Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ПРИНЦИПАХ ФОНДОДЕРЖАНИЯ -СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ПРИНЦИПАХ ФОНДОДЕРЖАНИЯ -СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФОНДОДЕРЖАНИЕ / СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ / СИСТЕМА ОМС / СТРАХОВАНИЕ / ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТАЦИОНАРНОГО И ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ЗВЕНА / PER CAPITA FINANCING / FUND MAINTENANCE / INSURANCE EVENT / CHI SYSTEM / INSURANCE / MEDICAL CARE / EFFICIENCY OF MEDICAL CARE / INTERACTION OF INPATIENT AND OUTPATIENT CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хальфин Р.А., Авксентьева М.В., Муравьев Д.Н., Орлов С.А.

Проанализирован опыт подушевого финансирования первичной медико-санитарной помощи на принципах фондодержания в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Показаны особенности практической реализации моделей фондодержания при подушевом финансировании, их влияние на конечные результаты деятельности медицинских организаций фондодержателей. Предложена унифицированная схема взаимодействия между участниками ОМС (медицинские организации, страховые медицинские организации, территориальный фонд ОМС) (медико-экономическая модель бизнес процессов) при внедрении подушевого финансирования ПМСП (первичная медико-санитарная помощь) с частичным фондодержанием для реализации пациентоориентированной модели оказания медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хальфин Р.А., Авксентьева М.В., Муравьев Д.Н., Орлов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INTERACTION BETWEEN MEDICAL ORGANIZATIONS BASED ON THE PRINCIPLES OF FUND MANAGEMENT - A WAY TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF PRIMARY HEALTH CARE

The article analyzes the experience of per capita financing of primary health care based on the principles of stock provision in the system of compulsory health insurance (MHI). The article shows the features of practical implementation of Fund-forming models of per capita financing, their impact on the final results of the activities of medical organizations of Fund-holders. A unified scheme of interaction between the MHI participants (medical organizations, insurance medical organizations, territorial MHI Fund) (medical and economic model of business processes) is proposed for the implementation per capita financing of primary health care, with provision of decoding with partial filling of the Fund for the implementation of a patient-oriented model of medical care.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ПРИНЦИПАХ ФОНДОДЕРЖАНИЯ -СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Р.А. Хальфин,

д.м.н., профессор, ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет); Институт Лидерства и управления здравоохранением, г. Москва, Россия, e-mail: ruskhalf@gmail.com, http://orcid.org/0000-0001-7406-9826 М.В. Авксентьева,

д.м.н., профессор, ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет); Институт Лидерства и управления здравоохранением, г. Москва, Россия, e-mail: avksent@yahoo.com, https://orcid.org/0000-0001-6660-0402 Д.Н. Муравьев,

ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет); Институт Лидерства и управления здравоохранением, г. Москва, Россия, e-mail: dmuravev@makcm.ru, http://orcid.org/0000-0002-7332-6760 С.А. Орлов,

ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет); Институт Лидерства и управления здравоохранением, г. Москва, Россия, e-mail: orlovsergio@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8749-8504

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ПРИНЦИПАХ ФОНДОДЕРЖАНИЯ -СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ*

УДК: 614.2 DOI: 10.37690/1811-0185-2020-8-3-11

Хальфин Р.А., Авксентьева М.В., Муравьев Д.Н., Орлов С.А. Модель взаимодействия между медицинскими организациями на принципах фондодержания — способ повышения эффективности деятельности первичного звена здравоохранения (ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет); Институт Лидерства и управления здравоохранением, г. Москва, Россия)

Аннотация. Проанализирован опыт подушевого финансирования первичной медико-санитарной помощи на принципах фондодержания в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Показаны особенности практической реализации моделей фондодержания при подушевом финансировании, их влияние на конечные результаты деятельности медицинских организаций фондодержателей. Предложена унифицированная схема взаимодействия между участниками ОМС (медицинские организации, страховые медицинские организации, территориальный фонд ОМС) (медико-экономическая модель бизнес процессов) при внедрении подушевого финансирования ПМСП (первичная медико-санитарная помощь) с частичным фондо-держанием для реализации пациентоориентированной модели оказания медицинской помощи.

