Научная статья на тему 'Модель управления социальными коммуникациями таможенных органов'

Модель управления социальными коммуникациями таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1341
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / SOCIAL COMMUNICATIONS / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ЭВРИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / HEURISTIC MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбаков Виктор Артемьевич

В предлагаемой статье таможня рассматривается как социальный институт, образованный в целях защиты общественных и государственных интересов. В ней обосновывается необходимость модернизации управления социальными коммуникациями таможенных органов, так как в настоящее время в общественном сознании сформировались негативные представления о деятельности таможни. Это снижает эффективность деятельности таможенного органа как социального института. Автор делает вывод о необходимости совершенствования коммуникационного взаимодействия в таможенных органах и предлагает инновационную модель управления социальными коммуникациями. Повышению эффективности социальных коммуникаций таможенных органов будет способствовать внедрение управленческого мониторинга для формирования информационной базы и рационализация структуры управления связями с общественностью за счет внедрения специального отдела, занимающегося вопросами внутренних коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGY OF MANAGEMENT

In this article, customs regarded as a social institution, formed in order to protect the public and state interests. It substantiates the need to modernize the management of social communications of customs authorities, as at present in the public consciousness formed negative perceptions of the customs activity. This reduces the efficiency of the customs authority as a social institution. The author concludes the need to improve communication interaction with the customs authorities and offers an innovative model of social communications management. The effectiveness of social communications customs authorities will contribute to the implementation of administrative monitoring for the formation of an information base and streamlining communications management structure public through the introduction of a special department dealing with internal communications.

Текст научной работы на тему «Модель управления социальными коммуникациями таможенных органов»

■ ■ ■ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Автор: РЫБАКОВ В.А.

РЫБАКОВ Виктор Артемьевич - доцент кафедры правового регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела юридического факультета Российского нового университета, Москва, Россия. Адрес: 105005, г. Москва, ул. Радио, 22 E-mail: rva1958@yandex.ru

Аннотация. В предлагаемой статье таможня рассматривается как социальный институт, образованный в целях защиты общественных и государственных интересов. В ней обосновывается необходимость модернизации управления социальными коммуникациями таможенных органов, так как в настоящее время в общественном сознании сформировались негативные представления о деятельности таможни. Это снижает эффективность деятельности таможенного органа как социального института. Автор делает вывод о необходимости совершенствования коммуникационного взаимодействия в таможенных органах и предлагает инновационную модель управления социальными коммуникациями. Повышению эффективности социальных коммуникаций таможенных органов будет способствовать внедрение управленческого мониторинга для формирования информационной базы и рационализация структуры управления связями с общественностью за счет внедрения специального отдела, занимающегося вопросами внутренних коммуникаций.

DOI 10.21453/2311-3065-2016-4-6-213-222

Ключевые слова: социальные коммуникации, таможенные органы, эвристическая модель.

Таможня как социальный институт

Современное понимание деятельности таможенных органов были обозначены в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденных Правительством России еще в 2005 году [1]. Дальнейшее развитие таможенных органов закреплено в нормативном документе, получившем название Стратегия развития Федеральной таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, которая была утверждена Правительством России в 2012 году [2].

Таможня как социальный институт представляет собой иерархически упорядоченную систему организаций, созданную в целях защиты общественных и государственных интересов. Его основу составляют таможенные отношения, включающие в себя совокупность устойчивых формальных и неформальных норм и правил, регулирующих характер взаимодействия государства с другими субъектами права. С одной сторо-

ны, таможня является: регулятивным социальным институтом, основным инструментом государства, направленным на обеспечение его экономической безопасности, частью глобальной (межгосударственной), государственной и институциональной инфраструктуры, элементом международных координационных процессов и межрегионального регулятивного процесса. С другой стороны, это социально-экономический институт государства, созданный для контроля и осуществления надзора за трансграничным и межгосударственным перемещением различных видов товаров, транспортных и технических средств, физических лиц.

Таможенным органам и Федеральной таможенной службе (ФТС) Российской Федерации в целом требуется в современных условиях не только создание и освоение новой правовой базы и развитие инфраструктуры таможни, овладение новыми информационными технологиями, но и переход к новой парадигме социально-коммуникационного взаимодействия: как внутреннего, так и внешнего. Работа в этом направлении требует совершенствования системы управления. Социальный механизм управления представляет собой систему приема и передачи управленческих воздействий (идей, мнений, социальных установок, образцов поведения, норм) от управляющей подсистемы к управляемой, посредством упорядоченного взаимодействия социальных структур, а также получения информации о состоянии управляемой подсистемы, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений (обратная связь). Социальная коммуникация, являющаяся формой такого взаимодействия, может рассматриваться в качестве основного механизма управления, поскольку именно она обеспечивает управляемость и функционирование социальной системы. Но, как всякий механизм, социальная коммуникация сама нуждается в управлении, т.е. постоянном, целенаправленном совершенствовании социальных связей, отношений и взаимодействий. В зависимости от направленности (внешнего или внутреннего векторов) социальная коммуникация может носить управленческий, организационный или управленческо-организационный характер.

