Civil Aviation High Technologies
Vol. 27, No. 01, 2024
УДК 614.8.084
Р01: 10.26467/2079-0619-2024-27-1-18-27
Модель системы управления производственной безопасностью
на авиапредприятии
П.И. Беньяминова1, О.Г. Феоктистова1
1 Московский государственный технический университет гражданской авиации,
г. Москва, Россия
Аннотация: Целью системы управления производственной безопасностью является выявление факторов опасностей и разработка совокупности методов для предупреждения травматизма на авиапредприятии, профессиональной заболеваемости, материальных затрат в случае ущерба имуществу и окружающей среде. В ходе анализа структуры профессиональной патологии в зависимости от воздействующих факторов производственной среды и трудового процесса за период 2013-2022 годов показано, что процент заболеваний, связанных с воздействием производственных физических факторов, за данный период остается на прежнем уровне. Данный факт в свою очередь подтверждает актуальность области выбранного исследования. Анализ и выявление складывающейся производственной обстановки необходим для проведения оценки влияния неблагоприятных производственных факторов. В данном исследовании реализован новый подход к построению модели для системы управления производственной безопасностью. Математическое моделирование позволяет более глубоко понять природу некоторых явлений и выявить ту информацию, которая отражает реальную ситуацию и является фактором, стимулирующим развитие новых научных проблем и способов их решения, а также основой для принятия конкретных решений при реализации определенных проектов. Успешное осуществление стратегий в целях создания системы производственной безопасности для гибкой структуры мониторинга и управления неотъемлемо зависит от того, насколько эффективна ее функциональная структура, данное положение объясняется фундаментальностью задач, которые решаются на этапе управления. В статье рассмотрены теоретические положения, касающиеся математического моделирования. При создании модели был использован аппарат абстрактной алгебры - теория множеств. Разработанный в ходе исследования подход дает возможность ввести модель системы управления производственной безопасностью в деятельность авиапредприятий.
Ключевые слова: математическая модель, производственная безопасность, системный подход, теория множеств, управление, моделирование.
Для цитирования: Беньяминова П.И., Феоктистова О.Г. Модель системы управления производственной безопасностью на авиапредприятии // Научный Вестник МГТУ ГА. 2024. Т. 27, № 1. С. 18-27. DOI: 10.26467/2079-0619-2024-27-1-18-27
Model of the process safety management system at an airline
P.I. Benyaminova1, O.G. Feoktistova1
Moscow State Technical University of Civil Aviation, Moscow, Russia
Abstract: The purpose of the process safety management system is to identify hazard factors and develop a set of methods to prevent injuries at an airline, occupational illness, material costs in case of damage to property and the environment. The analysis of the structure of occupational pathology depending on the factors of the production environment and the working process for the period 2013-2022 shows that the percentage of diseases associated with the impact of production physical factors for this period remains at the same level. This fact, in turn, confirms the relevance of the chosen study. Analysis and identification of the current production situation is necessary to assess the impact of adverse production factors. In this study, a new approach to the mathematical model for a process safety management system is implemented. Mathematical modeling allows a deeper understanding of the nature of certain phenomena and to obtain information about the real situation, which in turn stimulates the development of new scientific problems and methods of solving them, and is also the basis for choosing specific solutions for the implementation of certain projects. The successful implementation of strategies in order to create a process safety system for a flexible monitoring and management structure depends on how effective its functional structure is; this provision is explained by
Vol. 27, No. 01, 2024
Civil Aviation High Technologies
the fundamental nature of the tasks that are solved at the management stage. The article discusses the theoretical statements concerning mathematical modeling. When creating the model, the apparatus of abstract algebra-set theory - was used. The model developed in the course of the study makes it possible to introduce a model of the process safety management system into the activities of aviation enterprises.
Key words: mathematical model, process safety, system concept, set theory, management, model operation.
