Научная статья на тему 'Модель управления воспитательной деятельностью педагога ссуза на основе принципов синергетического подхода'

Модель управления воспитательной деятельностью педагога ссуза на основе принципов синергетического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель управления воспитательной деятельностью педагога ссуза на основе принципов синергетического подхода»

■■■ ■ і і і і і і і 4. і ■■ тп

ТЮР П 9 ЮСИ П ТАИ П 9

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГА ССУЗА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В. Ш. Масленникова, зав. лабораторией профессионального воспитания и социальной педагогики, доктор педагогических наук, профессор

Системогенез воспитательной деятельности предполагает определение на основе системно-синергетического анализа динамической структуры личности как объекта и субъекта учебновоспитательного процесса, социальноэкономических условий, потребностей и социального заказа общества, закономерностей, движущих сил и противоречий воспитательного процесса, методологических оснований и взаимодействия основных компонентов воспитательной системы; определение количественных и качественных характеристик компонентов воспитательной системы, основных параметров профессиограммы преподавателя и критериев их достижимости; определение базовых принципов, теорий и технологий развертывания содержания воспитательной деятельности, критериев эффективности функционирования воспитательной деятельности; построение модели целостной воспитательной системы, теории и методики внутреннего и внешнего мониторинга ее функционирования, изучение динамики ее взаимодействия с другими педагогическими системами. Также является актуальной

задачей решение указанных задач на основе синергетического подхода при наличии модели управления воспитательной деятельностью педагога.

В качестве основы модели необходимо раскрыть основные принципы синергетики: гомеостатичности, иерархичности, нелинейности, неустойчивости, незамкнутости, динамической иерархичности, наблюдаемости, самоактуализации.

Принцип иерархичности обеспечивает структурную иерархию модели. Примером такой иерархии являются уровни педагогической воспитательной деятельности:

I (минимальный) - репродуктивный;

II (низкий) - адаптивный - малопродуктивный;

III (средний) - локально-модели-рующий - среднепродуктивный;

IV (высокий) - системно-модели-рующий знания - продуктивный;

V (высший) - системно-моделиру-ющий деятельность и поведение обучающихся - высокопродуктивный.

С точки зрения синергетического подхода любые элементы, связываясь

113

Казанский педагогический журнал

>'2006

в структуру, передают ей часть своих свойств и функций. Как отмечает

В.Г. Буданов [2, с.290], важным свойством иерархических систем является невозможность полной редукции, сведения свойств структур более сложных иерархических уровней к языку более простых уровней системы. Каждый уровень имеет внутренний предел сложности описания, превысить который не удается на языке данного уровня. Так, по мнению

Н.В. Кочергиной [4,с.22], состав и закономерности уровня одного элемента воспитательной работы не могут быть сведены к составу и закономерностям уровня целостного воспитательного процесса.

Принцип гомеостатичности объединяет многие идеи кибернетики, системного подхода и синергетики. Гомеостаз - это поддержание программы функционирования системы, ее внутренних характеристик в некоторых рамках, позволяющих ей следовать к своей цели.

Любая система имеет свою цель существования, от которой она получает корректирующие сигналы. Причем эта корректировка осуществляется за счет отрицательных обратных связей (доля сигнала с выхода системы подается на вход с обратным знаком), подавляющих любое отклонение в программе поведения, возникшее под действием внешних воздействий среды. Цель-программу поведения системы в состоянии гомеостаза называют аттрактором.

Главной целью (аттрактором) конструктивно-проективной воспитательной деятельности является социальный заказ общества на подготовку

114

специалиста, реализуемый через цели. Именно с этой целью соотносятся результаты усвоения содержания обучения и воспитания.

Корректировка внутри системы с помощью обратных связей осуществляется на разных этапах процесса обучения и воспитания: например, при выяснении соответствия деятельности преподавателя мотивам обучающихся, при соотнесении деятельности преподавателя с механизмом и результатами процесса усвоения и освоения социально-профессионального опыта.

Принцип нелинейности характеризует обновление системы, последовательно путем гибели старого порядка, хаоса и рождения нового [2, с. 293]. Нелинейность есть нарушение принципа суперпозиции в некотором явлении: результат воздействий не равен сумме их результатов. В более гуманитарном, качественном смысле это означает следующее: результат непропорционален и неадекватен усилиям; целое не есть сумма его частей и т.д.

