Научная статья на тему 'Модель управления межнациональными отношениями с использованием когнитивной методологии'

Модель управления межнациональными отношениями с использованием когнитивной методологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КОГНИТИВНАЯ КАРТА / МОДЕЛЬ / ГРАФ / ИМИТАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маренко В.А.

Важность межнациональной политики в современном мире подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы. Цель работы выявление и оценка существенных управляющих факторов проблемы межнациональной интеграции в многонациональном обществе с применением методологии когнитивного моделирования, которая совершенствуется в институте проблем управления РАН. В работе решается прямая задача: прогноз развития ситуации с выбранным комплексом управлений. В ходе исследования проведен SWOT и PEST анализ для выявления базисных факторов проблемы. Построена авторская когнитивная модель управления проблемой в виде когнитивной карты. С помощью экспертных и статистических методов проведено согласование весов и направлений дуг между целевым и управляющими факторами модели. Формализация модели осуществлена с помощью теории графов. Модель проблемы верифицирована с использованием имитационного эксперимента, алгоритм которого построен на основе численных методов. Результаты вычислительного эксперимента показали, что существенными факторами, с помощью которых возможно управление межнациональной интеграцией, являются факторы «религиозный фанатизм» и «когнитивный диссонанс». С их уменьшением целевой фактор «межнациональная интеграция» увеличивается. Проведен сбор и анализ информации для получения значений управляющего фактора «когнитивный диссонанс». Выводы из проведенной работы таковы. При когнитивном моделировании в нашем сознании создается модель нашего представления об объекте исследования, и в рамках работы с когнитивной моделью синтезируются стратегии по достижению поставленной цели. В результате получаем управляемый когнитивный процесс, используемый для научного обоснования, подготовки и принятия управленческих решений по рассматриваемой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель управления межнациональными отношениями с использованием когнитивной методологии»

УДК 519.876.2

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ М F Ж Н А IИ ОН AilhHbl МИ ОТ НОШ ЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОГНИТИВНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

В. А. Маренко

Институт математики им. С.Л. Соболева, о. Омск, Россия

Аннотация - Важность межнациональной политики в современном мире подтверждает актуальность рлимиривлечий щюблсмы. Цель рабты - выявление и иненка существенных } нравлнюшал факюрив пjhh'i. ip\i ki мсжнэшшналкнин интуиции к mhiii «ih;iiiiiiih:i.ikhii>i ш'шгп ке с нримрнрнмим мрщдп.кнмн когнитивного мод елирпи а ни я, котора я совершенствуется и институте проблем управления РАН. В работа решается прямая задача: прогноз развития сптуашш с выбранным комплексом управлений. В ходе исследования проведен SWOT н PEST анализ для выявления базисных факторов проблемы. Построена авторская когнитивная модель управления проблемой в виде когнитивной карты. С помощью экспертных н статистических методов проБсдспо согласованно dccob и направлений дуг между целевым и управляющими факторами модели. Формализация модели осуществлена с помощью теории графов. Модель проблемы верифицирована с использованием имитационного эксперимента, алгоритм которого шнпроен на осниве численных менииъ. Реллыаил вычис.ипельнши JKUiepuMeHia и оказал*, мхи суше-

I ikhhhkimii |||2к;|«1К<М11, Г нимшцьш Киюрмх KU {МОЖНО у||£1ИК.1НННР К1НЖН»11Н11НЛ.11ЬН11М ИН I И1 рицисм, мк-

ляются факторы «религиозный фанатизм» и « когнитивный диссонанс». С их уменьшением целевой фактор ^межнациональная интеграция» увеличивается. Проведен сбор и анализ информации хля получения значении управляющего фактора 'когнитивный диссонанс»-. Выводы из проведенной работы таковы. При когпптивиом моделировании в нашем созиаипи создастся модель нашего представления об обьсктс исследования, и в рамках работы с когнитивной моделью синтезируются стратегии по достиже ншо поставленной цели. В результате получаем управляемый когнитивный процесс, используемый для научного обоснования, подготовки н принятия управленческих решеннй по рассматриваемой проблеме.

Ключгкыг слала: управление, когнитивная карта, моте.тч, граф, имитационный эксперимент, межэтническая интеграция.

