Научная статья на тему 'Модель становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы'

Модель становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПОДРОСТОК / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотина Елизавета Евгеньевна

В представленной статье рассматривается структурно-функциональная модель становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде общеобразовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы»

УДК 371.4

Е.Е. БОЛОТИНА

МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

В представленной статье рассматривается структурно-функциональная модель становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде общеобразовательного учреждения. Ключевые слова: гражданская позиция, подросток, воспитательный процесс, моделирование.

Природа становления гражданской позиции личности, выявленная психолого-педагогической мыслью, открывает возможность создания своего теоретического изображения осваиваемой реальности воспитания. Важной составляющей в этом процессе являются различные формы моделирования сложных систем. Метод моделирования является значимым элементом любого научного исследования.

Моделирование по своей сути представляет собой коллективное планирование будущей деятельности, время проектного творчества, время идей. В его основе лежит процесс абстрагирования, огрубления, конструктивизации действительности [1].

Под моделированием следует понимать «опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система: а) находящая в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом; б) способная замещать его в определенных отношениях; дающая при ее исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте»[2]. Таким образом, моделирование системного объекта позволит нам определить структуру теоретической модели становления гражданской позиции подростков в воспитательной среде школы; модели, состоящей из совокупности следующих компонентов: целевого, содержательного, организационно-практического, оценочно-критериального.

Целевой компонент включает цели, принципы, задачи.

Общая цель: становление гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы.

При разработке теоретической модели станов-

ления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы мы руководствовались следующими принципами: гуманистической направленности; принцип отношений; компетентности; интеграции; вариативности.

Для реализации целей и обозначенных принципов необходимо осуществить нижеперечисленные задачи:

1. Создать единое открытое воспитательное пространство школы, интегрирующее компетентность личности в сфере гражданско-обществен-ной деятельности и ее взаимодействие с окружающей действительностью.

2. Обеспечить становление гражданской позиции подростка посредством развития гражданско-правовых отношений с обществом, и самой личностью, через уточнение знаний граждано-ведческого характера (истории Родины, законов и прав, предусмотренные конституцией РФ), позитивное отношение к участию в гражданско-об-щественной деятельности под влиянием воспитательной среды школы.

3. Организовать психолого-педагогическое сопровождение становления гражданской позиции подростка с учетом его развития на каждой возрастной ступени и индивидуальных особенностей.

4. Обеспечить поиск и осознание подростком личностных взглядов на гражданско-правовые отношения с окружающей действительностью, развитие у него оснований к собственной гражданской позиции.

Теоретическая модель становления гражданской позиции подростка включает содержательный компонент: функции, основные направления и содержание деятельности. Так как деятельность по становлению гражданской позиции подростка осуществляется поэтапно, то соответственно

© Е.Е. Болотина, 2009

123

ей присущи планирование, организация, координация, контроль, коррекция, анализ и самоанализ ее результатов. При этом нами выделены следующие функции: диагностическая, организаторская, образовательно-правовая, воспитывающая, развивающая, оценочно-корректирующая.

Диагностическая - выявление потенциала воспитательной среды школы по становлению гражданской позиции подростка; диагностика индивидуально-психологических особенностей подростка, изучение социальных и гражданских ценностей личности, изучение динамики процесса становления гражданской позиции, мониторинг качества применяемых форм, технологий и методов воспитательной работы.

Организаторская - выбор и обоснование целей, общей мотивации деятельности гражданско-правового направления воспитательной работы; отбор способов достижения целей (содержание этапов работы; формирование открытой воспитательной среды школы); создание условий для становления гражданской позиции подростка.

Образовательно-правовая - формирование гражданско-правовой компетенции; приобщение к выполнению общественной деятельности в демократическом государстве.

Воспитательная - использование потенциала воспитательной среды школы; обеспечение условий для усвоения подростком ценностных отношений к гражданскому обществу, к праву, к другим людям, к самому себе; становление позиции подростка посредством интегрирования норм социального поведения.

