Научная статья на тему 'Модель управления подготовкой будущих педагогов в вузе к реализации технологии М. Монтессори'

Модель управления подготовкой будущих педагогов в вузе к реализации технологии М. Монтессори Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ТЕХНОЛОГИЯ М. МОНТЕССОРИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева Л. А.

Статья посвящена описанию модели управления подготовкой будущих педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори. Модель представляет собой систему, включающую два блока: блок 1 «Система управления», состоящий из цели, принципов, функций и методов управления, и блок 2 «Система подготовки педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори», включающий в себя цели, содержание, этапы, формы, методы, структуру подготовки и результативного компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to description of the monitoring model of training future teachers in realisation of the Montessori technology at universities. This model is a system including the two parts: 1) "The Monitoring system", containing goals, principles, functions and monitoring methods; 2) "The system of training teachers in realisation of the Montessori technology", which includes goals, contents, stages of training forms and methods, the structure of training and expected results.

Текст научной работы на тему «Модель управления подготовкой будущих педагогов в вузе к реализации технологии М. Монтессори»

Л. А. Бондарева

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ М. МОНТЕССОРИ

Работа представлена кафедрой педагогики Бийского педагогического государственного университета им. В. М. Шукшина.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. А. Мокрецова

Статья посвящена описанию модели управления подготовкой будущих педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори. Модель представляет собой систему, включающую два блока: блок 1 - «Система управления», состоящий из цели, принципов, функций и методов управления, и блок 2 - «Система подготовки педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори», включающий в себя цели, содержание, этапы, формы, методы, структуру подготовки и результативного компонента.

Ключевые слова: модель, управление, подготовка педагогов, технология Монтессори.

The article is devoted to description of the monitoring model of training future teachers in realisation of the Montessori technology at universities. This model is a system including the two parts: 1) «The Monitoring system», containing goals, principles, functions and monitoring methods; 2) «The system of training teachers in realisation of the Montessori technology», which includes goals, contents, stages of training forms and methods, the structure of training and expected results.

Key words: model, monitoring, teachers’ training, Montessori technology.

Одной из главных целей модернизации российского образования, в том числе и высшей школы, является ее направленность на гуманизацию. На основе новой гуманистической парадигмы в педагогической науке идет процесс интенсивного формирования концепций личностно ориентированного образования (Е. В. Бон-даревская, О. С. Гребенкж, В. И. Даниль-чук и др.), появляются гуманистические концепции подготовки учителей в системе высшей школы.

Гуманистические идеи, провозглашающие свободу и уважение, признание уникальной неповторимости и ценности каждой личности, восприняты сегодня на эмоциональном уровне, а чтобы стать целью педагогической деятельности, гуманистической установкой и направленностью личности, целью самосовершенствования, будущему учителю необходимо испытать на себе гуманное отношение и прожить в гуманистическом процессе обучения в вузе. Поэтому особенно важ-

ным является педагогический и социальный опыт, накопленный в мировой практике, в котором реализованы гуманистические идеи и принципы. Примером такого опыта является технология саморазвития М. Монтессори.

В последние годы появился ряд современных исследований, посвященных теоретическим и практическим вопросам педагогики М. Монтессори (Т. И. Афанасьева, М. В. Богусловский, Л. Р. Гребенников, И. Н. Дичковская, Т. И. Пони-манская, М. Г. Сорокова, Д. Г. Сороков, К. Е. Сумнительный, Е. А. Хилтунен, и др). Они внесли ощутимый вклад в изучение ее наследия и практической реализации данной технологии в России.

Чтобы реализовать технологию М. Монтессори, необходимо подготовить педагогов, понимающих ее философские, психологические и педагогические основы, умеющих создавать «подготовленное окружение» для саморазвития дошкольников и школьников и владеющих техни-

кой презентации Монтессори-материалов. Эффективной и качественной подготовке будущих педагогов в вузе способствует квалифицированное управление.

Исследование теоретических основ управления подготовкой будущих педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори потребовало разработки модели управления.

Слово «модель» происходит от латинского слова modulus и обозначает «мера», «образец», «норма». В. А. Штофф под моделью понимает «некоторую реально существующую или мысленно представляемую систему, которая, замещая в познавательных процессах другую систему-оригинал, находится с ней в отношении сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале» [2, с. 18]. Изучение педагогических процессов на специальном объекте - модели является промежуточным звеном между субъектом исследования и объектом исследования. Объектом моделирования в нашем случае является система управления профессиональной подготовкой будущих педагогов в вузе к реализации технологии Монтес-сори.

