Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО И НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО И НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ТЬЮТОР / МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ДИСПЕТЧЕРСКАЯ МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Ирина Анатольевна

Представлена модель тьюторского сопровождения молодого и начинающего педагога в учреждении среднего профессионального образования. Охарактеризованы такие ее компоненты, как целевой, организационно-подготовительный, содержательный, результативно-рефлексивный. Обозначены основные функции тьютора в системе среднего профессионального образования: диагностическая, информационная, методическая и др. Описываются необходимые мероприятия, которые способствуют подготовке молодых педагогов к самостоятельной и эффективной преподавательской деятельности в рамках программ «Шаг к успеху» и «Путь к мастерству».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF TUTOR SUPPORT FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A YOUNG AND NOVICE TEACHER OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article deals a model of tutor support of a young and novice teacher in a vocational school. It outlines the model’s components such as target, organizational and preparatory, informative, effective and reflexive. The author describes the specifics of the purpose and practical orientation of the model development, namely, the need to use a personal-activity approach in the modeling process. The model is based on the “dispatcher model of tutor support of the professional career of young specialists”, which is modified taking into account the existing features of the GAPOU KuzTAGiS and involves the design of individual educational trajectories of professional development of young and novice teachers. The main function of a tutor is to coordinate actions at each step of the implementation of an individual educational trajectory of professional development. The main functions of a tutor in the system of secondary vocational education are diagnostic, informational, methodological, etc. The necessary measures that contribute to the preparation of young teachers for independent and effective teaching activities within the framework of the “Step to Success” and “Path to Mastery” programs are described. The article also contains specifics of conducting educational tutoring seminars (tutorials), involving the organization of group work of young and novice teachers of the technical school in the field of designing pedagogical activities, taking into account the activity approach; possible forms of dissemination of pedagogical experience of young and novice teachers.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО И НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 2 (42). С. 73-82 PedagogicalReview. 20222, vol. 2 (42), pp. 73-82

НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Научная статья

УДК 37 . 08

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-2-73-82

МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО И НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ирина Анатольевна Дмитриева

Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства, Кемерово, Россия, dia.zima@list.ru

Аннотация

Представлена модель тьюторского сопровождения молодого и начинающего педагога в учреждении среднего профессионального образования. Охарактеризованы такие ее компоненты, как целевой, организационно-подготовительный, содержательный, результативно-рефлексивный. Обозначены основные функции тьютора в системе среднего профессионального образования: диагностическая, информационная, методическая и др. Описываются необходимые мероприятия, которые способствуют подготовке молодых педагогов к самостоятельной и эффективной преподавательской деятельности в рамках программ «Шаг к успеху» и «Путь к мастерству».

Ключевые слова: молодой специалист, тьютор, модель тьюторского сопровождения, диспетчерская модель тьюторского сопровождения, профессиональное развитие

Для цитирования: Дмитриева И. А. Модель тьюторского сопровождения профессионального развития молодого и начинающего педагога среднего профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 2 (62). С. 73-82. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-2-73-82

MENTORING IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Original article

A MODEL OF TUTOR SUPPORT FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A YOUNG AND NOVICE TEACHER OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Irina A. Dmitrieva

Kuzbass College of Architecture, Geodesy and Construction, Kemerovo, Russian Federation, dia.zima@list.ru Abstract

The article deals a model of tutor support of a young and novice teacher in a vocational school. It outlines the model's components such as target, organizational and preparatory, informative,

© И. А. Дмитриева, 2022

effective and reflexive. The author describes the specifics of the purpose and practical orientation of the model development, namely, the need to use a personal-activity approach in the modeling process.

The model is based on the "dispatcher model of tutor support of the professional career of young specialists", which is modified taking into account the existing features of the GAPOU KuzTAGiS and involves the design of individual educational trajectories of professional development of young and novice teachers. The main function of a tutor is to coordinate actions at each step of the implementation of an individual educational trajectory of professional development.

The main functions of a tutor in the system of secondary vocational education are diagnostic, informational, methodological, etc. The necessary measures that contribute to the preparation of young teachers for independent and effective teaching activities within the framework of the "Step to Success" and "Path to Mastery" programs are described.

