Научная статья на тему 'Модель совершенствования диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности'

Модель совершенствования диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ УЧАЩИЕСЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE FORMATION OF DIALOGICAL SPEECH / HARD-OF-HEARING STUDENTS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина Анна Владимировна

В статье описывается модель работы со слабослышащими учащимися во внеурочной деятельности по совершенствованию их устной диалогической речи. Подробно раскрываются концептуальный и содержательно-технологический компоненты системы. Приводится характеристика методов, содержания работы, принципов формирования диалогической речи во внеурочной деятельности слабослышащих учащихся. Предлагается авторский подход к подбору форм и способов повышения мотивации общения, использованию упражнений по совершенствованию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model for Improving the Dialogical Speech of Hearing Impaired Students in Extracurricular Activities

The article describes the model of work with hard of hearing students in extracurricular activities to improve their oral dialogical speech. The conceptual and content-technological components of the system are revealed in detail. Characteristics of the methods, the content of the work, principles of the formation of dialogical speech in the after-hour activity of hard-of-hearing students are given. The authors offer an author's approach to the selection of forms and ways of increasing the motivation of communication, using exercises to improve the dialogical speech of hard of hearing students in after-hour activities.

Текст научной работы на тему «Модель совершенствования диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности»

А. В. Демина

УДК 376.356 МОДЕЛЬ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

, иалог - не только форма речи, но и форма взаимодействия с другими людьми; он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его ведения. Эти правила определяют социальное поведение людей в диалоге. Важной задачей коррекционных образовательных учреждений является успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. В решении этой проблемы большую роль играет развитие у них диалогической речи.

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах для слабослышащих учащихся осуществляется разносторонняя работа по формированию коммуникативной компетентности у учащихся. Но фактически она проводится только на уроках развития речи, что представляется недостаточным для коммуникативного развития слабослышащих школьников. С другой стороны, благоприятные условия для формирования коммуникативной компетентности слабослышащих учащихся могут быть реализованы во внеурочной деятельности, где расширяется практика общения, обогащается разговорная речь детей. Во внеурочное время открываются возможности для развития у слабослышащих учащихся коммуникативных навыков, расширения круга их общения. Однако в настоящее время в теории и практике дефектологии отсутствует модель оптимизации работы во внеурочной деятельности по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся. Можно обнаружить лишь от-

20/у/.3 -

(Ш\

Рис. 1. Модель совершенствования диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной

деятельности

дельные методические указания о важности развития речи глухих и слабослышащих учащихся во внеурочное время (Г. Н. Пенин, З. А. Пономарева, Е. Г. Речицкая, К. И. Туджа-нова и др.) [3; 4].

Разрабатывая концептуальный компонент данной модели, мы учитывали социальные потребности слабослышащих учащихся в коммуникации, которые нашли отражение в современных исследованиях в области специального образования (Л. И. Аксенова, 2001; Н. Н. Малофеев, 1996; Н. М. Назарова, 1992; М. Н. Реут, 2000 и др.), а также учитывали особенности устной коммуникации слабослышащих учащихся, выявленные нами в ходе экспериментальной работы: короткие односложные реплики, пассивная позиция в диалоге, частые замены словесных реплик на жесты, трудности в понимании смысла обращенной речи собеседника, узкая тематика диалогов и др. [1; 2]. В основу концепции модели также легли цели и задачи работы над диалогической речью слабослышащих учащихся.

Целью коррекционно-развивающей работы явилось совершенствование общения учащихся 4-7 классов во внеурочной деятельности. Для реализации этой цели были сформулированы следующие задачи:

- уточнить содержание внеурочной работы по формированию диалогической речи слабослышащих школьников;

- разработать формы и методические приемы, способствующие развитию коммуникативных умений слабослышащих детей;

- апробировать гипотетически сформулированные педагогические условия, способствующие формированию диалогической речи слабослышащих школьников во внеурочной деятельности.

Экспериментальная работа проводилась на основе соблюдения общедидактических и специфических принципов работы в школах II вида. Наиболее значимыми из них явились принципы педагогического оптимизма, коррекционно-компенсирующей и социально-адаптирующей направленности образования лиц с нарушенным слухом, развития речи как

средства общения в связи с деятельностью, усиления социально значимой направленности обучения для данной категории учащихся.

Работа строилась также на основе вариативного сочетания общедидактических и специфических методов формирования диалогической речи слабослышащих учащихся, среди которых наиболее важное значение имели методы стимулирования и мотивации речевой деятельности, формирования словесной речи как средства общения, с обязательной опорой на слухо-зрительное восприятие устной речи.

