Научная статья на тему 'Модель стимулирования инновационной деятельности промышленных корпораций'

Модель стимулирования инновационной деятельности промышленных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / МОДЕЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАНАЛ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ / INNOVATIVE ACTIVITIES / INDUSTRIAL CORPORATIONS / MODEL FOR STIMULATING INNOVATION ACTIVITY / FINANCIAL MECHANISM / EFFICIENCY / CHANNEL FOR STIMULATING INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маншилин Сергей Андреевич, Лещинская Александра Федоровна

Осуществление инновационной деятельности промышленных корпораций на современном этапе развития российской экономики играет значимую роль, поскольку трансформация промышленного бизнеса в сторону инноваций даст возможность России совершить переход к инновационно ориентированному развитию. Однако осуществление инновационной деятельности промышленных корпораций сталкивается с перечнем факторов, оказывающих влияние на экономический эффект: внутриотраслевая конкуренция, спрос на инновационные продукты и каналы, мотивирующие к инновациям. В данной статье авторами предложена классификация каналов, стимулирующих инновационную деятельность промышленных корпораций, которая включает в себя финансовые, отраслевые и рыночные. Наиболее значимым из них в контексте предлагаемого исследования является финансовый канал, который способствует трансформации инвестиционных ресурсов в конечный инновационный продукт. С учётом приведённого положения авторами разработана модель стимулирования инновационной деятельности промышленных корпораций, которую условно можно разделить на пять этапов, обозначающих различное влияние рыночных, финансовых и отраслевых факторов на уровень инновационной активности промышленных корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR STIMULATING INNOVATION ACTIVITIES OF INDUSTRIAL CORPORATIONS

Implementation of innovative activities of industrial corporations at the present stage of development of the Russian economy plays a significant role, since the transformation of industrial business towards innovation will allow Russia to make the transition to innovation-oriented development. However, the implementation of innovative activities of industrial corporations faces a list of factors that affect the economic effect: intra-industry competition, demand for innovative products and channels that motivate innovation. In this article, the authors propose a classification of channels that stimulate innovative activity of industrial corporations, which includes financial, industry and market channels. The most significant of them in the context of the proposed study is the financial channel that contributes to the transformation of investment resources into the final innovative product. Taking into account the above situation, the authors developed a model for stimulating the innovation activity of industrial corporations, which can be divided into five stages, indicating the different influence of market, financial and industry factors on the level of innovation activity of industrial corporations.

Текст научной работы на тему «Модель стимулирования инновационной деятельности промышленных корпораций»

модель стимулирования инновационной деятельности промышленных корпораций

Маншилин Сергей Андреевич,

аспирант, РЭУ им. Г.В. Плеханова, кафедра финансового менеджмента

E-mail: Manshilin2011@yandex.ru

Лещинская Александра Федоровна,

д.э.н., профессор, РЭУ им. Г.В. Плеханова, кафедра финансового менеджмента E-mail: alixfl@mail.ru

Осуществление инновационной деятельности промышленных корпораций на современном этапе развития российской экономики играет значимую роль, поскольку трансформация промышленного бизнеса в сторону инноваций даст возможность России совершить переход к инновационно ориентированному развитию. Однако осуществление инновационной деятельности промышленных корпораций сталкивается с перечнем факторов, оказывающих влияние на экономический эффект: внутриотраслевая конкуренция, спрос на инновационные продукты и каналы, мотивирующие к инновациям. В данной статье авторами предложена классификация каналов, стимулирующих инновационную деятельность промышленных корпораций, которая включает в себя финансовые, отраслевые и рыночные. Наиболее значимым из них в контексте предлагаемого исследования является финансовый канал, который способствует трансформации инвестиционных ресурсов в конечный инновационный продукт. С учётом приведённого положения авторами разработана модель стимулирования инновационной деятельности промышленных корпораций, которую условно можно разделить на пять этапов, обозначающих различное влияние рыночных, финансовых и отраслевых факторов на уровень инновационной активности промышленных корпораций.

