Научная статья на тему 'Модель углубленного SWOT - анализа model depth SWOT - analysis'

Модель углубленного SWOT - анализа model depth SWOT - analysis Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1913
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ / МАК-КИНСИ / РИСКИ / PEST АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАНВА / АБСОЛЮТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кизка Н.Д., Янгиров А.В.

В данной статье рассматривается расширенный метод SWOT-анализа, в основе которого лежит поэтапное исследование всех наиболее значимых внешних и внутренних факторов предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель углубленного SWOT - анализа model depth SWOT - analysis»

Кизка Н. Д. аспирант, Янгиров А. В. д-р экон. наук, проф. Башкирский Государственный Университет

МОДЕЛЬ УГЛУБЛЕННОГО SWOT - АНАЛИЗА MODEL DEPTH SWOT - ANALYSIS

korona30@mail.ru

В данной статье рассматривается расширенный метод SWOT-анализа, в основе которого лежит поэтапное исследование всех наиболее значимых внешних и внутренних факторов предприя-

Ключевые слова: SWOT-анализ, Мак-Кинси, риски, PEST - анализ, стратегическая канва, абсолютные показатели качества.

Стратегическое управление - это активная трансформация предприятия из фактического положения в желаемое состояние. Желаемое состояние предприятия определяется стратегическим видением руководства и исходящими из него целями. Фактическое положение определяется текущим состоянием внутренней и внешней среды предприятия. Внутренняя среда содержит стратегические сильные и слабые стороны компании, а внешняя среда предлагает бизнесу стратегические возможности или подвергает фирму стратегическим угрозам. От баланса этих условий зависит стратегия кампании [3].

Стратегия - это путь предприятия от фактического состояния к желаемому. Для того чтобы выбрать кратчайший путь, необходимо понимать, где предприятие находится сейчас и в каких окружающих условиях ей предстоит двигаться к своим целям [8].

Стратегический анализ - это систематический процесс получения знаний о внутренних и внешних условиях, способных повлиять на выбор и осуществление стратегии, а также на рыночные позиции предприятия. К инструментам стратегического анализа относятся формальные модели, количественные методы, анализ, учитывающий специфику предприятия. Одним из таких инструментов может быть применяемый для анализа среды предприятия метод SWOT -анализа, данный метод является довольно широко признанным и позволяет провести совместное изучение внешней и внутренней среды предприятия. Применяя метод SWOT - анализа, удается установить связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, и существующими внешними угрозами и возможностями. SWOT - анализа - это изучение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, которые помогают выяснить те обстоятельства, в которых существует предприятие [5].

Кроме описанного выше метода SWOT -анализа, применяются традиционные концепту-

альные модели «5 сил Портера», «PEST», «ETOM» и прочие широко известные решения, в дополнение к данным моделям нами предлагается собственная модель стратегического анализа предприятия виде углубленного SWOT - анализа [1].

Модель углубленного SWOT - анализ предприятия основана на комплексном применении различных инструментов анализа и оценки деятельности предприятия, в частности предлагаемая модель содержит следующие элементы анализа: стандартная матрица SWOT - анализа, перекрестная (сводная) матрица SWOT - анализа, SWOT - анализ взвешенной бальной оценки (ранги), статистический SWOT-анализ, матричная модель Мак-Кинси, модель рисков на основе ожиданий, PEST - анализа, стратегическая канва в рамках модели «голубого океана» и модель абсолютных показателей качества SWOT -анализа. Предлагаемая нами модель углубленного SWOT - анализ позволит более полно и разнопланово проводить анализ всех ключевые стороны предприятия или иного объекта исследования в рамках уже известного, стандартного SWOT метода.

Для примера использования предлагаемой модели углубленного SWOT - анализа были взяты данные предприятия ОАО «Электрозавод», занимающего лидирующие позиции на рынке генерирующего оборудования. Первоначально определим основные данные таблицы SWOT - анализа предприятия и построим стандартную матрицу SWOT - анализа.

Далее в рамках стандартных процедур SWOT - анализа построим на основе заданных выше данных перекрестную (сводную) матрицу SWOT - анализа, с целью определения дальнейших приоритетных действий предприятия ОАО «Электрозавод» в области развития собственной деятельности и выработки стратегии предприятия.

