Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ЦЕПЕЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕЛЕ ПОЕЗДНЫХ МАРШРУТОВ'

МОДЕЛЬ ЦЕПЕЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕЛЕ ПОЕЗДНЫХ МАРШРУТОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
55
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / БЕЗОПАСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ / ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ РЕЛЕ / ТЕОРИЯ ГРАФОВ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Азизов Асадулла Рахимович, Аметова Элнара Куандиковна, Убайдуллаев Саидазим Кахрамон Угли

В данной научной статье рассматривается использование и локализация электромагнитных реле, что является одной из важнейших проблем систем автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Для решения этих задач обсуждались вопросы моделирования процессов и использования микроэлектронных устройств, повышение эффективности и надежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Азизов Асадулла Рахимович, Аметова Элнара Куандиковна, Убайдуллаев Саидазим Кахрамон Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF AUXILIARY RELAY CIRCUITS OF TRAIN ROUTES

This scientific article discusses the use and localization of electromagnetic relays, which is one of the most important problems of automation and telemechanics systems in railway transport. To solve these problems, the issues of modeling processes and the use of microelectronic devices, increasing efficiency and reliability were discussed.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ЦЕПЕЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕЛЕ ПОЕЗДНЫХ МАРШРУТОВ»

МОДЕЛЬ ЦЕПЕЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕЛЕ ПОЕЗДНЫХ МАРШРУТОВ

Азизов Асадулла Рахимович

канд. техн. наук, доцент, Ташкентский государственный транспортный университет Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: azizov. asadulla@mail.ru

Аметова Элнара Куандиковна

канд. техн. наук, доцент, Ташкентский государственный транспортный университет Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: elnara. ametova. 84@mail.ru

Убайдуллаев Саидазим Кахрамон угли

ассистент, Ташкентский государственный транспортный университет

Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: saidazim688@gmail. com

MODEL OF AUXILIARY RELAY CIRCUITS OF TRAIN ROUTES

Asadulla Azizov

Ph.D., Associate Professor, Tashkent State Transport University Republic of Uzbekistan, Tashkent

Ametova Elnara Kuandikova

Ph.D., Associate Professor, Tashkent State Transport University Republic of Uzbekistan, Tashkent

Saidazim Ubaydullayev

Assistant, Tashkent State Transport University Republic of Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В данной научной статье рассматривается использование и локализация электромагнитных реле, что является одной из важнейших проблем систем автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Для решения этих задач обсуждались вопросы моделирования процессов и использования микроэлектронных устройств, повышение эффективности и надежности.

ABSTRACT

This scientific article discusses the use and localization of electromagnetic relays, which is one of the most important problems of automation and telemechanics systems in railway transport. To solve these problems, the issues of modeling processes and the use of microelectronic devices, increasing efficiency and reliability were discussed.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, безопасное управление движением поездов, электромагнитные реле, теория графов, моделирование.

Keywords: railway transport, safe train traffic control, electromagnetic relays, graph theory, modeling.

Обеспечение безопасного управления транспортным процессом в основном возложены на устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования по безопасности, предъявляемые к этим системам в настоящее время осуществлено путем применения реле первого класса надежности, в устройствах и узлах, непосредственно связанных

с передвижением поездов. В устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики непосредственно не связанных с движением поездов, также применяются электромагнитные реле более низкого класса надежности, к примеру, кодовые типа КДР. Дальнейшее использование электромагнитных реле

Библиографическое описание: Азизов А.Р., Аметова Э.К., Убайдуллаев С.К. МОДЕЛЬ ЦЕПЕЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕЛЕ ПОЕЗДНЫХ МАРШРУТОВ // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2022. 4(97). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/13452

в системах управления является весьма проблематичным решением т.к. эти устройства обладают высокой материалоемкостью, энергопотреблением, а также непрерывно возрастающими стоимостными показателями

Задержки поездов связанные с неисправностями устройств СЦБ, ощутимым образом отражаются в виде экономических потерь. Большая часть основного оборудования, обеспечивающего безопасность движения поездов составляют приборы и инструменты срок службы которых перевалил далеко за 30 лет, этим объясняются кратковременные повреждения, вызванные состоянием морально и технически устаревшего оборудования. В этой связи создание и внедрение новых систем автоматизации железных дорог с использованием микроэлектронных технологий, является актуальной инновационной научной задачей. Использование достижений современных микроэлектронных технологий позволяет обеспечить более эффективное и безопасное управление транспортным процессом [1]. Надежная работа таких систем возможна при наличии достаточной, достоверной и своевременной информации о состоянии устройств железнодорожной автоматики и телемеханики [4]. В этой ситуации большое значение приобретают вопросы, связанные с внедрением компьютерных технологий, микроконтроллеров в устройствах и системах железнодорожной автоматики и телемеханики, вместо традиционных релейных устройств и систем. [2.3].

