В решении столь важной и жизненно необходимой проблемы ведущую роль играет институт государства. Многие исследователи, пытаясь определить место государства в развитии инновационного потенциала народного хозяйства, акцентируют внимание в большей мере на степень его возможного участия. Однако, по мнению авторов, важнейшим в данном вопросе представляется не просто распределение обязанностей между государством и частным бизнесом, а формирование общей системы интересов, способной обеспечить достижение поставленных целей.
Таким образом, синергетический эффект, проявляющий себя в инновационном рывке России, может быть достигнут только в случае единства понимания институтов как фактора инновационного развития, т.е. через систему неформальных институтов, и как средства развертывания и массового распространения инноваций - через систему жестких формальных институтов.
Библиографический список
1. Движение регионов России к инновационной экономике / Под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея. - М.: Наука, 2006. - С. 30.
2. Овсиенко Ю.В. Институты, институциональные изменения и их влияние на социально-экономическую динамику (макроуровень): учеб. пособ. / Ю.В. Овсиенко. - М.: ЦЭМИ РАН, 2012. - С. 116.
3. Перес К. Технологические революции и финансовый капитал. Динамика пузырей и периодов процветания / Карота Перес; пер. с англ. Ф.В. Маевского. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 2011. - C. 48-51.
4. Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э.С. Райнерт. - М.: Изд. Дом Гос. Ун-та - Высшей школы экономики, 2011. - С. 253.
5. Ходжсон Джеффри. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / Пер. с англ. - М.: Дело, 2003. - С. 93-96.
6. W. Hamilton. Institution. Encyclopaedia of the Social Sciences. New York, 1932, v. VIII, p. 84.
Л.Н. Борисоглебская А.С. Кулешов
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ КОНТРОЛЛИНГА ИННОВАЦИЙ
Ключевые слова: контроллинг инноваций, функции контроллинга, управление инновационными проектами, оценка рисков, мотивация.
В обеспечении динамического развития экономики первоочередная роль принадлежит внедрению инноваций для обеспечения непрерывного обновления технической и технологической базы производства, освоения и выпуска новой конкурентоспособной продукции, эффективного проникновения на мировые рынки товаров и услуг. Реализация полученных новых научно-технических достижений в производстве товаров, техно-
© Борисоглебская Л.Н., Кулешов А.С., 2013
Раздел III. Инновационная экономика
логий и услуг имеет определяющее значение для развития экономики страны и подъема жизненного уровня населения. В целях повышения качественных характеристик продукции, услуг, совершенствования производственных и управленческих функций на основе инноваций и инновационных технологий утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., в которой определены цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики, и долгосрочные ориентиры развития для субъектов инновационной деятельности [4].
Обоснование разработки модели
В статье подведены итоги исследования в области приборостроительной отрасли, включая специализированные приборостроительные заводы авиационной промышленности, играющей системообразующую роль в экономике Российской Федерации. Приборостроительная отрасль в авиастроении относится к наукоемким отраслям, в которой при создании авиатехники относительно высока доля затрат как на фундаментальные научно-исследовательские работы, так на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в целом. Управление инновационной деятельностью промышленного предприятия по классической системе управления осуществляется на уровне руководителя предприятия, менеджера среднего звена, в зависимости от значимости инновационного проекта. Однако такая система контроля становится неактуальной и допускает замедленные реакции в условиях активного изменения внешней среды, оказывающей влияние на достижение конечных целей инновационных проектов. Руководство таких предприятий сталкивается с необходимостью внедрения контроллинга как инструмента управления предприятием и управленческих технологий для управления инновационной деятельностью и затратами на проведение НИОКР, включающих интегрированную систему контроллинга инноваций [1].
Модель системы управления на основе контроллинга инноваций
Миссия контроллинга инноваций определяется выявлением отклонений от поставленных целей и разработкой управленческих решений для корректировки инновационной деятельности промышленного предприятия.