Развивающая - создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения, становления образа «Я», развитие внутренней позиции подростка.

Оценочно-корректирующая - отслеживание качества воспитательной работы по становлению гражданской позиции подростка; управление этим процессом; анализ, коррекция способов и результатов проведенной деятельности, а так же самоанализ, оценка и осмысление собственного отношения подростка к государству, праву, гражданскому обществу, самому себе как гражданину и к деятельности, в которой эти отношения проявляются.

Цели, принципы, задачи и функции реализуются в содержании воспитательной деятельности по становлению гражданской позиции подростка.

Согласно мнению И.А.Колесниковой, Л.С.На-гавкиной и Е.Н.Барышниковой [2], в основе содержания воспитательной деятельности по созданию условий для становления позиции личности лежит представление о направленности человека, живущего в современном мире и готового в нем самореализоваться.

На основании изученной литературы о становлении гражданской позиции личности в воспитательной среде школы мы определили два направления воспитательной деятельности: политико-правовое и нравственное.

Содержание воспитательного обеспечения процесса становления гражданской позиции подростка представлено в деятельности, составляющей организационно-практический компонент (этапы, формы, методы, условия).

Становление гражданской позиции личности ребенка подросткового возраста осуществляется на следующих этапах:

Начальный этап - создание благоприятных условий для становления гражданской позиции подростка посредством учета и применения в воспитательной среде школы возможностей педагогической деятельности. На данном этапе осуществляется диагностика воспитательного потенциала школы по становлению гражданской позиции подростка, изучение индивидуально-психологических особенностей всех субъектов школьной среды. Констатируется и создается гибкое и открытое воспитательное пространство образовательного учреждения, осуществляется выработка единых, общих целей, формируется мотивация совместной деятельности, отбираются варианты совместных дел и воспитательных программ.

Процессуальный этап - организация деятельности субъектов воспитательной среды школы по становлению гражданской позиции подростка. В ходе процессуального этапа организация воспитательной работы в школьной среде, согласно обозначенным направлениям, осуществляется в соответствии со следующими видами деятельности:

• популяризация основных понятий о социальных нормах отношений, определяемых в соответствии с содержанием, ратифицированным российским законодательством;

• проведение воспитательных мероприятий, формирующих гражданско-правовое сознание учащихся;

• поэтапное ознакомление школьников с

социальным устройством человеческой жизни путем проведение тематических классных часов «Родина любимая моя» (6 класс), «Основные ценности общественной жизни человека» (7 класс), «Гражданин - это звучит гордо» (8 класс);

• преподавание основ правовой политический культуры, синтезирующих понятие о формировании социальной компетентности подростков;

• функционирование школы как открытой целостной социально-воспитательной системы;

• планирование и осуществление психоло-го-педагогической поддержки становления гражданской позиции у подростка;

• организация работы школьного ученического самоуправления.

На данном этапе осуществляется поэтапное становление гражданской позиции подростка: направленность, самоопределение положения в обществе, самореализация с учетом сформиро-ванности индивидуальных особенностей личности.

Результативный этап - оценка и самооценка результатов становление гражданской позиции подростка.

Деятельность субъектов воспитательной среды школы включает: мониторинг развития личности; оценку педагогического, родительского коллектива, а так же самооценку подростка уровней и показателей становления гражданской позиции. На данном этапе субъекты становления гражданской позиции подростка осуществляют оценочно-результативную деятельность при помощи психолого-педагогического анализа, методов рефлексивной диагностики.

В процессе воспитательной деятельности последовательно осуществляется поэтапное становление гражданской позиции подростка, начиная с момента выдвижения целей, поиска и выбора единой мотивации до оценки качества проведенной совместной работы.

