Научная статья на тему 'Модель устойчивого развития земельного сектора АПК в угледобывающем регионе'

Модель устойчивого развития земельного сектора АПК в угледобывающем регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECONOMIC EFFICIENCY / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинова Е. В.

В статье рассмотрена актуальность внедрения модели устойчивого развития земельного сектора АПК в регионе с добычей угля открытым способом, для повышения экономической эффективности пахотных земель, а также рационального использования плодородного слоя почвы снятого с изъятых земель сельскохозяйственного назначения под нужны угледобывающей промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT LAND AGRIBUSINESS SECTOR IN COAL MINING REGION

The article discusses the relevance of implementing a model for sustainable development of land agricultural sector in the region with opencast mining, to improve the economic efficiency of arable land, as well as the rational use of topsoil removed from agricultural lands seized by the coal industry needs.

Текст научной работы на тему «Модель устойчивого развития земельного сектора АПК в угледобывающем регионе»

Таблица 1 Основные показатели деятельности предприятий и организаций Белгородской области за 2008-2012 гг.

Показатели Годы Изменения 2012г./2008г.

2008 2009 2010 2011 2012 Абсо- лютные, (+,-) Темп роста,%

Число предприятий и организаций 29872 31180 32748 33462 33469 3597 112,0

Численность работников предприятий и организаций (среднегодовая), тыс. чел. 679,9 693,0 693,5 698,1 700,1 20,2 103,0

Валовой региональный продукт, млрд. руб. 317,6 304,3 398,3 511,6 565,0 247,4 177,9

Основные фонды (по полной учетной стоимости), млрд. руб. 507024 586006 671563 797428 921456 414432 181,7

Степень износа основных фондов, % 32,0 33,5 36,6 39,9 41,9 9,9 130,9

Степень годности основных фондов, % 68,0 66,5 63,4 60,1 58,1 -9,9 85,4

Фондоотдача основных фондов (в среднем по организациям), руб. 0,0009 0,0008 0,0009 0,0011 0,0011 0,0002 122,2

Производительность труда 1 работника (в среднем по организациям), тыс.руб./чел. 467,1 439,1 574,3 732,8 807,0 339,9 172,8

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млн. руб. 72595 27967 77244 130561 112814 40219 155,4

Удельный вес рентабельных организаций, % 74,2 68,3 69,5 73,5 78,1 3,9 105,3

Удельный вес убыточных организаций, % 25,8 31,7 30,5 26,5 21,9 -3,9 84,9

В целом, по основным показателям деятельности предприятий и организаций Белгородской области за 2008-2012 гг. наблюдалась положительная динамика, что свидетельствует об эффективности работы экономических субъектов.

Однако очевидным для многих экономистов и практиков является необходимость обновления основных фондов предприятий и организаций Белгородской области [3, 4, 5]. Для осуществления экономического прорыва и дальнейшего планомерного роста первоочередной задачей являются развитие и модернизация производственного сектора региона.

Вместе с запасами полезных ископаемых Белгородская область располагает существенной сельскохозяйственной базой -земельные угодья составляют 2,7 млн гектар, из которых более 70% - черноземы (6% общестрановых запасов). Поэтому на территории области расположены одни из крупнейших в России предприятий по добыче, обогащению и производству концентрата - ОАО «Лебединский ГОК» (21% российского концентрата, 23% окатышей, группа «Металлоинвест»), ОАО «Стойленский ГОК» (14% российского концентрата, группа НЛМК), ОАО «Комбинат КМАруда» (2% концентрата, группа «Кокс»).

По объемам сельхозпродукции область занимает второе место в стране после Краснодарского края, обеспечив в 2012 г. 4,9% с/х производства в российском масштабе. Кластеры роста сконцентрированы в сегментах свиноводства, птицеводства и молочного животноводства, производственную цепочку продолжает развитая пищевая и перерабатывающая промышленность (еще 40% регионального промпроизводства).

В целом, можно сделать вывод, что Белгородская область - крупный аграрно-промышленный центр с населением 1,5 млн чел., занимающий второе место после Москвы по объему ВРП в расчете на душу населения в Центральной России. Белгородская область входит в 25 наиболее развитых российских регионов, обеспечивая 1,1% консолидированного ВРП и демонстрируя опережающую экономическую динамику. Эконмическая характеристика предприятий региона позволяет констатировать положительную динамику большинства показателей их деятельности, что способствует экономическому развитию региона и улучшению уровня жизни населения.

Литература

1. Антонова, М. В. Механизм влияния информационных систем на финансовые результаты деятельности предприятия [Текст] / М. В. Антонова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2007. - № 3. - С. 120-127.

2. Никулина Е.В. Экономические проблемы регионов ЦФО: угрозы бюджетно-финансовой безопасности [Текст] / Е. В. Никулина // Современная экономика: проблемы и решения. - 2012. - № 9 (33). - С. 32-37.

3. Антонова, М.В. Исследование классификации кредитных потребительских кооперативов (на примере Белгородской области) [Текст] / М. В. Антонова, И. В. Чистникова // Финансы и кредит. - 2014. - № 1. - С. 24-29.