For citation: Benyaminova, P.I., Feoktistova, O.G. (2024). Model of the process safety management system at an airline. Civil Aviation High Technologies, vol. 27, no. 1, pp. 18-27. DOI: 10.26467/2079-0619-2024-27-1-18-27
Введение
При организации перевозки пассажиров на воздушном транспорте сотрудники аэровокзального комплекса подвергаются воздействию различных источников техносферных опасностей, таких как шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующее излучение и другие факторы, которые могут негативно влиять на их здоровье и работоспособность. Для предотвращения нежелательных последствий для здоровья сотрудников необходимо принимать меры по снижению уровня воздействия этих факторов и обеспечению безопасных условий труда [1].
Анализ структуры профессиональной патологии в России в зависимости от воздействующего вредного производственного фактора показал, что на первом месте находятся те заболевания, которые напрямую связаны с влиянием физических факторов на здоровье сотрудников предприятий, доля которых в 2022 году соответственно составила 47 %. Данный показатель на 5 % выше аналогичного за 2021 год (42 %) и на 0,5 % выше показателя за 2013 год (46,5 %)\
Производственная безопасность представляет собой целую систему мероприятий и технических средств, которые необходимы для минимизации вероятности негативного влияния различных источников производственных опасностей на сотрудников авиапредприятий, а также устранения последствий их проявления [2].
Для проведения анализа информации служба производственной безопасности авиапред-
1 О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2022 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2023. 368 с.
приятия имеет доступ к различным источникам, среди которых следует отметить научно-техническую и экономическую информацию, представленную как в виде научно-исследовательских трудов, патентов, стандартов, так и справочников, описаний изобретений. В результате создается технико-экономическое обоснование проекта, которое служит основой для разработки системы. Информация, полученная по каналам обратной связи, позволяет уточнить отдельные подсистемы и оценить эффективность их взаимодействия [3, 4].
Продолжительность данного этапа могла быть менее длительна при условии замены натурных испытаний моделированием с использованием модели производственной системы. Натурные испытания действительно являются очень эффективными, но они имеют и некоторые недостатки, такие как высокая трудоемкость, сложность и высокие затраты времени и ресурсов. В то же время аналитические методы обладают такими преимуществами, как экономичность и высокая скорость обработки данных, поскольку они основаны на использовании мощных вычислительных систем. Однако для их использования необходимо провести математическое моделирование реальных производственных процессов. Факт функционального или структурного сходства различных систем является основой для моделирования [5].
Методы и методология исследования
Математическое моделирование - это метод исследования различных объектов, процессов и систем с помощью математических моделей.
Математическое моделирование позволяет изучать свойства объектов и процессов без необходимости проведения экспериментов
в реальной жизни, что может значительно сократить затраты времени и средств на исследование. Кроме того, математические модели позволяют изучать объекты и процессы в различных условиях и режимах работы, что также не всегда возможно при проведении экспериментов в реальности [6].
Математическая модель представляет собой систему уравнений или неравенств, которые описывают взаимосвязи между различными параметрами и переменными, характеризующими исследуемый объект. Еще одним преимуществом моделирования является возможность изменения параметров системы для изучения их влияния на результаты. Это позволяет лучше понять, как различные факторы влияют на систему, и выбрать оптимальные параметры для ее работы [7].
В процессе мониторинга и управления производственными процессами авиапредприятий необходимо опираться на системный подход, полагая, что все объекты и процессы, связанные с сохранением и улучшением характеристик системы производственной безопасности под воздействием различных эксплуатационных факторов, следует рассматривать как единую систему. Составными элементами системы мониторинга и управления являются процессы контроля, оценки и управления состоянием производственной системы в комплексе [8].
В ходе подготовительного этапа по созданию этой системы для разработки эффективных управленческих решений необходимо использовать модели, которые отражают все аспекты работы системы и взаимосвязи между ее элементами. Данным требованиям удовлетворяет иерархическая система математического моделирования объектов различных уровней абстрагирования.