Ключевые слова: инновационная деятельность, промышленные корпорации, модель стимулирования инновационной деятельности, финансовый механизм, эффективность, канал стимулирования инноваций.

LO S Ое

сэ см о см

Осуществление инновационной деятельности промышленных корпораций не обходится без влияния различных внутренних и внешних факторов. Следует учитывать тот факт, что в отличие от внутренних внешние факторы оказывают наибольшее воздействие. Поэтому, как мы считаем, в первую очередь, в основе методологии анализа инновационной деятельности промышленных корпораций должны лежать внешние фундаментальные факторы, среди которых можно выделить рыночные и отраслевые: конкуренцию, спрос на инновационные продукты и каналы стимулирования инновационной деятельности промышленных корпораций.

Конкуренция как фактор воздействия на результативность инновационной деятельность оказывается значимым, так как чем выше её интенсивность, тем медленнее процесс внедрения инноваций, а соответственно и выведения их на рынок [1]. Высокая сила внутриотраслевой конкуренции создаёт дополнительные барьеры на пути к активному осуществлению инновационной деятельности промышленными корпорациями, так как, на наш взгляд, руководство компаний после выведения инновационного продукта на рынок будет оценивать эффект от пройденного инновационного цикла, который по своей сути представляет доход (прибыль). При этом высокий уровень внутриотраслевой конкуренции может обусловить отрицательную разницу между фактическим и планируемым доходом.

В качестве специфической особенности осуществляемой инновационной деятельности промышленных корпораций мы выделяем спрос на инновационные продукты. Следует подчеркнуть, что в каждой производственно ориентированной отрасли значимым фактором выступает ассортиментная линейка товаров, которая воздействует на потребительский выбор [2]. Чем больше спрос на инновационную продукцию как принципиально новое решение, тем выше инновационная активность промышленных корпораций. К тому же, у каждого товара существует индивидуальный жизненный цикл, который, как мы считаем, необходимо принимать во внимание при оценке рынка на востребованность инновационного товара у покупателей. Если ассортиментная структура рынка достаточно длительное время не менялась, то соответственно потребность в ней угасает, а на инновации увеличивается, что даёт возможность стимулировать промышленные корпорации к инновационному производству.

Третьим внешним фактором являются каналы, мотивирующие промышленный бизнес к освое-

нию и выведению на рынок инноваций (рис. 1). Мы считаем, что существует три типа каналов стимулирования: рыночные, отраслевые и финансовые. Их можно обозначить группами каналов, которые поддаются классификации в соответствии с современными трендами инновационного развития российской экономики, о которых упоминалось в трудах В.И. Пятановой [3], Н.Н. Наточеевой [4], Д.С. Захаровой [5], А.Ф. Лещинской [6], [7]. В рамках подгрупп к отраслевым, рыночным и финансовым каналам мы выделяем конкурентоориентиро-ванные, партнёрские, коммерческие, кооперационные и регулятивные каналы (рис. 1).

Рис. 1. Классификация каналов, влияющих на инновационную активность промышленных корпораций

Источник: составлено авторами

Конкурентоориентированные рыночные каналы характерны для использования в инновационной деятельности промышленными корпорациями, которые обладают гибкостью в своём функционировании. Данное свойство позволяет таким компаниям быть лидерами не только на национальном, но и на внешнем рынке с учётом влияния внутриотраслевой конкуренции, о которой мы упоминали выше. В отличие от конкурентоориентированных, партнёрские рыночные каналы применяются в инновационной деятельности тех корпораций, которые акцентируют особое внимание на эффективности процессно-ориентированного управления, что даёт возможность оптимально выстроить всю цепочку бизнес-процессов для продажи инновационных продуктов.