Большинство компонентов разработанной нами модели рассматриваются применительно к работе воспитателя, но могут быть применимы и к работе учителя.

Для реализации поставленной цели мы разработали содержательно-технологический компонент системы, согласно которому содержание работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся включало в себя дополнение и расширение тематики диалогов в разделе программы «Развитие речи» за счет внесения тем, отражающих интересы и реальные ситуации общения слабослышащих учащихся. В процессе этой коммуникации обсуждались разнообразные темы, отражающие интересы слабослышащих собеседников: о компьютерных играх, Олимпийских играх, явлениях природы, путешествиях и прочих увлечениях.

Необходимым условием для решения задач развития диалогической речи слабослышащих учащихся явилось повышение мотивации их речевой коммуникации. Это осущес-твляялось за счет проведения совместных часов общения, совместной деятельности со слышащими людьми. На эти встречи приглашались слышащие собеседники (родители учащихся класса, студенты-волонтеры, ученики из рядом расположенных школ и т. п.), планировалась совместная деятельность. Это происходило в процессе совместных просмотров фильмов и телевизионных передач с последующим обсуждением и комментированием, рассматривания фотографий, изготовления общих поделок, проведения совместных экскурсий, сюжетно-ролевых игр и т. п. Эти

встречи для слабослышащих учащихся создают условия для реализации своих речевых умений и потребностей в общении со слышащими собеседниками. Тематика часов общения может быть разнообразной: «Компьютерные игры и Internet», «Новинки кино», «Мода», «НЛО», «Мой любимый артист» и т. д.

Повышение мотивации общения также осуществляется и в процессе использования доски коммуникативной активности «Какой ты собеседник?». Она является наглядным средством, отражающим коммуникативную активность учащихся класса в течение дня, способствует стимуляции речевого поведения учеников и мотивирует их инициативность в диалоге за счет присутствующего соревновательного момента.

Доска помещается на видное место в класссе. Воспитателям и учителям рекомендуется давать детям установку на активное речевое поведение и работу с доской активности. Каждый ребенок должен хотя бы один раз в день подойти к воспитателю класса и обратиться по любому вопросу, соблюдая правила ведения диалога. Коммуникативная активность каждого ученика отмечается определенным символом, который помещается напротив фамилии и имени ребенка. Количество символов соответствует количеству речевых инициатив ребенка в течение определенного дня. В качестве помощи учащимся рядом с доской на табличках размещаются наиболее типичные реплики, с которыми школьники могут обратиться к учителю или воспитателю. Например, «Скажите, пожалуйста...», «Мне интересно узнать о.». Стимулом к повышению коммуникативной активности является то, что в конце каждой недели воспитателем класса подводятся итоги и определяются наиболее и наименее общительные ученики.

Проведение работы по формированию диалогической речи осуществлялось во всех направлениях внеурочной деятельности. Например, в процессе кружковой работы с конструктором использовались общепринятые формы организации работы с классом (парами, бригадами, по конвейеру и т. п.), что создавало условия для общения учащихся меж-

ду собой. При этом вместе с общением по содержанию определенной предметно-практической деятельности воспитатель также побуждает учащихся подумать, как следует себя вести, например, в общественном транспорте или в магазине, и организовывает диалог соответствующий той или иной ситуации общения. При этом обыгрываются различные коммуникативные ситуации и используются различные диалоги.

При организации сюжетно-ролевых игр обращается внимание на использование разговорно-обиходных фраз диалога. Например, в рамках игры «В гостях» отрабатывается следующий речевой материал: «Привет!», «Как ты поживаешь?», «Я давно хотела к тебе зайти», «Я так рад тебе! Проходи» и т. д.

Работая с текстом на занятиях по внеклассному чтению, воспитатель акцентирует внимание учащихся на тех диалогах литературных персонажей, которые могут служить образцом для построения дальнейшего общения учеников, в том числе и со слышащими собеседниками. С целью актуализации в речи детей различных диалогических единств ученики обыгрывают и драматизируют отрывки из прочитанных произведений, читают тексты по ролям.

Кроме этого, особую роль в процессе совершенствования диалогической речи слабослышащих детей может играть работа с комиксами. Вначале слабослышащие школьники знакомятся с готовыми комиксами, в которых они могут наблюдать структуру диалога, последовательность реплик, поведение участников (сказочных персонажей, героев анимационных фильмов и пр.). Затем школьники составляют диалоги, восполняют отсутствующие реплики в комиксах по аналогии с уже знакомыми. Уделяется внимание адресности высказываний в диалоге, отрабатываются вводные слова и фразы речевого этикета и обиходного характера, такие как например, обычно, скажите, пожалуйста и т. д. С целью повышения познавательной активности в диалоге слабослышащие учащиеся самостоятельно составляют диалоги на основе комиксов.

