Научная статья на тему 'Модель управления качеством новостных программ как единая система в международном стандарте ИСО 9001-2000'

Модель управления качеством новостных программ как единая система в международном стандарте ИСО 9001-2000 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
986
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСТНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ / ИСО 9001-2000 / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ПРИНЦИП ИЕРАРХИИ / NEWS PROGRAMS / INTERNATIONAL STANDARD / ISO 9001-2000 / QUALITY MANAGEMENT / HIERARCHY PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркелова Ирина Сергеевна, Шуршев Валерий Федорович

Модель управления качеством в соответствии с международным стандартом позволит обеспечить качество выпускаемой продукции, высокие продажи эфирного времени и стабильность работы предприятия в целом. Определены основные понятия и принципы международного стандарта ИСО 9001-2000, его требования к современным системам менеджмента качества. Рассмотрены все виды процессов, которые описывает стандарт. Создана модель управления качеством в соответствии с системным подходом. В частности, применен принцип иерархии. Библиогр. 4. Ил. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF QUALITY MANAGEMENT OF NEWS PROGRAMS AS A UNIFORM SYSTEM IN THE INTERNATIONAL STANDARD ISO 9001-20001

The quality management model according to the international standard will allow to provide the quality of output production, high sales of broadcasting time and stability of work of the enterprise as a whole. The basic concepts and principles of International standard ISO 9001-2000, its requirements to modern systems of a quality management are defined. All kinds of processes which are described by the standard are considered. The quality management model according to the system approach is created. In particular, the hierarchy principle is applied.

Текст научной работы на тему «Модель управления качеством новостных программ как единая система в международном стандарте ИСО 9001-2000»

УДК 005.6

И. С. Маркелова, В. Ф. Шуршев

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ КАК ЕДИНАЯ СИСТЕМА В МЕЖДУНАРОДНОМ СТАНДАРТЕ ИСО 9001-2000

Введение

С проблемой эффективной организации процесса создания новостных программ сталкиваются многие руководители телерадиокомпаний. От новостных программ во многом зависит и рейтинг телеканала в целом. Чем более организована работа новостей, тем эффективнее идет продажа эфирного времени. Качество новостных программ электронных средств массовой информации (СМИ), как и любой продукции в целом, зависит от ряда процессов, реализация которых лежит в основе деятельности предприятий. Применение систем менеджмента качества, соответствующих требованиям международного стандарта ИСО 9001-2000, является необходимым инструментом в подходе к решению проблем в области обеспечения качества выпускаемой продукции, его улучшения и стабильности работы предприятия. В то же время системный подход в управлении качеством позволит эффективно организовать работу предприятия. Такой подход заключается в том, что сложный объект надо рассматривать и как целое, и как состоящий из отдельных частей. Предмет исследуется с разных сторон и точек зрения, учитывается его внутреннее строение и организация.

Международный стандарт ИСО 9001-2000

Международный стандарт ИСО 9001-2000 «поощряет применение процессуального подхода в управлении организацией и ее процессами, а также рассматривает его как способ быстрого выявления и реализации возможностей для улучшения». Данный стандарт охватывает как внешнюю, так и внутреннюю среду компании. Стандарт выделяет 4 вида процессов [1]:

1) основной (производственный) процесс;

2) процессы административного управления;

3) процессы обеспечения ресурсами (включая трудовые);

4) процессы корректировки (контроля, улучшения и т. д.).

1. Основной процесс создания новостных программ можно представить в виде схемы (рис. 1).

При наличии информационного повода программный директор направляет съемочную группу, состоящую из журналиста и оператора, на место съемки. После съемок кассету с отснятым видеоматериалом оцифровывают, журналист-репортер пишет текст сюжета, который потом проверяется программным директором либо лицом, его замещающим. Текст начитывается у монтажера либо у звукорежиссера. Монтажер, используя начитанный текст сюжета и оцифрованный материал, производит монтаж сюжета. Готовый видеосюжет передается выпускающему режиссеру. Текстовый вариант передается выпускающему редактору, который составляет новостной выпуск. Выпускающий режиссер, используя готовый текст новостного выпуска и видеоматериалы, производит запись новостного выпуска. Конечный вариант пересылается в центральную аппаратную дежурному инженеру эфира, после чего производится трансляция новостного выпуска.