Основными задачами контроллинга инноваций промышленных предприятий являются:
- определение текущее состояние инновационных проектов предприятия;
- анализ и прогнозирование состояния бюджета инновационных проектов;
- выявление возможности и предотвращение отклонений от заданных в инновационных проектах ориентиров;
- обеспечение устойчивого технико-экономического состояния инновационных проектов;
- обнаружение сильных и слабых сторон реализации инновационных проектов, возможностей и угроз внешней среды;
- обеспечение достижения конечной цели инновационного проекта и его экономической эффективности.
Авторами предлагается модель контроллинга инноваций, как инструментарий комплексного управления инновационной деятельностью предприятия, обеспечивающий организацию эффективного использования всех видов ресурсов на этапах реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, их сопровождение и обеспечение качественного выполнения (см. рисунок).
Прежде всего, следует отметить, что первоочередное влияние на инновационную деятельность любого промышленного предприятия и систему управления в целом оказывает внешняя среда, которая включает:
- федерально-целевые программы как средства реализации структурной политики государства, направленные на активное воздействие социально-экономического развития отраслей промышленности и сосредоточенные на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов;
- нормативно-правовая база, направленная на регулирование взаимоотношений участников инновационного процесса на законодательном уровне;
- технологическая и научно-техническая среда, оказывающая влияние на базовые возможности и стартовые ориентиры при реализации инновационных процессов;
- техническое задание, выданное заказчиком НИОКР, устанавливает основное назначение разрабатываемого объекта, его технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, оказывающие влияние на направления развития инновационной деятельности промышленного предприятия.
Основным итогом реализации инновационного проекта промышленного предприятия приборостроительной отрасли в авиастроении является разработка, внедрение и серийное освоение продукта с тактико-техническими характеристиками не имеющими аналогов не только на российском, но и на зарубежном рынке.
Полный цикл реализации проекта содержит:
• первый этап - проведение научно-исследовательских работ;
• второй этап включает в себя ступени по разработке, изготовлению, испытаниям опытных образцов продукта, в который входят:
- разработка эскизного проекта;
- разработка технического проекта;
- разработка рабочей конструкторской документации;
- изготовление опытного образца;
- проведение испытаний;
- утверждение рабочей конструкторской документации для организации промышленного (серийного) производства.
Направления воздействия контроллинга на инновационную деятельность
Учитывая объемный комплекс работ реализации инновационного проекта на основе анализа зарубежного и российского опыта применительно к наукоемкой приборостроительной отрасли предлагается рассматривать контроллинг инноваций в следующих аспектах, определяющих комплекс направлений его воздействия на инновационную деятельность промышленного предприятия:
Философский. Контроллинг инноваций - философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и инновационное развитие предприятия в долгосрочной перспективе, адаптацию и внедрение современных способов управления инновационными процессами на предприятии;
Функционально-концептуальный. Контроллинг инноваций - комплексная межфункциональная концепция управления, связанная с реализацией инновационной функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений;
Инструментально-обеспечивающий. Контроллинг инноваций - интегрированная система информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессах принятия управленческих решений по всем функциональным сферам инновационной деятельности предприятия [3].
Управляющая система: руководители различных уровней, принятие решений
ж
КОНТРОЛЛИНГ ИННОВАЦИИ
Философский аспект -
философия и образ мышления руко в о д иге ле й
Фун кцион а ль но - конце птуал ьный аспект — комплексная межфункцио наль ная ко нце пция управления
Л.
