);
3) социальные блага, обеспечивающие благосостояние неработающего (временно и постоянно) и малоимущего по объективным причинам населения страны, в виде государственных социальных денежных и натуральных трансфертов (пособий, пенсий, стипендий, льгот, некоторых товаров и услуг).
Предлагаемая расширенная типология общественных благ требует более широкой трактовки государственного финансирования. Помимо консолидированного бюджета, состоящего из федерального, регионального и местного компонентов, источник включает внебюджетные социальные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости). Использование именно такого совокупного бюджета «расширенного правительства» мы подразумеваем под «государственным финансированием».
Схема кругооборота общественных благ в экономике представлена на рис. 7. На схеме поток Ь характеризует рабочую силу, продуцируемую домохозяйствами и потребляемую фирмами и государственным сектором. Поток Рчастн отражает конечные частные блага, продуцируемые фирмами и потребляемые домохозяйствами и государством. Поток Робщ приходится на общественные блага,
продуцируемые государством и потребляемые всеми остальными хозяйствующими субъектами.
Равновесием на рынке общественных благ можно исследовать с помощью соответствующего «мар-кетрона», представленного на рис. 8. Его количественная координата представлена показателем реальной налоговой ставки (ц) в виде процентной доли суммы налогов в реальном исчислении (D) в совокупном выпуске продукции Q. В интегральной части «маркетрона» содержатся функции доходности А, расходности В и общественного контракта АВ бюджета.
Функция А является выпуклой, соответствует концепции представителя современной «теории предложения» американца А. Лаффера (1940), установившего нелинейную функциональную зависимость между налоговыми ставками и бюджетными доходами (Экономикс уклонения от налогов, 1979, совместно с Д. Сеймуром), и получила название «функция Лаффера» [4]. Функция В вогнутая. Обе функции непосредственно отражают закон убывающей отдачи фактора, действующий при предположении ceteris paribus. Контрактная функция АВ линейная, она характеризует равновесие на рынке общественных благ2.
Маржинальная часть «маркетрона» содержит функции цен спроса А', на общественные блага, их предложения В' и равновесной цены АВ' (X )
И’
одного процента налоговой ставки. X соответ-
И’
ствует равновесной налоговой ставке (Цравн), при которой совокупная прибыль госсектора делится на прибыль производителей общественных благ и прибыль их потребителей в виде льготных трансфертов, выплачиваемых из бюджета хозяйствующим субъектам (домохозяйствам и фирмам). Эти части прибыли находятся соответственно ниже и выше контрактной функции АВ.
В экономической литературе принято считать, что «государство не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентного обмена» [6]. Однако это не так, поскольку государственный сектор, как и все другие части экономики, удовлетворительно описываются «маркетроном». Мы показали, что государство создает общественно-социальные блага с помощью «политического рынка» на эквивалентной и прибыльной основе. Можно считать «функцию Лаффера» формой действия закона убывающей отдачи фактора, а включение этой функции в рассмотренную модель, в которой ее маржинальная форма становится функцией совокупного спроса, — неоклассической интерпретацией «теории предложения».
В рыночной экономике существуют четыре конъюнктурных регулируемых государством дефекта, имеющие между собой функциональные связи: инфляция, безработица, рецессия и дефицит платежного баланса страны (вывоз капитала). График, содержащий соответствующие смежные координаты, квадранты и функциональные связи, представлен на рис. 9.
В квадранте I графика представлен так называемый «закон Филлипса» (А. Филлипс (1914—1975) — английский экономист), выражающий обратно пропорциональную взаимосвязь инфляции в виде темпов прироста индекса цен в процентах (ю х) и безработицы в виде процентной доли в общей численности трудовых ресурсов (—юь)3.
После публикации Филлипсом статьи Зависимость между безработицей и темпом изменения номинальной заработной платы в Великобритании в период с 1861 по 1957 гг. (1958) по сей день ведутся теоретические споры об универсальности предложенной автором статистической долговременной (за 52 года) обратно пропорциональной зависимости между годовым темпом прироста ставки
Рис. 10
заработной платы и общим уровнем безработицы. Самуэльсон и его соотечественник Р. Солоу (1924) в статье Анализ антиинфляционной политики обобщили результаты Филлипса путем введения в функцию вместо заработной платы инфляции в целом. В 1968 г. американский экономист М. Фридмен (1912—2006) в работе Роль денежной политики также подверг сомнению действие «функции Филлипса» в долгосрочном периоде, считая основным фактором инфляции эмиссию денег. По Фридмену, чрезмерный рост денежной массы увеличивает не безработицу, а именно инфляцию, причем инфляцию, «подкрепленную» денежной эмиссией. Таким образом, в долгосрочной (точнее, «эмиссионной») перспективе «функция Филлипса» должна быть вертикальной линией. Анализ же данной проблемы, проведенный американскими представителями «новой классики» (Р. Лукас (1939), Т. Сарджент (1943) и др.), показал возможность сдвигов краткосрочной «функции Филлипса» под действием инфляционных ожиданий и резких (шоковых) изменений в экономике. Кроме того, практика экономического развития показала возможность явления долговременного роста как инфляции, так и безработицы, называемого «стагфляцией» [4].
