Научная статья на тему 'Модель управления процессом доставки корреспонденции в крупных организационных структурах'

Модель управления процессом доставки корреспонденции в крупных организационных структурах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Баканова Н. Б., Вишневский В. М., Семенова О. В.

Рассмотрена математическая модель процессов приема корреспонденции, позволяющая оценить эффективность работы программно-технического комплекса автоматизированного оповещения адресатов и другие характеристики, связанные с решением задачи оперативной доставки корреспонденции в крупных организационных структурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Баканова Н. Б., Вишневский В. М., Семенова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON A MODEL OF MAIL DELIVERY PROCESS IN LARGE ORGANIZATIONAL SYSTEMS

A mathematical model of mail delivery processes is developed. The models allows to estimate the efficiency of automatic delivery notification software and other performance parameters related with timely mail delivery in large organizational systems.

Текст научной работы на тему «Модель управления процессом доставки корреспонденции в крупных организационных структурах»

нформационные технологии в управлении

УДК 654.024

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ДОСТАВКИ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ В КРУПНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУРАХ

Н.Б. Баканова, В.М. Вишневский, О.В. Семенова

Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН, г. Москва

Рассмотрена математическая модель процессов приема корреспонденции, позволяющая оценить эффективность работы программно-технического комплекса автоматизированного оповещения адресатов и другие характеристики, связанные с решением задачи оперативной доставки корреспонденции в крупных организационных структурах.

ВВЕДЕНИЕ

Крупные государственные организации, реализующие функции управления, ежегодно обрабатывают значительные потоки документов, измеряемые десятками и сотнями тысяч единиц. Обработка таких информационных потоков осуществляется с помощью автоматизированных систем документооборота, в которых отслеживаются все технологические операции, связанные с прохождением документов внутри организации. При этом автоматизированные системы не исключают информационный поток на материальных носителях, а сопровождают его. Это замечание особенно важно для документооборота в государственном секторе, так как в соответствии с Государственной системой документационного обеспечения управления основной объем информационного взаимодействия с внешними организациями осуществляется на бумажных носителях [1, 2].

Таким образом, в процессе документооборота организации участвуют потоки документов на материальных носителях. В автоматизированную систему они поступают в том случае, если подлежат регистрации. К нерегистрируемому потоку относится корреспонденция, поступающая в виде посылок, бандеролей, книг, каталогов и т. п.

Регистрация документов в крупных организациях типа министерств и ведомств осуществляется

как распределенный процесс, предусматривающий выполнение этой процедуры в том подразделении, которому адресовано данное отправление. Независимо от того, регистрируется или не регистрируется корреспонденция, она должна быть оперативно получена внутренними адресатами организации для последующей обработки и своевременного принятия управленческих решений.

К общему объему внутреннего документопото-ка добавляются документы, передаваемые между подразделениями. В итоге суммарный внутренний информационный поток характеризуется значительным объемом и, соответственно, его организация существенно сказывается на показателях эффективности документооборота и на процессах управления в целом.

Анализ процедур прохождения внутренних до-кументопотоков организации можно провести на основе математического аппарата систем массового обслуживания, который позволяет рассмотреть модель прохождения корреспонденции, выделить узловые пункты процесса, определить нагрузки и минимальное среднее время доставки корреспонденции [3].

Для построения модели определим перечень работ, которые связаны с материальными потоками информации:

• прием входного информационного потока;

• прием документов внутреннего потока;

• распределение входного информационного потока по адресатам;

• распределение внутреннего информационного потока по адресатам;

• доставка корреспонденции адресатам (оповещение);

• формирование выходного информационного потока.

Реализация всех перечисленных работ в крупных организациях возлагается на специализированное подразделение (экспедицию), которое является узловым пунктом, обеспечивающим распределение входящих и внутренних потоков информации по адресатам [4].

Основой операций приема и распределения информации служит процедура сортировки корреспонденции, для которой используются специальные ячейки ограниченного объема. Каждая ячейка предназначена для конкретного адресата — получателя корреспонденции. В ячейки раскладывается поступающая корреспонденция и выполняется процедура оповещения адресатов.

Для оповещения адресатов можно традиционно воспользоваться телефоном или электронной почтой. Однако при большом числе адресатов передача информации будет занимать значительное время, особенно с учетом отказов в обслуживании (занято, отсутствие абонента на рабочем месте, набор альтернативных номеров и др.).

В данной статье рассматривается математическая модель процессов приема корреспонденции, позволяющая оценить эффективность работы программно-технического комплекса автоматизированного оповещения адресатов и другие характеристики, связанные с решением задачи оперативной доставки корреспонденции внутри организации.

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Работа предлагаемого комплекса описывается системой массового обслуживания с N очередями и групповым обслуживанием. Поток поступающих документов — пуассоновский поток с параметром Л. Поступающая заявка с вероятностью а.