Воспитательная деятельность является нелинейной системой. Это обусловлено нелинейностью поведения как преподавателя, отдельного студента, так и всей группы. С позиции синергетики группа студентов представляет собой сложную нелинейную систему. Между субъектами этой системы, а также между ними и преподавателем происходят постоянные нелинейные взаимодействия. Эта нелинейность обусловлена субъективными факторами, связанными с особенностями восприятия и поведения обучающихся, а иногда и препо-

Теория воспитания

давателей. По справедливому замечанию В.Г. Буданова [3,с.295], «сами человеческие отношения носят крайне нелинейный характер, хотя бы потому, что существуют границы чувств, эмоций, страстей, вблизи которых поведение становится неадекватным».

Принцип незамкнутости систем связан с понятием открытости. Открытость позволяет эволюционировать системам от простого к сложному, разворачивать программу роста и динамики [3,с.296]. Это означает, что иерархический уровень может развиваться, усложняться только при обмене энергией, информацией с другими уровнями.

Открытые системы часто находятся в неустойчивом состоянии, тогда их поведение регулируется принципом неустойчивости. Понятие неустойчивости содержит в себе нелинейность, незамкнутость и потому долгое время считалось дефектом, недостатком системы. Неустойчивость — состояние системы, далекое от равновесия. Состояние неустойчивости, выбора принято называть точками бифуркации, они появляются в любой ситуации рождения нового качества и характеризуют рубеж между новым и старым. В этих точках любая система (даже замкнутая) становится открытой и, следовательно, более восприимчивой к приему воздействий. Неустойчивость позволяет более активно воспринимать информацию.

Применительно к педагогической деятельности неустойчивость может иметь и негативный смысл, т.к. любая неустойчивость вносит сложности в управление ею. Однако с позиции синергетики возникает необходимость

управления воспитательной деятельностью в состоянии ее неустойчивости, о чем говорилось ранее.

Неустойчивость системы проявляется, например, в негативных ситуациях, вызванных несоответствием существующего и реальности логике процесса воспитания; несоответствием методов и приемов воспитания характеру современных реалий, ситуации их изучения; несоответствием мотивов деятельности студентов содержанию воспитательной деятельности и целям преподавателя и т.д.

С точки зрения синергетики, в этих ситуациях необходимо воздействовать на процесс воспитания резонансным образом. Это воздействие должно быть направлено на перестройку содержания воспитательной деятельности с учетом логики и структуры процесса воспитания, корректировку мотивов студентов, «выравнивание» психологического климата в группе и т.д.

Согласно принципу динамической иерархичности (эмерджентности), основной способ прохождения системой точек бифуркации приводит к ее становлению, рождению или гибели иерархических уровней. Этот принцип описывает возникновение нового качества системы по горизонтали, то есть на одном уровне. Медленное изменение управляющих параметров более высокого уровня приводит к неустойчивости системы на более низком уровне, следовательно, к бифуркации и перестройке ее структуры на этом уровне [3,с.297].

Управляющими параметрами процесса воспитания являются параметры

■■■ lililí

4- i ■ ■ rm

Казанский педагогический журнал

>'2006

порядка (закономерности) уровня воспитательной деятельности.

При изменении названных параметров, что осуществляется путем изменения комплектов научно-методических материалов, происходит изменение реального процесса воспитания.

Принцип наблюдаемости подчеркивает ограниченность и относительность наших представлений о системе в конечном исследовании. В синергетике он конкретизируется как относительность интерпретаций к масштабу наблюдений и изначально ожидаемому результату.

То, что было хаосом с позиций макроуровня, превращается в структуру при переходе к масштабам микроуровня, то есть сами понятия порядка и хаоса, бытия и становления относительны к масштабу - окну наблюдения [3, с.298-299]. Целостное описание иерархической системы, например, процесса воспитания, складывается из коммуникации между наблюдателями на разных уровнях. «Наблюдатели» разных иерархических уровней процесса воспитания по-разному представляют модели воспитательной деятельности. Только коммуникация между ними позволяет представить всю целостность воспитательной деятельности. В этом состоит реализация принципа наблюдаемости.

