Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ'

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / ЗАПРОСЫ ВРЕМЕНИ / COMPETENCE MODEL OF THE GRADUATE / REQUESTS TIME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева А.А., Фомина Е.И., Галуцких Ю.А.

В статье представлена модель формирования конкурентноспособных качеств выпускника современной образовательной организации. Особенности формирования компетентного выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF A MODERN SCHOOL GRADUATE

The article presents a model for the formation of competitive qualities of a graduate of a modern educational organization. Features of forming a competent graduate.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

УДК - 377

Зайцева А.А. Учитель информатики МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода

Россия, г. Белгород Фомина Е.И. учитель английского языка МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода

Россия, г. Белгород Галуцких Ю.А. учитель математики МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода

Россия, г. Белгород

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: В статье представлена модель формирования конкурентноспособных качеств выпускника современной образовательной организации. Особенности формирования компетентного выпускника.

Ключевые слова: компетентность, модель выпускника, запросы времени.

Zayceva A.A. teacher of informatics MBOU "Gymnasium No. 22"of Belgorod

Россия, Belgorod Fomina E.I. English teacher MBOU "Gymnasium No. 22"of Belgorod

Россия, Belgorod Galuckih Y.A mathematics teacher MBOU "Gymnasium No. 22"of Belgorod

Россия, Belgorod

MODEL OF A MODERN SCHOOL GRADUATE

Abstract: the article presents a model for the formation of competitive qualities of a graduate of a modern educational organization. Features offorming a competent graduate.

Keywords: competence model of the graduate, the requests time

Требования, предъявляемые к современной системе образования, непосредственно влияют на тот образ выпускника, который формируется в сознании общества. Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

Модель выпускника - это образ желаемого результата образования.

Нормативно-правовой базой создания модели выпускника школы являются: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Концепция федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Уровень образования в мире непрерывно растет. Чтобы соответствовать международным стандартам, выпускник современной школы должен быть интеллектуально и духовно развит, готов к продолжению образования, способен к самореализации, самоопределению, самосовершенствованию. Какие люди необходимы современному обществу, чтобы оно развивалось? Попробуем создать модель современного выпускника, воспользовавшись мнением ведущих педагогов мира.

В сегодняшней ситуации выпускник школы одновременно является неким итогом деятельности для самой школы, началом деятельности для вуза и готовым к деятельности работником для работодателя. При этом взгляд всех участников ситуации, система необходимых требований к выпускнику вовсе не является единой. Заинтересованность всех сторон в высоком уровне выпускника является общей и делает школу и вуз союзниками в решении этих проблем. В то же время различие их позиций по отношению к выпускнику позволяет увидеть проблему с разных сторон и оптимизировать систему требований к нему. Сегодняшний выпускник - это, прежде всего, человек творческий, с большим потенциалом саморазвития и самореализации.

Современная школа должна не просто идти в ногу со временем, она должна опережать время. По условиям школы модель выпускника должна включать следующие составляющие и характеризуется широким спектром воздействий личности:

1. Выпускник должен покинуть школу профессионально определенным.

2. Выпускник должен уметь методически грамотно, самостоятельно работать.

3. Он должен стремиться к самообразованию и совершенствованию.

4. Его творческий поиск должен быть прерогативных жизненного и профессионального пути.

5. Выпускник школы должен принимать активное участие в общественно-политической и культурной жизни страны.

6. Выпускник должно быть сознательным гражданином, готовым отвечать за свои поступки.

7. Выпускник должен быть готов к осознанному родительству.

8. Он должен сознательно относиться к своему здоровью и окружающей среде.

Примечательно, что педагоги к современному выпускнику предъявляют требования по знаниям и умениям, необходимым в повседневной жизни, тогда как еще совсем недавно главной отличительной чертой нашего образования было наличие хорошего багажа академических знаний. Это связано с тем, что постепенно педагогическая общественность приходит к пониманию того, что не надо ребенка перегружать теми знаниями, которые ему могут не понадобиться в повседневной жизни. Таким образом, для родительской и педагогической общественности при формировании социального заказа характерны следующие требования к выпускнику современной школы: набор достаточных знаний и умений; умение находить выход из любой ситуации; умение формулировать цели и выстраивать пути для их достижения.

Исходя из всего вышесказанного, можно составить следующую модель выпускника школы:

Личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом;

гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей др. национальностей, стремящийся к установлению с ними отношений сотрудничества, необходимых для сохранения и совершенствования человечества;

человек, имеющий уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности;

человек, свободный в выборе мнения, религии, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающих свободу выбора и права других людей;

личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культурных отношений;

житель планеты земля, сознающий себя частью ее природы и стремящийся к сохранению флоры и фауны планеты как части Вселенной.

Таким образом, создание модели компетентного ученика и обеспечение надлежащих условий для достижения результатов - это конкретные задачи, выполнение которых позволит обеспечить новый результат образования, адекватный сегодняшнему состоянию общества и культуры - формирование компетентной личности.

Использованные источники:

1. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013

2. Шрубковский С.В. Мецдерецкий В.В. Компетентностный подход к обучению, как стратегический ориентир в управлении процессом экспериментальной подготовки школьников

3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно -целевая основа компетентностного подхода в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.