Систематизирующие функции
Направления воздействия контроллинга
на инновационную деятельность промышленного предприятия в системе его управления
I
Определение качественных и количественных инновационных задач предприятия и выбор ориентиров
Е
TT
X
И нформационные потоки
I I 1—
Планирование
| I I
Управленческий учет ||| ~
Установление целей
определение
о вероятности
и 5 успешной
о. га ас реализации проекта
в непрерывно
» изменяющ ихс я
О условиях внешней и в нутре нне й с ре д ы
ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТ
Научно-
ис еле до вате льс кая работа (НИР)
Разработка эскизного проекта
Разработка
технического
проекта
Утверждение РКД для организации промышленного (серийного) производства
Проведение испытаний
Разработка рабочей ко нструкторс ко й документации (РКД)
Из гото вле ние опытного образца
1
Побуждение руководителей среднего звена и инженерно-технических работников к действию, инициативности, активности и устойчивости в иннованионном поопессе
Рис. Модель системы управления инновационной деятельностью промышленного предприятия на основе
Функции контроллинга инноваций в модели управления
Функционирование модели контроллинга в инновационной сфере имеет свою специфику в части высоких требований научной новизны, длительных сроков реализации проектов, высокой степени неопределенности, подконтрольных проектов, что предполагает выделение двух группы функций, призванных решать комплекс задач, обеспечивающих достижение инновационных целей предприятия: систематизирующие и координирующие [2].
Систематизирующие функции контроллинга инноваций включают функции установления целями инновационного проекта, планированием и обеспечением достоверными и своевременными информационными потоками, формирования управленческого учета на предприятии. Такие функции в системе контроллинга инноваций направлены на организацию инновационной деятельности через формирование стратегических целей, оперативных задач, бюджета инновационных проектов и ведение управленческого учета этих проектов.
Структурное подразделение, выполняющее функции контроллинга инноваций, самостоятельно не разрабатывает план реализации инновационного проекта. Эта функция возложена на инженеров соответствующего тематического подразделения промышленного предприятия. Однако инструменты планирования и методики разрабатываются специалистами подразделения, выполняющего функции контроллинга. Исходными данными для таких специалистов являются: описание задач проекта, планы по срокам, бюджет проекта, плановые промежуточные результаты. Также в их функции входят контроль за ходом выполнения инновационных проектов, учет выполнения задач, фиксация плановых и фактических сроков выполнения и используемых мощностей и осуществление промежуточной калькуляции.
На данном этапе происходит систематизация информационных потоков о ходе реализации инновационного проекта, обеспечение доступа к информации его участников, осуществляется учет финансово-экономической деятельности проекта, отражающей фактические отклонения от заданных нормативов, обеспечивается комплексный подход к выявлению проблем, которые встанут перед организацией в будущем. С учетом собранной информации через систематизирующие функции модели контроллинга инноваций разрабатываются и поступают к исполнителям инновационного проекта тактические цели, так называемые ориентиры движения. Учитывая высокую степень неопределенности, новизны и уникальности в реализации инновационных проектов следует в модель контроллинга инноваций ввести оценку рисков. В процессе действия систематизирующих функций контроллинга инноваций определяется вероятность успешной реализации проекта в непрерывно изменяющихся условиях внешней и внутренней среды.
Координирующие функции контроллинга инноваций состоят из контроля, мониторинга, анализа планов, результатов и выработки рекомендаций для принятия управленческих решений. На данном этапе осуществляется управление финансово-экономической составляющей инновационной деятельности по контрольным точкам, определенным на этапе функционирования систематизирующего контроллинга инноваций.
Действие координирующих функций модели контроллинга инноваций основывается на оперативном контроле и мониторинге, где проходит обработка информации для принятия объективных решений в процессе реализации инновационного проекта, направленных на его выполнение. Модель мониторинга функционирует в рамках системы контроллинга на основании всей собранной информации посредством контроля исполнения бюджета инновационного проекта, его своевременной реализации и окупаемости.
Раздел III. Инновационная экономика
При проведении мониторинга выявляется состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений внешней или внутренней среды, способных оказать негативное влияние на результат реализации инновационного проекта.
В комплекс функций контроллинга инноваций, направленных на координационный процесс реализации инновационного проекта добавлена дополнительная функция «мотивация», предназначенная усилить действие контроля и мониторинга в модели контроллинга инноваций. Мотивация в контроллинге инноваций как катализатор инновационной деятельности позволяет руководителю инновационного проекта использовать возможные рычаги побуждения руководителей среднего звена и инженерно-технических работников к действию, инициативности, организованности, активности и устойчивости в инновационном процессе на предприятии.