Принцип самоактуализации означает способность человека переступать границы между природным и внеприродным, выходить за рамки любого возможного опыта. Так, для К. Поппера [5] самоактуализация есть самотрансцендентность, которая озна-

чает способность человека постоянно превосходить себя, свои таланты, свою одаренность. В целом принцип самоактуализации обращен к человеческой психике и показывает необходимость учета ее специфики в процессе воспитания и воспитательной деятельности.

Обратимся к другим компонентам модели управления воспитательной деятельностью на основе вышеозначенных принципов синергетического подхода.

Главной целью (аттрактором) процесса воспитания является социальный заказ общества на подготовку специалиста, понимаемый нами как совокупность интересов и потребностей общества к такому специалисту на данном социально-экономическом и политическом этапе его развития, реализуемый через цели обучения.

Важнейшим условием «запуска» процесса самоорганизации воспитательной деятельности является формирование в системе учебно-воспитательного пространства, то есть обеспечение открытости и неравновесности системы, локальной связи между ее элементами.

Система, в которой имеет место процесс самоорганизации, - открытая динамическая система. Воспитательная система развивается благодаря переработке информации. В систему извне поступает информация и в результате происходит формирование активной учебно-воспитательной среды, необходимой для определения целей конструктивно-проективной воспитательной деятельности. Наиболее перспективным подходом к обеспе-

116

І І І І І І

ш

Теория воспитания

чению неравновесности и локальной связи между элементами образовательно-воспитательной системы является использование позиционного принципа организации совместной деятельности обучающего и обучаемого [3, с.269]. Совместная деятельность при реализации позиционного принципа нацелена на выявление и «сталкивание» различных позиций студентов, их взглядов на один и тот же объект при групповой работе. Одним из объяснительных механизмов эффекта такой групповой работы является идея конструктивного конфликта, разрешение которого в группе способствует обнаружению оптимальных стратегий решения различных задач и ситуаций.

Целеполагание с позиций синергетического подхода связано с неустойчивостью и условностью целей. С учетом этого предпринимаемые изменения целей носят бессистемный и непрогнозируемый характер, а потому могут выступать в качестве флуктуации.

В самом общем понимании цель есть ожидаемое, желаемое состояние системы, обязательно предполагающее достижение планируемого результата. Кроме того, цель является стержневой педагогической категорией, связывающей воедино все компоненты воспитательной системы.

Цель обладает также системообразующей характеристикой воспитательной деятельности. Она разрабатывается и формируется как отражение социального заказа, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей.

Цели воспитательной деятельности, с одной стороны, явление динамическое. Логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы воспитательной деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развитую программу поэтапного движения к высшей цели — развитию социальноориентированной личности в гармонии с самой собой и социумом. С другой стороны, цели обладают исключительной мобильностью. Это свойство систем дает им возможность быть пластичными, внезапно менять свою организацию (архитектонику) в поисках полезного результата, то есть осуществлять нелинейное взаимодействие с окружающей средой.

Цель является тем фактором, который определяет специфику механизмов функциональной системы. Архитектоника (организация) функциональной системы формируется для достижения самых различных типов целей. Поскольку цели постоянно меняются, для функциональных систем характерно гибкое изменение структуры.

Конструктивно-проективная воспитательная деятельность связана с определением стратегических целей -педагогического идеала, тактических целей - формирование качеств и состояний у обучающихся, оперативных целей - элементов решения тактических целей.

Итак, цель - элемент системы, находящийся в состоянии неустойчивого равновесия. Согласно теории самоорганизации, направление развития

Казанский педагогический журнал

>'2006

процесса в этом случае носит стохастический (вероятностный) характер.

Цель как компонент воспитательной системы тесно связана с мотивацией личности в процессе воспитания. Мотивы всецело зависят от потребностей личности и движущих сил, определяющих поведение человека.

В процессе воспитания особенно важна стимулирующая деятельность педагога по формированию мотивационной сферы студента, хотя, безусловно, врожденные детерминанты человеческой активности играют в процессе обучения и воспитания основополагающую роль: стремление к новизне, доминированию и рационализации, иерархии, целостности и самоутверждению и эмоциональной насыщенности и т.д.

В учебно-воспитательной деятельности мотивации (мотивы деятельности) формируются в переплетении сознательного и бессознательного, разнообразии качественных характеристик уровневой вариативности и профессиональных особенностей.

