Л. А. Бондарева
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ М. МОНТЕССОРИ
Работа представлена кафедрой педагогики Бийского педагогического государственного университета им. В. М. Шукшина.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. А. Мокрецова
Статья посвящена описанию модели управления подготовкой будущих педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори. Модель представляет собой систему, включающую два блока: блок 1 - «Система управления», состоящий из цели, принципов, функций и методов управления, и блок 2 - «Система подготовки педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори», включающий в себя цели, содержание, этапы, формы, методы, структуру подготовки и результативного компонента.
Ключевые слова: модель, управление, подготовка педагогов, технология Монтессори.
The article is devoted to description of the monitoring model of training future teachers in realisation of the Montessori technology at universities. This model is a system including the two parts: 1) «The Monitoring system», containing goals, principles, functions and monitoring methods; 2) «The system of training teachers in realisation of the Montessori technology», which includes goals, contents, stages of training forms and methods, the structure of training and expected results.
Key words: model, monitoring, teachers’ training, Montessori technology.
Одной из главных целей модернизации российского образования, в том числе и высшей школы, является ее направленность на гуманизацию. На основе новой гуманистической парадигмы в педагогической науке идет процесс интенсивного формирования концепций личностно ориентированного образования (Е. В. Бон-даревская, О. С. Гребенкж, В. И. Даниль-чук и др.), появляются гуманистические концепции подготовки учителей в системе высшей школы.
Гуманистические идеи, провозглашающие свободу и уважение, признание уникальной неповторимости и ценности каждой личности, восприняты сегодня на эмоциональном уровне, а чтобы стать целью педагогической деятельности, гуманистической установкой и направленностью личности, целью самосовершенствования, будущему учителю необходимо испытать на себе гуманное отношение и прожить в гуманистическом процессе обучения в вузе. Поэтому особенно важ-
ным является педагогический и социальный опыт, накопленный в мировой практике, в котором реализованы гуманистические идеи и принципы. Примером такого опыта является технология саморазвития М. Монтессори.
В последние годы появился ряд современных исследований, посвященных теоретическим и практическим вопросам педагогики М. Монтессори (Т. И. Афанасьева, М. В. Богусловский, Л. Р. Гребенников, И. Н. Дичковская, Т. И. Пони-манская, М. Г. Сорокова, Д. Г. Сороков, К. Е. Сумнительный, Е. А. Хилтунен, и др). Они внесли ощутимый вклад в изучение ее наследия и практической реализации данной технологии в России.
Чтобы реализовать технологию М. Монтессори, необходимо подготовить педагогов, понимающих ее философские, психологические и педагогические основы, умеющих создавать «подготовленное окружение» для саморазвития дошкольников и школьников и владеющих техни-
кой презентации Монтессори-материалов. Эффективной и качественной подготовке будущих педагогов в вузе способствует квалифицированное управление.
Исследование теоретических основ управления подготовкой будущих педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори потребовало разработки модели управления.
Слово «модель» происходит от латинского слова modulus и обозначает «мера», «образец», «норма». В. А. Штофф под моделью понимает «некоторую реально существующую или мысленно представляемую систему, которая, замещая в познавательных процессах другую систему-оригинал, находится с ней в отношении сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале» [2, с. 18]. Изучение педагогических процессов на специальном объекте - модели является промежуточным звеном между субъектом исследования и объектом исследования. Объектом моделирования в нашем случае является система управления профессиональной подготовкой будущих педагогов в вузе к реализации технологии Монтес-сори.
Модель управления подготовкой педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори представляет собой систему, включающую два блока: блок l - «Система управления», состоящий из цели, принципов, функций и методов управления, и блок 2 - «Система подготовки педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори», включающий в себя цели, содержание, этапы, формы, методы, структуру и результата подготовки (рис. l).
Первый компонент блока «Система управления» представленной модели включает в себя цель и задачи управления подготовкой педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори на основе мотивационного управления. Целью управле-
ния является созданию таких условий, при которых подготовка Монтессори-педаго-гов велась бы на высоком уровне.
К организационно-педагогическим условиям мы относим следующие условия:
• создание личностно и практикоориентированной образовательной среды;
• приоритет самостоятельной и исследовательской работ студентов;
• наполнение образовательного процесса научной, учебной и методической литературой, информационными материалами к аудивизуальным средствам обучения, техническими средствами обучения;
• создание творческой группы преподавателей для осуществления управления.