2. Процессы административного управления должны подчиняться ряду определенных правил, к которым можно отнести четкую иерархию, культуру управления и т. д. В современном телевизионном менеджменте можно провести четкую дифференциацию типов менеджеров телевизионных СМИ на 3 группы по принципам [2]:

— определенного вида электронных СМИ, в котором они работают;

— уровня, занимаемой ступени внутри самой организации;

— функций, которые они выполняют в своем подразделении.

Программный

директор

Информационный повод для съемки сюжета новостей

Видеоматериал

Журналист Съемка сюжета

Оператор или передачи

* — ■ Монтажер

—- Г отовые ✓ / 1

І Текст с

'і Новостной ! блок

Информация о новостном блоке

Режиссер

Оператор

Ведущий новостей

Звукорежиссер

Монтажер

Плей-лист

сетевого

партнера

Съемка

выпуска

новостей

Режиссерский

сценарий

Выпускающий

редактор

Распоряжение

Г енеральный Дежурный

директор инженер эфира

Новостная

программа

Эфир

Рис. 1. Структурная схема передачи информации при изготовлении новостной программы

Главным лицом телерадиокомпании является генеральный менеджер. Данное должностное лицо отвечает за деятельность станции в целом - общественное положение станции, ее участие в различных социальных процессах и т. д. Генеральный менеджер также работает вместе с директором программ над разработкой приоритетных передач. Единственный орган управления, который стоит над генеральным менеджером, - совет акционеров компании.

Бизнес-менеджер отвечает за успешное функционирование телестанции. Он же является главным финансистом компании, как и главным советником по инвестициям и бюджету компании, определяющим и всю ценовую политику.

Директор новостей на телевидении отвечает непосредственно за ежедневные выпуски новостей, обеспечение и поддержание рейтинга информационных передач на рынке, наем ведущих эфира и формирование стиля отношений и морали в редакции.

Менеджер по продажам управляет отделом, определяет уровень расценок на рекламу данного канала и адресует программы соответствующим рекламодателям для достижения наилучшего результата. Менеджер по продажам должен контролировать количество эфирного времени, которым располагает канал, и получать наивысший рейтинг рекламы.

Менеджер по маркетингу прежде всего исследует рынок, следит за дизайном программ, разрабатывает и проводит PR-компании. Менеджер по маркетингу расшифровывает результаты исследования и указывает на главные, фокусные направления дальнейшей деятельности.

Промоушн-менеджер ответственен за имидж компании. Он работает с отделами исследования и маркетинга, творческими службами, редакцией новостей и отделом продаж, взаимодействует с генеральным менеджером для реализации долгосрочных стратегических планов.

Главный инженер обеспечивает техническую сторону телерадиокомпании. Он руководит работой технического штата станции, следит за состоянием студийного и переносного оборудования, находится в курсе новейших технологий, которые могут улучшить качество вещания станции, готовит бюджет технического отдела [2].

3. К ресурсам электронных СМИ можно отнести трудовые, материально-технические, финансовые и информационные.

Под трудовыми ресурсами понимается весь персонал организации, на всех уровнях иерархии ее организационной структуры.

Телекомпания должна иметь соответствующие материально-технические ресурсы для регулярного создания качественных информационных программ. Их можно классифицировать следующим образом:

— аппаратное обеспечение;

— программное обеспечение.

Под аппаратным обеспечением понимается техническое оснащение телерадиокомпании (телерадиостудии, видеомонтажные, центральная аппаратная, студия звукозаписи, аппаратностудийный блок и т. д.). Под программным обеспечением понимаются специализированные компьютерные программы, решающие задачу автоматизации новостного телерадиопроизводства. К таким программам можно отнести программный комплекс «OCTOPUS Newsroom 5», программный комплекс «Фабрика Новостей», автоматизированную систему «ТелеВерстка 2.0.», пакет для радиовещания «Digiton ATM» и т. д.

К финансовым ресурсам предприятия относятся денежные средства, имеющиеся в его распоряжении. Финансовые ресурсы направляются на развитие производства (производственноторгового процесса), содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, а также могут оставаться в резерве. Финансовые ресурсы, используемые на развитие производственно-торгового процесса, представляют собой капитал в его денежной форме. Таким образом, капитал - это часть финансовых ресурсов [3].

Информационные ресурсы компании можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним информационным ресурсам можно отнести в первую очередь архив новостных программ и информационных сюжетов (видеоархив и архив текстов новостных сюжетов и новостных выпусков). На их основе может быть построена и часть новостной программы. Внешними ресурсами являются Интернет, правовая документация, информация от различных агентств, ведомств и т. д.

