Научная статья на тему 'Модель творчески ориентированной системы методической подготовки преподавателя географии в условиях дополнительного образования'

Модель творчески ориентированной системы методической подготовки преподавателя географии в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / UNIVERSITY TRAINING OF A GEOGRAPHY TEACHER / MODEL OF THE SYSTEM OF METHODOLOGICAL TRAINING / CREATIVE COMPONENT OF METHODOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Зоя Михайловна

Описана модель университетской системы методической подготовки преподавателя географии, нацеленной на индивидуально-творческое развитие личности, готовности к продуктивному решению задач общего географического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева Зоя Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the model of the university system of methodological training of geography teachers aimed at the individual and creative development of a personality, readiness for productive solution of the tasks of the general geographic education.

Текст научной работы на тему «Модель творчески ориентированной системы методической подготовки преподавателя географии в условиях дополнительного образования»

определяются с помощью экспертной оценки их содержательной значимости для формирования компетентности в области физической культуры, выраженной в процентах (табл. 3).

Таблица 3 сводный бланк экспертной оценки

учебных модулей

№ п/п Эксперты Учебные модули ^ 1 2 3 Усреднен- ный процент Весо- мость

1 Плавание 25 20 20 21,7 0,22

2 Бег 35 40 55 43,3 0,43

3 Силовые упражнения 40 40 25 35,0 0,35

К примеру, если курсант осознанно выбирает индивидуальный образовательный маршрут и концентрирует внимание на беге на 1000 м (Х^) (5 баллов) и плавании (Х10) (4 балла), а также на повышении результатов в силовых упражнениях (Х4 или Х5) (но его усилия пока оцениваются 3 баллами), то его интегральная компетентность составит 5^0,43+4x0,22+3x0,35=4,08. Таким образом, под интегральной компетентностью студента мы понимаем усредненный оценочный балл, начисленный с учетом весовых пропорций отдельных учебных модулей.

технология формирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов может быть применена к различным учебным дисциплинам и реализована в рамках любого образовательного учреждения. Неизменным останется рассмотрение дидактического обеспечения методической системы преподавания на основе проблемно-проектного метода обучения с включенными заданиями на отработку конкретных действий, составляющих основу тех или иных компетенций. Универсальностью отличается не только теоретическая модель формирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов, которую можно применить к любой учебной дисциплине, но и программа мониторинга эффективности технологии формирования индивидуальных образовательных маршрутов на основе проблемно-проектного метода обучения и оценивания ее с помощью интегральной компетентности обучающихся.

литература

1. Петегем В.В., Каменски Х. Образование для инноваций. Применение передовой методики преподавания и обучения в ЮФУ. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2009.

2. Сафонцев С.А., Сафонцева Н.Ю. Квалимет-рические методы организации компетентностного образования : учеб. пособие. Ростов н/Д. : Изд-во РКСИ, 2012.

3. Сафонцева Н.Ю., Черкашина А.Г. Проблемное обучение на основе кластерного проектирования учебных программ. Ростов н/Д. : Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010.

4. Сафонцев С.А., Сафонцева Н.Ю. Разработка модели компетентности выпускника университета // Изв. Южн. фед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2012. № 1. С. 85 - 93.

5. Сафонцева Н.Ю., Трофимов М.В. Интегральная компетентность в области физической культуры. Ростов н/Д. : Изд-во РКСИ, 2011.

Technology of formation of students’ individual educational routes

There is considered the technology offormation of students’ individual educational routes on the basis of problem and project teaching method. There is substantiated the universality of the developed educational technology in the process of learning different educational disciplines in the conditions of post-industrial system of education.

Key words: problem and project teaching method, individual educational route, educational technology.

З.М. ТИМОФЕЕВА (Ростов-на-Дону)

модель творчески ориентированной системы методической подготовки преподавателя географии в условиях дополнительного образования

Описана модель университетской системы методической подготовки преподавателя географии, нацеленной на индивидуально-творческое развитие личности, готовности к продуктивному решению задач общего географического образования.

Ключевые слова: университетская подготовка преподавателя географии, модель системы методической подготовки, творческий компонент методической подготовки.