Задача - это ступень в общем движении к цели, это частичное достижение результата деятельности, без которого не достигается общий желаемый результат. Задачи определяют качественные и количественные параметры результата. Они становятся своеобразным фокусом, в котором сходятся основные линии управления. Задачи управления профессиональной подготовкой будущих педагогов-Монтессори в вузе следующие:
• организация психологического сопровождения;
• организация рефлексии участниками образовательного процесса;
• организация мониторинга качества образования, задача которого отслеживать ход и результаты профессиональной подготовки педагогов;
• организация прогнозирования результатов образования, создание модели специалиста, разработки критериев качества образования и механизмов оценки критериев качества образования;
• организация разработки учебной программы, включающей в себя инновационные технологии;
• организация деятельности по изучению и формулированию социального заказа.
Блок 1. Система управления
Цель управления
Создание условий. при коюрых шшокжки нелаююв-монгессори в вузе велась бы на высоком уровне.
Принципы: Функции: Методы:
•
• • и ммирни.ипп-. • ор| .ШП „ИПкЧНЮ
направленность; • ;;р| мк\ шща: административный;
• • кчч! 1 ро п.:
• • коррекция исихологические
• тч. . ияииоч,- онпопл.-пж:.
V у V. )
Организационно-педагогические условия
• создание личностно к практико-ориентированной среды;
• ПрИОрИТе! самостоятельной и исследовательской раГнн счуденюв:
• обеспечение мстоличсской литературой и дидактическими пособиями:
• создание творческой I руины преподавателей для осуществления управления;
Блок 2. Система подготовки педагогов Цель подготовки
Формирование юювности будущих нелагоюв в вузе к реализации технологии М. Мошессорн
Содержание:
содержание учебного курса« Основы педагогической технологии М. Монтессори »
Этапы:
► тию^ИПГСЛ^НЛЙ:
• иГшГщитчинн
Формы:
• ссмгнар-лискусс^я:
•
• ирсмя р.ННЧЫ
но выбору студентов;
•
Методы:
деятельность в малых 1руппах:
• I ¡4-1111111 II
Структу ра. Пснхолого-пелагогическое взаимодействие
Преподаватель вуза
Студент
€
Учитель-
монтессори
У
РЕЗУЛЬТАТ
Готовность будущего педагога в вузе к реализации технологии М. Монтессори
(
Критерии •
■ Показатели
Рис. 1. Модель управления подготовкой будущих педагогов в вузе к реализации технологии М. Монтессори
Принципы управления - это основные положения, которыми руководствуется в своей деятельности руководитель. В качестве принципов управления профессиональной подготовкой педагогов-Монтессори в вузе с учетом профиля их будущей профессии нами сделан акцент на принципы: целевой гармонизации, гуманистической направленности, диалогичности, комплексности, постоянного обновления и координации.
Функция управления - это особый вид управленческих действий на объект управления или особые виды действий субъекта управления с информацией. Выделяется пять функций: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование.
Методы управления подготовкой будущих педагогов в вузе объедены в три группы: экономические (премирование преподавателей и стимулирование их свободным временем), административные (приказ, распоряжение и т. д.) и социальнопсихологические методы (совет, просьба, пожелание, поощрение, благодарность), которые являются наиболее значимыми в управлении.
Блок 2 - «Система подготовки будущих педагогов к реализации технологии Монтессори» - включает в себя цели, содержание, этапы, формы, методы и структуру подготовки.
В нашем исследовании целью подготовки является формирование готовности будущего педагога в вузе к реализации технологии М. Монтессори. Профессиональная готовность к педагогической деятельности определяется совокупностью профессионально обусловленных требований к педагогу. В ее составе можно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность - как основу профессионализма. Педагог-Монтессори готов к про-
фессиональной деятельности в том случае, если наряду с хорошей теоретической подготовкой (знаниевой) сформированы: личностные качества (любовь и интерес к детям, материнское внимание и забота о них, готовность прийти на помощь, эмоциональная поддержка) и профессиональные качества (эмпатия, педагогический такт, зоркость, оптимизм, культура профессионального общения, педагогическая рефлексия), профессиональные умения (гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, специальные умения) и навыки (техника презентации Монтессори-материалов; организация индивидуальных, групповых уроков и свободной работы по выбору детей; самостоятельное создание «подготовленного окружения»; планирование своей педагогической деятельности; использование методов психодиагностики, ведение исследовательской работы; анализ условий, процесса и результатов практической деятельности).