Стандартная SWOT - таблица сильных и слабых сторон, возможностей

Таблица 1

Сильные стороны (F) F1... Fn Слабые стороны (G) G1... Gn

F1 G1

F2 G2

F3 G3

F4 G4

F5 G5

F6 G6

F7

F8

Возможности (V) V1... Vn Угрозы (U) U1...Un

V1 U1

V2 U2

V3 U3

V4 U4

V5 U5

V6 U6

U7

Сводная матрица SWOT - анализа предприятия ОАО «Электрозавод»

Таблица 2

>нешняя среда Внутренняя среда

Возможности (V)

Угрозы (U)

Сильные стороны (F)

Результаты соотношения сильных сторон (F) и возможностей^) предприятия FV1 FV2

Результаты соотношения сильных сторон (Г) и угроз (И) предприятия ГШ ГШ

FVn

FUn

Слабые стороны (G)

Результаты соотношения слабых сторон (G) и возможностей (V) предприятия GV1 GV2

Результаты соотношения слабых сторон (G) и угроз (U) предприятия GU1 GU2

GVn

GUn

Следующим этапом углубленного SWOT -анализа произведем произвольную экспертную оценку и расчет взвешенной бальной оценки (рангов) показателей данных SWOT - анализа полученных в таблице 1. Данные расчеты пона-

добятся нам в дальнейшей статистической оценке и при расчетах матричная модели возможностей Мак-Кинси и определении степени риска на основе модели ожиданий.

Матрица SWOT - анализа взвешенной бальной оценки (ранги)

Таблица 3

Взвешенная Взвешенная

Сильные Значим Оценка оценка в Ранг Возможн Значим Оценка оценка в бал- Ранг

стороны ость (Zi) (Ni) баллах Si=ZixNi (F=Si/XSi) ости ость лах (V)

1 5 5 25 0,19 1 4 3 12 0,16

2 3 5 15 0,11 2 5 5 25 0,32

3 3 5 15 0,11 3 3 2 6 0,08

4 5 3 15 0,11 4 3 1 3 0,04

5 3 4 12 0,09 5 4 4 16 0,20

6 5 5 25 0,19 6 5 3 15 0,20

7 2 5 10 0,08

8 4 4 16 0,12

Итого: 133 1 77 1

Взвешенная Взвешенная

Слабые Значим Оценка оценка в Ранг Угрозы Значим Оценка оценка в бал- Ранг

стороны ость баллах (G) ость лах (U)

1 5 3 15 0,16 1 4 3 12 0,16

2 4 3 12 0,14 2 4 2 8 0,10

3 5 5 25 0,26 3 2 1 3 0,02

4 5 3 15 0,16 4 4 2 8 0,10

5 5 4 20 0,20 5 4 3 12 0,16

6 3 3 9 0,08 6 5 5 25 0,33

7 3 3 9 0,13

Итого: 96 1 77 1

Так же данная (таблица 3) матрица SWOT -анализа позволяет определить вес каждого показателя предприятия ОАО «Электрозавод» и выделить из них наиболее значимые.

Далее дадим более точную статистическую оценку показателям SWOT - анализа предприятия ОАО «Электрозавод», полученным в виде

Psi =SKsoij-Fi xXK^.

Pwi=X Kj G1 x£ Kwti

R0i =XKs°ji -Vi xSK

Rti=S Kstji - Ui xS K (1)

рангов в таблице 3. Для этого воспользуемся предложенными нами упрощенными формулами (1) и (2) расчета "реализации" возможностей и угроз (R), и "потенциала" сильных и слабых сторон (P) предприятия. Матрица SWOT - анализа будет строиться по принципу перемножения долей (рангов): Kso11= F1x V1.

ij

wo

либо (-)X

- wt

Psi = F xS KsOij -S Kstu Pwi=Gi x2KwOi.-SKwt

R0i = Vi xS KsOji-X K Rti=Ui xIK'j -IK* (2)