4. Процессы корректировки (контроля, улучшения) в телерадиовещании осуществляются на нескольких уровнях:

— техническом;

— программном;

— управленческом.

На техническом уровне главный инженер, режиссер, операторы, звукорежиссеры контролируют качество изображения (на телевидении) и звука. Если это видеоматериалы, то режиссеры должны следить за грамотностью монтажа. Эти должностные лица ответственны за то, чтобы до потребителя информация доходила технически корректно.

На программном уровне директор программ, редакторы, ведущие эфира и журналисты отвечают за информационное наполнение новостных программ. Информация должна соответствовать таким критериям качества, как актуальность, оперативность, объективность, достоверность, правдивость, лаконичность, сенсационность и др.

На управленческом уровне менеджеры отделов должны контролировать работу всех служб, включая технический и программный отделы. На этом уровне осуществляется также контроль в соответствии с федеральными законами «О средствах массовой информации», «О рекламе» и т. д. Менеджеры должны следить за ходом работы и конечным результатом.

Принципы системного подхода

Системный подход предполагает ряд принципов, на которых и основывается грамотное управление качеством предприятия [4]:

— принцип конечной цели;

— принцип единства;

— принцип связности;

— принцип модульного построения;

— принцип иерархии;

— принцип функциональности;

— принцип развития;

— принцип децентрализации;

— принцип неопределенности.

Применение этих принципов в управлении качеством новостных программ позволит добиться высокого рейтинга данного вида продукции и улучшить показатели предприятия в целом. Все принципы системного подхода обладают очень высокой степенью общности, т. е. отражают отношения, сильно абстрагированные от конкретного содержания прикладных проблем. Для любой конкретной системы, проблемы, ситуации принципы системного подхода могут и должны быть конкретизированы [4].

Иерархическая структура целей

На рис. 2 представлена иерархическая структура целей в системе. Данная модель отражает управление качеством новостных программ электронных СМИ в виде набора целей.

Обозначим глобальную цель G0, набор локальных целей первого иерархического уровня

- ^1}, второго - ^11} и т. д. Иерархическая структура целей в системе запишется так:

а0 - (а1} - (а11}.

Схема на рис. 2 демонстрирует важное свойство управлений в сложной системе, которое состоит в том, что, собранные все вместе, они сами образуют некоторую систему (подсистему), обладающую связями, структурой, иерархией. Такая система управления как бы накладывается на основную и обеспечивает ее превращение в целенаправленную систему.

Источниками, формирующими управляющие команды, могут быть:

а) технические средства (управляющие и другие ЭВМ, микропроцессоры, программные устройства, регуляторы, следящие, стабилизирующие, компенсирующие системы и др.);

б) действия и решения человека (генерального директора, программного директора, технического директора, журналиста, оператора, монтажера, инженера выпуска программ, ответственного лица и др.).

Оба эти источника обладают как рядом общих свойств, определяемых их воздействующим характером на процессы в системе, так и существенными отличиями. Оба источника имеют свои достоинства и недостатки, поэтому их полезно использовать совместно. Такие объекты принято называть автоматизированными системами управления (АСУ). Основные принципы заключаются в поручении техническим средствам формировать все те управляющие воздействия и выполнять все те сопутствующие операции, которые они осуществляют качественнее, быстрее человека.

Иерархические системы обычно исследуются и создаются «сверху», начиная с анализа модулей первого иерархического уровня. В случае отсутствия иерархии исследователь должен решить, в каком порядке он будет рассматривать части системы.

Качественные новостные программы электронных СМИ (глобальная цель - О0)

Критерии качества информации о1

прикладной утилитарный смысл информации; повышение престижа носителя информации; сопереживание зрителя; соучастие в ситуации; эстетическая ценность информации

Критерии качества

компонентов программ

и технического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеспечения г-,1 О2

музыкальная заставка; дизайн заставки; студия; ведущий; концепция программы; аппаратное обеспечение; программное обеспечение

Критерии эффективного управления О

четкая иерархия; культура управления; соответствие стандартам

Критерии качества исследований о I

медиаизмерения; социологические исследования; маркетинговые исследования; риски

Критерии качества продвижения бренда о5

РЯ-кампании; реклама вещателя и продукции; обратная связь

Требования к свойствам информации

Актуальность 0п

общественная

значимость

информационных

материалов

Оперативность о11

своевременность доставки информации

Объективность оД

беспристрастность в освещении событий

Достоверность О П

информация должна быть подтверждена различными свидетельствами, цифрами, статистическими материалами, документами и т. д.

Лаконичность .