Необходимость модернизации управления социальными коммуникациями таможенных органов

Управление таможенной деятельностью в России в настоящее время носит традиционный характер, то есть основывается на неизменном следовании формальным правилам и процедурам. Основным критерием оценки действий сотрудников таможни является то, насколько четко были соблюдены требования нормативных правовых актов, должностных инструкций и регламентов. Вопросам эффективного взаимодействия с населением, особенно с нарождающимися институтами гражданского общества, внимания почти не уделяется. Результативность

деятельности таможенных органов и служб оценивается субъективно, а представители общественности в этом процессе практически не участвуют. При таком подходе в общественном сознании возникают искаженные представления о деятельности таможни и негативно окрашенные стереотипы, что значительно снижает эффективность деятельности таможенного органа как социального института.

Показателем эффективности таможенного ведомства любого современного государства в настоящее время является присутствие в её потенциале развитой системы социальных коммуникаций, как по горизонтали, так и по вертикали, а также состояние ее информационной базы, необходимой для разработки и реализации управленческих решений. Грамотная и обоснованная информационная политика, обеспечивающая взаимопонимание и партнерское взаимодействие между властными органами и населением, с научной точки зрения, становится одним из основных инструментов управления процессом перехода Федеральной таможенной службой России к новому типу коммуникации. Деятельность, направленная на формирование позитивного имиджа ФТС России, осуществится с использованием средств массовой информации и коммуникации через активное освещение работы таможенного ведомства с государственными и общественными институтами. В основу устойчивого развития ФТС России на период до 2020 года должен быть положен потенциал ФТС России, накопленный на институциональном и инфраструктурном уровне, который основан на инновационных, таможенных и информационных технологиях, а также опыт и практика ведущих таможенных ведомств других стран.

Работа по устранению нарушений в коммуникационных потоках должна стать одним из важных направлений в деятельности Управления по связям с общественностью, однако в основном процесс коммуникаций сводится к взаимодействию со СМИ и имеют выраженный односторонний характер. Поставленные задачи рассчитаны на пассивное восприятие аудиторией принимаемой от таможни информации. Однако общественность не может быть лишь объектом управленческого воздействия.

Основными направлениями модернизации управления социальными коммуникациями таможенных органов России должно быть применение новых технологий, совершенствование организационного механизма связей с общественностью таможенных органов, организация на основе принципиально новых подходов внутренних и внешних информационно-коммуникативных взаимодействий.

Все вышесказанное позволяет подойти к модели системы коммуникаций таможенных органов с других позиций и внести коррективы в существующую модель. Инновационная модель системы коммуникаций таможенных органов — это теоретически построенная целостная совокупность элементов, основанная на представлении о том, как долж-

на выглядеть структура управления социальными коммуникациями таможенных органов для обеспечения эффективного взаимодействия с внешними социальными институтами и обществом в целом, а также с сотрудниками таможенных органов.

Инновационная модель системы коммуникаций таможенных органов

В схематическом изображении инновационной эвристической модели системы коммуникаций таможенных органов, представленном на рисунке 1, выделено четыре блока элементов.

Рис. 1. Инновационная модель системы коммуникаций таможенных органов

Первый блок элементов представляет собой высший орган управления коммуникациями, основную политику которого определяет Правительство РФ и назначенное им руководство Федеральной таможенной службы, которое определяет концепцию социальных коммуникаций и отслеживает результативность ее реализации.

Второй блок представлен Управлением по связям с общественностью таможенных органов, являющееся структурным подразделением центрального аппарата ФТС России, которое организует реализацию концепции социальных коммуникаций на основе коммуникационной политики. В соответствии с Положением Управление по связям с общественностью осуществляет свои функции как непосредственно, так и через структурные подразделения таможенных органов Российской Федерации по направлениям деятельности Управления во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России, а также федеральными органами исполнительной власти, общественными объединениями, иными организациями и лицами.

Третий блок элементов модели включает коммуникационные каналы распространения информации, направленные как во внешнюю, так и во внутреннюю среду таможенной организации. Данный блок характеризуется наличием помех, которые должны устраняться специальным структурным подразделением. Имеющуюся совокупность помех, возникающих во внутреннем и внешнем коммуникационном процессе, можно разделить на две группы: организационные и личностные. Пути устранения данных помех показаны в таблице 1.

