Научная статья на тему 'Модель взаимодействия студентов и преподавателей педагогического вуза с потенциальными работодателями'

Модель взаимодействия студентов и преподавателей педагогического вуза с потенциальными работодателями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКА ВУЗА / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / INTERACTION BETWEEN HIGH SCHOOL AND EMPLOYER / PREPARING FUTURE TEACHERS / EMPLOYMENT OF A GRADUATE FROM TEACHERS COLLEGE / RISING THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкая Ирина Вячеславовна, Снегурова Виктория Игоревна

В статье рассматривается модель подготовки будущих учителей, отражающая преобразования учебного процесса, в зависимости от требований работодателей. Модель построена на трех основаниях: с учетом возможных видов деятельности, при непосредственной организации образовательного процесса, с учетом периодов взаимодействия (довузовский, вузовский и послевузовский). Проектируемая модель будет способствовать повышению качества подготовки будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладкая Ирина Вячеславовна, Снегурова Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A model for interaction between students and professors of teachers college with potential employers

This article investigates a model for training new teachers that reflects transformations in the learning process depending on employer. This model is built on three grounds: consideration for possible types of work, set up of educational process, and consideration for periods of interaction (high school, undergraduate, and post-graduate). The projected model will facilitate the increase in quality of training for the future teachers.

Текст научной работы на тему «Модель взаимодействия студентов и преподавателей педагогического вуза с потенциальными работодателями»

8. Послание Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года novchronic.ru/11173.htm.

УДК 378

Гладкая Ирина Вячеславовна

кандидат педагогических наук, доцент

Снегурова Виктория Игоревна

доктор педагогических наук, профессор Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

[email protected], [email protected]

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ РАБОТОДАТЕЛЯМИ

В статье рассматривается модель подготовки будущих учителей, отражающая преобразования учебного процесса, в зависимости от требований работодателей. Модель построена на трех основаниях: с учетом возможных видов деятельности, при непосредственной организации образовательного процесса, с учетом периодов взаимодействия (довузовский, вузовский и послевузовский). Проектируемая модель будет способствовать повышению качества подготовки будущих учителей.

Ключевые слова: взаимодействие вуза и работодателей, подготовка будущих учителей, трудоустройство выпускника вуза, повышение качества образования.

Необходимость обеспечения качественного уровня высшего профессионального образования, соответствующего требованиям современного рынка труда, ориентирует педагогический вуз на обновление программ подготовки студентов бакалавриата и магистратуры, выстраиванию целостного образовательного процесса с учетом требований практики образования. Возникает необходимость в проектировании некоего образца, определяющего перспективы в подготовке специалиста. Поэтому может быть спроектирована модель, выраженная в виде определенного документа, отражающего требования работодателей к подготовке современных специалистов и возможности современного вуза по обеспечению дальнейшей успешной деятельности выпускников.

В педагогической науке, в последние годы, метод моделирования используется достаточно широко, в связи с тем, что моделирование позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования. Основания этого метода были заложены в работах С.И. Архангельского, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой и др.

В современном понимании модель - есть мысленно представляемая или материально-реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна в определенном отношении замещать его так, что ее изучение дает нам информацию об этом объекте [1, с. 18]. Однако не всякое схематическое изображение можно назвать моделью, а лишь такое, которое, с одной стороны, фиксирует именно всеобщее отношение некоторой системы, а с другой - обеспечивает его дальнейшее изучение, дает новую информацию об основном объекте изучения.

Рассмотрим модель, строящуюся на базе анализа деятельности специалистов в профессиональ-

ной и учебной деятельностях. Данная модель должна помочь ответить на вопрос, что требуется для подготовки выпускника педагогического вуза, чтобы он успешно функционировал в профессии и как этого достичь в процессе обучения в вузе.

Проектируемая модель должна иметь прогностическую основу и служить инструментом обратной связи между вузом и работодателями (сферой труда), способствуя их взаимодействию. Ведь в сферах непосредственной занятости деятельность существует как реальная и конкретная, а в вузе - имплицитно, как более или менее ясный образ, эталон. Поэтому модель будет представлять собой описательный аналог деятельности, где в формализованных конструкциях и аналитических интерпретирующих текстах отображены ее важнейшие характеристики [3, с. 94].