Разделение финансовых каналов на коммерческие и регулятивные мы связываем со стратегией финансирования инновационных проектов, в которой может быть предусмотрено несколько вариантов: частное, бюджетное (государственное) и смешанное (государственно-частное) финансирование. Роль активного применения как коммерческого, так и бюджетного канала для трансформации инновационного производства в промышленной корпорации огромна, а в случае их инвестиционного взаимодействия стратегия предпринимательского и национального развития усиливается под влиянием принципиально нового финансового ме-

ханизма, приводящего в конечном итоге к укреплению российской экономики на пути инновационного развития.

К отраслевым каналам мы относим кооперационные и регулятивные. В рамках действующей государственной инновационной политики ключевым инструментом в стимулировании инноваций промышленного бизнеса является кооперация потенциала корпораций с научно-исследовательскими институтами, способствующая выработке комплексного инновационного предложения для современного покупателя на рынке. Кроме того, наличие регулятивных каналов позволяет отслеживать инновационную активность промышленных корпораций, а также стимулировать её с помощью косвенных и прямых методов государственной политики, особенно здесь следует подчеркнуть активное применение налогов в рамках финансового механизма инновационной деятельности.

В контексте нашего исследования следует особо выделить финансовые каналы, которые способствуют стимулированию инновационной деятельности промышленных корпораций за счёт капиталовложений в инновационные проекты. Под инновационным проектом мы понимаем процесс освоения и внедрения инноваций, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых является бизнес-процессом, направленным на создание уникального продукта при имеющихся ограничениях в финансовых, трудовых, информационных ресурсах.

Уровень инновационной активности корпорации зависит также и от критериев финансового состояния: ликвидности, платёжеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности, деловой активности. В совокупности данные параметры, по нашему мнению, подразумевают тщательное планирование финансово-инвестиционной стратегии с соблюдением принципов финансовой стабильности и одновременно с учётом финансовых, отраслевых, рыночных факторов, оказывающих влияние на осуществление инновационной деятельности (рис. 2).

Стимулом промышленной корпорации к производству и реализации инноваций является финансовая составляющая, а именно объём инвестиций, на который, по нашему мнению, влияют приведённые на рис. 2 факторы. В соответствии с чем, мы предлагаем модель стимулирования инновационной деятельности промышленных корпораций, которая примет следующий вид, отражённый в формуле (1):

1,е = аИПу+вЫу + уМаг9+ 5Х у +е, (1) с ©

где 1i - объём инвестиций; Н

а,р, у, 5 - независимые коэффициенты модели; Н

Finij,,Магу - вектор финансовых, отраслевых, °

рыночных факторов соответственно (рис. 2); ^

Ху - вектор контрольных переменных модели; Ы

еi - остаточный член. К

Первый этап представляет собой «уравнение ==

интенсивности» осуществления инвестиций в ин- Н

новации. Первоначально при планировании сущ- ©

ности инновационного проекта и объёма инвестиций, необходимых для его реализации, руководству промышленной корпорации необходимо учитывать влияние различных каналов, стимулирующих инновационную активность. Другими словами, компания при заданных параметрах определяет объём инвестиций в инновации.

Факторы, влияющие на инновационную активность промышленных корпораций

Финансовые факторы

Финансовые риски (риск неплатёжеспособности, финансовой устойчивости); срок окупаемости инвестиций; сложность привлечения финансирования для внедрения инновационных продуктов и технологий; доступные свободные денежные средства; размер риска и обратная отдача инвестиций

Отраслевые факторы

Нехватка квалифицированных сотрудников; недостаток информации о новых технологиях; о рынках сбыта; невосприимчивость организации к инновациям; недостаток возможностей для кооперации с другими предприятиями и научно-исследовательскими организациями; количество используемых патентов и лицензий; расходы на НИОКР; технологический уровень

Рыночные факторы

Доля от рынка; недостаточный спрос на инновационную продукцию промышленных корпораций; конкурентное давление на промышленную продукцию