Модель управления подготовкой педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори представляет собой систему, включающую два блока: блок l - «Система управления», состоящий из цели, принципов, функций и методов управления, и блок 2 - «Система подготовки педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори», включающий в себя цели, содержание, этапы, формы, методы, структуру и результата подготовки (рис. l).

Первый компонент блока «Система управления» представленной модели включает в себя цель и задачи управления подготовкой педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори на основе мотивационного управления. Целью управле-

ния является созданию таких условий, при которых подготовка Монтессори-педаго-гов велась бы на высоком уровне.

К организационно-педагогическим условиям мы относим следующие условия:

• создание личностно и практикоориентированной образовательной среды;

• приоритет самостоятельной и исследовательской работ студентов;

• наполнение образовательного процесса научной, учебной и методической литературой, информационными материалами к аудивизуальным средствам обучения, техническими средствами обучения;

• создание творческой группы преподавателей для осуществления управления.

Задача - это ступень в общем движении к цели, это частичное достижение результата деятельности, без которого не достигается общий желаемый результат. Задачи определяют качественные и количественные параметры результата. Они становятся своеобразным фокусом, в котором сходятся основные линии управления. Задачи управления профессиональной подготовкой будущих педагогов-Монтессори в вузе следующие:

• организация психологического сопровождения;

• организация рефлексии участниками образовательного процесса;

• организация мониторинга качества образования, задача которого отслеживать ход и результаты профессиональной подготовки педагогов;

• организация прогнозирования результатов образования, создание модели специалиста, разработки критериев качества образования и механизмов оценки критериев качества образования;

• организация разработки учебной программы, включающей в себя инновационные технологии;

• организация деятельности по изучению и формулированию социального заказа.

Блок 1. Система управления

Цель управления

Создание условий. при коюрых шшокжки нелаююв-монгессори в вузе велась бы на высоком уровне.

Принципы: Функции: Методы:

• • и ммирни.ипп-. • ор| .ШП „ИПкЧНЮ

направленность; • ;;р| мк\ шща: административный;

• • кчч! 1 ро п.:

• • коррекция исихологические

• тч. . ияииоч,- онпопл.-пж:.

V у V. )

Организационно-педагогические условия

• создание личностно к практико-ориентированной среды;

• ПрИОрИТе! самостоятельной и исследовательской раГнн счуденюв:

• обеспечение мстоличсской литературой и дидактическими пособиями:

• создание творческой I руины преподавателей для осуществления управления;

Блок 2. Система подготовки педагогов Цель подготовки

Формирование юювности будущих нелагоюв в вузе к реализации технологии М. Мошессорн

Содержание:

содержание учебного курса« Основы педагогической технологии М. Монтессори »

Этапы:

► тию^ИПГСЛ^НЛЙ:

• иГшГщитчинн

Формы:

• ссмгнар-лискусс^я:

• ирсмя р.ННЧЫ

но выбору студентов;

Методы:

деятельность в малых 1руппах:

• I ¡4-1111111 II

Структу ра. Пснхолого-пелагогическое взаимодействие

Преподаватель вуза

Студент

Учитель-

монтессори

У

РЕЗУЛЬТАТ

Готовность будущего педагога в вузе к реализации технологии М. Монтессори

(

Критерии •

■ Показатели

Рис. 1. Модель управления подготовкой будущих педагогов в вузе к реализации технологии М. Монтессори

Принципы управления - это основные положения, которыми руководствуется в своей деятельности руководитель. В качестве принципов управления профессиональной подготовкой педагогов-Монтессори в вузе с учетом профиля их будущей профессии нами сделан акцент на принципы: целевой гармонизации, гуманистической направленности, диалогичности, комплексности, постоянного обновления и координации.

Функция управления - это особый вид управленческих действий на объект управления или особые виды действий субъекта управления с информацией. Выделяется пять функций: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование.

Методы управления подготовкой будущих педагогов в вузе объедены в три группы: экономические (премирование преподавателей и стимулирование их свободным временем), административные (приказ, распоряжение и т. д.) и социальнопсихологические методы (совет, просьба, пожелание, поощрение, благодарность), которые являются наиболее значимыми в управлении.

Блок 2 - «Система подготовки будущих педагогов к реализации технологии Монтессори» - включает в себя цели, содержание, этапы, формы, методы и структуру подготовки.

В нашем исследовании целью подготовки является формирование готовности будущего педагога в вузе к реализации технологии М. Монтессори. Профессиональная готовность к педагогической деятельности определяется совокупностью профессионально обусловленных требований к педагогу. В ее составе можно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность - как основу профессионализма. Педагог-Монтессори готов к про-

фессиональной деятельности в том случае, если наряду с хорошей теоретической подготовкой (знаниевой) сформированы: личностные качества (любовь и интерес к детям, материнское внимание и забота о них, готовность прийти на помощь, эмоциональная поддержка) и профессиональные качества (эмпатия, педагогический такт, зоркость, оптимизм, культура профессионального общения, педагогическая рефлексия), профессиональные умения (гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, специальные умения) и навыки (техника презентации Монтессори-материалов; организация индивидуальных, групповых уроков и свободной работы по выбору детей; самостоятельное создание «подготовленного окружения»; планирование своей педагогической деятельности; использование методов психодиагностики, ведение исследовательской работы; анализ условий, процесса и результатов практической деятельности).