Ключевые слова: подушевое финансирование, фондодержание, страховой случай, система ОМС, страхование, оказание медицинской помощи, эффективность медицинской помощи, взаимодействие стационарного и поликлинического звена.

ффективность системы обязательного медицинского страхования (ОМС) зависит не только от уровня финансовой обеспеченности, но и от выбора способов оплаты за оказанную медицинскую помощь, мотивирующих производителя медицинских услуг развивать пациент-ориентированные, ресурсосберегающие технологии в первичном звене здравоохранения.

* Статья подготовлена по материалам НИР рег. номер АААА-А20-120090990069-5, выполненного по государственному контракту в 2020 году. Ссылка на НИОКТР: https://www.rosrid.ru/nioktr/USABRZCSUNP7MXSLHBXJUL0J

© P.A. Хальфин, М.В. Авксентьева, Д.Н. Муравьев, С.А. Орлов, 2020 г.

№8

2020

Менедже,

Основным содержанием реформирования системы здравоохранения в индустриальных демократических обществах является установление равенства, социальной справедливости, эффективности и потребительской удовлетворенности, которые достигаются сочетанием достоинств общественных, государственных принципов финансирования, обеспечения доступности медицинской помощи и контроля за затратами, с конкурентными рыночными принципами потребительского удовлетворения и внутренней эффективности [11].

Мировой опыт показывает, что состояние системы здравоохранения во многом зависит от формы организации первичного звена здравоохранения, на котором решается до 80% вопросов оказания медицинской помощи, благодаря связующей роли этого этапа между пациентом и всеми уровнями оказания медицинской помощи [6, 7, 10].

Истории реформирования российского здравоохранения на основе страховой модели и внедрению подушевых способов оплаты, предшествовали различные эксперименты по экономическому стимулированию работы медицинских учреждений Советского Союза за достижение установленных показателей.

Наиболее значимым, с точки зрения развития первичной медико-санитарной помощи, стало внедрение в 1988 г. нового хозяйственного механизма (НХМ), когда амбулаторно-поликлинической службе, как центральному звену системы здравоохранения, выделялись деньги на весь объем деятельности - полное фондодержание. При этом на фоне внедрения рыночных отношений между заказчиками и производителями медицинских услуг отрабатывались схемы материального стимулирования лечебных учреждений и работников за конечные результаты деятельности [12].

Целью внедрения НХМ являлось повышение качества и улучшение доступности медицинской помощи за счет включения экономических стимулов, заинтересовывающих медицинские учреждения в эффективном использовании ресурсов и обеспечении финансового благополучия медицинских учреждений и медицинских работников от достигнутых конечных результатов [2, 4].

Система ОМС предоставила регионам возможность расширить экономические методы управления здравоохранением. Практика подушевого финансирования с элементами фондодержания и системой межучрежденческих взаиморасчетов реализо-вывалось в 11 регионах Российской Федерации:

Белгородская, Владимирская, Калужская, Тверская, Вологодская, Томская, Калининградская, Ленинградская области, Хабаровский край, Республики Чувашия и Татарстан. В качестве фондодержателя средств за услуги узких специалистов и внешние консультации выступало первичное звено, что предполагало увеличение объема профилактической деятельности и снижение уровня потребления стационарных видов медицинской помощи.

Одними из первых регионов, внедрившими подушевое финансирование первичной медицинской помощи с элементами фондодержания и модель конечных результатов работы в развитии экономических методов управления здравоохранением, стали - Кемеровская, Самарская, Мурманская и Тульская области.

Опыт этих регионов показал влияние способов оплаты на структурную эффективность здравоохранения при условии рационального сочетания их по условиям оказания медицинской помощи.

В Кемеровской области на душу населения тратилось меньше средств, чем в других областях, стоимость койко-дня была почти в 2 раза выше, заметно ниже были показатели госпитализации, средней длительности пребывания, но выше показатель работы койки. Значительно выше - показатели стационарозамещающих технологий [2].