4. Чистникова, И.В. Формирование инновационной стратегии развития производства в регионе [Текст] / И. В. Чистникова, Е. В. Никулина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2013. - № 2 (120). - С. 280-285.

5. Антонов, А.Ю. Региональная политика в сфере контроля качества государственных таможенных таможенных услуг [Текст] / А.Ю. Антонов // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 45. - № 4. - С. 7-11.

Логинова Е.В.

Аспирант, Сибирский государственный технологический университет МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО СЕКТОРА АПК В УГЛЕДОБЫВАЮЩЕМ РЕГИОНЕ

Аннотация

В статье рассмотрена актуальность внедрения модели устойчивого развития земельного сектора АПК в регионе с добычей угля открытым способом, для повышения экономической эффективности пахотных земель, а также рационального использования плодородного слоя почвы снятого с изъятых земель сельскохозяйственного назначения под нужны угледобывающей промышленности.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экономическая эффективность, сельское хозяйство.

Loginiva E.V.

Postgraduate student, Siberian State Technological University MODEL OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT LAND AGRIBUSINESS SECTOR IN COAL MINING REGION

41

Abstract

The article discusses the relevance of implementing a model for sustainable development of land agricultural sector in the region with opencast mining, to improve the economic efficiency of arable land, as well as the rational use of topsoil removed from agricultural lands seized by the coal industry needs.

Keywords: sustainable development, economic efficiency, agriculture.

В настоящее время в Красноярском кроя сложилась непростая ситуация с использованием земельных ресурсов в непосредственной близости горными отводами, при наличии нарушения баланса изъятия и восстановления сельскохозяйственных земель угольными разрезами, а также выбытием пашни под воздействием биологических и техногенных факторов [1].

Экономическое плодородие земель сельскохозяйственного назначения напрямую зависит от содержания гумуса и оптимальной концентрации основных питательных веществ (азот, калий, фосфор и др.) [2]. Как установлено исследованиями, поверхности рекультивированных отвалов находятся в состоянии, совершенно непригодном для использования в сельском хозяйстве, либо на их ввод в оборот требуются значительные финансовые вложения [3].

Сегодня, в условиях рыночной экономики, рекультивированные земли, сданные в государственный фонд и возвращенные формально в сельскохозяйственный оборот, оказались полностью невостребованными.

Увеличение концентрации глинистой фракции в нанесенном ПСП говорит о фактических потерях ПСП, в 3-4 раза превышающих проектные показатели. Этот аспект открытой угледобычи приводит к сокращению площадей сельскохозяйственного назначения [4].

В формате земельных ресурсов АПК количественная оценка этого обстоятельства оговаривает безвозвратную потерю тысяч гектар плодородных сельскохозяйственных безвозвратную потерю тысяч гектар плодородных сельскохозяйственных угодий. В этой связи необходимо развитие направления в землепользовании в условиях открытой угледобычи, которое должно основываться на следующих принципах: частичный отказ от нанесения снятого ПСП на создаваемые отвальные поверхности; передача внешних и внутренних отвалов под лесной фонд; на землях, смежных с угольными разрезами, возделываемых предприятиями агропромышленного комплекса, проведение мелиоративных работы силами угольного разреза; нанесение основного объема снятого в контурах горного отвода ПСП на освобожденные от древесно-кустарниковой растительности участки пахотных земель.

Предложенный подход к землепользованию с позиции взаимоувязки режимов изъятия и восстановления земельных угодий изображен в виде блочной модели на рисунке 1 [4].

Рис. 1 - Схема ресурсосберегающего подхода, обеспечивающего устойчивое развитие земельных ресурсов

сельскохозяйственного назначения.

В первом блоке размещены основные показатели, характеризующие режим землепользования, и система ограничений: период оценки проекта; ежегодная площадь изъятия земель; дальность транспортировки ПСП от границы горного отвода угольного разреза до мест его нанесения и др.

Во втором блоке устанавливается взаимодействие сектора государственного управления и заинтересованных в улучшении режима землепользования сторон.

В третьем блоке применительно к конкретным условиям составляются:

1. Технико-экономическая и организационно-технологическая документация по рекультивации земель, с отраженными в ней показателями режима землепользования (площадь земельных угодий, подлежащих изъятию; потери и засорение ПСП, возникающие в ходе проведения технического этапа рекультивации; сокращение площадей земельных угодий, обусловленное потерями и засорением ПСП).

2. Выбор направления и способ рекультивации поверхностей отвальных массивов.

3. Составляются технологические карты на комплекс работ по культуртехнической мелиорации [4].

В технологической карте на выполнение мелиоративных работ отражают в основном три группы показателей:

1) кадастровые номера и условные обозначения осваиваемых контуров по прилагаемой схеме участка, намечаемые виды работ, основные агротехнические и технологические требования и способы движения агрегатов, объем работ по каждому технологическому процессу и срок их выполнения; 2) состав агрегата, марка трактора и орудия, выработка за смену, необходимое количество нормо-смен на запланированный объем работ, расход топлива по норме и на весь объем работ;

3) стоимость обработки единицы площади и общая стоимость запланированных работ.