Современные концепции подготовки преподавателя в классических университетах разработаны на основе идеи интеграции педагогического образования в структуру основных образовательных программ высшего профессионального образования и реализуются в фор-

© Тимофеева З.М., 2012

ме дополнительного образования (В.И. Ваганова, А.Л. Гавриков, И.В. Гребенев, В.А. Кузнецова, Б.П. Невзоров, М.Н. Певзнер и др.). Весомое участие географических факультетов классических и федеральных университетов в подготовке преподавательских кадров определяет необходимость специальных исследований, направленных на совершенствование этой деятельности, в частности разработки научно обоснованной системы методической подготовки преподавателя географии в условиях дополнительного педагогического образования.

Смена парадигм отечественного образования требует перехода от информационно-знаниевого адаптивного типа образования к личностно-развивающему опережающему. Целью современного педагогического образования, как подчеркивает академик Е.В. Бонда-ревская, должна стать не «подготовка» к профессиональной деятельности, а воспитание и подготовка педагога, обладающего духовнонравственной культурой, творческим потенциалом и развитыми инновационными способностями [1]. Возрастающая потребность общества в творчески активной личности преподавателя актуализирует направленность всех составляющих его подготовки на развитие креативных качеств, в том числе опыта творческой деятельности в системе обучения и воспитания.

В педагогической литературе при исследовании проблем подготовки учителя-предметника используется термин «профессионально-методическая подготовка», обозначающий овладение студентами знаниями и умениями будущей педагогической деятельности, компетентностью в области преподаваемого предмета. Многие авторы рассматривают эту подготовку как просто методическую, связанную с содержанием методики обучения как частной дидактики и учитывающую особенности логики той науки, преподаванию которой она посвящается (В.А. Сласте-нин, С.Н. Десненко, Н.В. Зеленко, В.И. Земцова, И.В. Левченко, Г.И. Саранцев, Е.В. Силаев, Е.А. Таможняя и др.).

Система методической подготовки преподавателя географии образует особое единство с университетской средой и является одним из элементов системы профессиональнопедагогической подготовки, входящей в состав систем более высокого порядка - профессиональной подготовки по специальности 020401.65 «География» и по направлению

подготовки 021000.62 «География» (квалификация «бакалавр»). Методическая подготовка связывает знания, умения и навыки, приобретаемые студентами при изучении дисциплин основной профессиональной образовательной программы, с системой психологопедагогических знаний и умений, получаемых в рамках дополнительного профессионального образования, и в этом заключается ее интегрирующее свойство.

С позиций системного подхода в целях методологического обоснования творчески ориентированной системы методической подготовки преподавателя географии и анализа направлений ее дальнейшего развития при проектировании теоретической модели мы делаем акцент на процессуальном аспекте, располагая элементы системы в логике педагогического процесса и деятельности управляющего им педагога (см. рис. на с. 56). При этом учитывается равнозначность субъект-субъектных отношений педагога и обучающегося.

Структурные компоненты методической подготовки как педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса [2], объединены общей образовательной целью развития личности, действуют во взаимосвязи и взаимодействии в реальном педагогическом процессе, образуя целостную динамическую систему, и включают педагога и обучающегося, диагностично заданные цели обучения; содержание образования; формы, методы и приемы как средства обучения и воспитания; результат, анализ которого позволяет вносить коррективы в функционирование всей системы. Связи в системе специфичны, их результат находится в прямой зависимости от применяемых технологий, характера взаимодействия преподавателя и студентов.

Главными целями методической подготовки являются формирование и развитие профессионально значимых качеств преподавателя, ведущим из которых является готовность к творческой педагогической деятельности. Теоретическая готовность предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных умений. Содержание практической готовности выражается в организаторских и коммуникативных умениях. При этом усвоение методических знаний и умений является не целью, а средством формирования у студентов методической системы, интегрирующей содержание методической подготовки с личностно-смысловыми структурами и индивидуальным опытом.