I. ВВЕДЕНИЕ

Большое впнмаппе ученые исследователи уделяют гоучепшо межэтнических вопросов. Круглова HB пи шет. что создаипю Ьяагоорнягоого межнационального шзгата способствует формзхровалше эффективных ме ханнзмов развитая национальных культзр [1J. Лысснкс И.С. рассматривает управление этносоциальными от-ношениямв б соответствии с диалектической методологией, которая направлена за устранение социальной эн-

трепли [2\. Ьнсксэов М.А. н Вилвданов Х.С. (Казахстан) раскрыли особенности этнической культуры и социальной ГИМобыГНОСт «¡qif-ДГЛГННОШ ЧГЖЧ'Я И КП» «Т1ЛИЧИГ СП" /1ННЛИ1ИЧНЫХ 011111Н0Г1ГЙ 4] С|*1ИПИЧГС«1К

исследование Desbieas С. (Канада) посвящено выяснению результатов межкультурного диалога между некоренными и коренными народами, которым в настоящее время отводится активная роль з вопросах поликуль-гу|:н«м CI раЧКИ ГИМ [5] ИгГЛГДОКННИЯ ТчООрИЛИЧ R ГГсЦМЯНИх) Г ИрИМ^ЬГНИГЧ! Mil 1РМЛ I ИЧРС.ЮЙ ("ШШХкИ .'К1ЬЯ-зывают. что страны со строгой миграционной полшикой добиваются лучших результатов интеграции [б] и т д Цель работы выявление и оценка существенных управляющих факторов. влияющих на межэтническую

ИНТГ1]Б1ЦИН), конную МОЖНО НСГЛ^ОКИГЬ Г ЩН'МГНГНИГМ КРГНИТИКНОШ МОДГ.! HJIOK.-II-HH ГоНГрШГНП киканиг

когнитивной технологии осуществляется в ннештуте проблем управления РАН им. ЗА Трапезникова.

Для достижения пели проведен SWOT и PEST анализ, выявивший совокупность управляющих факторов проблемы С их использованием построена авторская модель управления проблемой в виде когнитивной карты. Формализация модели осуществлена с применением теории графов. Для верификации модели проведен ком пьютерный эксперимент.

В |»a(xrir ргиктги iijwm-i» чадичи iqxiiHiix ]мчнитих стул ihm r kkiojiühhkim киммлсмом умриклгнии Для изучения проблемы управления межэтнической интеграцией предлагается применять когнитивную методологию. С использованием целевого фактора «межэтническая интеграция» (1) и управляющих факторов <napiHcp-ггкп» (?) «ие.гимилмции» «|ic.i и точный ||июпи<м» (4). <ск;н hhiикнмй диггонанг» (б) и «кнги ниг успоким» (5) построена авторская когшгсшпая модель управления в виде когшгтивисп карты. Формализации модели

СК^1ЦГПК111Г1Г» КЧКГ1ПГННК1М (]рИГ-Ы-Н[Н>КПННЫМ l])¡«Jl'.)M G = <V. F.>, V— MKO».rriHO Krj'll ин V,t=V, i = 1,

2..... k-,E- множестве дуг, e,. ~E. г, j = 1, 2, .... г. (рис. 1).

С применением методов математической статистики проведены процедуры согласования весов и направлений дуг нг-шгмигнного оригн!м1Х1к;1нно1 о цы|ы Экспертный ()11]жн: ккхкил гледующиг раи-уждгних «Угилгниг религиозного фанатизма ослабляет процессы ассимиляции, партнерства и межэтнической интеграции», «улучшение внешних условий способствует процессу межэтнической интеграции.) к т.д. Экспертные рассужления отражаются на когнитивно« карте прямой или обратно пропорциональной зависимостями. Далее доводился компьютерный эксперимент. Алгоршм вычисления строился с применением численных методов, (.'уть вычне-

ЛП-ИИ С ЛГ,'|уКПЦа* Я КГрШИНЫ КНСК ИЛИГК НОЧМуЩГНИЧ и НЛ(и1К1ДД>1И<Ъ Ц11Х" фЛНГНИУ: «КОЛ Н KO.4Vyil.r-

ннй-> по различным путям в графе. Еслн в момент времени : в вершину поступало возмущение р} ьР, то пере-иплг.иугмой гипгмы и пк:ппним ( к /+! счущпчклилгх но нракклу Х{(р I 1) = I X*—х /(^С;.х,, при известных начальных значениях

Визуализация численных значений факторов модели осуществлена на нескольких шагах вычислений. На рис. 2а, б предсталлеп результат оыппелешш при усилении о акторов :<паргнерство>:. «асснмиляшиг». «релнгн озный фанатнзм* на одну условную единицу и фактора «внешние условия» - на две условные единицы Целевой фактор ^межэтническая интеграция» (на графике пунктир) при таких параметрах имеет значение три

и. 1 юстрэеше: ivíozirai ул>авлпп1я мсюппгшсесй штпгтаошй

Рис 1 КоГНИ! ИННИМ KapiVI «MfAMI НИНГГКИХ ИН1Г1]КЦИ>»

Ш. Результаты экспериментов

условные единицы [рпс. 2а). Прн усилении фактора «релвгноэпын фапатазм» (1) до двух условных едшшц це левой фахтор (1) уменьшается (рис 26).