Предлагаемая модель землепользования обладает высокой адаптацией к условиям конкретного угледобывающего региона и может быть реализована по одному из следующих направлений: 1. Темп изъятия земель больше темпа их возврата в оборот. 2. Темп изъятия земель равен темпу их возврата в оборот. 3. Темп возврата земель больше темпа изъятия.

Сильные и слабые стороны существующей модели землепользования и предлагаемой отразим в таблице 1 [4].

42

Таблица 1 Результаты сравнительного анализа моделей землепользования в межотраслевом контексте

Характеристики (возможности) Существующая Предлагаемая

С позиции уменьшения платежей за изъятые земли (интересы угольных предприятий)

1. Возможность восстановления продуктивных земель сельскохозяйственного назначения на начальном этапе строительства угольного разреза и создания промышленной площадки.

2. Ожидание в течение 3-4 лет оседания создаваемой поверхности для нанесения ПСП.

3. Необходимость преодоления стереотипов и устоев, сложившихся в землепользовании в горном деле

С позиции предприятий агропромышленного комплекса (интересы аграриев)

4. Повышение урожайности восстанавливаемых земель.

5. Возможность встраивания восстанавливаемых угодий в контуры обрабатываемых полей севооборота.

6. Рост производительности сельскохозяйственных машин и агрегатов.

7. Наличие естественных околоповерхностных водоносных горизонтов

С позиции академической и отраслевой науки (интересы ученых)

8. Получение новых знаний о главном производственном факторе «Земля» в системе факторной экономики - +

С позиции социальной сферы общества (интересы государства)

9. Создание новых рабочих мест - +

+

+

+

+

Реализация модели по третьему направлению позволит максимально решить проблему постоянного увеличения платежей за изъятые земли, связанного с систематическим отставанием темпов восстановления последних.

Литература

1. Байкалов, Е.М. Мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий на территории Красноярского края / Е.М. Байкалов, Г.С. Вараксин // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2012. - № 9. - С. 45-90

2. Печенкина, В.В., Берзин A.M., Калашникова Н.И. Бездефицитный баланс гумуса - залог сохранения плодородия / В.В. Печенкина, А.М. Березин, Н.И. Калашникова // Экономика сельскохозяйственных и неперабатывающих предприятий. - 2003. - №3. - С.22-23.

3. Зеньков И.В. Результаты комплексных исследований рекультивированных внутренних отвалов угольного разреза «Бородинский» / И.В. Зеньков // Экология и промышленность России. 2010. № 6. С. 28-31.

4. Зеньков И.В., Логинова Е.В. Управление инновационным развитием земельного сектора АПК в Красноярском крае: Монография - Красноярск: СФУ 2013. - 236с.

Маркова М.В.

Кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель кафедры менеджмента Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В.

Ломоносова

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА И ПАРТНЕРСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА КОМПАНИЙ К МАРКЕТИНГУ

Аннотация

В статье рассмотрено влияние традиционного подхода к маркетингу на устойчивое развитие компаний и современное объективное требование рынка к многоуровневому взаимодействию компании и других участников маркетинговой среды. Построение новой модели маркетинга должно происходить на основе партнерских отношений со всеми субъектами, задействованными в процессы создания конечного продукта компании и его распространения.

Ключевые слова: социально-ответственный маркетинг, маркетинг взаимоотношений, устойчивое развитие, холистический маркетинг.

Markova M.V.

PhD, Associate Professor, Senior Lecturer of Lomonosov Moscow State University Business School, Department of Management

SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS AND PARTNER RELATIONS AS THE BASIS OF COMPANIES’ MODERN

APPROACH TO MARKETING

Abstract

The article considers the influence of the traditional approach to marketing on the sustainable development of companies and the objective requirement of the modern market to the multilevel interaction of a company with other participants of the marketing environment. Building a new marketing model should be based on partnerships with all stakeholders involved in the process of creating the final product of the company and its distribution.

Keywords: socially-responsible marketing, relationship marketing, sustainable development, holistic marketing.

Большинство крупных компаний в настоящее время реализуют политику увеличения количества брендов, полагая, что таким образом они обеспечивают себе защиту от существующих конкурентов и ограничивают возможности выхода на рынок новых конкурентов. Такой подход к маркетинговой деятельности является традиционным для многих компаний и составляет основу их системы стратегического планирования.

Традиционный подход к маркетингу крупных компаний, выводящих на рынок все новые и новые бренды, приводит к сверхфрагментации рынков и, в первую очередь, рынка потребительских товаров. Постоянное появление новинок обостряет конкуренцию и сокращает жизненные циклы товаров. Эти процессы негативно отражаются на устойчивом развитии, как товарных рынков, так и общества в целом. (Рис. 1).

Возрастает рекламная насыщенность рынка, а качество товаров при этом снижается, так как производителям становится нерентабельно инвестировать в повышение качества, учитывая короткие жизненные циклы товаров.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.