The article also contains specifics of conducting educational tutoring seminars (tutorials), involving the organization of group work of young and novice teachers of the technical school in the field of designing pedagogical activities, taking into account the activity approach; possible forms of dissemination of pedagogical experience of young and novice teachers.

Keywords: young specialist, tutor, tutor support model, dispatcher model of tutor support, professional development

For citation: Dmitrieva I. A. A model of tutor support for the professional development of a young and novice teacher of secondary vocational education [Model' t'yutorskogo soprovozhdeniya professional'nogo razvitiya molodogo i nachinayushchego pedagoga srednego professional'nogo obrazovaniya]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 2 (62), pp. 73-82. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-2-73-82

В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) определены требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена, направленные на «...реализацию компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся» [1].

Приступая к самостоятельной профессиональной деятельности, молодые и начинающие педагоги сталкиваются с определенными трудностями: в логичном выстраивании последовательности этапов занятия или урока производственного обучения, затруднениях при объяснении материала, отсутствии взаимопонимания с коллегами. Кроме того, им необходимо освоиться в новом коллективе, наладить отношения со студентами, уметь грамотно излагать учебный материал, научиться преподавать.

По мнению Н. А. Глузман [2], молодой и начинающий педагог сталкивается с комплексом проблем, среди которых можно выделить основные: несоответствие реальной ситуации теоретическим знаниям, которые были сформированы при обучении в вузе; сложности при построении взаимоотношений с коллегами, поскольку некоторые учителя не учитывают специфику адаптационного периода и не настроены на личностную поддержку молодого специалиста; профессиональная неопределенность и неуверенность молодого учителя.

Результаты анкетирования молодых и начинающих педагогов (34 чел.) государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» (ГАПОУ КузТАГиС) говорят о следующем: 63 % молодых педагогов отметили, что слабо владеют техникой и технологией обучения и воспитания; 45 % - испытывают неуверенность в решении организационных вопросов; 33 % начинающих педагогов не испытывают удовлетворения от начала профессиональной самостоятельной работы; 28 % -никогда не задумывались о вопросах саморазвития и самовоспитания, 13 % опрошенных испытывают неудовлетворенность общения с обучающимися; лишь 7 % отметили, что без всяких

проблем включились в работу. Эти особенности и затруднения говорят о необходимости особого сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов.

Как показывает практика, действенным способом закрепления в профессии молодого педагога считается наставничество, при этом чаще всего, назначая наставником опытного педагога, не всегда учитывается мнение самого молодого специалиста: «Наставник назначается администрацией и работает индивидуально со своим подопечным в течение первого года (или двух лет), обучая его азам профессии. Это означает, что у молодого специалиста нет возможности самому выбирать наставника, влиять на содержание и способы наставнической деятельности» [3].

Гуманистический характер образования предполагает создание благоприятных условий для саморазвития каждой личности. Поэтому необходимо отметить, что в организации сопровождения профессионального развития молодых и начинающих педагогов необходимо учитывать особенности «концепции открытого профессионализма педагога». «Открытый профессионализм педагога - это такой процесс его профессионально-личностного развития, который им самим инициируется, организуется, рефлексируется, т. е. педагог - значимый и влиятельный участник профессионального развития. Это понимание базируется на концепции педагогики совместной деятельности (Г. Н. Прозументова) и концепции открытого совместного действия педагога и ребенка (С. И. Поздеева)» [4]. Реализовать данную концепцию возможно с помощью тьюторства.

Тьюторское сопровождение предполагает выявление причин профессионального затруднения и построение проекта выхода из них, разработку и сопровождение индивидуальной образовательной траектории профессионального развития. Тьюторство - это не только передача навыков, это постоянный диалог, межличностная коммуникация тьютора и молодого педагога. Е. А. Суханова, А. Г. Чернявская определяли «тьюторское сопровождение как особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода от одного этапа развития к другому, в процессе которых обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для их выполнения и осмысления» [5, 6].

Мы разделяем точку зрения Т. М. Ковалевой в том, что «тьютор - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, обеспечивающая разработку индивидуальной образовательной траектории профессионального развития молодого и начинающего педагога» [7]. Самостоятельно разрабатывая приемлемые для себя способы действий, молодой и начинающий педагог (тьюторант) в ситуации тьюторского сопровождения совершает определенную «образовательную пробу», ее результаты становятся предметом совместного обсуждения и анализа с тьютором.