Таблица 1. Коммуникационные помехи и возможные пути их устранения

Нарушение коммуникаций Возможные пути устранения

Организационные помехи Личностные помехи

Искажение информации 1) устранение излишних звеньев в передаче информации; 2) контроль результатов получения информации; 1) формирование субъективной потребности в получении достоверной информации; 2) доступность каналов получения информации; 3) возможность обращения к источнику информации; 4) устранение межличностных конфликтов

Нарушение сроков поступления информации 1) налаженная система контроля документооборота; 2) мотивация сотрудников; 3) создание системы обратной связи 1) четкая регламентация коммуникационных потоков; 2) работа с неформальными лидерами;

Недостаток информации 1) формирование банка данных для каждого уровня управления; 2) регулярное обновление коммуникационных каналов; 3) выявление информации-онных потребностей 1) повышение квалифи-кации сотрудников; 2)распространение информации о таможенных органах для предотвра-щения появления слухов средствами PR; 3) регулярные совещания и встречи с руководством

коммуникология - communicology

Окончание табл. 1

Нарушение коммуникаций Возможные пути устранения

Организационные помехи Личностные помехи

Информационные перегрузки 1) уточнение должностных обязанностей сотрудников и положений о структурных подразделениях; 2) измерение уровня комму-никационной нагрузки на сотрудников всех уровней; 3)планирование системы движения информации; 4)разработка каналов рас-пространения информации; 5) устранение дублирования информации 1) повышение коммуникационной культуры сотрудников; 2) формирования баланса между формальными и неформальными коммуникациями;

И четвертый блок элементов объединяет систему обратной связи, организуемую Управлением по связям с общественностью, составной частью которой выступает мониторинг. По каналам обратной связи как руководство таможенными органами, так и Управление по связям с общественностью получают необходимую информацию и могут корректировать систему социальных коммуникаций.

Совершенствование коммуникационного взаимодействия в таможенных органах

Для совершенствования коммуникационного взаимодействия в таможенных органах целесообразно внедрение управленческого мониторинга. Реализация коммуникативной политики таможенных органов должна корректироваться с учетом показателей мониторинга, который становится основой информационного обеспечения управления. Коммуникация выступают регулирующим и координирующим механизмом в отношениях государства и общества, которая обеспечивает стабильность и эффективность функционирования общественного организма в целом, а также его отдельных социальных институтов, в том числе и таможенных органов.

Внедрение системы мониторинга таможенной деятельности началось еще в 2002 году. На сегодняшний день к системе подключено более 6 тысяч уникальных пользователей в Российской Федерации. Эта система позволяет получать online-информацию о состоянии груза, оформляемого в текущей момент на всей территории России, особенностью

системы является возможность определить сотрудника таможенных органов, который ведет работу с грузом и какие данные и параметры в текущий момент введены и обрабатываются

В настоящее время применяются мониторинговые отслеживания деятельности таможенных органов в электронном виде на основе программы «Мониторинг Анализ», однако данная база имеет свои существенные недостатки, которые отмечаются участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [5]. Кроме того, не сформирована система мониторинговых отслеживаний коммуникационных взаимодействий, их результативности.

Анализ показателей мониторинга работы таможен и таможенных постов, выделенных в Постановлении Правительства России от 29 сентября 2012 года № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» [3], позволил сделать вывод о том, что коммуникативное взаимодействие не выступает в качестве необходимого для отслеживаний показателя.

Можно согласиться с определением управленческого мониторинга, данное Э. Н. Рычихиной, которая под управленческим мониторингом понимает систематическую деятельность, направленную на наблюдение, сбор, анализ, обработку, хранение, использование и распространение полученной информации в различных социальных системах с целью осуществления более эффективного управления [4].

Особенностью коммуникационных процессов внутри организации становится информационная база, построение которой должно опираться на мониторинговое основание. Основной целью проводимого мониторинга в таможенном ведомстве является определение возникающих изменений и управленческое воздействие для направления их в необходимое для системы управления русло. Мониторинг создается для формирования информационной базы для руководства организацией и становится одним из инструментов, способствующих ее развитию.

Реализация коммуникативной политики таможенных органов должна корректироваться с учетом показателей мониторинга, который становится основой информационного обеспечения управления.

Важное значение имеет и то обстоятельство, что, информационные системы реализуют не только функцию оформления, но и принцип управления рисками в таможенном деле. Информационная система таможенных органов аккумулирует в себе, проводит через систему профилей рисков информацию из баз данных различных государственных служб — налоговых, миграционных, пограничных служб, по сертификатам качества продукции. Профили рисков формируются в Центральном аппарате ФТС России специальными аналитическими группами, после чего, выраженные в форме ведомственного приказа, поступают в инфор-

мационные системы приграничных таможенных пунктов. Каждый профиль риска - это подробное описание обобщенных ситуаций, которые могут привести к нарушению действующего законодательства в таможенной сфере. Отсюда следует, что все осуществляемые поставки рассматриваются через систему критериев и условий, после чего относятся к нормальной поставке или к рисковой поставке. В случае, если она попадает в так называемую зону риска, то специализированная информационная система выдает таможенному служащего исчерпывающую методическую инструкцию по необходимым действиям.