Модель творчески ориентированной системы методической подготовки преподавателя географии в федеральном университете

В качестве конечного результата методической подготовки мы рассматриваем формирование методического мышления как развитой профессиональной способности мыслить методически и методической компетентности как интегрированной совокупности профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, обеспечивающих эффективное и творческое осуществление педагогической деятельности в системе географического образования. В исследованиях методической подготовки учителя географии подчеркивается, что основным условием формирования его готовности к творческой педагогической деятельности выступает развитие методического мышления [3]. Интегрируя универсальные черты педагогического и специфические признаки предметного географического мышления, методическое мышление учителя-географа включает смежные типы мышления: экологическое, экономическое, образно-интуитивное, эстетическое, управленческое, коммуникативное, что акцентирует значение таких его качеств, как гибкость, оперативность, креативность.

Развитие креативных качеств личности преподавателя является в творчески ориентированной системе методической подготовки ключевой целью. В структуре методического

мышления креативный компонент отражает способность продуцировать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления и поведения. В структуре методической компетентности творческий компонент представлен методологическими знаниями о процессах осуществления творческой деятельности, процедурами и механизмами творческой деятельности, творческими способностями. В соответствии со степенью сформированности творческого компонента развитие методического мышления и компетентности проходит ряд стадий и уровней. Данные уровни, как показал проведенный анализ [4], коррелируют с уровнями творчества в педагогической деятельности (элементарный, оптимизации, эвристический и творческий).

Основными положениями, регулирующими функционирование системы профессиональной подготовки, являются принципы обучения. На основе ведущих теорий развития личности, деятельности, педагогического творчества, современных подходов к образовательному процессу и основополагающих принципов обучения в высшей школе в нашем исследовании принята система принципов обучения в составе пяти групп: общеметодологические, общедидактические, частнометодические, университетского и педаго-

гического образования. Деятельность студентов, организуемую на основе принципов про-блемности и активно-деятельностного развития личности обучающегося, мы рассматриваем как один из системообразующих факторов методической подготовки, содержание которой включает четыре взаимосвязанных компонента: теоретический, деятельностный (практический), исследовательский и мотивационный. В качестве критериев отбора содержания определены критерии целостности, оптимальности, учета междисциплинарных связей, направленности на развитие методического мышления и креативности студентов. В целом содержание методической подготовки преподавателя построено на основе выделения фундаментального ядра, проблематизации содержания, модульного структурирования и интеграции учебных дисциплин основной и дополнительной образовательных программ. Методическая подготовка предполагает освоение всех видов обучающей деятельности преподавателя географии, в связи с чем в ее содержании отражаются обобщенные основы действий, приемов, операций, процессов основных сфер педагогической деятельности.

Комплекс методов обучения в нашей модели представлен сочетанием репродуктивных и продуктивных методов обучения, в том числе креативных методов эвристического обучения. Усвоение студентами знаний и формирование способов деятельности происходит на четырех уровнях: осознанного восприятия и запоминания, действий по образцу и в вариативных ситуациях, осознания проблемы и мысленного прогнозирования логики ее решения, продуктивного мышления. В качестве средств обучения в процесс методической подготовки вовлекаются материальные и идеальные объекты из числа традиционных (учебно-методические, наглядные), современных (мультимедийные, компьютеры) и перспективных (вебсайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования) средств, используемые как носители информации и инструменты деятельности. Выбор средств обучения определяется степенью направленности их дидактических функций на оптимизацию учебного процесса, развитие творческих качеств личности.

Основные организационные формы обучения, являющиеся одновременно и способами управления познавательной деятельностью студентов, включают различные виды лек-

ций (информационная, проблемная, бинарная, интегративная и др.), семинаров (классический, семинар-дискуссия, семинар-исследование, пресс-конференция и др.), практических занятий (традиционное, деловая игра, имитационное моделирование и др.), учебноисследовательской деятельности студентов (исследовательские задания, авторские проекты, квалификационные работы и др.), консультации, педагогическую практику, зачеты, экзамены. Направленность методической подготовки на развитие у студентов собственного опыта действий и творческого мышления обусловливает выбор форм занятий, моделирующих будущую профессиональную деятельность и развивающих критическое мышление, коммуникативные способности студентов (ролевые и деловые игры, коллективный анализ ситуации, тренинги и др.).