Модель взаимодействия вуза, представленная спецификой взаимодействия студентов и преподавателей, и работодателей является тем основанием, которое может способствовать перестройке содержания и форм организации образовательного процесса, способствуя подготовке специалистов, согласно требованиям практики, готовя их к такой деятельности, которую им предстоит осуществлять на своих рабочих местах.

Наличие модели деятельности еще не обеспечивает нужной подготовки специалиста, востребованного на рынке труда, т.к. в ней не содержится ответ на вопрос как этого можно достичь. Ответ на данный вопрос будет содержаться в модели подготовки, т.е. необходимо будет спроектировать специальный комплекс, в котором будут отражены все существенные стороны вузовской деятельности, отражающие преобразования учебного процесса, в виде совокупности учебных задач и способов их решения.

© Гладкая И.В., Снегурова В.И., 2013 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

83

В основе модели лежит компетентностный подход.

Ключевой идеей компететностного подхода становится идея востребованности результатов образования на рынке труда, т.к. выпускник вуза обладает не только определенными знаниями, но и сформированными умениями применять полученные знания для решения профессиональных задач в различных условиях. Кроме того, выпускник вуза осознает, что для построения профессиональной карьеры, ему необходимо развивать такие личностные качества, которые не только позволили быть конкурентноспособными в современных условиях, но быть готовым к сотрудничеству, к межличностному взаимодействию, к социальной адаптации, к самостоятельному выбору жизненной позиции, самообразованию и самосовершенствованию. Компе-тентностный подход можно рассматривать как путь интеграции профессионального образования и рынка труда, т.е. выполнение заказа работодателей в процессе образования.

Колесовым В.П. была предложена компетент-ностная модель выпускника, востребованная на рынке труда. Данная модель основана на утверждении, что задача высшей школы - готовить и гражданина и работника. По мнению автора, современный взгляд на деятельность по обучению, направлен, как и прежде, на решение триединой задачи для каждого обучающегося: учиться «быть», учиться «знать», учиться «делать». Как отмечает Носко И.В. в своем исследование итогом усилий «учиться быть» выступают личностные компетенции и компетенции межличностного общения. Итогом усилий по приобретению (учеником) и передаче (вузом) знаний выступают общие знаниевые и зна-ниевые профессиональные компетентности. «Учиться делать» заканчивается приобретением общих деятельностных компетенций профессионального характера. При этом деятельность высшего учебного заведения должна оцениваться с точки зрения миссии высшей школы вообще [4, с. 51].

Разработчики ФГОС ВПО за основу разработки модели выпускника предлагают интегрированную классификацию компетенций, состоящую из двух групп: те, которые относятся к общим компетентностям и те, которые относятся к профессиональным компетентностям. Обе группы соотносятся с двумя рядами требований: требованиями к академической подготовленности и требованиями к профессиональной подготовленности.

Общие компетенции определяют атрибуты, которые могут составлять часть или быть общими для любой из всех имеющихся ступеней высшего образования, необходимы для любой профессиональной деятельности и связаны с успехом личности. Профессиональные (специальные, предметные) компетенции отражают специфику конкретной предметной профессиональной деятельности.

В компетентностной модели выпускника оба вида компетенций взаимосвязаны и развиваются одновременно, создавая целостный образ специалиста, и в конечном итоге обеспечивает становление его профессиональной компетенции согласно требованиям рынка труда [2, с. 39].

Значимую роль во взаимодействии выпускника вуза с работодателями играют его профессионально-личностные компетенции. Профессиональноличностные компетенции предполагают наличие способности будущего специалиста входить в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной профессиональной деятельности, к себе самому с целью критического анализа, оценки эффективности развития своей личности и личности другого.

Исходя из компетентностного подхода подготовки специалиста, рассмотрим модель взаимодействия образовательного учреждения, представленного взаимодействием студентов и преподавателей и представителей рынка труда.

Опишем кратко многоуровневую трехмерную модель взаимодействия педагогического вуза и работодателя.

Для предварительного описания многоуровневой модели взаимодействия педагогического вуза и работодателя выделим основания для дифференциации видов этого взаимодействия.