отправляется в очередь i (/ = 1, N). Функционирование каждой очереди не зависит от остальных, поэтому можно рассматривать ^ю очередь как систему массового обслуживания с простейшим

входным потоком с параметром X. = а.Л, i = 1, N, и опустить в дальнейшем индекс i.

Полагаем, что каждая очередь имеет неограниченное число мест для ожидания, а групповое об-

служивание заявок происходит мгновенно через случайное время, распределенное по произвольному закону В(ї) со средним Ь и вторым моментом Ь(2). При этом обслуживаются все заявки, которые накопились в очереди к моменту начала обслуживания. Обслуживание можно интерпретировать как мгновенный уход всех заявок из системы через случайные интервалы времени с функцией распределения В(ї).

Отыскиваются характеристики производительности системы: среднее число заявок в системе и распределение времени ожидания в стационарном режиме.

Модели с групповым обслуживанием исследовались в работах [5, 6], однако в них предполагалось, что сервер обслуживает одновременно группу заявок, число которых не превышает заданного значения, и время обслуживания отлично от нуля.

2. РАСЧЕТ СТАЦИОНАРНЫХ ВЕРОЯТНОСТЕЙ СОСТОЯНИЙ СИСТЕМЫ И СРЕДНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Предположим, что система функционирует в стационарном режиме. Рассмотрим моменты обслуживания ї, п 1 1.

Обозначим через стационарную вероятность того, что к произвольному моменту ї в очереди накопилось і заявок, і 1 0. Эти вероятности определяются равенствами

П = Г <М. e-xtdB(t), і 1 0. (1)

{ J і

0

Поясним формулу (1). Пусть момент времени 0 — это некоторый момент обслуживания, тогда dB(t) есть вероятность того, что следующий момент обслуживания наступит в интервале времени

(ї, ї + dt). Величина е 11 определяет вероятность того, что за время (0, ї) в систему поступит ровно і заявок. Тогда выражение е xtdB(t) есть

вероятность того, что длительность времени между моментами обслуживания заключено в интервале (ї, ї + dt) и за это время в систему поступит і заявок.

ад

Введем производящую функцию П(т) = ^ Т

і = 0

вероятностей п{, і 1 0. Умножая і-е равенство (1) на

г1 и суммируя полученные равенства по всем i 1 0, получим

П(г) = ^ Пг1 = в(Х(1 - г)),

I = о

(2)

ад

где в (^) = |е stdB(t) — преобразование Лапласа— о

Стилтьеса функции В(?).

Вероятности пр i > 0, могут быть получены из равенства (2) как коэффициенты разложения в ряд его правой части [3]. Из него также можно найти среднее число заявок М, одновременно получающих обслуживание: М = П'(1) = ХЬ.

Рассмотрим теперь число заявок в системе в произвольный момент времени. Обозначим через р. вероятность того, что в произвольный момент в системе находится i заявок. Эти вероятности определяются равенствами

ад ^

р. = ЬI ^ е-“а - в(т, I > о, 0 ■

(3)

которые могут быть получены по аналогии с равенствами (1). Если за начало отсчета принять произвольный момент времени, то время, оставшееся до следующего момента обслуживания, имеет

ад

функцию распределения В (?) = Ь |(1 — B(y))dy.

о

В этом случае вероятность того, что обслуживание произойдет в интервале времени (?, ? + dt), есть величина dB (?) = 1 (1 — В(?)^?.

Ь

Для нахождения вероятностей р., i 1 0, введем

ад

производящую функцию Р(г) = X р1 г.. Из ра/ = о

венств (3) получим

адад

Р(г) = X р. г1 = 1 | е^е-^(1 — В(?))Л =

I = о о

( -и(1 - г) - X ( 1 - г)

(1 - В(?))

ад

-х г(1 - г)

Х( 1 - г)

откуда следует равенство

Р(г) = 1 - в ( X ( 1 - г) )

(г) X ( 1 - г) '

dB (?)1,

(4)

Вероятности р., i 1 0, могут быть получены разложением в ряд обеих частей равенства (4).

Среднее число заявок в системе в произвольный момент времени вычисляется как

Ь = Р'(1) =

= .1 X в ( X ( 1 - г))( 1 - г) + 1 - в ( X ( 1 - г))

ХЬ

(1 - г)

.(5)

г = 1

При г =1 числитель и знаменатель дроби в правой части (5) обращаются в ноль. По правилу Ло-питаля получим

Ь =

Xbl

.(2)

Время ожидания как время, оставшееся до момента обслуживания, имеет функцию распреде-

ления

г

Ж(?) = 1 | (1 — В(у)Му.

Среднее время ожидания вычисляется как

2 Ь

Заметим, что в случае постоянного времени между моментами обслуживания заявок, равного Д имеем: Ь = Д Ь(2) = ^, ц = Д2. Средняя длина очереди в этом случае Ь = XD/2. Если же время между моментами обслуживания распределено экспоненциально с параметром ц, то Ь = 1/ц, Ь(2) = = 2/ц , и ц = 1/ц. Средняя длина очереди Ь = X/ц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, рассмотрена система массового обслуживания с групповым обслуживанием. Для нее получены стационарное распределение вероятностей числа заявок в системе, распределение времени ожидания и среднее время ожидания в случаях постоянного, экспоненциально распределенного и распределенного по произвольному закону времени между моментами обслуживания заявок. Полученные результаты позволяют определить средний объем корреспонденции, ожидающей обработки, и среднее время ожидания.