«Сквозным» компонентом, пронизывающим всю методическую подготовку, является управляемая самостоятельная работа студентов (изучение литературы, использование интернет-ресурсов, выполнение индивидуальных заданий, подготовка рефератов, проектов и др.). Применение в управлении самостоятельной работой студентов передовых информационных технологий, в частности университетского социально-образовательного интернет-портала, позволяет последовательно организовывать и контролировать этапы самостоятельной работы студентов, создавая комфортные условия для их саморазвития.

целостный образовательный процесс предполагает достижение планируемых результатов, контроль качества подготовки и эффективности обучения. Контроль образовательной деятельности включает проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений обучающихся, переопределение целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития системы подготовки. Используемые методы и формы контроля обеспечивают систематическое, полное, точное, оперативное получение информации о ходе обучения и его результатах.

При разработке системы важно определить не только структуру, но и взаимосвязи ее компонентов. Функциональные компоненты как устойчивые связи структурных компонентов возникают в процессе педагогической

деятельности, обусловливая развитие, совершенствование всей педагогической системы. В нашем исследовании функциональные компоненты системы методической подготовки представлены двумя группами функций -целеполагающими (ориентационная, развивающая, мобилизующая и информационная) и организационно-структурными (конструктивная, организаторская, коммуникативная и гностическая). В качестве основных условий функционирования системы методической подготовки выступают дополнительность педагогического образования, осознанность выбора педагогической профессии, университетская образовательная и научная среда. Присущее университетскому образованию обучение через исследование ориентирует процесс подготовки преподавателя в логике методического исследования проблем школьной географии.

Аксиологическая оценка теоретической модели творчески ориентированной системы методической подготовки показывает ее адекватность современным требованиям повышения творческого потенциала педагогов, являющимся основным ориентиром в построении нормативной модели. В ходе экспериментальных исследований установлены совокупности педагогических технологий, наиболее целесообразные на каждом этапе методической подготовки. Теоретическая составляющая подготовки реализуется в рамках модульной технологии с применением технологий проблемного и контекстного обучения. Основным средством формирования операционно-деятельностного и творческого компонентов методической компетентности является система познавательных и творческих задач. При формировании методических умений достаточно эффективно использование технологий рефлексивного обучения и обучения на основе социального взаимодействия. Включению студентов в исследовательскую деятельность способствует применение технологий проектов, анализа ситуаций, развития критического мышления. Самообразование студентов успешно развивается в рамках интерактивного обучения.

Творческая ориентированность системы в значительной степени обусловливается направленностью содержания и используемых технологий обучения на усвоение процедур и механизмов творческой деятельности, включением студентов в самостоятель-

ную творческую деятельность по решению проблем современного географического образования. Опытно-экспериментальная проверка нормативной модели методической подготовки как совокупности средств реализации ее творческой направленности позволила установить, что развитие креативного потенциала студентов в значительной степени определяется ценностями коллективов преподавателей университетских кафедр и инновационными преобразованиями системы обучения в общеобразовательных учреждениях, являющихся базой педагогической практики студентов. Целенаправленная реализация структурных и функциональных компонентов разработанной модели системы методической подготовки позволяет обеспечивать формирование методической компетентности и методического мышления студента, его готовности к творческой педагогической деятельности.

литература

1. Бондаревская Е.В. Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2011. №7 (51). С. 43 - 51.

2. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]. М. : Школа-Пресс, 2000.

3. Поздняк С.Н. Проектирование содержания методической подготовки учителя географии в контексте требований компетентностного подхода // Педагогическое образование. 2009. № 3. С. 60 - 67.

4. Тимофеева З.М. Теоретические основы формирования опыта творческой деятельности в процессе методической подготовки преподавателя географии // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2010. № 125. С. 236 - 249.

Model of creation-oriented system of methodological training of geography teachers in the conditions of supplementary education

There is considered the model of the university system of methodological training of geography teachers aimed at the individual and creative development of a personality, readiness for productive solution of the tasks of the general geographic education.

Key words: university training of a geography teacher, model of the system of methodological training, creative component of methodological training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.