Мотивационная сфера студента формируется в учебно-воспитательной деятельности посредством наглядного моделирования профессионально важных элементов (знаний, умений, навыков, методов, алгоритмов, процедур) на основе познавательного интереса (значимость, новизна, деловые игры, информационные технологии и т.п.). Задача педагога - стимулировать и обеспечить условия для создания целостной структуры познавательно-творческих интересов личности с целью формиро-

вания мотивации учебной деятельности (личностный смысл деятельности). С позиции синергетического подхода, стимулирование творческой активной деятельности студента - это процесс создания условий для устойчивого изменения его психического состояния в направлении разрешения противоречий в удовлетворении социально-ценностных потребностей. В процессе такого обучения и воспитания знание и социальный опыт становятся для студента лично значимыми и принимаются им, что способствует повышению качества его усвоения и освоения и, в конечном счете, эффективности обучения и воспитания.

В процессе обучения и воспитания происходят развитие и трансформация мотивационной сферы студентов. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности трансформируются в профессионально-трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов.

Состояние неустойчивости обеспечивает выбор стратегии обучения и воспитания (бифуркация).

Именно в момент неустойчивости, растерянности внешнее педагогическое влияние (даже самое незначительное) способно стать определяющим в выборе пути развития, который, как правило, не единствен. Неустойчивость позволяет более активно воспринимать информацию. Значимость точек бифуркации состоит в том, что только в них можно информационным способом достаточно слабым, но существенным для

116

Теория воспитания

системы воздействием повлиять на выбор поведения системы. И наоборот, в состоянии устойчивости, когда образовательно-воспитательный процесс идет ровно и уверенно к поставленной цели, любые внешние влияния (даже достаточно сильные) чаще всего будут тщетными.

Таким образом, внешние педагогические воздействия в разные моменты образовательно-воспитательного периода имеют разный уровень эффективности влияния на воспитательную систему. Педагог гораздо более влиятелен на студента в момент достижения выбора цели, а не во время, когда студент увлеченно решает поставленную перед ним задачу.

Такое свойство по-разному реагировать на внешнее педагогическое воздействие в разные моменты образовательно-воспитательного процесса, на наш взгляд, имманентно самому образовательно-воспитательному процессу. Развивающаяся воспитательная система имеет внутренне присущее ей свойство легко поддаваться внешнему влиянию в моменты неустойчивости и, следовательно, пути ее будущего развития приобретают вероятностный характер.

Неустойчивость системы растет по мере увеличения объема информации.

Причем в состояние неустойчивости систему приводят внешние и внутренние факторы. К внешним факторам нами отнесены: влияние социума или экономические условия; материальная база, содержание и средства обучения и воспитания, общее содержание образования и воспитания, способы их структурирования и информационного напол-

нения; технологии обучения и воспитания; закономерности усвоения всех видов информации; законы и закономерности развития педагогических систем; особенности деятельности преподавателя; его творческий потенциал и т.д.

К внутренним факторам мы отнесли: имеющуюся базу знаний, умений, навыков преподавателя и студента, их потенциальные возможности, личностные качества, познавательные потребности, внутренние мотивы деятельности; содержание деятельности, пластичность к восприятию информации, природные задатки, склонности и способности и т.д.

Состояние неустойчивости ставит перед преподавателем задачу выбора стратегии обучения и воспитания (прохождение точки бифуркации): ведущего типа обучения и воспитания, анализа информации, координационных связей, определения места и видов творческой деятельности студентов и др.

В ходе выбора воспитательная система может избрать более высокий уровень организации (содержание), который, с точки зрения синергетики, является диссипативной структурой.

К отличительным особенностям диссипативных структур С.В. Куль-невич [1, с.314] относит:

1. Согласованность (когерентность) - они ведут себя как единое целое и структурируются так, как если бы каждая молекула, входящая в более сложную систему (макросистему), была «информирована» о состоянии системы в целом.

2. Нарастающая изменчивость (флуктуативность) - происходящие

119

■■■ lililí

4- і ■ ■ rm

Казанский педагогический журнал

>'2006

в системе флуктуации вместо того, чтобы затухать, могут усиливаться, и система эволюционирует в направлении «спонтанной» самоорганизации. Это открывает перед нами неустойчивый мир, в котором малые причины порождают большие следствия.