Одним из способов повышения надежности технических средств, обеспечивающих оптимальное управление движением поездов, является внедрение устройств, не содержащих механических переключений, которые непосредственно участвуют в прокладке и открытии маршрутов движения поездов.

апрель, 2022 г.

Создание инновационного проекта, заключается в том, что в существующей системе блочной маршрутной релейной централизации, блок управления поездными и маневровыми маршрутами (НПМ-69), реализованный на реле типа КДР, заменить на микроэлектронный (НПМ-69-М) функциональные возможности которого, по управлению маршрутами, полностью идентичны блоку НПМ-69.

С этой целью решается задача внедрение микроконтроллеров в блоке управления поездными и маневровыми светофорами НПМ-69 системы блочной маршрутной релейной централизации, взамен используемых электромагнитных реле второго класса надежности типа КДР.

Предполагается применить один микроконтроллер типа 8ТМ-32 для реализации программным путем логических операций, выполняемых блоком НПМ-69, включая возможности по коммутации электрических цепей реле ВК с помощью оптореле. Управляющие сигналы формируются микроконтроллером и подаются на вход оптореле. Для успешной реализации поставленной задачи и получения оптимального алгоритма работы микроконтроллера, разработана модель электрической цепи реле ВК, при задании поездного маршрута. Фрагмент принципиальной схемы вспомогательного конечного реле поездных маршрутов приведен на рис.1, из которого видно, что обмотка реле ВК имеет две цепи возбуждения, Первая цепь проходит через фронтовые контакты реле НКН и клеммы 2-2, вторая цепь проходит через тыловые контакты реле НКН, фронтовые контакты реле КН и клеммы 1-16. Цепь самоблокировки, проходит через контакты реле НКН, КН, собственные контакты реле ВК и клеммы 2-12.

Н, НМ

Ч, ЧМ

Ч2НК

^О®®-1 о

-ЭЕ-

Ч2К

7

ВК

МГ 2

1

КДР1М

435

Ч2

НПМ

Рисунок. 1. Принципиальная электрическая схема возбуждения вспомогательного конечного поездного реле ВК блока НПМ-69

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Математическое описание и исследование функционирования вспомогательного реле ВК поездных маршрутов блока управления поездными светофорами, основано на разработанной математической модели вспомогательного конечного реле фиксирующего конец поездного маршрута с использованием теории графов и сети Петри, для синтеза и оптимизации программного обеспечения микропроцессорного блока типа НПМ-69-М. Рассмотрим работу графа обобщенной модели реле ВК блока НПМ-69 рис. 2. Для графа сети Петри вспомогательного конечного реле блока НПМ-69, расширенные

входные (I) и выходные (О ) функции приведены в

системе уравнений (1). Позиции ВК и ВК , отражают состояние переменной, отвечающей за вспомогательное кнопочное реле, при этом следует иметь ввиду, что сумма этих переменных всегда

равна единице, т.е. ВК + ВК = 1. Наличие фишки в позиции ВК, соответствует единичному состоянию переменной и возбужденному состоянию реле ВК. Позиции НКН и КН, отражает состояние кнопочных реле НКН и КН, а именно наличие фишки в этих позициях, соответствует их возбужденному состоянию. Наличие фишек в позициях 2 —12,2 — 2 и 1 —16 определяет наличие питания на этих клеммах, отсутствие фишек, соответствует отсутствию питания на этих клеммах. Питание на эти клеммы подается в зависимости от рода и направления маршрута.

I (ВК) = Цх,^2,tз,tA} ;; I (ВК) = (г,}; О (ВК) = гъ}; О (ВК) = , ^ }

О ( КН) = (г2 }

о (КН)=(1Х} о ( 2—2)=(гъ} (1) о ( 1—16)=(г2} о ( 2—12)=(гх} о ( 2—12) = (г4}

Щ ) = {КН, 2 — 12, НКН, ВК} ; о(гх) = (ВК} ; 1(г2) = {НКН,1 — 16, КН, ВК}; о(г2) = {ВК} ; Щ ) = (НКН, 2 — 2, ВК)} ; о(гъ) = {ВК} ; 1(г4) = {ВК,2 — 12};о(гл) = {ВК} .

2-12

вк \ кн

2-2-^1/ — ( ) ( )нкн

Рисунок 2. Граф исходного состояния реле ВК

Рассмотрим работу графа рис.2., когда никаких действий по заданию маршрута не производится, и согласно состояния графа реле вспомогательное конечное поездное, определяющее конец поездного

маршрута, обесточено (в позиции ВК имеется фишка). Анализ распределения фишек по позициям показывает, что реле НКН, КН и ВК обесточены и нет питание на клемме 1-16, поэтому в позициях НКН, КН, ВК и 1 -16 отсутствуют фишки, тогда как

в инверсных позициях 2 —12 , КН и НКН они присутствуют.