Тьюторская поддержка заключается в сопровождении молодого и начинающего педагога в его движении по индивидуальной образовательной траектории профессионального развития, в оказании поддержки в их самореализации и самоопределении [5]. Виды тьюторского сопровождения различаются своей направленностью, способами взаимодействия участников образовательного процесса: тактическое, стратегическое, индивидуальное тьюторство, онлайн-тьюторство, тьютор-ство группы, академическое, домашнее, частное тьюторство, тьюторинг проблемных ситуаций. Направления отличаются своими особенностями, но объединяющим началом является общность идеи и целей тьюторского сопровождения, позиции тьютора, которая обеспечивает данное сопровождение молодых и начинающих педагогов.

Одной из основных задач сопровождения тьютором является не только оказание поддержки и своевременной помощи молодому специалисту, но и обучение его самостоятельному преодолению трудностей в собственном профессиональном развитии, содействие в становлении полноценного субъекта профессиональной жизни. Потому необходима организация целенаправленной организации сопровождения индивидуальной образовательной траектории профессионального развития молодых и начинающих педагогов.

Следовательно, приоритетной задачей мы считаем создание и внедрение модели тьюторского сопровождения профессионального развития молодых и начинающих педагогов. Действующая в ГАПОУ КузТАГиС Школа повышения педагогического мастерства станет частью модели тьюторского сопровождения молодых и начинающих педагогов среднего профессионального образования.

Разработка модели с учетом целевой специфики и практической направленности обусловила использование личностно-деятельностного подхода при моделировании. «Личностно-деятельност-ный подход определяет важнейшие методологические ориентиры организации дидактического и методического обеспечения образовательного процесса подготовки как системы, представляющей возможности для решения проблем профессионально-личностного становления будущего учителя и удовлетворения его образовательных потребностей» [8]. При использовании данного подхода предполагается наличие субъект-субъектного взаимодействия, в основе которого лежит реализация технологии деятельностного обучающего метода Л. Г. Петерсон, основанной на методе рефлексивной самоорганизации (общая теория деятельности - О. С. Анисимов, Г. П. Щедровицкий и др.). Эта технология позволяет развивать деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущей профессиональной деятельности.

Типологические модели тьюторской деятельности ОСКИ, представленные исследователями М. М. Миркес, Н. В. Мухой, А. А. Цукер, легли в основу разработки и последующей апробации пяти моделей: наставнической, учитывающей индивидуальный заказ, партнерской, диспетчерской, образовательного консалтинга [7, 9]. Нами взята «диспетчерская модель тьюторского сопровождения профессиональной карьеры молодых специалистов» [9], которая предполагает создание условий освоения ими способов управления внешними и внутренними ресурсами для проектирования индивидуальных образовательных траекторий профессионального развития молодых и начинающих педагогов. Основная функция тьютора заключается в координации действий на каждом шаге реализации индивидуальной образовательной программы профессионального развития.

Действия тьютора направлены на оказание помощи в выявлении профессиональных и образовательных потребностей молодого и начинающего педагога, проектирование и реализацию индивидуальной образовательной траектории профессионального развития, обеспечение ее методического сопровождения. Данная модель была модифицирована с учетом имеющихся особенностей ГАПОУ КузТАГиС.

При внедрении модели тьюторского сопровождения реализуются следующие функции тьютора (табл. 1).

Модель тьюторского сопровождения состоит из нескольких блоков, которые отражают этапы организации наставнической деятельности (рисунок).