3. Конструктивизм хаоса - синергетика свидетельствует о том, что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем, т.к. рождение нового связано с нарушением привычной системы упорядоченности, с переструктурирова-нием и достраиванием за счет элементов среды, с выходом за пределы исходной системы.

4. Память структуры - важная особенность диссипативных структур состоит в том, что они способны «запоминать» условия своего формирования и, проходя через точки бифуркации, «выбирать» одно из нескольких возможных направлений дальнейшей эволюции.

5. Взаимосвязь необходимости и случайности - эволюция сложноорганизованных систем содержит внешние обусловленные (детерминированные) и внутренние случайные (стохастические) элементы, представляя собой смесь необходимости и случайности.

6. Неравновесность (кризисность) -исходное состояние, источник самодвижения системы.

7. Время - оказывается не безразличным для системы внешним параметром, отражающим необратимость процессов в этих системах.

На этапе формирования содержания также проявляется нелинейный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

характер конструктивно-проективнои воспитательной деятельности педагога. В этом случае знания и опыт преподавателя могут наращиваться не только последовательно, но и возникать спонтанно, субъективно, непредсказуемо. Нелинейность характеризуется многовариантностью, альтернативностью , полифункциональностью. В результате происходит переход к единому содержанию, являющемуся результатом отбора среди различных вариантов.

Содержание начинает формироваться в условиях кооперативного взаимодействия между субъектами активной учебно-воспитательной среды. Это могут быть взаимодействия «преподаватель-студент», «студент-студент», «студент - информация», «преподаватель - студент - информация».

Содержание воспитания реально существует в процессе воспитания и определяет его методы и организационные формы.

В структуре педагогической деятельности одним из важных компонентов является анализ и рефлексия. Как правило, они проводятся по результатам деятельности и фиксируют объективные моменты процесса. Ученые называют необходимость рефлексии как одного из способов аналитической деятельности. Однако, как показывает практика, преподаватели редко отслеживают в процессе работы свои реакции, состояния, ощущения, хотя это также является следствием их взаимодействия со студентами. По нашему мнению, педагогическая воспитательная деятельность рефлексивна по своей природе.

120

І І І І І І

ш

Теория воспитания

Следовательно, всех занимающихся этим видом деятельности необходимо учить специально. Ориентация на рефлексию поможет преподавателю, студенту найти свое профессиональное лицо, осуществить самооценку по высоким духовным критериям, научить соотносить себя и дело, прогнозировать и анализировать результат своей воспитательной деятельности, повысить уровень самоорганизации педагога.

Моделирование управления воспитательной деятельностью в рамках синергетического подхода позволяет определить не только цели и содержание, но и технологию реконструкции существующих воспитательных систем. Прежде всего, принципиально изменяются задачи и характер воспитательной деятельности в сфере профессионального образования. Из режима «жесткого регулирования» учебно-воспитательного процесса она переходит в режим «самоуправляемого развития». Соответственно этому происходит и переориентация в разработке технологических воспи-

тательных средств, позволяющих осуществить самовоспитание и самоконтроль.

Литература:

1. Бондаревская Е.В., Кулъневич С.В.

Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания; Учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Творческий

центр «Учитель», 1999. - 560 с.

2. Буданов В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход / / Высшее образование в России. - 1994.-№4.- С.16-21.

3. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. Сб. ст. / Отв. ред. В.И. Аршинов и др. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С.285-304.

4. Кочергина Н.В. Система процесса обучения с точки зрения синергетического подхода // Наука и школа. - 2002. -№5. - С.20-27.

5. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

6. Масленникова В.Ш. Синергетический подход к воспитанию // Казанский педагогический журнал.- 2007.- №4.-

С.95-98.

ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Л.Т. Файзрахманова, кандидат педагогических наук, доцент ТГГПУ

В последние десятилетия XX века в современном мире произошли глубокие изменения, оказавшие влияние на все сферы жизни российского общества, в том числе и духовную. При абсолютной доступности высокотехнологичных информационных источников, способствовавших открытию новых возможностей для самообразования, проблема эстетического

воспитания в современном социуме относится, по мнению ученых, к числу «запущенных» и не исследованных. От ее решения во многом зависит состояние и развитие российской культуры в будущем. С появлением новых эстетических ценностей, изменившихся этических ориентиров и идеалов перед учеными и практиками возникла задача по сохранению

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.