Одним из первых регионов, принявших подушевое финансирование амбулаторной помощи в сочетании с фондодержанием, стала Самарская область. Накопленный опыт позволил выделить важные условия практического применения фондо-держания:

• при расчете подушевых нормативов кроме половозрастных особенностей рекомендовано учитывать такие факторы как заболеваемость, инвалидность, смертность, экологическая и санитарно-эпидемиологическая обстановка, доступность медицинской помощи;

• при полном фондодержании из подушевого норматива необходимо исключать виды медицинской помощи, на которые поликлиника не может влиять - инфекционные заболевания, травмы, отравления, беременность и роды;

• необходимо обеспечить контроль показателей объема госпитализаций и выполнения объемов амбулаторно-поликлинической помощи для предотвращения их необоснованного сокращения со стороны поликлиник;

• необходимо параллельное использование модели конечных результатов для оценки

енеджер № В

здравоохранения 2020

деятельности службы в целом и конкретного медицинского работника [1].

Для исключения двойного финансирования при направлении пациентов в другие медицинские организации в рамках одного условия оказания медицинской помощи было предложено использовать систему горизонтальных расчетов между медицинскими организациями при подушевом финансировании.

Реализованная в Самарской области схема финансирования медицинской помощи «первичное звено - фондодержатель» повысила ответственность участковой службы за прикрепленное население, стимулировала к эффективной работе стационары, за счет чего был оптимизирован коечный фонд области, получили развитие стационароза-мещающие технологии, снизилась потребность населения в дорогостоящих видах лечения.

Проводимые в регионах эксперименты по использованию метода «поликлиника-фондодержатель», при котором первичное звено контролирует часть расходов на стационарную помощь и получает право на сохранение экономии за счет снижения стационарной помощи, показали большой потенциал данного метода в укреплении первичного звена. Однако для широкого распространения данных практик требуется применение мер по нейтрализации возникающих рисков [15].

Модели фондодержания, условия внедрения в практику подушевого финансирования

Региональный опыт реализации подушевого финансирования амбулаторно-поликлинической помощи позволил выделить различные типы фондо-держания [14]. С учетом того, что финансирование медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, осуществляется как на свою деятельность (фондодержатель), так и на деятельность исполнителей - стационары, скорая медицинская помощь, диагностические центры, поликлиники, выделяют - полное и частичное фондодержание.

Полное, когда в состав подушевого норматива финансирования включают расходы по всем видам и условиям оказания медицинской помощи прикрепленному населению. Частичное, если расходы учитываются по определенным условиям оказания медицинской помощи.

Типы взаиморасчетов при фондодержании -межучрежденческие, внутриучрежденческие, без взаиморасчетов.

Взаиморасчеты могут быть реальными, когда доход поликлиники формируется после расчетов с исполнителями медицинских услуг, или нормативными, когда в расчет подушевого норматива включен норматив объемов деятельности исполнителей (круглосуточный стационар, скорая медицинская помощь) по оказанию медицинской помощи прикрепленному населению.

Расчет подушевого норматива может осуществляться на весь объем медицинской помощи или на отдельные виды медицинской помощи, если на них может влиять работа первичного звена. При этом методика расчета подушевого норматива должна учитывать уровень и структуру заболеваемости различных групп населения, производственный потенциал медицинских организаций с учетом их кадровой обеспеченности, оснащенности медицинским оборудованием и другими ресурсами, а также сложившуюся маршрутизацию пациентов в различных ситуациях [5].

Для реализации медико-экономической модели взаимодействия между медицинскими организациями на принципах фондодержания необходимо:

• иметь сбалансированную программу государственных обязательств и ее финансовое обеспечение;

• определить варианты фондодержания наиболее приемлемые для регионов;

• разработать модель конечных результатов деятельности медицинской организации фондодержателя и механизм мотивации за достигнутые показатели [3];

• разработать схему взаиморасчетов между исполнителями медицинских услуг и фондодержателями;

• разработать организационно-технологический регламент информационного взаимодействия между участниками фондодер-жания.

Немаловажным условием внедрения фондодер-жания является внедрение эффективных, ресурсосберегающих, персонализированных технологий оказания первичной медицинской помощи [13].