J • Т I ) 1»

/

"Г ¡Т F7i * i i Г

з t »

Аа

Рис. 2 а, о. Результаты вычислении

Полуденные результата согласуются со здравым смыслом: чем слабое «религиозный фанатизм», тем сильнее «МГЖ.ЧТНИЧГС.КИИ ИН1Г1рИ1|,ИЯ}> К МНОУСИ-ИЦИОЧИЛКНПМ оТ>1ЦГ(7ГКГ

Следующий этап исследования состоит в присвоении численных значении вершинам сформированного ориентированного графа как формальной модели управления проблемой. Большее значение для формирования позитивных межнациональных отношений имеет фактор, определяемый термином «когнитивный диссонанс» индивидов [8] Когнитивный диссонанс выражается в настроении, суждениях, поведении и характеризует беспокойство. неуверенность, агрессивность и другие негативные проявления. Когнитивный диссонанс иерелагва юг тс индивиды. которые не могут адаптироваться к социальным изменениям кз-за плохого качества услуг з сфгрк «|б;и'«1киннч и медицины, ич-:« кыгхжих цен ни нжа]» и ничьих докпдин, им—си гцихи шп-ержгь раГктгу и т.д Таким образом, высокий когнитивный диссонанс испытывают потенциальные участники социальных конфликтов, которым требуются оперативные управляющие ооздействпя [9].

Для получения численных значений когнитивного диссонанса проведено анкетирование в студенческой средс 1 иродов Асгана. Кокпкпау л Омск. На рис. 3 ирсдигс-влены модели когншивноги диссонанса в виде нечетких множеств

ю is 2« :s

1с lii/c Ul.WJ юнее voljr.

Рис. 3. Модели когнитивного диссонанса студентов (1 - г. Кокшетау 2 - г Астаны, 3 — г. Омска)

IV. Обсужение результатов

Значения когнитивных диссонансов условно разделены на высокие (5—12 баллов), средние (12 - 20 баллов) и ншкне (20 - 34 баллов). Из рнс. 4 видно, что степень выраженности когнитивного диссонанса у студентов города Кскшетау меньше, чем у студентов городов Омска и Астаны. Из эксперимента следует, что казахстан-

С*ИГ ггудгшы Не ИМеКТГ ( ЛИШКОМ KhlillK ИХ И (ЛИШКОМ НИЧКИХ ЧНг1ЧГНИЙ 1Ш HWIKRWIIU джглнит'л Следукниий

этап исследования - получение данных для остальных вершин орграфа - управляющих факторов авторской коппггнвпой модели

V ВттодьгичАктпочрнир

При когнитивном моделировании в нашем сознании создается модель нашего представления об объекте исследования, и в рамках работы с пей синтезируются стратегии по достижению поставленной целп. В результате получаем управляемый когнитивный проассс. использусмын для научного обоснования, подготовки и принятия у||]>г1КЛГННГСКИХ ргшгний 1К> риг.гмгприклемой ироГшеме

Приглашаю исследователей из других регионов для совместного изучения скрытых тенденций по проблемам межнациональных отношений.

Работа выполнена при поддержке Программы фундаментальных научных исследований государственных академий нда на 2013—2020 годы.

1.5.1.3 «Мате.матические методы распознавания образов и прогнозирования»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Круглова H В Совершенствование управления межнациональными отношениями в регионах России на примере Северной Осетин И Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2014. № 14. С. 8-13.

2. Лысенко И. С. Управление межэтническими и межнациональными отношениями // Социально-философский анализ. Перспективы науки. 2011. № 6(21). С. ЕЕ—91.

3. Бнекенов M. А Этнонацнональное разнообразие современного мнра // Независимость. Лидер нации. Национальное единство: материалы Междунар. конф. по вопросам межэтнической и межконфесснональной толерантности. 29-30 ноября. Астана.

4. Вить данов X С. Место и роль национальных ценностей в структуре этнической культуры // Алтай — золотая колыбель тюрского мира: материалы 2 Междунар. этнографического форума, 23-24 августа 2013. Усть-Каменогорск.

5. Desbiens С., Ri va г d É. From passive to active dialogue? // Aboriginal lands, development and métissage ill Quebec, Canada. Cultural Geographies 2014. Vol. 21. no. 1. P. 99-114

6. Koopinans R_ Trade-Offs between equality and difference: Immigrant mtegration. nmlticulmrali&m ami the welfare state in cross-national perspective It Ethnic and Migration Studies. 2010. Vol. 36. no. 1. P. 1-26.

7. Горелова Г. В . Верба В А.. Захарова Е. Н. Когнитивный подход к исследованию условий развития региональной системы И Искусственный интеллект. 2004. № 4. С. 313-320.

8. Фестннгер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента. 1999. 317 с.

9. Маренко В. А.. Лучко О H Моделирование когнитивного диссонанса личностей как состояния социальной напряженности ■'■ Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25, № 1. С. 149-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.