Научная статья на тему 'Модель выбора исполнителей разрабатываемого проекта в системе практико-ориентированной деятельности'

Модель выбора исполнителей разрабатываемого проекта в системе практико-ориентированной деятельности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
116
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / МОДЕЛЬ / ПРОЕКТ / SYSTEM / MODEL / PROJECT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Корнфельд И. Н., Новикова Л. А.

В статье рассматривается модель выбора конкурсной структурой исполнителей проекта в процессе практико-ориентированной деятельности, основанная на учете требований проекта к свойствам и компетентностям претендентов и приводящая к формированию коллектива исполнителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Корнфельд И. Н., Новикова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF THE SELECTION OF THE PERFORMERS OF THE UNDER DEVELOPMENT PROJECT IN SYSTEM PRACTICAL PERSON-ORIENTED TO ACTIVITY

In article is considered model of the selection by competitive structure of the performers of the project in process practical person-oriented to activity, founded on account of the requirements of the project to characteristic and competitions pretender and bring about shaping the group of the performers.

Текст научной работы на тему «Модель выбора исполнителей разрабатываемого проекта в системе практико-ориентированной деятельности»

УДК 681.3

МОДЕЛЬ ВЫБОРА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО ПРОЕКТА В СИСТЕМЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.Н. Корнфельд, Л.А. Новикова

В статье рассматривается модель выбора конкурсной структурой исполнителей проекта в процессе практикоориентированной деятельности, основанная на учете требований проекта к свойствам и компетентностям претендентов и приводящая к формированию коллектива исполнителей

Ключевые слова: система, модель, проект

Основной (целевой) функцией любого центра планирования карьеры является [1] поиск студентов по запросам предприятий (множество I = {7}т). От того, насколько адекватно будет реализована эта функция, зависит эффективность функционирования центра (полнота и точность поиска, время поиска, экономичность и др.). Понятно, что эти показатели эффективности формируются на всех операциях, и в первую очередь на этапах взаимодействия центра с внешней средой (множеством I), отражая вариантность выбора в множестве запросов предприятий, неоднозначность в свертывании их первичного запроса (потребностей предприятий) и в оценках, выданных центром на запросы информации о студентах.

Основным проблемным вопросом при построении модели выбора исполнителей проекта является вопрос, связанный с формированием классов инновационности, т.е. с установлением связей между элементами множества исполнителей, выявлением того, какие из них можно рассматривать связанными по совокупности своих свойств с требованиями проекта некоторыми отношениями. Но при любой постановке проблемы таксономии могут встречаться элементы неопределенной природы, для которых можно говорить лишь о степени принадлежности к классам, не имеющим ясно очерченных границ. В этом случае булева алгебра оказывается неприменимой и выявляется важность собственной глубинной логики возникшей проблемы.

Корнфельд Иосиф Николаевич - ВИВТ, канд. техн. наук, доцент, тел. (4732) 20-56-08 Новикова Людмила Алексеевна - ВИВТ, канд. техн. наук, доцент, тел. (4732) 20-56-46

Вопросы формирования классов инновационности возникают в результате установления связей между элементами множества исполнителей, выявления того, какие из них можно, а какие нельзя рассматривать связанными некоторыми отношениями по свойствам требованиям исполнителя проекта. Пусть В -конечное множество претендентов и Z - множество всех возможных их свойств. Какова будет матрица ^ связи 7-го претендента с ]-м требованием, а, следовательно, ее структура и область анализа во многом зависит от правильного формирования исходного множества претендентов В, их свойств Z и проявлений Х этих свойств в конкретных условиях, например, проектной работы. Будем говорить, что два претендента из В сходны по своим возможностям, профессиональным характеристикам и др.параметрам, если они наделены хотя бы одним общим признаком (свойством) из Z.

Следовательно, решение проблемы выбора исполнителей на этапе формирования классов инновационности можно считать эквивалентным идентификации функции, отображающей структуру подобия свойств претендентов, определенную на конечном их множестве, а также разбиением этого множества на классы так, чтобы достигалась неформальная цель выбора. Данная проблема может быть решена построением последовательности все более «тонких» разбиений выборочного множества претендентов В на множестве их свойств Z. В результате получается определенная структурная модель выбора, которая удовлетворяет заданной цели (критерию) данного разбиения в соответствии с требованиями разрабатываемого и реализуемого проекта.