1. Целевой блок включает в себя диагностико-мотивационный этап, выявляющий профессиональные дефициты молодых и начинающих педагогов среднего профессионального образования. Целью этапа является формирование системы потребностей и мотивов молодых педагогов к самосовершенствованию и обогащению общими и профессиональными знаниями, профессиональному развитию. На данном этапе внимание уделяется изучению индивидуальных психолого-педагогических особенностей молодых и начинающих педагогов как субъектов педагогической деятельности, оказанию помощи им в осмыслении профессиональных дефицитов и определении шагов по наращиванию компетенций. В рамках данного этапа формируется кейс диагностических материалов, который позволяет определить:

- оценку готовности молодого и начинающего педагога к осуществлению и участию в инновационной, творческой профессиональной деятельности;

- профессиональную готовность молодого и начинающего педагога к применению современных образовательных технологий;

- уровень профессионального развития молодого и начинающего педагога в условиях образовательного пространства;

- способности молодого и начинающего педагога к творческому саморазвитию;

- уровень профессиональной мотивации молодого и начинающего педагога и его самооценки и др.

Таблица 1

Функции тьютора

Функция тьютора Содержание деятельности

Наставниче ская Мотивация и вовлечение молодого педагога в процессы самообразования и саморазвития. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий их профессионального развития

Диагностическая Диагностика профессиональных дефицитов, возможностей и перспектив молодого и начинающего педагога, определение, фиксирование, проектирование и выполнение анализа образовательных целевых установок и интересов

Информационная Установление наличия ресурсов и построение ресурсной карты для осуществления образовательного запроса молодого и начинающего педагога

Организаторская Расширение пространства социальной реализации молодых и начинающих педагогов путем включения их в разнообразные публичные формы самопрезентаций (конкурсы, фестивали, научно-практические конференции, защиты проектов), участия в социально значимых программах разного уровня

Консультативная Консультирование и поддержка молодых педагогов в затруднительных ситуациях в процессе индивидуальной или групповой профессиональной деятельности. Оказание помощи в выстраивании маршрута для реализации индивидуальной образовательной траектории профессионального развития

Методическая Разработка концепции тьюторского события (целевая установка, формы и методы реализации, средства, этапы). Разработка содержательного контента для обучения, вариантов индивидуальных образовательных траекторий профессионального развития молодых и начинающих педагогов. Разработка организационно-методической, нормативной документации и информационно-методических материалов. Анализ и описание собственного тьюторского опыта

Рефлексивная Организация рефлексии деятельности молодых и начинающих педагогов с целью анализа индивидуальных траекторий профессионального развития, понимания «проблемных точек» (затруднений), причин их возникновения и способов устранения

В результате данного этапа тьютор помогает молодому и начинающему педагогу сформировать индивидуальный образовательный заказ (выявить трудности, профессиональные дефициты) и сформировать содержание индивидуальной образовательной траектории профессионального развития молодых и начинающих педагогов.

2. В основе организационно-подготовительного блока лежит проектировочный этап. На данном этапе тьютор техникума осуществляет определение направлений деятельности по организации сопровождения профессионального развития молодых и начинающих педагогов:

- проектирование индивидуальной образовательной траектории профессионального развития молодых и начинающих педагогов;

- выбор форм работы, методов, приемов работы;

- создание ресурсного пакета (тьюториалы, коучинги, кейс-стади, дебаты, образовательные туры, творческие мастерские, мастер-классы, участие в конкурсах и др.).

3. Содержательный блок содержит реализационный этап, который обеспечивает выполнение индивидуальной образовательной траектории профессионального развития молодых и начинающих педагогов; координирует деятельность тьюторантов по реализации индивидуальной образовательной траектории профессионального развития; обеспечивает методическими средствами тью-торское сопровождение профессионального развития молодых и начинающих педагогов. Сущность

Модель тьюторского

сопровождения

I-1-1-1-1

Роста>> Мастер-классы,

'-■— методические интенсивы,

образовательные треки и т. д.

Модель тьюторского сопровождения профессионального развития молодого и начинающего педагога

этапа реализации состоит в создании условий для личностного и профессионального развития молодых и начинающих педагогов посредством обучения на рабочем месте и вне рабочего места (наставничество, работа над специальными проектами и заданиями, семинары и т. п.).

Основу реализационного этапа составляет деятельность Школы молодого педагога, программа которой состоит их 2 модулей: «Шаг к успеху» и «Путь к мастерству».

Занятия модуля «Шаг к успеху» реализуются для молодых и начинающих педагогов, которые только приступили к педагогической деятельности и предполагают проектирование деятельности ближайшего периода: происходит освоение способов эффективной учебной работы, планирование индивидуальной и групповой учебной деятельности, организация обратной связи и рефлексии обучающихся на учебном занятии.