Содержательный компонент представлен учебным курсом «Основы педагогической технологии Монтессори», целью которого является ознакомление студентов с теоретическими и практическими положениями технологии как системы саморазвития детей дошкольного возраста в специально подготовленной и дидактически обусловленной среде и овладение практическими умениями, которые дают основу для практической работы с детьми в группах Монтессори дошкольного учреждения.
Технологический компонент модели раскрывает этапы, формы и методы подготовки будущих педагогов в вузе к реализации технологии Монтессори. Организация процесса подготовки студентов включает четыре этапа: подготовительный, теоретический, практический и обобщающий. Разнообразными являются формы подготовки студентов. Активно используются лекции-визуализации и про-
блемные лекции, семинары-дискуссии и семинары-исследования, время работы по выбору студентов и педагогический практикум. В работе со студентами применяются следующие методы: самостоятельная работа с литературой и учебная дискуссия, коллективная мыслительная деятельность в малых группах и решение графических задач, ролевые игры и тренинги, а также исследовательская работа.
Согласно идеям гуманистической психологии, студент - это не объект воздействия преподавателя, он - субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и несущий ответственность за самостановление. Личность студента - будущего Монтессори-педагога в образовательном процессе является приоритетной. Личность в процессе профессионального образования нуждается в психологическом и педагогическом сопровождении [1, с. 64]. Психоло-го-педагогическое сопровождение осуществляется психологами и преподавателями Монтессори-курса. На подготовительном этапе обучения они осуществляют диагностирование и развитие профессионально-значимых качеств студентов. С этой целью преподаватели реализуют тренинговые занятия, создающие условия для идентификации студентов с объектом их будущей профессиональной деятельности. Эти тренинги облегчают развитие самосознания. Нам представляется, что именно высокий уровень самосознания выступает важнейшим условием личностного развития Монтессори-педагога. На теоретическом этапе подготовки преподаватель ориентирует студентов на учебно-исследовательскую деятельность. Содействует этому реализация видеопроекта «Технология Монтессори глазами современных студентов». Он способствует повышению качества подготовки Монтес-сори-педагогов за счет реализации научного, творческого потенциала студентов, формирования субъектности, требующей
развития в первую очередь таких качеств личности, как активность, рефлексивность, высокий уровень осознанности целей обучения, саморегуляции. Реализация проекта воплощает идеи личностно-развивающей парадигмы образования в практику управления Монтессори-педагогов, способствует становлению их профессиональной индивидуальности. Основным принципом взаимодействия преподавателей и студентов в проектной деятельности является партнерство и наставничество.
Результативный компонент модели -это итог управления подготовкой педагогов в вузе к реализации технологии Мон-тессори. Он непосредственно взаимосвязан с целевыми компонентами двух блоков. В нашем исследовании результатом является готовность будущего педагога в вузе к реализации технологии Монтессо-ри. Система критериев эффективности управления процессом профессиональной подготовки Монтессори-педагогов особенно актуальна потому, что объектом профессиональной деятельности Монтес-сори-педагога является человеческая индивидуальность, а профессиональные качества специалиста проявляются прежде всего на личностном уровне. В нашем исследовании в качестве критериев использованы: успеваемость студентов, посещаемость занятий студентами, отношение к учению, удовлетворенность учебной деятельностью, отношение студентов к содержанию профессиональной подготовки Монтессори-педагогов в вузе, изменение представления о профессиональной значимости качеств личности Монтессори-педагога, уровень самоактуализации личности студента.
Анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности показал эффективность модели управления и технологии ее реализации, выразившуюся в повышении качественных и количественных показателей подготовки будущих Монтессори-педагогов в вузе.
Таким образом, представленная модель управления подготовкой будущих педагогов в вузе к реализации технологии М. Монтессори раскрывает сущность данного феномена, его структурный и функциональный состав, а также наиболее ха-
рактерные связи между компонентами. На наш взгляд, реализация представленной модели будет благоприятствовать совершенствованию управления системой подготовки в целом и всех ее составных компонентов в частности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сухорукова Г. П. Управление профессиональной подготовкой психологов в филиале вуза: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Барнаул, 2006. 192 с.
2. Штофф В. А. Современные проблемы методологии научного познания. Л., 1975. 40 с.