В качестве оснований для такой дифференциации с учетом как приоритетных видов деятельности субъектов взаимодействия, так и продуктов, получаемых в процессе этого взаимодействия, а также временных показателей, в рамках рассматриваемой модели можно выделить следующие три:

1) основные виды деятельности при взаимодействии педагогического вуза и работодателя;

2) направления сотрудничества в процессе управления подготовкой будущего учителя;

3) периоды развития взаимодействия работодателя и педагогического вуза в процессе подготовки учителя и реализации молодого специалиста.

Опишем каждое из выделенных оснований более подробно.

Основные виды деятельности при взаимодействии педагогического вуза и работодателя.

В качестве направлений взаимодействия педагогического вуза и работодателя целесообразно выделить следующие:

- образовательная деятельность;

- методическая деятельность;

- научная деятельность;

- инновационная деятельность.

Образовательная деятельность предполагает

организацию учебных, учебно-педагогических и производственных практик на базе образовательного учреждения, проведение учебных мини-исследований, которые являются основой для написания выпускных квалификационных работ будущими

84

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

учителями и предоставляют им практический материал.

Методическая деятельность предполагает:

- корректировку образовательных и учебных программ;

- разработку учебно-методического обеспечения всех видов практик в соответствии с программами, пожеланиями образовательных учреждений;

- повышение квалификации преподавателей педагогического вуза в соответствии с обновленными программами;

- организацию и проведение методических семинаров, направленных на обсуждение результатов практической деятельности молодых специалистов, их затруднений, проблем, возникающих в профессиональной деятельности;

- консультирование в процессе подготовки для публикации методических материалов учителями и творческими коллективами образовательных.

Научная деятельность предполагает:

- организацию учебно-исследовательских практик в процессе подготовки бакалавра и магистранта на базе образовательного учреждения;

- организацию экспериментальных исследований студентов бакалавриата и магистратуры в процессе написания выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, проведение исследований в соответствии с темами исследований, получение данных в процессе проведения констатирующего и поискового экспериментов;

- организацию и проведение совместных научных конференций и семинаров по запросу образовательных учреждений;

- руководство преподавателями педагогического вуза опытно-экспериментальной работой в образовательных учреждениях;

- руководство индивидуальными исследованиями учителей образовательных учреждений и экспертиза полученных результатов;

- консультирование и помощь в подготовке публикаций полученных в процессе проведения опытно-экспериментальной работы и исследовательской работы научных результатов.

Взаимодействие в направлении реализации инновационной деятельности направлено на:

- организацию и проведение опытно-экспериментальной работы в режиме инновационной площадки;

- привлечение опытных учителей и администрации образовательных учреждений к экспертной оценке разрабатываемых программ подготовки учителей на разных уровнях;

- использование образовательных учреждений как площадок для апробации разработанных инновационных моделей подготовки студентов;

- использование образовательных учреждений как площадок для апробации различных разработанных преподавателями вуза, аспирантами и студентами инновационных моделей обучения.

В рамках каждого направления необходимо выделить условия эффективного взаимодействия, возможные формы взаимодействия, модели и механизмы реализации взаимодействия.

Однако значимым является адаптированность учителей к изменениям в профессиональной деятельности, обладание способностью понимания самого себя и изменений в окружающей среде, готовность к постоянному самообразованию и взаимодействию с другими структурами для профессионального развития.

Направления сотрудничества в процессе управления подготовкой будущего учителя - выпускника педагогического вуза.

Анализ процесса подготовки будущего учителя и возможностей участия потенциальных работодателей - образовательных учреждений - в этой подготовке позволяют выделить следующие направления сотрудничества:

- на содержательном уровне: согласование содержания образовательных и учебных программ, отдельных курсов, курсов по выбору и факультативов в зависимости от потребностей работодателей;

- на уровне организации процесса;

- на уровне аттестации: возможность выполнения выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций по заказу работодателей; участие представителей образовательных учреждений в процедуре аттестации выпускников.

Периоды (временная перспектива) развития взаимодействия работодателя и педагогического вуза в процессе подготовки учителя и профессиональной реализации молодого специалиста.