Для наиболее эффективной реализации предложенной модели совершенствования

диалогической речи слабослышащих учащихся следует обеспечивать взаимосвязь обучающей работы во внеурочное время с уроками русского языка, развития речи и чтения, на которых учащиеся получают основные сведения о языке и речи, а также образцы речевых высказываний.

Следует отметить, что оптимизации работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности содействует реализация следую -щих педагогических условий:

- повышение качества речи слабослышащих учащихся (обогащение словарного запаса, адекватного определенной ситуации общения; правильное грамматическое оформление высказываний и др.);

- дополнение программного содержания раздела «Развитие речи» диалогами, отражающими интересы и реальные ситуации общения слабослышащих школьников;

- расширение практики диалогического общения слабослышащих учащихся со слышащими собеседниками;

- включение специальных упражнений, оптимизирующих коммуникативные умения слабослышащих детей;

- повышение мотивации общения у слабослышащих школьников;

- развитие диалогической речи во всех видах внеурочной деятельности;

- взаимосвязь работы над диалогической речью слабослышащих учащихся во внеурочное время и на уроках русского языка и развития речи и др.

Предлагаемые педагогические условия должны быть реализованы в модели работы во внеурочное время. Применение разработанной модели значительно улучшает качество устной коммуникации слабослышащих школьников, таким образом способствуя их более успешной социализации.

АННОТАЦИЯ

В статье описывается модель работы со слабослышащими учащимися во внеурочной деятельности по совершенствованию их устной диалогической речи. Подробно раскрываются концептуальный и содержательно-технологический компоненты системы. Приводится характеристика методов, содержания

работы, принципов формирования диалогической речи во внеурочной деятельности слабослышащих учащихся. Предлагается авторский подход к подбору форм и способов повышения мотивации общения, использованию упражнений по совершенствованию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: формирование, диалогическая речь, слабослышащие учащиеся, внеурочная деятельность.

SUMMARY

The article describes the model of work with hard of hearing students in extracurricular activities to improve their oral dialogical speech. The conceptual and content-technological components of the system are revealed in detail. Characteristics of the methods, the content of the work, principles of the formation of dialogical speech in the after-hour activity of hard-of-hearing students are given. The authors offer an author's approach to the selection of forms and ways of increasing the motivation of communication, using exercises to improve the dialogical speech of hard of hearing students in after-hour activities.

Key words: the formation of dialogical speech, hard-of-hearing students, extracurricular activities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демина А. В. Характеристика диалогической речи слабослышащих детей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2009. - № 1 (35). - С. 171— 173.

2. Демина А. В. Результаты изучения диалогической речи слабослышащих учащихся в аспекте их социализации // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 7. - С. 213-218.

3. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекцион-ных) школах I и II вида / под ред. Е. Г. Ре-чицкой. - М.: Владос, 2009. - 389 с.

4. Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 156 с.

Л. А. Сатарова, Ю. Ю. Курбангалиева

УДК 37.035.6:376

СОВМЕСТНАЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ

НА ФОРМИРОВАНИЕ

ТОЛЕРАНТНОСТИ

У ШКОЛЬНИКОВ,

ВКЛЮЧЕННЫХ

В ИНКЛЮЗИВНОЕ

ПРОСТРАНСТВО

По

од толерантностью понимается терпимость к чужому мнению и поведению, основанная на принципах гуманизма и общечеловеческой морали. В условиях полиэтнического региона толерантность предполагает уважительное отношение к представителям иных национальностей, к их культурным и народным традициям.

Важнейшими направлениями педагогической работы по формированию толерантности у детей являются, во-первых, деятельность по ознакомлению участников образовательного процесса с традициями и ценностями разных народов, проживающих на одной территории. И, во-вторых, организация деятельности, связанной с практическим решением проблем межличностного, межкультурного характера, с воспитанием в духе ненасилия, уважения и доброжелательности.

Считаем, что для эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса, осуществляемого в условия многокультурной среды, необходимо опираться на диалог культур - важнейшее условие мирного сосуществования представителей разных наций, обучающихся в одном учебном учреждении. Таким образом, педагогическими условиями, оказывающими формирующее воздей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.