Необходимым элементом организационнопрактического компонента являются практикоориентированные формы и методы педагогической деятельности, применяемые комплексно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. При этом они группируются по основным целям деятельности:

• организационные - ученические гражданско-правовые объединения, сообщества, клубы, Дни (Недели, Месячник) патриотического воспитания и др.;

• дидактические - беседы, практикумы, воспитательные задания, познавательные игры, анализ жизненных и виртуальных (аудиовизуальных, компьютерных схематических опор) ситуаций и др.;

• развивающие - тестирование, тест - игры, анкетирование, методы самоконтроля, упражнения на развитие коммуникативной мотивации, гражданско-правовой компетентности и др.;

• воспитательные - встречи, праздники, конкурсы, викторины, поощрение и порицание, традиции, виды трудовой деятельности, игры, линейки, вахты памяти, акции, социально-ориентированные проекты и др..

Первостепенной частью теоретической модели являются педагогические условия, обеспечивающие эффективность становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы, в качестве которых представлены следующие:

• использование воспитательного потенциала образовательного учреждения, способствующего формированию компетенции гражданственности, развитию системы отношений к самой личности как к гражданину и к обществу в целом;

• обеспечение адаптации воспитательной среды школы к новым разработкам нормативноправового механизма взаимосвязи и взаимодействия субъектов становления гражданской позиции личности;

• осуществление психолого-педагогическо-го мониторинга по развитию гражданской позиции у подростка.

Рассмотрим оценочно - критериальный компонент - показатели, уровни и критерии становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы.

Проведенный нами теоретический анализ и личный опыт педагогической деятельности показывает, что процесс становления гражданской позиции подростка является индивидуальным, но зависит от уровня сформированности определенной системы отношений. Основа нашего исследования заключается в том, что позиция рассматривается как совокупность отношений личности к окружающему миру. Гражданская позиция личности подразумевает под собой сформирован-ность определенной системы отношений к самому себе как гражданину, а также к праву, к гражданскому обществу и к другим людям. Тем са-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009

125

мым мы выделяем отношенческий компонент как системообразующий в общей структуре становления гражданской позиции у подростка.

Таким образом, в качестве основных показателей становления гражданской позиции личности в образовательном учреждении нами приняты: отношенческий, поведенческий, рефлексивный и деятельностной компоненты, а также их выраженность в подростках, степень взаимосвязанности компонентов и устойчивости их проявления.

Основные уровни компонентов становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы.

Высокий уровень.

Отношенческий - осознанное отношение к себе, к праву, к гражданскому обществу, к другим людям; сформированность ценностных ориентаций к социальным нормам и правилам поведения; устойчивые нравственные установки.

Поведенческий - системные действия по планированию, отбору способов достижения желаемых результатов, реализация личностных планов саморазвития и самоопределения.

Рефлексивный - контрольно-оценочная деятельность, включающая осмысление ее результатов, адекватную самооценку, самоанализ собственных действий и состояний.

Практический - осознание собственного положения в обществе, умение объединять полученные знания, умения и навыки с социальным нормам и правилам жизнедеятельности в обществе.

Средний уровень.

Отношенческий - недостаточно осознанное отношение к себе, к праву, к гражданскому обществу и к другим людям, сформированность ориентаций к социальным нормам и правилам поведения в обществе; неустойчивые нравственные установки.

Поведенческий - нет системы в действиях по планированию, отбора способов достижения проектируемых результатов, реализации личностных планов по саморазвитию и самоопределению.

Рефлексивный - несистематический самоанализ личностных особенностей, неустойчивая адекватная самооценка собственных действий и состояний.

Практический - нет осознанного определения собственного места в общественном укладе

жизни; несформированность компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности.

Низкий уровень.

Отношенческий - не складываются устойчивые отношения к себе, к окружающему миру; отличается скрытым характером, разрозненным представлением о смысле и мотивах жизнедеятельности, неглубокими познаниями индивидуально-психологических особенностей личности, технологий саморазвития.

Поведенческий - принимает неверные решения и совершает поступки, за которые бывает стыдно и приходится раскаиваться за их совершение; отсутствие действий по планированию, отбору способов достижения проектируемых результатов, реализации личных планов.

Рефлексивный - неадекватная самооценка собственных действий и состояний; неумение сопоставить собственные особенности с личностными достижениями.