Рассмотрим работу графа при задании поездного маршрута. При этом кнопка Ч2НК нажимается второй, что определяет конец поездного маршрута именно в блоке НПМ-69, светофора «Ч» это фиксируется возбуждением реле ВК. Перенос фишки в позицию ВК осуществляется входным уравнением I (ВК) = (tx, t2, t3, t4} по переходу i3 и входным уравнениям перехода f3 по формуле

1(4 ) = {НКН, 2 — 2, ВК) } и выходной функцией

O(t3) = {ВК} . Выполнение условий этих уравнений

приведет к переносу фишки из инверсной позиции

ВК в прямую ВК, граф состояния в этом случае представлен на рис.3.

2-12

кн нкн

2-12

1-16

Рисунок 3. Положение графа при выполнении условий для переноса фишки в позицию ВК

Второй альтернативной цепью возбуждения реле ВК, является цепь через фронтовой контакт реле КН и присутствием питания на клемме 1 -16. В этом случае перенос фишки в позицию ВК осуществляется по запуску перехода /2 при выполнении

условий уравнения 1(12 ) = {НКН, 1 -16, КН, ВК } и его выходной функции 0^2) = {ВК} . Граф состояния возбуждения реле по второй альтернативной цепи показан на рис.4.

1 -16

Рисунок 5. Состояние графа при выполнении условий самоблокировки реле ВК

Обрыв цепи самоблокировки приводит к обесто-чиванию реле ВК, что происходит после замыкания маршрута отправления и обесточивании замыкающего реле 73 (рис.1). На графе это состояние осуществляется переносом фишки из позиции ВК в инверсную позицию ВК запуском перехода /4 при выполнении условий входных уравнения ) = {ВК, 2-12}, I (ВК) = {гА} и выходного уравнения 0(^) = {ВК} (рис.6).

2-12

2-12

1-16

Рисунок. 4. Цепь срабатывания реле ВК через контакты кнопочного реле

После возбуждения реле ВК становится на самоблокировку по запуску перехода ^ по его входной

функции 1(\ ) = {КН, 2 -12, НКН, ВК} и выполнения условий выходного уравнения 0(^) = {ВК}. Граф состояния цепи самоблокировки представлен на рис.5.

Рисунок 6. Граф состояния обесточивания реле ВК

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наличие фишки в инверсной позиции клеммы 212 объясняется обрывом цепи питания контактами реле 7З. после перемещения фишки в позицию ВК граф принимает исходное состояние (рис.2).

Разработана и исследована модель сети Петри работы вспомогательного конечного поездного реле. В процессе исследования модели электрических цепей реле, а именно процесс его возбуждения, самоблокировки и обесточивания позволило получить оптимальный, алгоритм работы и программное обеспечение для микроконтроллера, достоверно отражающее работу этих устройств, исполненных на

основе реле второго класса надежности блока управления поездными и маневровыми передвижениями системы блочной маршрутной релейной централизации

По результатам исследования модели работы вспомогательного конечного поездного реле на основе сети Петри получен алгоритм для программного обеспечения управляющего микроконтроллера, принципиальная схема работы реле в микропроцессорном блоке НПМ-69-М представлена на рис.7.

2-2

1 -16

Рисунок 7. Принципиальная электрическая схема подключения бесконтактных элементов

для переменной ВКх блока НПМ-69-М

Список литературы:

1. Прохоренко А.Г. Средства расширения функциональных возможностей систем оперативного управления движением на железнодорожных станциях. Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - Хабаровск: Издательство университета ДвГУПС, 2016. - С.101-105.

2. Аметова Э.К., Азизов А.Р. Теория сетей Петри при разработке и исследовании математической модели блока НСО. ФарПИ ИТЖ. 2019, №5 с.93-98.

3. Азизов А.Р., Аметова Э.К. НСС микроэлектрон блокини яратиш. ТошТИМИ Ахбороти. 2019 №2. 155-160 б.

4. A.R. Azizov, E.K. Ametova, S.Q. Ubaydullayev Model of circuits against repeated relays of shunting routes Vol. 2 No. 1 (2022): Harvard Educational and Scientific Review

5. Аметова Э.К., Азизов А.Р. Исследование модели цепи кнопочных реле микроэлектронного блока НСС. Му^аммад ал-Хоразмий авлодлари. Му^аммад ал-Хоразмий номидаги Тошкент ахборот технологиялари университети 2019, №3(9) 75-77 б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Бестемьянов П.Ф. Методы повышения безопасности микропроцессорных систем интервального регулирования движения поездов. Докторская диссертация, Москва, 2001, 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.