К новым технологиям оказания ПМСП, позволяющим массово и эффективно решать задачи профилактики относятся: мобильная медицина (дистанционный мониторинг - кардиологический, эндокринологический; дистанционные консультации в проблемных территориях), телемедицина (реабилитация на дому), информационное сопровождение застрахованного по данным реестров

с

#хс

Менедже,

счетов на основе искусственного интеллекта (своевременное прохождение наблюдения, консультации профильных специалистов, выбор методов реабилитации) [9].

Персонализированные технологии профилактики заболеваний обеспечивают сокращение объемов дорогостоящей специализированной медицинской помощи.

Эффективная работа медицинских организаций должна оцениваться с позиции удовлетворения потребности пациента в качественной и доступной медицинской помощи и уровнем затрат на ее оказание.

Финансовые средства, сэкономленные в результате использования эффективных технологий диагностики, лечения и реабилитации пациентов должны оставаться в распоряжении медицинской организации фондодержателя.

Концентрация финансовых ресурсов в первичном звене здравоохранения и предоставление возможности распоряжаться ими в интересах пациентов позволит улучшить укомплектованность медицинским персоналом, проводить более акцентированную работу с населением, осуществлять патронаж участков для эффективного контроля за состоянием здоровья прикрепленного населения, минимизировать риски обострения хронических заболеваний, требующих оказания скорой, в том числе специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи [8].

Медико-экономическая модель бизнес процессов при подушевом финансировании ПМСП в условиях частичного фондодержания - схема взаимодействия участников системы ОМС

Определение

Подушевое финансирование первичной медико-санитарной помощи с частичным фондодержа-нием - способ оплаты медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся застрахованных лиц к медицинской организации-фондодержателю (МО - фондодержатель), оказывающей первичную медико-санитарную помощь участковыми врачами (педиатрами, терапевтами), врачами общей практики (семейными), на весь объем медицинской помощи, оказанной прикрепленному населению, за исключением

скорой медицинской помощи, услуг стоматологии, акушерства и гинекологии, оказанных в стоматологических поликлиниках и женских консультациях, высокотехнологичной медицинской помощи, с учетом взаиморасчетов за внешние медицинские услуги, оказанные прикрепленным к МО-фондодержателю застрахованным лицам в медицинских организациях исполнителях (МО - исполнитель), а также с учетом показателей результативности деятельности МО - фондодержателя.

Модель подушевого финансирования первичной медико-санитарной помощи с элементами фондодержания создается для решения следующих задач:

• обеспечить реализацию гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, определенных территориальной программой обязательного медицинского страхования в условиях, максимально эффективного расходования финансовых средств;

• обеспечить предсказуемость затрат на медицинскую помощь;

• стимулировать развитие первичной медико-санитарной помощи через ресурсосбережение в системе ОМС за счет смещения значительного объема помощи на внегоспитальный этап, регулирования госпитализацией прикрепленного населения врачами первичного звена, усиления профилактической направленности в деятельности медицинских учреждений, обеспечения заинтересованности в рациональном расходовании финансовых ресурсов;

• обеспечить поэтапную реализацию модели фондодержания в системе ОМС Российской Федерации.

Участники фондодержания

Медицинские организации-фондодержатели (далее МО-фондодержатели) - амбулаторно-по-ликлинические организации (самостоятельные поликлиники, поликлинические отделения в составе больничных учреждений, общие (семейные) врачебные практики) любой формы собственности, участвующие в реализации территориальной программы ОМС и имеющие застрахованное по ОМС прикрепленное население. Оплата медицинской помощи МО-фондодержателям осуществляется по дифференцированному подушевому нормативу за прикрепленного жителя, сформированному с учетом фондодержания и мотивационных выплат за достигнутые показатели работы.

енеджер № В

здравоохранения 2020

МО-фондодержатель

(оказывает ПМСП прикрепленным з.л.)

СМО - операторы

(расчет ПНФ, межучрежденческие взаиморасчеты, экспертиза

Направление

МО- исполнитель

(оказывает спец.мед.помощь, в условиях АПП,КС,ДС)

ТФОМС

(финансирование СМО, определение плательщика, расчет К-результативности МО)

Рис. 1. Схема взаимодействия участников подушевого финансирования ПМСП

с частичным фондодержанием

Медицинские организации-исполнители ( далее МО-исполнители) - медицинские организации (стационары, дневные стационары медицинских организаций, самостоятельные поликлиники, поликлинические отделения в составе больничных учреждений, общие (семейные) врачебные практики), оказывающие внешние медицинские услуги.