В рамках данного модуля организуются групповые занятия тьюторов и молодых специалистов в виде открытого показа вариантов способов организации УД, практические сессии по внедрению методов обучения в учебный процесс, так называемые учебные тьюторские семинары (тьюториалы) [10, 11]. На тьюторских учебных семинарах предполагается групповая работа по решению задач «выращивания» способностей молодых и начинающих педагогов техникума в области проектирования педагогической деятельности с учетом деятельностного подхода. Тьюторский учебный семинар имеет следующую структуру: представление цели, задач; выявление ожиданий; актуализация проблемы, мотивация; работа с информацией; самостоятельная работа в режиме интерактива; рефлексия. Тематика семинаров и сроки их проведения представлена в табл. 2.

Участие в тьюторском семинаре позволит молодому и начинающему педагогу активно включиться в проектирование учебной деятельности и отработку действий, направленных на постановку цели и задач учебного занятия, привлечение обучающихся к формулированию учебных задач,

установление субъект-субъектных отношений, организацию контрольно-оценочной деятельности обучающихся, проведение рефлексии в соответствии с поставленной целью и пр.

Таблица 2

Тематика учебных тьюторских семинаров

Название семинаров Сроки

1 Проектирование педагогической деятельности. Преподаватель - субъект педагогической деятельности Сентябрь, 2022 г.

2 Рабочая программа. Разделы «Планируемые результаты освоения обучающимися программы», «Система оценки планируемых результатов» Ноябрь, 2022 г.

3 Учебное занятие, построенное на основе деятельностного метода Декабрь, 2022 г.

4 Проектирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Общие подходы к разработке технологической карты учебных занятий Февраль, 2023 г

5 Нестандартные подходы к планированию учебных занятий Март, 2023 г

6 Методика анализа и самоанализа педагогической деятельности преподавателя Апрель, 2023 г.

Выполнение «домашнего задания» в рамках проведения учебного тьюторского семинара - обязательное условие обучения молодых специалистов. Это важное условие, способствующее применению выработанных способов деятельности, а затем дальнейшей совместной с тьютором проверки их эффективности. Одновременно с проведением учебных тьюторских семинаров тьютор посещает учебные занятия молодых и начинающих педагогов.

Модуль «Путь к мастерству» направлен на развитие профессиональных компетенций молодых и начинающих педагогов второго года профессиональной педагогической деятельности и продолжает сопровождение их индивидуальной образовательной траектории профессионального развития. В рамках модуля осуществляется поиск и отбор лучших методов и приемов обучения и организации деятельности с обучающимися, у них формируется собственный стиль в работе, происходит расширение педагогического опыта. На учебных тьюторских семинарах модуля «Путь к мастерству» осуществляется индивидуальная работа, направленная на проектирование и реализацию траектории профессионального развития молодых и начинающих педагогов, включающая:

- проведение анализа собственных возможностей «Я-настоящего» (знаний, умений, компетент-ностей в соответствии с содержанием ФГОС СПО) на основе результатов, полученных в местах, где состоялась демонстрация успеха (проблемно-деятельностный семинар, учебное занятие, дискуссионная площадка и т. д.);

- разработку образа желаемого будущего («Я-будущее») в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к педагогической профессии при реализации ФГОС СПО;

- разработку траектории собственного профессионального развития «От Я-настоящего к Я-бу-дущему».

Завершающим этапом реализации индивидуальной образовательной траектории профессионального развития молодых и начинающих педагогов является модуль «Восхождение», в рамках которого осваиваются новые педагогические методики, совершенствуются способы саморазвития, обобщается собственный опыт работы. Итогом модуля «Восхождение» является «Точка роста»: проведение единого методического дня (демонстрация профессиональных достижений в ходе тьюторского сопровождения). Согласно Положению о методической службе ГАПОУ КузТАГиС единый методический день проводится один раз в год: во 2-м семестре, в марте. Его программа предполагает проведение мастер-классов, методических интенсивов, образовательных треков, методических воркшопов, презентацию открытых уроков, выставку профессионального развития молодого педагога.