Содержательный компонент представлен учебным курсом «Основы педагогической технологии Монтессори», целью которого является ознакомление студентов с теоретическими и практическими положениями технологии как системы саморазвития детей дошкольного возраста в специально подготовленной и дидактически обусловленной среде и овладение практическими умениями, которые дают основу для практической работы с детьми в группах Монтессори дошкольного учреждения.

Технологический компонент модели раскрывает этапы, формы и методы подготовки будущих педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори. Организация процесса подготовки студентов включает четыре этапа: подготовительный, теоретический, практический и обобщающий. Разнообразными являются формы подготовки студентов. Активно используются лекции-визуализации и про-

блемные лекции, семинары-дискуссии и семинары-исследования, время работы по выбору студентов и педагогический практикум. В работе со студентами применяются следующие методы: самостоятельная работа с литературой и учебная дискуссия, коллективная мыслительная деятельность в малых группах и решение графических задач, ролевые игры и тренинги, а также исследовательская работа.

Согласно идеям гуманистической психологии, студент - это не объект воздействия преподавателя, он - субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и несущий ответственность за самостановление. Личность студента - будущего Монтессори-педагога в образовательном процессе является приоритетной. Личность в процессе профессионального образования нуждается в психологическом и педагогическом сопровождении [1, с. 64]. Психоло-го-педагогическое сопровождение осуществляется психологами и преподавателями Монтессори-курса. На подготовительном этапе обучения они осуществляют диагностирование и развитие профессионально-значимых качеств студентов. С этой целью преподаватели реализуют тренинговые занятия, создающие условия для идентификации студентов с объектом их будущей профессиональной деятельности. Эти тренинги облегчают развитие самосознания. Нам представляется, что именно высокий уровень самосознания выступает важнейшим условием личностного развития Монтессори-педагога. На теоретическом этапе подготовки преподаватель ориентирует студентов на учебно-исследовательскую деятельность. Содействует этому реализация видеопроекта «Технология Монтессори глазами современных студентов». Он способствует повышению качества подготовки Монтес-сори-педагогов за счет реализации научного, творческого потенциала студентов, формирования субъектности, требующей

развития в первую очередь таких качеств личности, как активность, рефлексивность, высокий уровень осознанности целей обучения, саморегуляции. Реализация проекта воплощает идеи личностно-развивающей парадигмы образования в практику управления Монтессори-педагогов, способствует становлению их профессиональной индивидуальности. Основным принципом взаимодействия преподавателей и студентов в проектной деятельности является партнерство и наставничество.

Результативный компонент модели -это итог управления подготовкой педагогов в вузе к реализации технологии Мон-тессори. Он непосредственно взаимосвязан с целевыми компонентами двух блоков. В нашем исследовании результатом является готовность будущего педагога в вузе к реализации технологии Монтессо-ри. Система критериев эффективности управления процессом профессиональной подготовки Монтессори-педагогов особенно актуальна потому, что объектом профессиональной деятельности Монтес-сори-педагога является человеческая индивидуальность, а профессиональные качества специалиста проявляются прежде всего на личностном уровне. В нашем исследовании в качестве критериев использованы: успеваемость студентов, посещаемость занятий студентами, отношение к учению, удовлетворенность учебной деятельностью, отношение студентов к содержанию профессиональной подготовки Монтессори-педагогов в вузе, изменение представления о профессиональной значимости качеств личности Монтессори-педагога, уровень самоактуализации личности студента.

Анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности показал эффективность модели управления и технологии ее реализации, выразившуюся в повышении качественных и количественных показателей подготовки будущих Монтессори-педагогов в вузе.

Таким образом, представленная модель управления подготовкой будущих педагогов в вузе к реализации технологии М. Монтессори раскрывает сущность данного феномена, его структурный и функциональный состав, а также наиболее ха-

рактерные связи между компонентами. На наш взгляд, реализация представленной модели будет благоприятствовать совершенствованию управления системой подготовки в целом и всех ее составных компонентов в частности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сухорукова Г. П. Управление профессиональной подготовкой психологов в филиале вуза: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Барнаул, 2006. 192 с.

2. Штофф В. А. Современные проблемы методологии научного познания. Л., 1975. 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.