Медицинская организация-фондодержатель является одновременно Медицинской организацией-исполнителем в случае оказания внешних медицинских услуг не прикрепленным гражданам.

СМО-операторы - страховые медицинские организации, заключившие договоры с МО-фондодержателями и МО-исполнителями по обработке реестров пролеченных больных, проведению взаиморасчетов между МО-исполнителями и МО-фондодержателями, осуществлению контроля реестров счетов и оплате оказанной медицинской помощи.

Медицинские организации, не участвующие в системе взаиморасчетов, оплата медицинской помощи которым осуществляется вне взаиморасчетов с МО-фондодержателем в рамках согласованных объемов по действующим способам оплаты - по профилю «стоматология», «акушерство и гинекология» в стоматологических поликлиниках и женских консультациях, а также высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы ОМС.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют финансирование СМО, идентифицируют застрахованное лицо в целях определения плательщика (СМО), осуществляют расчет коэффициента результативности оказания ПМСП для расчета мотивационных выплат.

Схема взаимодействия и функции вышеперечисленных участников фондодержания представлены на рисунке 1.

Менедже1

Элементы финансового обеспечения и системы взаиморасчетов

Дифференцированный подушевой норматив финансирования МО-фондодержателя с фондо-держанием - ежемесячный объем финансирования конкретной МО-фондодержателя на 1-го прикрепленного застрахованного по ОМС. Дифференцированный подушевой норматив финансирования включает в себя средства, направляемые на межучрежденческие взаиморасчеты.

Фондодержание - способ подушевого финансирования МО-фондодержателя, при котором подушевой норматив включает финансовые средства, обеспечивающие собственную деятельность МО-фондодержателя и дополнительные средства, за счет которых производятся взаиморасчеты за внешние медицинские услуги, оказанные прикрепленным к МО-фондодержателю гражданам в МО-исполнителях по тарифам для взаиморасчетов, действующим в системе ОМС.

Межучрежденческие взаиморасчеты - расчеты, осуществляемые СМО-операторами, между МО-исполнителями и МО-фондодержателями. Для учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в МО-исполнителе, необходимо указывать код медицинской организации, выдавшей направление, номер и дату выдачи направления.

Внешние медицинские услуги - консультативные, диагностические, лечебные амбулаторно-по-ликлинические услуги, плановая стационарная помощь, медицинские услуги, дневных стационаров всех типов, оказываемые застрахованным по ОМС гражданам, не прикрепленным к МО-исполнителю, по направлению МО-фондодержателя, к которой данные застрахованные прикреплены.

Направление - документ, оформляемый врачом МО-фондодержателя в установленном порядке и передаваемый прикрепленному гражданину с целью получения им внешних медицинских услуг в МО-исполнителях, на основании которого для осуществления взаиморасчетов с МО-фондодержателями формируются реестры пациентов, которым оказаны внешние медицинские услуги в отчетном периоде. Один экземпляр направления или его копия в обязательном порядке передается и хранится у МО-исполнителя, второй экземпляр хранится у МО-фондодержателя.

Прикрепившиеся застрахованные лица - лица, застрахованные по обязательному медицинскому страхованию и включенные в региональный

сегмент единого регистра застрахованных лиц, прикрепившиеся в установленном порядке к медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи на основании факта места жительства на территории обслуживания медицинской организации или заявления о выборе медицинской организации. Территориальный фонд ОМС ежемесячно представляет СМО и медицинской организации утвержденные численность и списки прикрепленных на отчетный период.

Порядок и способы оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторно-поликлинических условиях при фондодержании

Источник поступления финансовых средств:

• оплата амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, оказанной МО-фондодержателями собственному прикрепленному населению, производится за счет дифференцированного подушевого норматива финансирования МО-фондодержателя за каждого прикрепленного гражданина;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• оплата внешних консультативных, диагностических, лечебных амбулаторно-поликлини-ческих услуг, оказанных МО-исполнителем прикрепленному к МО-фондодержателю застрахованному по направлению врача-специалиста МО-фондодержателя за счет дифференцированного подушевого норматива финансирования МО-фондодержателя;

• мотивационные выплаты за достижение конечных результатов работы на основании оценки расчетных показателей результативности деятельности МО-фондодержателя.