Практический - отсутствие уверенности в своих действиях; нет желания выполнять какое-либо задание, участвовать в различной деятельности; несформированность социальных норм поведения.

Выявленные показатели, критерии и уровни становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы позволят отслеживать динамику развития данного процесса и целенаправленно им управлять.

В разработанной нами теоретической модели становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы представлено комплексное объединение элементов педагогического обеспечения рассматриваемого процесса. Данная системообъединяющая связь включает в себя: целевой компонент (цели, принципы, задачи); содержательный компонент (функция, содержание и основные направления деятельности); организационно-практический компонент (этапы, формы, методы, условия); оценочно-критериальный компонент (критерии уровни и показатели), а также целеполагание и рефлексия собственных действий, ориентируемых на сформированность отношений подростка к себе, к государству, праву, обществу и окружающим людям.

Библиографический список

1. Горский Д. П. О видах научных абстракций и способах их обновления // Вопросы философии. - 1961. - №> 9. - С.17

Некоторые аспекты подготовки студентов педвузов к семейно-педагогическому сотрудничеству

2. Колесникова И.А. Петербургская концеп- 3. Новик И.В. О философских вопросах ки-

ция / И.А.Колесникова, Л.С.Нагавкина, Е.Н.Ба- бернетического моделирования. - М., 1964. - С.

рышников. - СПб., 1994. - 78 с. 5.

УДК 373.014.68 Т.В. ХУТОРЯНСКАЯ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ К СЕМЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

В статье представлены результаты анализа сущности сотрудничества как семейно-педагогической проблемы и профессиональной подготовки студентов педвуза к сотрудничеству с семьей. Отмечается, что для обеспечения гармоничного развития личности ребенка необходимо семейнопедагогическое сотрудничество с использованием традиционных и инновационных форм работы.

Ключевые слова: учитель, семья, семейно-педагогическое сотрудничество, профессиональная подготовка студентов.

Политические, экономические, социальные изменения, произошедшие в нашем обществе, обусловили переоценку существовавших десятилетиями представлений о функциях образования и воспитания, взаимодействии школы и семьи. Многие годы декларировалась идея о превалирующей роли общественного воспитания, в результате чего недооценивалась роль семьи. Сегодня значительно возросла роль семейного воспитания, что отражено в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где подчеркивается исключительно важная роль взаимодействия семьи и школы в решении задач воспитания.

Повышение роли семьи в воспитании в значительной мере зависит от школы, характера ее отношений с детьми и их родителями. Однако школа как общественный институт не может (и не должна) заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, «но призвана организовать продуктивные педагогические взаимоотношения с родителями своих учащихся» [1] на основе семейно-педагогического сотрудничества.

Изучение литературы по исследуемой проблеме позволяет нам выделить следующие наиболее важные, на наш взгляд, аспекты:

1. Сотрудничество как семейно-педагогическая проблема.

2. Сущность профессиональной подготовки студентов педвуза к сотрудничеству с семьей.

Остановимся на рассмотрении сущности сотрудничества, которое требует уточнения, поскольку в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к его трактовке.

В процессе анализа научных источников установлены различные теоретические позиции по рассматриваемой проблеме. В ряде работ сотрудничество понимается как вид взаимодействия, взаимообуславливающий процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающий их личный контакт и изменения в деятельности [2; 3]. В других - как наиболее продуктивный тип поведения в конфликтных ситуациях [4] совместная деятельность [5; 6], как смысл совместной деятельности [7]. Несмотря на то, что в приведенных подходах к проблеме налицо различие взглядов, можно выделить ряд общих черт исследуемого понятия: его гуманно-личностная направленность, субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса, демократизация системы взаимодействия, а также особое построение взаимодействия между субъектами совместной деятельности согласно целям сотрудничества.

Между тем, анализ подходов к понятию «сотрудничество» позволил выявить несколько моментов, имеющих существенное значение для

© Т.В. Хуторянская, 2009

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.