Рис. 2. Совокупность финансовых, отраслевых и рыночных факторов, влияющих на стимулирование инноваций в промышленном бизнесе

Источник: составлено авторами

Второй этап обусловливает «уравнение участия» в осуществлении инноваций и подразумевает принятие управленческого решения о том, необходимо ли промышленной корпорации инвестировать финансовые ресурсы в предлагаемую инновацию, при этом сравнивая все понесённые затраты с чистой приведенной стоимостью (NPV) проекта. Тогда, как мы считаем, существует два возможных исхода в осуществлении инновационной деятельности промышленных корпораций, которые мы обозначаем через бинарную фиктив-

г к

ную переменную , отражающую склонность промышленной корпорации к инвестированию средств в инновационный проект:

1. 1к = 1, руководство промышленной корпорации принимает решение о вложении финансовых ресурсов в инновационный проект;

2. I к = 0, руководство промышленной корпорации не стремится к финансированию инновационной деятельности.

Поэтому мы пришли к такому выводу, что в современных условиях стратегия по осуществлению инноваций промышленной корпорации на рынке содержит два альтернативных варианта изменения фиктивной переменной I ¡к, которые представлены нами выше. В соответствии с этим мы предлагаем в методике анализа инновационной деятельности в промышленном бизнесе использовать формулу (2):

Iк 11, если I ■ = аШпц + + уМатц + ЪХ ^ + г1 <0 1 = [0,еслиI ■ = а¥1пц + ц + уМагу + ЪХд +е. >0 (2)

к

где ^ - стремление промышленной корпорации к финансированию инновационной деятельности; 0 - переменная, отражающая порог инновационной активности промышленных корпораций, критерий

принятия управленческого решения по , который, как мы считаем, во многом зависит от размера ожидаемой прибыли по инновационному проекту. Данный критерий является чистой приведенной стоимостью (NPV) проекта, которая количественно определяется при её сравнении с объём инвестиций в инновационный проект.

Третий этап модели подразумевает разделение промышленных корпораций на те, которые осуществляют инновационную деятельность, и на те, которые не стремятся к инновационному развитию (объединение в систему уравнений участия и интенсивности инвестиций в инновации). При этом мы подчёркиваем, что нас интересуют промышленные корпорации, относимые к первому типу. Мы предполагаем, что объём капиталовложений, осуществляемых для реализации инновационного проекта, зависит от интенсивности и стремления к инновационному бизнес развитию. При этом следует подчеркнуть, что инновационная активность промышленной корпорации взаимосвязана с уровнем получаемого дохода за счёт I, , что представлено в формуле (3) и формирует общую двух-шаговую модель на основе формул (1) и (2). На первом шаге промышленная корпорация выбирает, будет ли она участвовать в инновационной деятельности, а на втором - какой объём инвестиций выделит:

г =аШпц + уМатц + ЪХу +е. ,если1к=1

1 \ I с с = 0, если 1к= 0 ()

Если согласно формуле (2) руководство промышленной корпорации принимает важное решение об осуществлении инноваций и финансировании всех необходимых мероприятий инновационного цикла, то мы можем говорить о том, что данная компания заинтересована в выпуске и продаже новых продуктов. Если же выбор был сделан в сторону отказа от финансирования, то показатель объёма инвестиций принимает нулевое значение, что показано в формуле (3).

Однако в контексте нашего исследования мы рассматриваем тот случай, когда в корпорации осуществляется инновационная деятельность под влиянием инвестиций. При прочих равных условиях, чем больше их объём, тем выше интенсивность, а соответственно и результативность инновационной деятельности. Однако стоит заметить, что рост объема инвестиций в инновации не гарантирует соответствующего пропорционального роста их результативности. Тогда, в основе четвёртого этапа, лежит предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем инновационной активности промышленной корпорации и результативностью от внедрения и освоения различных типов инноваций: процессных, орга-

низационных, маркетинговых и продуктовых. Оно определяет «уравнение инновационной активности» промышленной корпорации, что представлено в формуле (4):

I]а = м1,с + аFin¡j + в1пйу + у Маг. + 5Ху + е1

(4)

где I¡а - результат (продукт) от осуществления инновационной деятельности, который, как мы считаем, обусловлен денежным товарооборотом (выручкой, получаемой от реализации инновационной продукции);

М- - независимый коэффициент модели.