ij

wo

Таблица 4

Сильные стороны Возможности Угрозы Потенциал

Ранг V1 V2 V3 V4 V5 V6 U1 U2 U3 U4 U5 U6 U7 P

F1 0,030 0,061 0,015 0,008 0,038 0,038 0,030 0,019 0,004 0,019 0,030 0,063 0,025 0,15

F2 0,018 0,035 0,009 0,004 0,022 0,022 0,018 0,011 0,002 0,011 0,018 0,036 0,014 0,10

F3 0,018 0,035 0,009 0,004 0,022 0,022 0,018 0,011 0,002 0,011 0,018 0,036 0,014 0,10

F4 0,018 0,035 0,009 0,004 0,022 0,022 0,018 0,011 0,002 0,011 0,018 0,036 0,014 0,10

F5 0,014 0,029 0,007 0,004 0,018 0,018 0,014 0,009 0,002 0,009 0,014 0,030 0,012 0,08

F6 0,030 0,061 0,015 0,008 0,038 0,038 0,030 0,019 0,004 0,019 0,030 0,063 0,025 0,15

F7 0,013 0,026 0,006 0,003 0,016 0,016 0,013 0,008 0,002 0,008 0,013 0,026 0,010 0,07

F8 0,019 0,038 0,010 0,005 0,024 0,024 0,019 0,012 0,002 0,012 0,019 0,040 0,016 0,11

Слабые стороны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

G1 0,026 0,051 0,013 0,006 0,032 0,032 0,0256 0,016 0,003 0,016 0,026 0,053 0,021 0,13

g2 0,022 0,045 0,011 0,006 0,028 0,028 0,0224 0,014 0,003 0,014 0,022 0,046 0,018 0,12

G3 0,042 0,083 0,021 0,010 0,052 0,052 0,042 0,026 0,005 0,026 0,042 0,086 0,034 0,19

G4 0,026 0,051 0,013 0,006 0,032 0,032 0,026 0,016 0,0032 0,016 0,026 0,053 0,021 0,13

G5 0,032 0,064 0,016 0,008 0,04 0,04 0,032 0,020 0,004 0,020 0,032 0,066 0,026 0,16

G6 0,013 0,026 0,006 0,003 0,016 0,016 0,013 0,008 0,002 0,008 0,013 0,026 0,010 0,07

Реализация R 0,13 0,22 0,07 0,04 0,16 0,20 0,13 0,09 0,02 0,10 0,16 0,33 0,13

Таблица статистической оценки показателей SWOT - анализа предприятия ОАО «Электрозавод» позволяет выделить потенциал (P) сильных

(Б) и слабых (О) возможностей, а так же уровень показателей реализации (Я) возможностей (V) и угроз (и). Таки образом наиболее весомым по-

Таблица 5

Суммарный уровень возможностей, угроз и _факторов внутренней среды_

Показатель Уровень

Отрицательные факторы Поло жительные факторы

Возможности V СУД) 0,82

Сильные стороны F ет) 0,86

Слабые стороны G ет) 0,96

Угрозы U СУЮ 0,8

Итого: 1,76 1,68

тенциалом к реализации на предприятии обладает угроза (U6) которая имеет наибольший вес равный (0,33 «33%) и угроза (U5) равная (0,16 «16%).

Последующим этапом в рамках уже углубленного статистического SWOT - анализа проанализируем существующие возможности предприятия ОАО «Электрозавод» расширенной нами моделью Мак - Кинси. Выбор данной модели обусловлен необходимостью определения уровня реализации возможностей в совокупности с положительными факторами внутренней среды предприятия ОАО «Электрозавод» в процессе влияния на них угроз и отрицательных факторов внутренней среды предприятия при осуществлении предприятием торговой деятельности. Исходя, из данных таблицы 4 определим и скомпонуем по отрицательным и положительным сегментам, уровень возможностей и угроз, а так же факторы внутренней среды (F;G).

Далее в соответствии с данными таблицы 5 построим, непосредственно, саму матрицу Мак-Кинси. Оценка уровня реализации возможностей предприятия будет определяться по пятибалльной шкале. Значение 1 соответствует положению наименьшего уровня реализации возможностей предприятия ОАО «Электрозавод», а 4 - наибольшего.

Уровень влияния угроз и отрицательных факторов внутренней среды высокий 4

2,33-4 Провал Провал Зона неопределенности

средний 0,67-2,32 Провал Нестабильный успех Реализация Возможностей ЭП ОАО «Электрозавод» (1,76; 1,68) Успех

слабый 0-0,66 Зона неопределенности Успех Успех

1 4

0-0,66 0,67-2,32 2,33-4

низкий средний высокий

Реализация возможностей предприятия в совокупности с положительными факторами внутренней среды

Рис.1. Модель Мак-Кинси при определении успеха реализации возможностей предприятия

ОАО «Электрозавод»

Как видно из рисунка 1 реализация возможностей предприятия ОАО «Электрозавод» под воздействием угроз и факторов внутренней среды имеет нестабильный успех, а это означает, что предприятию необходимо внимательней отнестись к попыткам реализации той или иной имеющейся возможности экономического и производственного роста.

С целью определения наиболее ожидаемых угроз и рассмотрения их во взаимосвязи, вос-

та совокупности рисков предприятия, сформулированной на основе ожиданий и полученных ранее статистических оценок показателей SWOT - анализа предприятия.

Выделим границы допустимого риска показателей угроз (Ui) предприятия. Для этого будем использовать адаптированную нами под угрозы SWOT - анализа формулу (3) критериев пессимизма-оптимизма Гурвица для инвестиционных процессов.