4. Результативно-оценочный блок модели тьюторского сопровождения включает в себя рефлексивный этап и предполагает осознание и распространение педагогического опыта молодого и начинающего педагога. Рефлексивный этап включает критериальные показатели и комплекс диагностических средств, что позволяет выявить динамику, определить перспективы уровня профессионального развития молодых и начинающих педагогов, осуществить корректировку индивидуальной образовательной траектории профессионального развития.

Диссеминация опыта является логическим завершением реализации индивидуальной образовательной траектории профессионального развития молодого и начинающего педагога. Под понятием «диссеминация» (от лат. disseminatio - сеяние, распространение) понимается процесс, направленный на организацию работы по распространению среди целевой аудитории опыта использования продуктивных методов работы, демонстрации конечных продуктов, полученных при решении конкретных задач, в ходе которого достигаются системные положительные эффекты в деятельности образовательной организации и повышается качество образования. Диссеминация педагогического опыта может быть разной: открытые уроки и внеурочные мероприятия; презентации и выставки (имидж-проект, экспозиционная площадка, стендовая презентация); мастер-классы; представление собственного сайта (комментарии, обсуждение специалистом проблем, возникающих в ходе осуществления образовательной деятельности; учебно-методические материалы); научно-практическая конференция и научно-педагогический семинар; публикации в печатных изданиях и сети Интернет.

Таким образом, составляющие компоненты модели позволяют реализовать процесс тьютор-ского сопровождения профессионального развития молодого и начинающего педагога среднего профессионального образования. Целевой компонент модели способствует реализации ценностей индивидуализации: самоопределения, осмысленного отношения к собственной профессиональной деятельности. Организационно-деятельностный компонент раскрывает основные направления деятельности тьютора по сопровождению индивидуальной образовательной траектории профессионального развития молодого педагога среднего профессионального образования. Содержательный компонент рассматривает выполнение индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагога, а результативно-оценочный компонент определяет успешность ее реализации.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2018 г. № 2) // КонсультантПлюс. URL: https://cchgeu.ru/upload/ iblock/11f/08.02.01-_3_-_red.-10.01.2018_.pdf (дата обращения: 21.01.2022).

2. Глузман Н. А. Теоретико-практические аспекты развития педагогического профессионализма преподавателей в классическом университете // Вестник Владимирского гос. ун-та им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. 2019. № 37 (56). С. 67-76.

3. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 87-91.

4. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88-90.

5. Сахарова В. И. Тьюторская позиция педагога в системе дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 3 (7). С. 94-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Суханова Е. А. Тьюторское сопровождение формирования образовательного заказа // Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: сб. науч. тр. Томск: Томский ЦНТИ, 2004. 154 с.

7. Ковалева Т. М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении // Организация тью-торского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация де-

ятельности тьютора: материалы Всероссийского научно-метод. семинара (Москва, 18-19 мая 2009 г.). М.: АПКиППРО, 2009. 188 с.

8. Елькина О. Ю. Теоретическая модель подготовки будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). С. 23-27.

9. Шалимова Н. А. Тьюторская модель сопровождения индивидуальной профессиональной карьеры педагога // Справочник заместителя директора школы. URL: https://e.zamdirobr.ru/416260 (дата обращения: 21.01.2022).

10. Пикина А. Л., Золотарева А. В. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога // Ки-берЛенинка: научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-professionalnogo-razvitiya-pedagoga (дата обращения: 21.01.2022).

11. Ворожцова И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: наблюдение и слушание // Начальная школа. 2010. № 5. С. 27-32.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 08.02.01 Stroitel'stvo i ekspluatatsiya zdaniy i sooruzheniy (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 10 yanvarya 2018 g. N 2) [Federal State educational standard of secondary vocational education in the specialty 08.02.01 Construction and operation of buildings and structures (approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated January 10, 2018 N 2)]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus] (in Russian). URL: https://cchgeu.ru/upload/iblock/11f/08.02.01-_3_-_red.-10.01.2018_.pdf (accessed 21 January 2022).

2. Gluzman N. A. Teoretiko-prakticheskiye aspekty razvitiya pedagogicheskogo professionalizma prepodavateley v klassicheskom universitete [Theoretical and practical aspects of the development of pedagogical professionalism of teachers at a classical university]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor 'evicha i Nikolaya Grigor 'evicha Stoletovykh - Bulletin of Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich andNikolay Grigoryevich Stoletov, 2019, no. 37 (56), pp. 67-76 (in Russian).