Следовательно, неформально проблему разбиения множества претендентов на классы инновационности можно сформулировать следующим образом: «Сгруппировать элементы конечного множества В так, чтобы претенденты с подобными свойствами относились к одному и тому же подмножеству (называемому классом инновационности исполнителей в соответствии с требованиями проекта), а с не подобными - к различным подмножествам».

Понятие классов инновационности опирается на структуру подобия (по предположению, определенную на конечном множестве претендентов) и не зависит ни от каких соображений относительно природы самого конечного множества. Тогда возникают вопросы, связанные с проблемами представления множества претендентов с помощью классов инновационности наиболее эффективным образом. Причем, проблема определения «адекватного» представления зависит от контекста прикладной задачи выбора исполнителей по требованиям проекта.

В основу построения модели выбора положим системный подход. Будем рассматривать предмет исследования как совокупность некоторого множества компонент и связей (отношений) между ними.

Для системной декомпозиции задачи выбора исполнителей проекта на этапе формирования класса инновационности возьмем за основу известную модель системообразующих элементов [2, 3]:

< Ц, Ф, С, К, О >, (1)

где Ц - цель системы; Ф - ее функция; С -структура реализации функции; К - компоновка элементов Ц, Ф, С в соответствующем пространстве; О - организация функционирования системы.

Рассмотрим основную часть процедуры выбора исполнителей в соответствии с требованиями проекта, связанную с процессом формирования и выбора классов инновационности. Элементы модели (1) в терминах системообразующих компонент имеют следующий смысл: Ц - цель Ж, под которой понимается множество Ж(Х) состояний Х системы, желаемых ЛПР. Отображение Г: I ^Ж, где I - множество ис-

ходных сведений об исследуемой предметной области, выполняется посредством некоторого способа достижения цели Ж, под которым следует понимать определенный оператор или их совокупность преобразования сведений I в цель Ж.

Результаты декомпозиции целей на подцели отображаются в виде графа Ож = (Ж, Г ж ), который задает взаимосвязи выбранного множества целей. Последовательная декомпозиция целей заканчивается выделением отдельных задач V, которые необходимо решать для достижения цели выбора. Результаты разбиения задач на подзадачи отображаются в виде графа Оу = (у, Гу ). Очевидно, что для достижения тех или иных целей (граф ОЖ) необходимо решать множество задач. Таким образом, существует множество дуг, которые можно описать в виде отображения аі :Ж ^ V, связывающего

цели и задачи.

Каждая і-я цель (задача) характеризуется

заданием области Е0 допустимых значений признаков (критериев оценки) классов инновационности фі = \ф! }є Е9 множества Ь = {/} показателей (профессиональных, психологических и др.), характеризующих качественную сторону (степень достижения цели) в соответствии с требованиями проекта. Задание области

Еі конкретизирует определение целевого

множества Ж в показателях ф, используемых

на этапе формирования классов инновационности. Результаты выделения критериев отображаются в виде графа Оь = (Ь, Г ь ), т. е. существует отображение а2'-Ж ^ Ь , связывающее

цели и критерии.

Определив множества целей, задач и критериев, ЛПР должен задать структуру классов инновационности. Для этого выделяется некоторое множество претендентов В = \^г } г є Я,

которое может быть использовано при решении их выбора по требованиям проекта. Таким образом, задается структура классов инновационности. Если ЛПР не может определить испол-

нителей, т.е. выбор на множестве В пуст (отказ от выбора [4]), то цели выбора исполнителей по требования проекта не могут быть достигнуты и необходимо возвратиться к корректировке исходной цели выбора.

Для дальнейшего изложения полагаем, что выбор ЛПР исходного множества претендентов был произведен верно, т.е. существует отображение аз : Ь ^ В, связывающее критерии оценки классов инновационности с этим множеством.

Далее ЛПР для создания компоновки Ц, Ф и С должен выделить на множестве претендентов множество их свойств Z ={г ^ }, которое

может быть использовано для достижения 7-ой цели в соответствии с требованиями проекта и 1-м признаком класса инновационности. Компонуя соответствующим образом претендентов из В на фактор-множестве их свойств из Z, ЛПР в соответствии с требованиями проекта и совокупности признаков класса инновационности может влиять на параметры состояния классов, т.е. существует отображение б4 : В ^ Z , связывающее множество претендентов и множество их свойств.