Порядок взаиморасчетов:

1) МО-фондодержатель и МО-исполнитель в сроки, установленные договором, направляет СМО-оператору счета и реестры за оказанную медицинскую помощь застрахованным данной СМО, в том числе за оказанные внешние услуги.

2) СМО с учетом результатов проведенного медико-экономического контроля реестров счетов МО-исполнителя и МО-фондодержателя, формирует Акты МЭК с указанием суммы счета, принимаемой СМО к оплате, в том числе за внешние медицинские услуги, оплата которых осуществляется за счет дифференцированного подушевого норматива МО-фондодержателя.

енеджер № В

здравоохранения 2020

3) В установленные договором сроки СМО производит окончательный расчет с МО-фондодержателем и МО-исполнителем с учетом результатов МЭК, МЭЭ, ЭКМП и мотивационных выплат за достижения конечных результатов работы.

Порядок и способы оплаты плановой медицинской помощи, оказанной в условиях круглосуточного и дневного стационаров при фондодержании

Источник поступления финансовых средств:

оплата плановой помощи в круглосуточном и дневном стационарах, оказанной МО-исполнителем пациенту по направлению врача-специалиста МО-фондодержателя осуществляется СМО за счет дифференцированного подушевого норматива финансирования МО-фондодержателя за законченный (прерванный) случай лечения, включенного в соответствующую группу КСГ.

Порядок взаиморасчетов:

1) МО-исполнитель в сроки, установленные договором, направляет СМО-оператору счета фактуры и реестры пролеченных застрахованных СМО пациентов, которым в отчетном периоде была оказана плановая медицинская помощь в условиях круглосуточного и/или дневного стационаров по направлениям врачей МО-фондодержателей.

2) СМО - оператор, с учетом результатов проведенного МЭК реестра счетов МО-исполнителя за оказанную медицинскую помощь в условиях круглосуточного и/или дневного стационаров, в том числе на предмет соответствия номера и даты выдачи направления для плановой госпитализации МО-фондодержателем, формирует Акты МЭК с указанием суммы счета, принимаемой к оплате за счет дифференцированного подушевого норматива МО-фондодержателя.

3) В установленные договором сроки СМО производит окончательный расчет с МО-фондодержателем и МО-исполнителем с учетом результатов МЭК, МЭЭ, ЭКМП.

Порядок расчета СМО с МО-фондодержателем

Финансовое обеспечение (оплата) амбула-торно-поликлинической помощи, оказанной МО-фондодержателем, рассчитывается на основании дифференцированного подушевого норматива с фондодержанием, количества прикрепленных застрахованных лиц и сумм, принятых СМО к оплате

за внешние медицинские услуги, оказанные МО исполнителями застрахованным лицам, прикрепленным к МО-фондодержателю за отчетный период, по формуле:

ФО = ДПН * ЧЗ*(1-Дрд) - Sкду - Sст - Sдс + ОСрд, где:

ФО - финансовое обеспечение (сумма к оплате) амбулаторно-поликлинической помощи за отчетный месяц, указываемое в счете-фактуре, предъявляемой МО-фондодержателем в страховую медицинскую организацию;

ДПН - утвержденный Тарифным соглашением дифференцированный подушевой норматив финансирования МО-фондодержателя с фондодер-жанием на одного застрахованного прикрепленного гражданина;

ЧЗ - численность застрахованных лиц, прикрепленных к МО-фондодержателю и застрахованных конкретной СМО согласно регистру, прикрепленных к МО за отчетный месяц;

Дрд - доля средств, направляемых на выплаты медицинским организациям в случае достижения целевых значений показателей результативности деятельности;

Sкду - сумма, принятая СМО к оплате за внешние консультативные и лечебно-диагностические амбулаторно-поликлинические медицинские услуги МО-исполнителей согласно сводному отчету, полученному МО-фондодержателем от СМО;

Sст - сумма, принятая СМО к оплате за оказание плановой стационарной помощи МО-исполнителями согласно сводному отчету, полученному МО-фондодержателем от СМО;

Sдс - сумма, принятая СМО к оплате за оказание стационарозамещающей помощи МО-исполнителями согласно сводному отчету, полученному МО-фондодержателем от СМО;

Осрд - размер средств, направляемых на выплаты медицинским организациям в случае достижения целевых значений показателей результативности деятельности.