Пятый этап разработанной нами методологии позволяет оценить ситуацию, когда промышленная корпорация может получить эффект не только от реализации инновационных продуктов, но и от внедрения инновационных технологий в собственную бизнес-модель для внутреннего потребления. Другими словами, уровень инновационной активности представляет собой результат труда тех работников, которые ответственны за каждый этап инновационного цикла. Тогда, на наш взгляд, процесс стимулирования инновационной деятельности промышленных корпораций зависит от организационной структуры управления, в которой основополагающую значимость приобретает отдел исследования и разработок. Эффективность выполнения им функций определяется разработкой последовательной инновационной стратегии развития компании в промышленном бизнесе с учётом поиска и выбора перспективных направлений инновационной деятельности, которые дадут максимальный финансовый эффект от выпуска и продажи инноваций, а также внедрения технологий, создаваемых в компании на предыдущих этапах нашей модели, в производственные бизнес-процессы. В соответствии с вышеизложенным мы считаем, что существует взаимосвязь между инновационной активностью, под которой следует понимать эффективность не только реализуемых на рынке инновационных продуктов, но и внедряемых для внутреннего потребления инновационных технологий, и эффективностью труда, что обозначено в формуле (5). В данном случае мы получаем «уравнение эффективности труда» следующего вида:

Y = ф1(а + а Finj + в1пйу + у Маг. + 5Ху + еi

(5)

у г ¡у I ¡у ¡у

где Yi - эффективность труда в рамках инновационного проекта;

Ф - независимый коэффициент модели.

На каждом из представленных нами пяти этапов модели на зависимую переменную (результирующий фактор) по-разному воздействуют три выявленных нами канала стимулирования инновационной деятельности. Характер влияния при последовательном переходе от одного этапа к другому меняется, а повышение значимости финансового канала можно увидеть, начиная с третьего этапа.

Мы считаем, что в случае осуществления инновационной деятельности промышленных корпораций необходимо принимать во внимание комплексный подход, характеризующий как реализацию готовых инновационных продуктов на рынке, так и внедрение инновационных технологий во внутреннюю среду корпорации. Использование в современных условиях комплексного подхода, когда в деятельности промышленных корпораций происходит реновация и реализация инновационной продукции, по нашему мнению, позволит усилить не только инновационный, но и инвестиционный потенциал, который необходим для повышения эффективности деятельности промышленных корпораций.

Рис. 3. Порядок формирования интегрального прироста ВВП за счёт инноваций

Источник: составлено авторами

Подводя итоги полученных результатов научного исследования, а также разработанной нами модели анализа инновационной деятельности промышленных корпораций, стоит отметить возможность комплексного использования приведённого нами алгоритма оценки инновационной активности в связи с существованием каналов стимулирования инноваций. Тогда анализ инновационной деятельности промышленного бизнеса может быть проведён на двух уровнях: микроуровне (анализ конкретного инновационного проекта) и макроуровне (анализ всех разработанных инновационных проектов по годовому объёму валовых инвестиций). Мы считаем, что чем выше объём инвестиций, вложенных в реализацию инновационного проекта, тем выше значение ВВП страны в силу того, что рассматриваемый нами показатель является составляющей макроэкономического индикатора системы национальных счетов. Наглядно возможность увеличения ВВП показана на рис. 3.