3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Анализ приведенных на рисунке зависимостей показывает, что даже при значениях интенсивности потоков X = 10 документов в час время между моментами выборки корреспонденции при Ь = 10 составляет более двух часов, что соответствует существующей ручной процедуре сортировки корреспонденции и оповещения адресатов. В связи с этим необходима автоматизация описанных выше

ад

о

Ь

о

В процессе развития данного подхода к модели будут подключены дополнительные функции ограничения, в целях упрощения не рассмотренные на данном этапе.

На основе полученных результатов разработана система автоматизации для Министерства транспорта РФ, предназначенная для оперативного оповещения адресатов о поступившей в их адрес корреспонденции и реализованная на базе существующей локальной сети передачи информации.

ЛИТЕРАТУРА

Зависимости времени выборки корреспонденции Б от интенсивности ее потока при фиксированных значениях длины очереди Ь

процедур для повышения оперативности (Б « 0,8 ч), сокращения очереди (Ь = 5) и повышения качества управления.

В интересах Министерства транспорта РФ была разработана система автоматизации процесса оповещения адресатов, в которой применяются программируемые адресные датчики и используется локальная сеть передачи информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненное исследование позволяет определить целесообразность разработки средств автоматизации для решения поставленной задачи, подходы к ее решению, ориентировочные оценки эффективности внедрения.

1. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р).

Баканова Н.Б. Проблемы внедрения систем документооборота в государственных организациях // Междунар. практ. конф. «Электронный документооборот и документационное обеспечение управления» / ГУД. — М., 2003. — С. 160—161.

Вишневский В.М. Теоретические основы проектирования компьютерных сетей. — М.: Техносфера, 2003.

Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организаций. — М.: ИНФРА-М, 2000.

Chakravarthy S. Analysis of a finite MAP/G/1 queue with group services // Queueing Systems. — 1993. — Vol. 13 (4). — P. 385—407.

6. Alfa A.S., Dolhun K.L., Chakravarthy S. A discrete single server queue with Markovian arrivals and phase type group services // Journal of Applied Mathematics and Stochastic Analysis. — 1995. — Vol. 8 (2). — P. 151—176.

2.

3.

4.

5.

Ш (495) 694-33-38, 699-56-55, e-mail: [email protected], [email protected]

Статья представлена к публикации членом редколлегии А.С. Манделем. □

Новые

кн,иги

Пономаренко С. Самоучитель Adobe Acrobat 8. — СПб.: БХВ-Петербург, 2007. — 304 с.

Яне Б. Цифровая обработка изображений. — М.: Техносфера, 2007. — 584 с.

Амелъкин В.В. Изохронные и импульсные колебания двумерных динамических систем. — М.: URSS, 2006. — 206 с.

Бабенко Т.И. Методы принятия управленческих решений. — Новосибирск: СО РАН, 2006. — 227с.

Боголюбов Н.Н. Собрание научных трудов. — М.: Наука, 2006. — Т. 4. — 432 с.

Васютинский Н.А. Золотая пропорция. — М., СПб.: ДИЛЯ, 2006. — 367 с.

Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. — М.: Физматлит, 2006. — 813 с.

Комиссарова В. Программирование драйверов для Windows. — СПб.: БХВ-Петербург, 2007. — 256 с.

Кучин Б.Л. Управление развитием экономических систем. — М.: Экономика, 1990. — 157 с.

Мизес Р. Вероятность и статистика. — М.: URSS, 2006. — 253 с.

Могилевский В.Д. Формализация динамических систем. — М.: Вузовская книга, 2005. — 214 с.

Пташинский В.С. 100 программ для карманного ПК Pocket PC: инструментальная книга. — М.: Триумф, 2007. — 416 с. (+CD-ROM). Синергетика и нейросетевые системы управления курсом судна. — М.; СПб.: Питер, 2006. — 204 с.

Степанов Е.О. Математические модели оптимизации транспортных сетей и потоков. — СПб.: ИТМО, 2005. — 244 с. Суходолъский Г.В. Математическая психология. — Харьков: Гуманитарный Центр, 2006. — 358 с.

Юревич Е.И. Теория автоматического управления. — СПб.: БХВ-Петербург, 2007. — 560 с.

Афонин А.М. Физические основы механики. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. — 366 с.

Бабешко Л.О. Основы эконометрического моделирования. — М.: URSS, 2006. — 428 с.

Вейль Г.К.Х. Классические группы. — М.: URSS, 2007. — 403 с.

Евгеньев М.И. Контроль экологической безопасности химических производств. — Казань: ГТУ, 2006. — 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.