пользуемся разработанной нами моделью расче-

Ropt = {Ш0% х |maxi \(А) х mini R + (A) x maxi RЦ

где: Ropt - границы допустимого риска; max. R - максимальное значение угрозы (Ui);

(3)

mint R - минимальное значение угрозы (Ui); ^ - коэффициент (рейтинг) риска, который

принимает значение в зависимости от отношения эксперта, принимающего решение, к риску, от его склонности к возможному проявлению.

Основой для определения коэффициент (рейтинга) риска служит экспертное разнесение показателей с помощью модели нечеткого линг-

вистического классификатора. В нашем случае мы используем жесткий вариант этой модели: 0

- риск не существенный; 0,25 - риск, скорее всего не проявится; 0,5 - неопределенность; 0,75

- риск, скорее всего, проявится; 1 - риск проявится.

Ropt = {100% х I max г |(0,5) x 0,02 + (0,5) x 0,331} = 0,175 «18%

В результате, все веса показателей угроз SWOT - анализа, которые превышают заданную границу допустимого риска, являются ожидаемыми рисками (Exp) с большей долей вероятности, те которые не превышают, являются неожидаемыми рисками (Unexp), проявление которых может привести к незначительным потерям. За эту границу в нашем случае выходит только один показатель угроз SWOT - анализа, это (U6=0,33«33%), остальные же находятся в пределах допусков.

Далее воспользуемся непосредственно формулой расчета совокупности рисков предприятия на основе ожиданий (4) и сопутствующим ей корректирующим индексом (5).

IR

'exp loss

R e xp = -

^ Rexp loss + ^ Ri

-X RPIX100% (4)

Рассчитаем корректирующий индекс соотношения совокупности ожидаемых и неожидае-мых рисков, в дальнейшим, это позволит получить более точный результат в связи с тем, что будут учеты вероятности влияния всех рисков в их совокупности, в частности ожидаемый риск (U6), будет неразрывно рассмотрен с точки зрения влияния на него других неожидаемых рисков (U1; U2; U3; U4; U5; U7).

Rp/ _ 0,13 + 0,09 + 0,02 + 0,10 + 0,16 + 0,13 _ 1 9Q " 0,33 " ,

RPI > 1 ^ risk t

Так как индекс RPI>1, то можно говорить о плохом соотношении ожидаемых рисков к неожидаемым, а значит и прогнозируется увеличение значения ожидаемых рисков, а не наоборот.

г, 0,33

R e xp = ■

с1,90 х 100% = 65%

un exp loss

RPI =

Z R

"Unexp

(5)

"V R

/ ! Exploss

где: R exp - степень возникновения риска; RpI - корректирующий индекс соотношения совокупности неожидаемых и ожидаемых рисков; П - размер выборки рисков (Un); RUnexp -

неожидаемые риски (Ui); RExploss - ожидаемые риски (Ui).

RPI = 1 ^ optim RPI > 1 ^ risk Т

RPI < 1 ^ risk i

0,33 + 0,63

Проведенные расчеты показали, что уровень риска возникновения угрозы (U6), является значительны м и со став ляет 6 5%, урове нь влияния рисков неожидаемых угроз составил 32%, что говорит о возможности их существенного влияния на более значительный риск в своей совокупности, в целом уровень реализации ожидаемых и неожидаемых угроз находится в слабо-контролируемой норме.

Далее для более обширного анализа прове -дем исследование внешней среды предприятия ОАО «Электрозавод» методом PEST - анализа.

Таблица 6

PEST - анализ влияния факторов внешней среды на экспортную деятельность и потенциал

Рез1;-фактор Политические Экономические Социальные Технологические

Текущее положение внешней среды по отношению к предприятию Побщ. Эобщ. Собщ. Тобщ.

Вывод о возможном влиянии факторов внешней среды на предприятие Общие политические выводы для предприятия Общие экономические выводы для предприятия Общие социальные выводы для предприятия Общие технологические выводы для предприятия

Для более наглядного определения текущего и требуемого оптимального состояния модели развития предприятия ОАО «Электрозавод» на

международных рынках реализации оборудования генерирующих мощностей воспользуемся моделью «голубого океана» отраженную через

кривую ценностей - стратегическую канву и таблицу 3 SWOT - анализа.