Циклично-спиральный процесс функционирования модели
Основной принцип действия контроллинга инноваций основывается на непрерывной цикличности информационных потоков (см. рисунок):
Этап 1: от руководителя проекта - к исполнителям инновационного проекта. Прямые указания на корректировку объема и направления работ, сроков их выполнения, изменения бюджета проекта, порядок взаимодействия с внешней средой, развитие кооперации и другие альтернативные действия, обеспечивающие безусловное выполнение конечной цели инновационного проекта;
Этап 2: от проекта - обратная связь к контроллингу инноваций. Сведения о ходе выполнения заданных ориентиров реализации инновационного проекта, состояния финансово-экономической части проекта, текущие сроки выполнения локальных работ, а также возможные проблемы, способные оказать негативное воздействие на ход реализации инновационного проекта;
Этап 3: от контроллинга инноваций - через координирующие функции к руководителю. На основе анализа вырабатывают рекомендации для принятия управленческих решений. С учетом сложившейся ситуации, а также будущих возможностей и опасностей реализации инновационного проекта контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у предприятия в настоящее время и оценивает их с точки зрения достижения инновационных целей предприятия.
Такой циклично-спиральный процесс модели системы управления инновационной деятельностью промышленного предприятия продолжается до момента достижения конечной цели инновационного проекта с обеспечением его запланированной эффективности. Любое отклонение от заданных ориентиров поглощается контроллингом инноваций на этапе их выполнения с последующей корректировкой без изменения основных целей инновационного проекта.
Таким образом, применение разработанной модели управления инновационной деятельностью на промышленных предприятиях приборостроительной отрасли на основе контроллинга инноваций позволит:
- обеспечить четкую организационную структуру реализации инновационных проектов;
- реализовывать инновационные проекты с высокой степенью вероятности достижения конечной цели;
- повысить качественные показатели эффективности инновационных проектов, в том числе и за счет введенных функций оценки рисков и мотивации.
Библиографический список
1. Ананькина Е.А. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Анань-кина, СВ. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина [и др.]; под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 279 с.
2. Борисоглебская Л.Н., Кулешов А.С. Система контроллинга инноваций на промышленных предприятиях // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. -2013. - № 1. - С. 14-18.
3. Кулешов А.С. Теоретические аспекты развития контроллинга инноваций на предприятиях приборостроительной отрасли. Проблемы современной экономики: сб. мат. XI Междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. - Новосибирск: ООО Агентство «СИБПРИНТ», 2013. - 260 с.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
В.М. Груздев
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ В МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: национальная инновационная система, модернизация, национальная экономика, научно-исследовательская деятельность, государственное регулирование.
В настоящее время центральная роль национальных инновационных систем (НИС) заключается в поддерживании стабильного интенсивного притока новых идей (знаний), их реализации в научно-технические разработки, такие как опытные образцы или макеты продуктов, техники, материалов, и практической реализации на производстве в виде новой продукции и технологий [2, с. 14]. Фундаментальные функции НИС - генерирование знаний, их распространение и использование, коммерциализация инноваций, обучение и подготовка персонала; это ресурсная, также финансовая, поддержка, координация, управление и регулирование инновационных процессов. Исполняя основные (творческие) функции, НИС осуществляет также интегративно-организационную, регулятивную, идеологическую и ряд других функций. Наиболее важным критерием реализации этих функций является получение нового знания в виде открытий в приоритетных областях; результатов НИОКР - в виде патентов, в том числе за рубежом; инновационной продукции - соответствующей мировым стандартам и не уступающей по качеству зарубежным аналогам.
Стратегия развития НИС в экономике любой развитой страны в каждом отдельно взятом случае определяется макроэкономической и инновационной политикой, нормативной правовой поддержкой, соотношением уровня прямого и косвенного государственного и рыночного вмешательства, сложившимся состоянием научно-технологического и промышленного комплекса, рынков научно-технического производства, товарных рынков, рынков труда, а также историей и культурой, традициями и достопримечательностями государства [9, с. 14].
© Груздев В.М., 2013