На наш взгляд, наиболее правильным в такой противоречивой теоретической ситуации является путь объединения указанных концепций с помощью трехмерной функции, изображенной на рис. 10. Функция, кроме юх и —юь, имеет координату количества денежной массы в экономике Z и при фиксированных значениях этих координат превращается соответственно в «функцию Филлипса» (кривая 1 на рис. 10), в «вертикаль Фридмена» (2), на которой может находится точка, характеризующая состояние высоких уровней инфляции и безработицы одновременно (стагфляцию), и горизонталь роста безработицы из-за наращивания эмиссии денег (3), а при изменении всех трех координат — в долгосрочную прямо пропорциональную зависимость инфляции и безработицы (4), соответствующую одновременному росту инфляции и безработицы, называемому слампф-ляцией.
Рис. 11
В квадранте III графика на рис. 10 показана обратно пропорциональная функциональная связь между рецессией в виде темпов падения совокупного выпуска продукции (—Юд) и уровнем декапитализации экономики (вывоза капитала), измеряемым дефицитом платежного баланса страны (—юк). Поскольку проявления этих дефектов рынка прямо пропорциональны банковской процентной ставке Хк, то все три показателя также можно изобразить в виде объемной фигуры, на которой указанные связи обозначены цифрами 1, 2 и 3 соответственно (см. рис. 11).
Линейная функция, расположенная в квадранте II модели дефектов рынка, связывает уровни безработицы и рецессии в виде «закона Оукена». Название функции дано в честь американского экономиста А. Оукена (1928—1980), описавшего ее в работе Цены и количества: макроэкономический анализ (1980) [4].
В квадранте III модели представлена и линейная взаимосвязь между уровнями декапитализации экономики и инфляции в ней.
Как видно из комплексного, замкнутого графика, все шесть параметров дефектов рынка характеризуют избыточности благ — денег, труда, продукции и капитала — и находятся в определенных взаимных равновесных пропорциях (см. пунктирную линию на рис. 9). Это позволяет вывести единое уравнение динамического равновесия четырех функциональных дефектов рыночной экономики, а также выделить показатели-инструменты государственного монетарного регулирования этих дефектов4. На рис. 12 представлена плоскость замкнутого блока квадрантов инфляции, безработицы, рецессии и декапитализации с двумя перпендикулярными разнонаправленными координатами, по которым откладываются таргетируемые (целевые) параметры Z1 и Хк монетарной политики государства (для наглядности на рисунке не изображены сами функции).
Примечания
1 Понятие нормативной экономической теории впервые было дано отцом английского экономиста
Д. Кейнса (1883—1946) Д. Невилем Кейнсом (1859— 1949) в книге Сфера и метод политической экономии (1891).
2 Согласно Лафферу, рост налоговой ставки сперва пропорционально увеличивает поступления в бюджет, но после максимизации поступлений далее их абсолютно уменьшает из-за снижения деловой активности и уклонения от уплаты налога. Это обусловливает неэффективность избыточного налогообложения.
3 В понятие «безработица» мы вкладываем новое толкование. Если ее мальтузианская трактовка исходила из «естественной» перенаселенности, марксистская — из роста «органического строения» капитала, классическая — из чрезмерно высокого уровня заработной платы или ее негибкости, а кейнсианская версия основывалась на неэффективном (недостаточном) совокупном спросе, то безработица есть жертва эффективности, и поэтому правомерно говорить об «эффективной безработице», то есть о таком уровне неполной занятости, который обеспечивает максимальную прибыльность экономики.
4 В экономической литературе задачу совместного контроля и регулирования инфляции, безработицы, экономического роста и сальдо платежного баланса страны иногда именуют «золотым четырехугольником» [7]. Подчеркивая трудности решения задачи, часто этот четырехугольник называют «магическим» [8; 9]. Но трудности исчезают и четыреху-
гольник «расколдовывается», как только становится ясной взаимосвязь его показателей.
Библиографический список
1. Гродский B.C. Модели денег, кредита, платежного баланса и государственного бюджета для эффективного финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования (Часть 1) // Основы экономики, управления и права. 2014. № 2 (14).
2. Гродский B.C. Метаэкономика. Сравнительный анализ и синтез главных теорий. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. 414 с.
3. Гродский B.C. Реконструкция Экономикс: монография. Самара: Универс групп, 2007. 370 с.
4. Экономика и управление в XXI веке. Т. 5. Финансовый менеджмент в управлении развитием территорий / С.И. Ашмарина, B.C. Гродский, А.Н. Со-рочайкин [и др.]. Самара: Глагол, 2011. 136 с.
5. Патинкин Д. Деньги, процент и деньги. Соединение теории денег и теории стоимости. М., 2004.
6. Гродский В.С. Экономикс: учебное пособие. М.: РИОР, 2012.
7. Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин [и др.]. СПб., 1997.
8. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики: учебник. М., 1997.
9. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. М., 1999.
V.S. Grodskiy*
MODELS OF MONEY, CREDIT, BALANCE OF PAYMENTS AND GOVERNMENT BUDGET FOR EFFECTIVE FINANCIAL MANAGEMENT IN MODERN CONDITIONS
OF ECONOMIC MANAGEMENT (PART 2)
In the article the role of financial management in achievement of effective economy management in modern social and economic realias of development of society and state.
Key words: economic theory, money, finance, credit, balance of payments, budget, financial management.
* Grodsky Vladimir Sergeevich ([email protected]), the Dept. of Economics of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.