Оплата медицинской помощи, не включенной в систему взаиморасчетов (женские консультации, стоматологические поликлиники, экстренная медицинская помощь в круглосуточных стационарах, химио- и лучевая терапия при онкологических заболеваниях, гемодиализ, ВМП и др.) оплачивается по способам оплаты, предусмотренным тарифным соглашением. В этот перечень входят в основном

с

«КС

Менедже,

медицинские услуги, на которые не может повлиять первичное звено здравоохранения.

К показателям результативности деятельности МО-фондодержателей относятся критерии, характеризующие эффективность профилактической работы с прикрепленным населением, по данным анализа реестров-счетов медицинских организаций, оказывающих специализированную и скорую медицинскую помощь.

Действующая финансовая система оказывает различные эффекты на стационарное и поликлиническое звено. Предлагаемая нами модель подушевого финансирования амбулаторно-поликли-нической помощи с частичным фондодержанием мотивирует первичное звено внедрять эффективные ресурсосберегающие профилактические технологии оказания медицинской помощи, контролировать обоснованность госпитализаций и результаты лечения прикрепленного населения, развивая па-циентоориентированную модель оказания медицинской помощи.

Выводы:

В настоящий момент оплата амбулаторно-поли-клинической помощи в системе ОМС осуществляется на принципах подушевого финансирования зачастую без привязки к конечным результатам работы.

Модель подушевого финансирования с частичным фондодержанием с учетом показателей результативности деятельности медицинских организаций позволяет модернизировать первичное звено здравоохранения, внедрить эффективные технологии профилактики заболеваний и реабилитации, контролировать обоснованность госпитализаций и результаты лечения пациентов, создать условия для внедрения пациентоориенти-рованной модели оказания медицинской помощи в системе ОМС.

Финансовые механизмы экономии ресурсов здравоохранения на уровне первичного звена, в сочетании с правом их использования, а также мотивацией за достигнутые результаты работы позволит поднять уровень заработной платы работников и решить кадровый дефицит амбула-торно-поликлинической службы. Объем необоснованных госпитализаций в медицинские организации 1-2 уровня по данным экспертиз СМО составляет до 30%.

Конечные результаты работы, показатели результативности деятельности ПМСП при оказании медицинской помощи прикрепленному населению являются ключевыми критериями оценки в модели подушевого финансирования с частичным фондо-держанием.

1. Гехт И.А., Артемьева Г.Б. Когда фондодержание необходимо // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 10. - С. 47-52.

2. Кузнецов П.П, Исакова Л.Е, Лунская Л.Л., Шейман И.М., Фрид Э.М., Савчук О.П. и др. Методы оплаты медицинской помощи и ценообразование в здравоохранении: методологические подходы, отечественный и международный опыт. - М., 2003.

3. Павлов В.В., Суслина С.А., Галкин Р.А., Шешунова С.В. Моделирование конечных результатов в системе управления качеством медицинской помощи // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 10. - С. 18-22.

4. Саитгареев Р.Р. Особенности оплаты первичной медико-санитарной помощи по подушевому нормативу финансирования // Финансовый менеджмент. - 2016. - № 9. -С. 26-31.

5. Столбов А.П., Мадьянова В.В., Алленов А.М., Кобяцкая Е.Е, Орлов С.А., Ефимова А.О. К вопросу о формировании территориальной программы обязательного медицинского страхования: расчет нормативов объема амбулаторной помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2019. - Т. 27. - № 5. С. 813-816.

6. Томпсон С., Фубистер Ф, Моссиалос Э. Финансирование здравоохранения в Европейском союзе. Проблемы и стратегические решения. Европейская обсерватория по системам и политике здравоохранения. // Всемирная организация здравоохранения, 2010. - 270 с.