Оценка каждого фактора внешней и внутренней среды модели развития на предприятии ОАО «Электрозавод» производится по пятибалльной шкале (N) от 1 до 5. Для факторов сильных сторон и возможностей, F и V: 1 - показатель низкий, неудовлетворительно; 5 - удовлетворительный, показатель высокий. Для фак-

торов слабых сторон и угроз, G и U: 1 - удовлетворительный, показатель низкий; 5 - показатель высокий, неудовлетворительно. Таким образом, нам необходимо выставить новые оценки для требуемого оптимального состояния показателей и сравнить их с текущими оценками показателей SWOT - анализа таблицы 3. Используемый табличный графический редактор MS Excel.

Стратегическая канва (кривая ценностей) ОАО «Электрозавод»

■ Текущее состояние

■ Оптимальное состояние

0

Рис. 2. Стратегическая канва модели углубленного SWOT - анализа предприятия ОАО «Электрозавод»

После проведения определенных изменений в существующей на предприятии ОАО «Электрозавод» модели развития или иной другой модели, необходимо осуществлять повторное обследование уже измененной модели, с целью выявления глубины различий до и после изменений, а так же с целью определения эффективности предложенных изменений для предприятия.

Для определения эффективности предложенных изменений в модели развития предприятия ОАО «Электрозавод» произведем оценку абсолютных показателей качества экспортного потенциала исходя из предложенных нами формул (6) и (7) и их ключевых условий:

k

pso = £ Asoix optim ^ max(6) i = 1 k

£ Awnx Xwu optim ^ min (7) i = 1

где: Pso - абсолютный показатель качества сильных сторон и возможностей; Pwt - абсолютный показатель качества слабых сторон и угроз; k - число показателей, входящих в интегральную оценку; Asoi - значение коэффициен-

та значимости (Z) показателя сильной стороны; Xsoi - числовое значение i-ой характеристики качества предприятия (N).

Используя таблицу №1, произведем расчет абсолютных показателей качества "Pso" и "Pwt" исходя из факторов внутренней и внешней среды предприятия до изменений: Pso = 133+77=210 и Pwt = 96+77=173.

Допустим, что под влиянием определенных факторов произошли некие изменения в таблице №1 по критериям оценок, таким образом, произведем в целях определения глубины изменений повторный расчет абсолютных показателей качества "Pso" и "Pwt" исходя из факторов внутренней и внешней среды предприятия после изменений: Pso = 258 и Pwt = 92.

В результате изменений в модели развития предприятия ОАО «Электрозавод» увеличилась ее оценка абсолютного показателя качества "Pso" с 210 до 258 единиц, т.е. рост составил 23%, и снизилась оценка "Pwt" с 172 до 92 единиц, т.е. снижение составило 47%, что демонстрирует эффективность вводимых изменений в модель развития предприятия ОАО «Электрозавод».

Таким образом, предложенная нами модель углубленного SWOT - анализа, является действенным инструментом для получения пред-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приятием информации от наиболее полного и сбалансированного анализа внешней и внутренней среды, а так же возможностей и угроз, существующих на предприятии, что также свидетельствует о ее теоретической новизне и практической значимости.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Буйкин В. Ю. Организационно-экономический механизм управления рисками ВЭД промышленного предприятия // Труды вольного экономического общества России. -2008.С.13-22.

2. Первушкина А.П. Формирование механизма стратегического управления ВЭД предприятий нефтяной отрасли: Автореф. дис. канд.. эк.. наук. Н.Новгород: 2011 г. С.16

3. Павлова А.В. Позиционирование машиностроительного предприятия относительно успеха реализации изменений в условиях инновационной модернизации его производства // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2011 г. № 5. С. 34-45.

4. Козловская О.И. SWOT-анализ в деятельности предприятий промышленности стройматериалов. Экономика и управле-ние.2010..№4. С. 3-9.

5. Янгиров А.В. Формирование кредитного портфеля при управлении рисками коммерческих банков как один из экономических аспектов развития гражданского общества // Выпуск 2. - Нефтекамск: РИО БашГУ, 2008. - С.167-170.

6. Кадышева Е.Н. Методика проведения SWOT-анализа. Образцы матриц SWOT-[Электронный ресурс]. Систем. требования: AdobeAcrobatReader. URL: http://www.e-xecutive.ru (дата обращения: 01.12.2013).

7. Крузер Р.М. Публикации Базельского комитета по операционным рискам. [Электронный ресурс]. Систем. требования: AdobeAcrobatReader. URL: http://www.bis.org. (дата обращения: 08.12.2013).

8. Федоров Н.Т. Маркетинговые исследования. [Электронный ресурс]. Систем. требования: AdobeAcrobatReader. URL:: http://www.quans.ru. (дата обращения: 15.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.