Моделирование процесса восстановления включает в себя создание модели, которая описывает взаимосвязь между элементами системы. Производственные процессы могут быть представлены как изменение состояния системы под воздействием всевозможных факторов, которые могут влиять на различные свойства системы и ее отношения с другими элементами [9].
Процессы управления в производственной системе авиационной отрасли имеют свою
специфику, из-за которой невозможно использовать основной принцип моделирования новых систем управления - метод аналогий.
Выбор наиболее эффективных методов управления и определение их оптимальной последовательности требует специального подхода. Процесс управления системой в общем виде можно представить, как последовательность следующих этапов:
• определение целей и задач: на этом этапе формулируются цели и задачи управления системой;
• сбор и анализ информации: собирается информация о состоянии системы, проводится ее анализ для выявления проблем и возможностей;
• разработка стратегии управления: разрабатывается стратегия на основе проведенного анализа;
• реализация стратегии: осуществляются мероприятия для достижения поставленных целей, контролируется их исполнение;
• мониторинг и контроль: в процессе управления осуществляется контроль за работой системы;
• анализ и оценка результатов: проводится анализ достигнутых результатов и оценивается эффективность управления.
Такое описание структуры системы позволяет определить требования к зависимостям и формализовать их в рамках модели процесса восстановления системы [10].
Теоретические положения, которые изложены выше, реализованы в математической модели системы управления производственной безопасностью и восстановления характеристик, которые были утрачены под воздействием различных эксплуатационных факторов. Данная модель использует аппарат абстрактной алгебры - теорию множеств [11].
Исходная система считается качественной, если все ее элементы и связи между ними соответствуют требованиям. Каждый элемент такой системы описывается своим ква-лиметрическим показателем [12] качества aj:
О,^, ... ,0.2, ••• ,ttj, ••• ,0.п.
Объединение П совокупности n квалимет-рических показателей качества в множество А следует рассматривать в качестве модели эле-
Vol. 27, No. 01, 2024
Civil Aviation High Technologies
мента производственной системы в терминах алгебры множеств. Мощность этого объединения равна количеству единичных показателей, определенных в различных документах (например, санитарных нормах и правилах):
п
A=ya¿. (1)
i=1
При этом А - множество, которое объединяет показатели качества a¿, то есть a¿ ^ А и при пересечении с любым показателем качества с индивидной переменной i Ф j образует
пустое множество a¿ ^aj ^0.
Этот подход не требует отдельного моделирования индивидуальных свойств каждого компонента системы. Качество системы определяется качеством компонентов и особенностями их взаимодействия.
При эксплуатации системы на a¿ влияют различные эксплуатационные факторы bj, которые изменяют единичные показатели качества на величину 5a¿:
п
А/АА = |^J(a¿/5a¿). (2)
i=1
А комплексное воздействие эксплуатационных факторов на элемент производственной системы можно описать как их объединение:
т
В= U bj. (3)
У=1
Изменение показателей качества на величину 5a¿ является функцией f эксплуатационных факторов и времени их воздействия на элемент производственной системы:
(т \ п
УЙу'Т) ^Ua¿/5a¿. (4)
Используя выражение (4), запишем (2) следующим образом:
п / т
А/АА= U/:(Uby,T i=1 \j=i
Для обеспечения безопасной эксплуатации исследуемой системы задаются предельные отклонения параметров:
п
А/АА. = |^J(aj/5aj max). (6)
¿=1
Для соблюдения условий безопасной эксплуатации с учетом требований производственной безопасности и учитывая (5) и (6), будет
п / т \
(Л/4Ашах)>у/:|уЬу,т). (7)
Условие (7) проверяется в реальном времени при мониторинге производственной безопасности на авиапредприятии:
(А/АА шах) > (А/АА). (8)
Если условие (8) не выполняется, эксплуатацию системы следует прекратить. Затем необходимо провести работы по выявлению опасных факторов, оценке рисков и восстановлению безопасного состояния системы для выполнения трудовых функций [13]. С точки зрения моделирования в терминологии теории множеств данный процесс эквивалентен выражению (2). Однако есть некоторые различия: если мониторинг основан на текущих значениях параметров (5), то при выявлении факторов риска определяются фиксированные значения, которые не удовлетворяют условию (8).