3. Pozdeeva S. I. Nastavnichestvo kak deyatel'nostnoye soprovozhdeniye molodogo spetsialista: modeli i tipy nastavnichestva [Mentoring as activity support of a young specialist: models and types of mentoring]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, no. 2 (16), pp. 87-91 (in Russian).

4. Pozdeeva S. I. Razrabotka kontseptsii otkrytogo professionalizma pedagoga kak issledovatel'skaya zadacha [Development of the concept of open professionalism of a teacher as a research task]. Vestnik Tomskogo gosudastvennogo pedagogicheskogo uiversiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 1 (166), pp. 88-90 (in Russian).

5. Sakharova V. I. T'yutorskaya pozitsiya pedagoga v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Tutor position of a teacher in the system of additional professional education]. Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom - Professional Education in Russia and Abroad, 2012, no. 3 (7), pp. 94-97 (in Russian).

6. Sukhanova E. A. T'yutorskoye soprovozhdeniye formirovaniya obrazovatel'nogo zakaza [Tutor support for the formation of an educational order]. Otkrytoye obrazovaniye i regional'noye razvitiye: sposoby postroyeniya obrazovatel'nogo prostranstva: sbornik nauchnykh trudov [Open education and regional development: methods of building an educational space: a collection of scientific papers]. Tomsk, Tomskiy TsNTI Publ., 2004. 154 p. (in Russian).

7. Kovaleva T. M. O deyatel'nosti t'yutora v sovremennom obrazovatel'nom uchrezhdenii [About the activity of a tutor in a modern educational institution]. Organizatsiya t'yutorskogo soprovozhdeniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii: soderzhaniye, normirovaniye i standartizatsiya deyatel'nosti t'yutora: materialy Vserossiyskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Moskva,18-19 maja 2009 g.) [Organization of tutor support in an educational institution: content, rationing and standardization of tutor activities: materials of the All-Russian Scientific and Methodological seminar (Moscow, May 18-19, 2009)]. Moscow, APKiPPRO Publ., 2009. 188 p. (in Russian).

8. El'kina O. Yu. Teoreticheskaya model' podgotovki budushchego uchitelya k formirovaniyu produktivnogo opyta mladshikh shkol'nikov [Theoretical model of preparation of a future teacher for the formation of productive experience of younger schoolchildren]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2007, no. 7 (70), pp. 23-27 (in Russian).

9. Shalimova N. A. T'yutorskaya model' soprovozhdeniya individual'noy professional'noy kar'ery pedagoga [Tutor model of support of an individual professional career of a teacher]. Spravochnik zamestitelya direktora shkoly [Directory of the deputy director of the school: website] (in Russian). URL: https://e.zamdirobr.ru/416260 (accessed 21 January 2022).

10. Pikina A. L., Zolotareva A. V. T'yutorskoye soprovozhdeniye professional'nogo razvitiya pedagoga [Tutor support of professional development of a teacher]. KiberLeninka: nauchnaya elektronnaya biblioteka [CyberLeninka: scientific electronic library: website] (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7tyutorskoe-soprovozhdenie-professionalnogo-razvitiya-pedagoga (accessed 21 January 2022).

11. Vorozhtsova I. B. Pedagogicheskiy smysl t'yutorskogo soprovozhdeniya obrazovatel'noy deyatel'nosti: nablyudeniye i slushaniye [Pedagogical meaning of tutor support of educational activity: observation and listening]. Nachal'naya shkola, 2010, no. 5, pp. 27-32 (in Russian).

Информация об авторах

Дмитриева И. А., заместитель директора по научно-методической работе, Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства (ул. Радищева, 5, Кемерово, Россия, 650024).

Information about the authors

Dmitrieva I. A., Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Kuzbass College of Architecture, Geodesy and Construction (ul. Radishcheva, 5, Kemerovo, Russian Federation, 650024).

Статья поступила в редакцию 24.01.2022; принята к публикации 01.03.2022 The article was submitted 24.01.2022; accepted for publication 01.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.