информация должна быть представлена кратко

Сенсационность о 11

информация, представляющая интерес для массовой аудитории, нечто новое, шокирующее, неожиданное и т. д.

Требования к компонентам программ и техническому обеспечению

Дизайн, ведущий о 11

дизайн яркий, манящий, с учетом стиля и моды, но с подчеркнутой индивидуальностью;

стиль ведущего зависит от концепции, но чаще строгий

Концепция программы

классический стиль; домашний стиль; публицистический стиль

Аппаратное обеспечение о11

О23

техническое оснащение телерадиокомпании (телерадиостудии, видеомонтажные, центральная аппаратная, студия звукозаписи, аппаратностудийный блок и т. д.)

Программное обеспечение о11

использование специализированных компьютерных программ, решающих задачу автоматизации новостного телерадиопроизводства

Требования к процессам управления

Соблюдение четкой иерархии о11

разделение компании на отделы; каждый сотрудник отвечает за свою работу; генеральный директор управляет своими заместителями, они менеджерами, журналистами, операторами и т. д.; грамотное распределение материальных благ

Приведение к стандартам (130) о11

Международный стандарт 180 9001-2000 основан на применении процессуального подхода в управлении

Требования к методам исследований и рискам:

использование приборов, автоматически фиксирующих информацию о включении и переключении телерадиоприемника (ТВ-метры, Евро-метры)

Социологические исследования г-н

^42

личный контакт с населением; исследование путем анкетирования, опросов, интервью и т. д .

Маркетинговые исследования гп

О43

изучение рынка телевизионной

Риски Г”11

О44

недостоверность информации; аппаратные сбои; программные сбои; сезонность

Требования к способам продвижения бренда

РЯ-кампании ,

разработка и проведение РЯ-кампаний и промоакций

Реклама вещателя и продукции о 11

реклама телеканала (радиостанции) и собственных программ

Обратная связь о11

обращение в редакцию; высокий рейтинг программ; эффективность продаж эфирного времени

О

Рис. 2. Иерархическая структура целей управления качеством новостных программ

Модель управления качеством новостных программ в международном стандарте ИСО 9001-2000

Для того чтобы предложенная модель управления качеством новостных программ (рис. 2) эффективно функционировала, приведем ее к основным процессам Международного стандарта ИСО 9001-2000 (рис. 3).

Рис. 3. Модель управления качеством новостных программ в стандарте ИСО 9001-2000

В данном случае принцип иерархии акцентирует внимание на полезности отыскания или создания в системе иерархического (доминирующего) характера связей между элементами, модулями, целями. Стандартизация новостных программ электронных СМИ помогает улучшить производственный процесс, эффективнее организовать работу и повысить результаты (в частности, увеличить продажи эфирного времени).

Заключение

В целенаправленной системе все должно быть подчинено глобальной цели, в нашем случае - качественным новостным программам. Если конечная цель не полностью определена, то это может повлечь за собой неясности в структуре и управлении системой и, как следствие, неверные действия в системе. Такие действия могут быть и следствием неверия в конечную цель или в возможность ее достижения. Системный подход помогает решить многие проблемы на предприятии, т. к. международные стандарты семейства ИСО 9000-2000 направлены на внедрение и использование эффективных систем менеджмента качества, которые охватывают как внешнюю, так и внутреннюю среду компании. Комплексный подход позволит эффективно решить задачи, поставленные перед предприятием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.iso9000.ru / 180 9000 - современный менеджмент качества.

2. Ворошилов В. В. Менеджмент средств массовой информации. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 48 с.

3. Литовских А. М. Финансовый менеджмент: конспект лекций. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. - 76 с.

4. Системный анализ в информационных технологиях / Ю. Ю. Громов, Н. А. Земской, А. В. Лагутин и др. -Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. - 176 с.

Статья поступила в редакцию 28.11.2008

MODEL OF QUALITY MANAGEMENT OF NEWS PROGRAMS AS A UNIFORM SYSTEM IN THE INTERNATIONAL STANDARD ISO 9001-2000

I. S. Markelova, V. F. Shurshev

The quality management model according to the international standard will allow to provide the quality of output production, high sales of broadcasting time and stability of work of the enterprise as a whole. The basic concepts and principles of International standard ISO 9001-2000, its requirements to modern systems of a quality management are defined. All kinds of processes which are described by the standard are considered. The quality management model according to the system approach is created. In particular, the hierarchy principle is applied.

Key words: news programs, International standard, ISO 9001-2000, quality management, hierarchy principle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.