Обнаружение факторов риска помогает найти характеристики системы, нуждающиеся в восстановлении, а также определить степень их отличия от характеристик, соответствующих благоприятной производственной среде [14]. Это позволяет разработать процесс восстановления, его параметры и режимы:
п / п \ / п \
U(<5a;) = / 8ai) I / (У аД (9)
¿=1 Vj=i / \j=i /
Для обеспечения производственной безопасности в авиационной отрасли нормами
Civil Aviation High Technologies
Vol. 27, No. 01, 2024
устанавливаются предельные значения отклонения параметров от начальных:
п
|^J(5aj) max max. (10)
¿=1
В случае превышения предельных характеристик принимаются экстренные меры, которые могут включать в себя и прекращение эксплуатации данной системы [15]. Если отклонение от нормы не превышает предельных значений, реализуется комплекс мер по восстановлению параметров, утраченных в процессе эксплуатации.
Условие прекращения эксплуатации системы:
п п
|^J(5aj) > |^J(5aj) max max. (11)
¿=1 ¿=1
Условие восстановления параметров системы:
n n
|^J(5aj) max max > |^J(5aj). (12)
¿=1 ¿=1
По аналогии с (9) параметры системы, не требующие восстановления, так как они соответствуют нормам, можно записать следующим образом:
п / п \ / п \
= I 1 / Ю аД (13)
¿=1 Vj=i / \j=i /
При восстановлении характеристик системы производственной безопасности должно происходить преобразование из состояния «опасного» объекта (2) в состояние «безопасного» (1); совокупность множеств (2) и (1) позволяет моделировать данный переход в терминах алгебры множеств:
Ф: (У(ai / 5ai)) ^ ([J(ai / 5 (14)
Можно преобразовать выражение (14) по правилам алгебры множеств следующим образом:
Ф: (У05^) ^ (У^*^)' (15)
Выражение (15) показывает, что после применения «восстановительных» мер Ф отклонения (5a¿), возникающие в результате воздействия эксплуатационных факторов, не полностью устраняются, а сводятся к некоторой величине (5*a¿), чтобы выполнялось условие (7).
При разработке системы управления производственной безопасностью необходимо стремиться к такому значению величины отклонения, как (5*a¿) ^mrn. В идеале, когда (5*a¿) стремится к нулю: lim(5*a¿) = 0.
Восстановление характеристик элемента системы - это процесс, который включает в себя различные операции, процессы и режимы. Из этого множества выбираются определенные процессы, которые восстанавливают конкретные элементы и устраняют конкретные производственные несоответствия. Это можно выразить как объединение
с
ф = u<P¿- (16)
i=1
Выражение (15), учитывая (16), можно записать как
(Q*): (i^J(5a¿)) ^ (Ü(5*aí))' (17)
Процесс восстановления элементов системы представляет собой комплекс управленческих воздействий и операций, направленных на восстановление исходного уровня безопасности системы и качества ее элементов, утраченного в процессе эксплуатации. В результате этих действий система возвращается в исходное состояние. Следовательно, выражение (16) может быть преобразовано следующим образом:
Ф = ^ *фс-1 *фс. (18)
В выражении (16) описываются управленческие решения и структура этих решений (комплекс мер, направленных на изменение системы, который представлен в виде доку-
ментов), а в (18) показывается, как эти решения воздействуют на настоящие проблемы, такие как, к примеру, ПДУ, в реальном процессе восстановления [16]:
(<рг *(р2*(рг*... *<pi*(pc_1 *(рс) ■ (5%) ^ (5*ах),
*ф2*ф3*... *Фс-1 *Vc) ■ (Sai) ^ (ö*ai), (19)
((рг *ф2*ф3*... *(pi*(pc_1 *ус) ■ (San) ^ (S*an).