Однако это только идеальный образ (тип) информационной системы, который еще только предстоит реализовать на практике.

Таким образом, одним из основных направлений деятельности по совершенствованию механизмов управления социальными коммуникациями таможни является модернизация системы коммуникационных взаимодействий таможенных органов. Повышению эффективности социальных коммуникаций таможенных органов будет способствовать рационализация структуры управления связями с общественностью за счет внедрения специального отдела, занимающегося вопросами внутренних коммуникаций. Внедрение новой структуры позволит сформировать инновационною модель управления социальными коммуникациями таможенных органов. Это та ключевая задача, от решения которой непосредственно зависит эффективность деятельности Федеральной таможенной службы по защите государственных интересов страны.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р (ред. от 15.04.2014) «О Концепции развития таможенных органов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=59470.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О стратегии развития таможенной службы до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?re q=doc;base=LAW;n=161965;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.6529709923611271.

3. Постановление Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru/law/doc/koAx1S10M8UP/002/

4. Рычихина Э.Н. Мониторинг в системе социального управления муниципальным образованием [Текст] / Э.Н.Рычихина: дисс. ...д.с.н. - М., 2011. - 378 с.

5. Таможенный барьер для честных участников ВЭД [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.denils.spb.ru/novosti/tamozhennyj-barer-dlya-chestnyx-uchastnikov-ved/.

■ ■ ■ MANAGEMENT MODEL OF SOCIAL COMMUNICATIONS OF CUSTOM OFFICES

Author: RYBAKOV V.A.

RYBAKOV Viktor Artemevich, assistant professor of legal regulation of foreign economic activity and customs Faculty of Law of the Russian New University. Address: Ul. Radio, 22 Moscow, Russia105005. E-mail: rva1958@yandex.ru

Abstract. In this article, customs regarded as a social institution, formed in order to protect the public and state interests. It substantiates the need to modernize the management of social communications of customs authorities, as at present in the public consciousness formed negative perceptions of the customs activity. This reduces the efficiency of the customs authority as a social institution. The author concludes the need to improve communication interaction with the customs authorities and offers an innovative model of social communications management. The effectiveness of social communications customs authorities will contribute to the implementation of administrative monitoring for the formation of an information base and streamlining communications management structure public through the introduction of a special department dealing with internal communications.

Keywords. social communications, the customs authorities, a heuristic model.

References

1. Rasporyazhenye Pravitelstva RF ot 14.12.2005 № 2225-p (red/ ot 15.04.2014) «O Kontseptsiy razvitiya tamozhennyh organov» [Electronniy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=59470. [Decree of the Russian Federation from 14.12.2005 number 2225-P (ed. From 15.04.2014) «On the Concept of development of customs authorities» [Electronic resource]. Access: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=59470].

2. Rasporyazhenye Pravitelstva RF ot 28.12.2012 № 2575-p (red/ ot 15.04.2014) «0 strategyi razvitiya tamozhennoy sluzhby do 2020 goda. [Electronniy resurs]. http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=161965;fld=134;dst=100000 0001,0;rnd=0.6529709923611271. [Decree of the Russian Federation from 28.12.2012 number 2575-P (ed. From 04.15.2014) «On the development strategy of the customs service until 2020». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=161965;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.6529709923611271].

3. Postanovlenye Pravitelstva RF ot 29.09.2012 № 994 «0b utverzhdenyi Polozheniya o sisteme pokazateley raboty tamozhennih organov RF, poryadke i metodike ih monitoringa» [Electronniy resurs]. Rezhim dostupa. - http://sudact.ru/law/doc/koAx1S10M8UP/002/

[Government Decree of 29.09.2012 number 994 «On approval of the system performance of the customs authorities of the Russian Federation, the manner and method of monitoring». URL: http://sudact.ru/law/doc/koAx1S10M8UP/002/]

kommyhmkoflornq - communicology

4. Rychihina, E.N. Monitoring v sisteme sotsialnogo upravleniya munitsipalnym obrazovaniem [Text] / E.N.Rychihina: diss. ... D.s.n. - M., 2011. - 378 p. [Rychihina, EN. Monitoring of the system of social management of municipality / E.N.Rychihina: diss. ... D.s.n. - M., 2011. - 378 p].

5. Tamozhennyi barer dlya chestnyh uchastnikov VED [Electronniy resurs]. Rezhim dostupa.- http://www.denils.spb.ru/novosti/tamozhennyj-barer-dlya-chestnyx-uchastnikov-ved/.

[The customs barrier for fair participants VED [Electronic resource]. URL: http://www. denils.spb.ru/novosti/tamozhennyj-barer-dlya-chestnyx-uchastnikov-ved].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.