Также на фоне того, что стратегия инновационного развития может быть основана на двух

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

альтернативных вариантах, мы предлагаем сравнительную оценку понесённых затрат на инновационную деятельность с величиной чистой дисконтированной стоимости (NPV). При этом в разработанной методологии анализа учитывается различное воздействие каждого из каналов стимулирования инноваций, которые были нами выявлены ранее. Характер влиянии меняется при последовательном использовании разработанной нами методологии, а увеличение роли финансового канала как наиболее значимого в контексте нашего исследования прослеживается с третьего аналитического этапа.

Литература

1. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.

2. Шаш Н.Н., Афанасьев М.П. Выбор потребителя в контексте поведенческой экономики Ричарда Талера // Финансовый журнал. - 2018. -№ 2. - С. 129-131.

3. Пятанова В.И. Национальная инновационная система: слагаемые конкурентоспособности // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: материалы VIII Международной научно-практической конференции. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. - С. 153-157.

4. Наточеева Н.Н. Повышение деловой активности в России на основе инструментов денежно-кредитного регулирования и банковских инноваций // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4-2. - С. 155-157.

5. Лещинская А.Ф., Захарова Д.С. Необходимость формирования системы финансирования инновационной активности в производстве РЗМ в России // Экономика в промышленности. - 2015. - № 1. - С. 9-15.

6. Лещинская А.Ф. Методология финансирования разработок наукоёмких технологий. - М.: РГТЭУ, 2012. - 277 с.

7. Развитие науки в области экономики природопользования и управления предприятиями горнодобывающей и металлургической промыш-

LO S Ое

сэ см о см

ленности России / под ред. А.Ф. Лещинской. -М.: МИСиС, 2017. - 402 с.

model for stimulating innovation activities of industrial corporations

Manshilin S.A., Leshchinskaya A.F.

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Implementation of innovative activities of industrial corporations at the present stage of development of the Russian economy plays a significant role, since the transformation of industrial business towards innovation will allow Russia to make the transition to innovation-oriented development. However, the implementation of innovative activities of industrial corporations faces a list of factors that affect the economic effect: intra-industry competition, demand for innovative products and channels that motivate innovation. In this article, the authors propose a classification of channels that stimulate innovative activity of industrial corporations, which includes financial, industry and market channels. The most significant of them in the context of the proposed study is the financial channel that contributes to the transformation of investment resources into the final innovative product. Taking into account the above situation, the authors developed a model for stimulating the innovation activity of industrial corporations, which can be divided into five stages, indicating the different influence of market, financial and industry factors on the level of innovation activity of industrial corporations.

Keywords: innovative activities, industrial corporations, model for stimulating innovation activity, financial mechanism, efficiency, channel for stimulating innovation.

References

1. Schumpeter J.A. Theory of economic development: study of entrepreneurial profit, capital, credit, interest, and market cycle. -M.: Progress, 1982. - 455 p.

2. Shash N.N., Afanasiev M.P. Consumer choice in the context of Richard Tyler's behavioral economics // Financial journal. -2018. - No. 2. - P. 129-131.

3. Pyatanova V.I. National innovation system: components of competitiveness // Modern economy: concepts and models of innovative development: materials of the VIII International scientific and practical conference. - M.: Plekhanov Russian University of Economics, 2016. - P. 153-157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Natocheeva N.N. Increasing business activity in Russia based on monetary regulation tools and banking innovations // Economics and entrepreneurship. - 2015. - No. 4-2. - P. 155-157.

5. Leshchinskaya A.F., Zakharova D.S. The need to form a system of financing innovation activity in the production of rare earth metals in Russia // Economics in industry. - 2015. - No. 1. -P. 9-15.

6. Leshchinskaya A.F. Methodology for financing the development of high-tech technologies. - M.: RGTEU, 2012. - 277 p.

7. Development of science in the field of economics of nature management and management of enterprises of the mining and metallurgical industry of Russia / ed. by A.F. Leshchinskaya. -M.: MISiS, 2017. - 402 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.