Система (19) не предполагает, что при последовательном применении всех восстановительных мер к каждому показателю качество системы будет полностью восстановлено, так как часть данных мероприятий не может до конца устранить утраченное во время эксплуатации качество: фу : (8ау0.
Поэтому назначение системы мониторинга производственной деятельности и управления восстановления утраченного качества состоит в выборе последовательности конкретных мер по восстановлению из всего имеющегося научного и технического комплекса, которые приводят к цели, заданной выражением (17).
В итоге для каждого Sa¿ необходимо найти индивидуальное произведение, которое удовлетворяет требованиям безопасности производства:
c(t)
(.Vi *...*q>j)■ (Sai) ^ (5*ai).
(20)
Множество Ф в выражении (16) является подмножеством множества й, которое включает в себя все известные науке процессы восстановления (с):
а
с
-и
¿=1
(21)
Наука постоянно развивается и совершенствует методы, инструменты и технологии восстановления. Мощность (с) в уравнении (21) является временной функцией и, как правило, увеличивается. Однако возможно, что некоторые процессы могут быть утрачены. Таким образом:
а
м = и
¿=1
Ú)j.
(22)
Как было отмечено ранее, процесс восстановления (16) включен в (22):
ФсА,
(23)
c(t)
= У с I а(t) = U^ ). (24)
i=1
Состояние системы, в котором достигается полное восстановление (20), описывается тем, что все единичные показатели, которые характеризуют качество компонентов и связей системы, становятся равны значениям этих показателей в начале эксплуатации системы:
(.Vi *...*q>j )■ (Sai) ^0.
(25)
Выражение (14) может быть преобразовано с учетом (20):
*■■■ *Ч>]) ■ (а/ 5а() ^ {а/ 5а(). (26)
При этом
8*ai «Sai, S*ai <Sa{max.
(27)
(28)
Здесь (5а{тах) является элементом множества (29)
IL
S^i max с у Sai i=1
max.
(29)
Civil Aviation High Technologies
Vol. 27, No. 01, 2024
Рис. 1. Иконографическая модель производственной безопасности Fig. 1. Iconographic model of process safety
Результаты исследования
Системы управления производственной безопасностью в соответствии с действующим законодательством должны обеспечивать однозначное соответствие между правыми и левыми частями уравнения (28). В настоящее время существует множество возможных вариантов восстановления (29), что позволяет использовать различные мето-
ды восстановления, каждый из которых удовлетворяет условиям (27) и (28).
*■■■ *Í>/)1 : (5a¿) ^ (5*a¿)1,
(<p¿*...*<py)d : (5a¿) ^ (5*a¿)d, (30)
(^í *■■■ : ^ (5*a¡)y.
В соответствии с уравнением (30) оптимальный метод восстановления можно выбрать на основе некоторых критериев (параметры d, y в уравнении (30)) или принципа Парето [17].
На рис. 1 представлена иконографическая модель производственной безопасности.
Заключение
В данном исследовании авторами был реализован новый подход к построению модели для системы управления производственной безопасностью авиапредприятия, который отображен на рис. 1.
Математическое моделирование позволяет более глубоко понять природу некоторых явлений и выявить ту информацию, которая отражает реальную ситуацию и является фактором, стимулирующим развитие новых научных проблем и способов их решения, а также основой для принятия конкретных решений при реализации определенных проектов.
Главной целью управления является обеспечение желаемого конечного состояния системы. С использованием разработанной математической модели возможно управление различными компонентами производственной системы авиапредприятия множества А, а именно потоками (материальными, финансовыми, кадровыми), производственными процессами, рабочими местами. Данные управляющие воздействия позволяют обеспечить приемлемый уровень производственной безопасности.
Список литературы
1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник. М.: Высшая школа, 1999. 448 с.