Категория О (см. выражение (1)) - это процесс принятия решений по выбору класса инновационности.

инновационных исполнителей

Рис. 1. Фазы информационного процесса формирования классов инновационности

Процедуры синтеза классов представляют собой сложный информационный процесс, протекающий в проектируемой системе при решении задачи выбора исполнителей проекта. Конечным продуктом процесса является классификация, согласованная с целями и возможностями выбора потенциально инновационных

претендентов, годных для проектной деятельности. Основные фазы такого информационного процесса показаны на рисунке 1.

Процесс построения классов инновационности (фазы 5 и 6) завершается формированием информации, отвечающей на вопросы «зачем?» (фаза 1), «с какими требованиями?» (фаза 2), «какими средствами?» (фаза 3) и «с каким качеством?» (фаза 4). На выходе фазы 5 сформированный в окончательном виде информационный массив данных содержит всю информацию, необходимую для перехода к этапу конструктивной разработки.

Рис. 2. Схема цикла управления этапами формирования классов инновационных исполнителей

На рисунке 2 показана очевидная схема цикла управления этапами синтеза классов ин-

новационных исполнителей. Решение пронизывает все этапы формирования классов и является главным фактором их управления.

Приведенное выше процедурное описание этапов решения задачи выбора исполнителей проекта на теоретико-множественном уровне можно представить в виде кортежа:

п = < Ж, Ь, В, Z >, (2)

где Ж = {м>7} - множество целей выбора; Ь={!/(

- множество признаков (критериев) классов исполнителей; В = {йг} - множество претендентов, которое может быть использовано при решении задачи выбора по требованиям проекта; Z = {^} - множество свойств претендентов, которые необходимо учитывать при выборе.

Следовательно, каждый вариант класса *

инновационности п5 является подмножеством декартова произведения:

п* с Ж х Ь х В х Z , (3)

где 5 е S - множество допустимых вариантов.

Предположим, что на Ж(Х) задан вектор вещественных функций полезности Г(Х) = ( Г1(х), ..., Гь(х)), оценивающих решение х е Х. В этом случае исходными данными для моделей синтеза классов потенциально инновационных исполнителей являются множества из уравнения (2). Тогда:

хдоп = Жй х Ь й х В й х Z й х ^ (4)

назовем множеством допустимых решений.

*

Выбор п5 С Х обеспечивает структурный синтез классов инновационности исполнителей. Тогда модель синтеза класса может быть пред-

ставлена как:

Г(Х) = ( ВД, ВД) ^ Opt, (5)

где Opt - оператор, реализующий векторный принцип оптимизации.

Модель (5) в общем случае представляет собой модель дискретной оптимизации комбинаторного типа большой размерности. Когда Г(Х) имеет одну компоненту, она становится скалярной. В общем случае модель (5) допускает декомпозицию, что снижает ее размерность. Эта модель позволяет осуществить структурный синтез по одному, двум, трем и четырем множествам сразу в различных комбинациях.

Такое представление процедур на основе системного моделирования структурных элементов (уравнение (2)) с решением на множестве допустимых решений (уравнение (4)) задач выбора и принятия решения (уравнение (5)) на каждом этапе синтеза и является алгоритмом формирования информационной технологии выбора конкурсной структурой потенциально инновационных исполнителей в соответствии с требованиями разработки и реализации проекта.

Литература

1. Новикова, Л.А. Модели и алгоритмы оптимального подбора молодых специалистов на основе запросов работодателей: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. техн. наук / Новикова Людмила Алексеевна. - Воронеж: Научная книга, 2009. - 16 с.

2. Мелехов, А. Н. Ситуационные соответствующие системы с нечеткой логикой [Текст] / А. Н. Мелехов, Л. С. Берштейн, С. Я. Коровин.

- М.: Наука. 1990.- 272 с.

Воронежский институт высоких технологий

THE MODEL OF THE SELECTION OF THE PERFORMERS OF THE UNDER DEVELOPMENT PROJECT IN SYSTEM PRACTICAL PERSON-ORIENTED TO ACTIVITY

I.N. Kornfeld, L.A. Novikova

In article is considered model of the selection by competitive structure of the performers of the project in process practical person-oriented to activity, founded on account of the requirements of the project to characteristic and competitions pretender and bring about shaping the group of the performers.

Key words: system, model, project

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.