Анализ процесса участия потенциального работодателя в подготовке молодого специалиста позволяет выделить несколько периодов взаимодействия педагогического вуза и работодателей:

- подготовительный этап - взаимодействие до обучения будущего студента в вузе;

- основной этап - взаимодействие в процессе обучения в вузе;

- постдипломный этап - взаимодействие после обучения молодого специалиста в вузе.

Подготовительный этап предполагает:

- организацию работы с абитуриентами: подготовку и проведение дней открытых дверей - как на территории вуза, так и выездных - на базе образовательного учреждения, научно-методического центра, отдела образования;

- проведение тематических родительских собраний в образовательных учреждениях по тематике, заявленной родителями.

На основном этапе осуществляется взаимодействие, которое реализуется в форме:

- лекций, семинаров, тренингов, мастер-классов по вопросам трудоустройства, планированию и развитию карьеры с участием работающих учителей и администрации образовательных учреждений;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

85

- организации и проведения различных видов практик;

- обучение технологиям взаимодействия с работодателями;

- знакомство с требованиями к учителям образовательных учреждений разного типа.

На этапе постдипломного взаимодействия педагогического вуза и работодателя осуществляется:

- работа с выпускниками: статистика трудоустройства, динамика изменения сферы деятельности выпускников, опросы и анкетирование;

- работа с работодателями: получение отзывов о работе молодого специалиста - уровень знаний и умений, профессиональная компетентность, взаимодействие с коллегами; пожелания.

На каждом этапе, возможно, выделить формы взаимодействия и его ожидаемый результат.

Таким образом, проектируемая модель взаимодействия студентов и преподавателей с потенциальными работодателями будет способствовать повышению качества подготовки специалистов в педагогическом вузе с учетом требований рынка труда.

Реализуя новые формы взаимодействия вуза и работодателей, будут происходить изменения в социокультурной ситуации, через влияние на государ-

ственную политику в области образования, через привлечение социальных партнеров к образовательному процессу в школе и в вузе, через содействие формированию будущего специалиста, характеризующегося инициативностью, самостоятельностью, ответственностью и активностью в построении своего образовательного маршрута.

Библиографический список

1. Горшкова М.А. Модель воспитательной деятельности куратора студенческой группы в педагогическом вузе: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 162 с.

2. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-метод. пособие / О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 158 с.

3. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / под ред. Е.Э. Смирновой. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1984. -176 с.

4. Носко И.В. Модель выпускника как основа формирования компетенций студентов в процессе вузовской подготовки: Дисс. ... канд. пед. наук. -Владивосток, 2007. - 200 с.

УДК 378

Птицына Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат педагогических наук Карельская государственная педагогическая академия г. Петрозаводск

[email protected]

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья посвящена вопросам формирования культуровоспитывающей среды педагогического вуза, культурологических составляющих профессионализма учителя, которые являются ценностной атмосферой культурного развития личности, создают условия для саморазвития и самореализации будущих учителей в различных видах деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, культурологический подход, культурологическая составляющая, культуровоспитывающая среда, национальная культура.

В связи с ориентацией общества на гуманистические цели и ценности в педагогической науке возрос интерес к развитию творческой личности и исследованию образовательных процессов с точки зрения культуры. Культурологический подход, который становится доминирующим в образовании, акцентирует внимание на формировании культурологических составляющих профессионализма учителя. В современных условиях профессиональное образование должно соответствовать тенденциям социальнокультурного развития, а цель должна быть ориентирована в сторону приоритетности культурной функции; при этом целостное развитие творческой личности будущего учителя должно происходить в специально организованной культуровоспитыва-

ющей среде, которая решает задачи освоения и сохранения культурных ценностей.

Культура - антропологический феномен, она сохраняется и развивается усилиями человека и является результатом творчества, а процесс овладения культурой - процессом личностного открытия, сотворения мира культуры в себе. Именно культура является источником, дающим импульс к воспитанию творческой личности, поскольку она -сосредоточие всего наследия человечества, сокровищница нравственных богатств и движущая сила развития, сохранения, передачи культурных достижений от поколения к поколению.

Таким образом, общество как мир культуры представляет собой механизм, все звенья которого устремлены к личности и ее развитию, в свою оче-

86

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Птицына Е.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.