2. Биндус В.А., Овчаров П.Н. Обеспечение безопасности производственной среды процессов технического обслуживания авиатехники как составляющая требования комплексной безопасности на воздушном транспорте // Инновационные процессы в современном мире (Иннофорум-2016): материалы
международной научно-практической конференции. Сочи - Ростов-на-Дону, 21-25 сентября 2016 г. Сочи; Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2016. С. 132-135.
3. Туровец О.Г., Родионов В.Б., Бухал-ков М.И. и др. Организация производства и управление предприятием: учебник / Под ред. О.Г. Туровца. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002. 528 с.
4. Минько Э.В., Минько А.Э. Теория организации производственных систем: учеб. пособие. М.: Экономика, 2007. 493 с.
5. Кубланов М.С. Проверка адекватности математических моделей // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 211 (1). С. 29-36.
6. Елисов Л.Н., Овченков Н.И. Авиационная безопасность как объект математического моделирования // Научный Вестник МГТУ ГА. 2017. Т. 20, № 3. С. 13-20.
7. Кубланов М.С. Математическое моделирование. Методология и методы разработки математических моделей механических систем и процессов: учеб. пособие. Ч. I. 3-е изд. М.: МГТУ ГА, 2004. 108 с.
8. Матвеев Ю.А., Позин А.А., Юнак А.И. Прогнозирование и управление экологической безопасностью при реализации сложных технических проектов М.: Изд-во МАИ, 2005. 367 с.
9. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: учебник. В 3-х ч. Ч. 2. Экспертные оценки. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. 486 с.
10. Баскаков В.П., Ефимов В.И., Сенаторов Г.В. Формирование системы управления охраной труда и промышленной безопасностью на основе управления рисками // Безопасность труда в промышленности. 2008. № 9. С. 60-64.
11. Лавров И.А., Максимова Л.Л. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов. 5-е изд., исправл. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. 256 с.
12. Граб В.П. Квалиметрический подход к оценке показателей качества продукции // Труды международного симпозиума
«Надежность и качество». 2012. Т. 1. С. 107-110.
13. Феоктистова О.Г., Туркин И.К., Баринов С.В. Актуальность оценки производственного риска на авиапредприятиях // Научный Вестник МГТУ ГА. 2017. Т. 20, № 4. С. 162-173. DOI: 10.26467/2079-06192017-20-4-162-173
14. Glendon A.I., Clarke S.G., Mcken-na E.F. Human safety and risk management. 2nd ed. Florida: CRC Press, 2006. 528 p. DOI: 10.1201/9781420004687
15. Пахомова Л.А., Олейник П.П. Выбор и оценка параметров аттестации рабочих мест СОУТ (специальная оценка условий труда) // Строительное производство. 2019. № 1. С. 49-52. DOI 10.54950/26585340_ 2019_1_49
16. Феоктистова О.Г. Теоретические основы повышения эффективности управления системой экологической безопасности при техническом обслуживании и ремонте авиационной техники: дисс. ... докт. техн. наук. М.: МГТУ ГА, 2009. 439 с.
17. Ногин В.Д. Сужение множества Парето: аксиоматический подход. М.: ФИЗ-МАТЛИТ, 2016. 272 с.