7. Хальфин Р.А., Какорина Е.П., Мадьянова В.В., Игнатьева М.В. Оценка эффективности деятельности органов государственной власти в сфере здравоохранения Российской Федерации. - М. «ГЭОТАР-Медиа», 2013. - 250 с.

енеджер № 8

здравоохранения 2020

8. Хальфин Р.А., Мадьянова В.В., Столбов А.П. О критериях деятельности медицинских организаций в новой пациентоориентированной системе здравоохранения // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 4. -С. 13-16.

9. Хальфин Р.А., Полушкин В.Г., Муравьев Д.Н. Страховой и клинический случаи: трактовка ряда категорий страхования в системе ОМС как возможная причина неэффективного оказания медицинской помощи населению // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2017. - № 7/8. - С. 17-22.

10.Хальфин Р.А., Сырцова Л.Е, Львова Д.П., Кобяцкая Е.Е. Пациент-ориентированный подход: базовые понятия // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2017. - № 1-2. - C. 9-13.

11.Хальфин Р.А., Таджиев И.Я. Некоторые итоги и проблемы реформирования системы отечественного здравоохранения // Менеджер здравоохранения. - 2010. - № 5. - С. 8-18.

12. Чернышев В.М., Банин С.А., Заиграев А.Л., Лайвин А.Н. Подушевое финансирование в здравоохранении. Отечественный и зарубежный опыт. Методология. - Новосибирск, 2005. - 94с.

13.Шевский В.И., Шейман И.М. Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2013. - № 3. - С. 24-47.

14.Шевский В.И., Шейман И.М. Система фондодержания в здравоохранении: типология, содержание, условия реализации // Здравоохранение. - 2008. - № 4. - С. 27-43.

15.Шейман И.М. Проблемы перехода на подушевой принцип оплаты первичной медико-санитарной помощи // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 4. - С. 143-164.

UDC 614.2

Halfin R.A., Avksentieva M. V, Muravyov D.N., Orlov S.A. Model of interaction between medical organizations based on the principles of Fund management — a way to improve the efficiency of primary health care (Sechenov First Moscow state medical University of the Ministry of health of the Russian Federation (Sechenov University); Institute of Leadership and health management, Moscow, Russia)

Abstract. The article analyzes the experience of per capita financing of primary health care based on the principles of stock provision in the system of compulsory health insurance (MHI). The article shows the features of practical implementation of Fund-forming models of per capita financing, their impact on the final results of the activities of medical organizations of Fund-holders. A unified scheme of interaction between the MHI participants (medical organizations, insurance medical organizations, territorial MHI Fund) (medical and economic model of business processes) is proposed for the implementation per capita financing of primary health care, with provision of decoding with partial filling of the Fund for the implementation of a patient-oriented model of medical care.

Keywords: per capita financing, Fund maintenance, insurance event, CHI system, insurance, medical care, efficiency of medical care, interaction of inpatient and outpatient care.

Здравоохранение-2020

ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С C□VID-^9 БУДУТ ВКЛЮЧЕНЫ В ПЕРЕЧЕНЬ ЖНВЛП

□ б этом сообщил министр здравоохранения России Михаил Мурашко во время визита в НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. акад. В.И. Шумакова. Михаил Мурашко отметил, что новое регулирование позволяет во время пандемии по ускоренной схеме включать в список ЖНВЛП лекарства, применяемые для лечения новой коронавирусной инфекции. Ранее Минздрав сообщил, что противовирусный препарат с МНН фавипиравир будет включен в перечень.

Минздрав по ускоренной процедуре в условиях ЧС одобрил четыре препарата от коронавируса -«Коронавир» компании «Технология лекарств», фавипиравир компаний «Кромис» и «Промомед Рус», а также левилимаб компании «Биокад». В середине сентября внесены изменения в регистрационные удостоверения двух отечественных препаратов для лечения новой коронавирусной инфекции - разрешено их применение в амбулаторных условиях. Ранее их можно было использовать только в условиях стационара.

Источник: ТАСС

№ В Менеджер

2020 здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.