References
1. Belov, S.V. (1999). Life safety: Textbook. Moscow: Vyshaya shkola, 448 p. (in Russian)
2. Bindus, V.A., Ovcharov, P.N. (2016). Ensuring the safety of the production environment of aircraft maintenance processes as a component of the requirements of integrated safety in air transport. In: Innovatsionnyye protsessy v sovremennom mire (Innoforum-2016): materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Sochi - Rostov-na-Donu: Fond nauki i obrazovaniya, pp. 132-135. (in Russian)
3. Turovets, O.G., Rodionov, V.B., Bu-khalkov, M.I. et al. (2002). Organization of production and enterprise management: Textbook, in Turovets O.G. (Ed.). 3rd ed. Moscow: INFRA-M, 528 p. (in Russian)
4. Minko, E.V., Minko, A.E. (2007). Theory of production systems organization: Tutorial. Moscow: Ekonomika, 493 p. (in Russian)
5. Kublanov, M.S. (2015). Check of the mathematical model adequacy. Nauchnyy Vest-nik MGTU GA, no. 211 (1), pp. 29-36. (in Russian)
6. Elisov, L.N., Ovchenkov, N.I. (2017). Aviation security as an object of mathematical modeling. Civil Aviation High Technologies, vol. 20, no. 3, pp. 13-20. (in Russian)
7. Kublanov, M.S. (2004). Mathematical modeling. Methodology and methods of development of mathematical models of mechanical systems and processes: Textbook. Part I. 3rd ed. Moscow: MGTU GA, 108 p. (in Russian)
8. Matveev, YuA., Pozin, A.A., Yunak, A.I. (2005). Forecasting and management of environmental safety in the implementation of complex technical projects. Moscow: Izdatelstvo MAI, 367 p. (in Russian)
9. Orlov, A.I. (2011). Organizational and economic modeling: Textbook. In 3 parts. Part 2. Expert assessments. Moscow: Izda-telstvo MGTU im. N.E. Baumana, 486 p. (in Russian)
10. Baskakov, V.P., Efimov, V.I., Sena-torov, G.V. (2008). Formation of the occupational safety and industrial safety management system based on risk management. Bezopas-nost truda vpromyshlennosti, no. 9, pp. 60-64. (in Russian)
11. Lavrov, I.A., Maksimova, L.L. (2002). Problems in set theory, mathematical logic and theory of algorithms. 5th ed., ispravl. Moscow: FIZMATLIT, 256 p. (in Russian)
12. Grab, V.P. (2012). Qualimetric approach to the evaluation of product quality indicators. Trudy mezhdunarodnogo simpoziuma "Nadezhnost i kachestvo", vol. 1, pp. 107-110. (in Russian)
13. Feoktistova, O.G., Turkin, I.K., Bari-nov, S.V. (2017). Relevance of process risk assessment in airlines. Civil Aviation High Technologies, vol. 20, no. 4, pp. 162-173. DOI: 10.26467/2079-0619-2017-20-4-162-173 (in Russian)
14. Glendon, A.I., Clarke, S.G., Mcken-
na, E.F. (2006). Human safety and risk management. 2nd ed. Florida: CRCPress, 528 p. DOI: 10.1201/9781420004687
15. Pakhomova, L.A., Oleinik, P.P.
(2019). Selection and evaluation of work place certification parameters (special assessment of labor conditions). Stroitelnoye proizvodstvo, no. 1, pp. 49-52. DOI 10.54950/26585340_ 2019_1_49 (in Russian)
16. Feoktistova, O.G. (2009). Theoretical foundations of improving the efficiency of system management environmental safety during maintenance and repair of aviation equipment: D. Technical Sc. Thesis. Moscow: MGTU GA, 439 p. (in Russian)
17. Nogin, V.D. (2016). Narrowing of the Pareto set: an axiomatic approach. Moscow: FIZMATLIT, 272 p. (in Russian)
Сведения об авторах
Беньяминова Полина Игоревна, аспирант, ассистент кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА, [email protected].
Феоктистова Оксана Геннадьевна, доктор технических наук, профессор кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА, [email protected].
Information about the authors
Polina I. Benyaminova, Postgraduate Student, Assistant of the Life and Flight Safety Chair, Moscow State Technical University of Civil Aviation, [email protected].
Oksana G. Feoktistova, Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Life and Flight Safety Chair, Moscow State Technical University of Civil Aviation, [email protected].
Поступила в редакцию 01.11.2023 Received 01.11.2023
Одобрена после рецензирования 20.11.2023 Approved after reviewing 20.11.2023
Принята в печать 25.01.2024 Accepted for publication 25.01.2024