Научная статья на тему 'Модель системы стратегического управления предприятием ЖКХ'

Модель системы стратегического управления предприятием ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖКХ / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / INTEGRAL INDEXES / BALANCED SCORECARD / STRATEGIC MANAGEMENT SYSTEM / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ремпель А. Р.

Рассматривается модель системы стратегического управления предприятием жилищно-коммунального хозяйства, основанная на методологии сбалансированной системы показателей, и интегральные показатели для оценки ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ремпель А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE STRATEGIC MANAGEMENT SYSTEM OF A HOUSING AND COMMUNAL SERVICES ENTERPRISE

The model of the strategic management system of a housing and communal services enterprise based on the Balanced Scorecard methodology is considered. Efficiency evaluation integral indexes of the mentioned system are considered also.

Текст научной работы на тему «Модель системы стратегического управления предприятием ЖКХ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

место или формирующейся в хозяйственной системе. Они выступают критерием экономического равновесия-неравновесия. Чем выше неупорядоченность, тем они больше, и наоборот. Диссипатив-ные издержки быстро увеличиваются при нарастании в системе любых явлений беспорядка, несбалансированности и неравновесия, особенно при переходе от стационарного неравновесия к нестационарному, достигая максимума в периоды системных трансформаций. И наоборот, быстро убывают, в пределе стремясь к нулю, по мере формирования в системе отношений порядка и движения ее в направлении состояния общего равновесия.

Они могут только в большей или меньшей степени приближаться к нулю так же, как и экономическая система — к состоянию общего равновесия, но никогда не могут достичь его. Важна не только их абсолютная величина, но и структура издержек, в которой в зависимости от типа хозяйственной системы и типа соответствующего и складывающегося в ней неравновесия всегда выделяется тот или иной доминирующий элемент, выступающий в качестве самостоятельного дополнительного критерия.

Литература 1. Бренделева Е.А. Неоинституциональная теория / под ред. М.Н. Чепури-

на. М., 2003. 254 с.

2. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993. 192 с.

3. Dalman C.I. The Problem of Externality // The Journal of Law and Economics. 1979. 22 April. № 1.

4. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирма, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб., 1996. 702 с.

5. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М., 2000. 416 с.

6. Управление — это наука и искусство / А. Файоль [и др.]. М., 1992. 352 с.

7. Николаев М.В. Теоретико-методо логические проблемы формирования эффективных хозяйственных систем. Казань, 2004. 324 с.

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ЖКХ

А.Р. РЕМПЕЛЬ,

аспирант кафедры экономики и предпринимательства Калининградского государственного технического университета

E-mail: prophet_82@mail.ru 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (менеджмент) Научный руководитель: кандидат экономических наук,

доцент ПН. УЛЬЯНКИН Рецензент: доктор экономических наук, профессор Р.А. ГУСЕЙНОВ

Аннотация. Рассматривается модель системы стратегического управления предприятием жилищно-коммунального хозяйства, основанная на методологии сбалансированной системы показателей, и интегральные показатели для оценки ее эффективности.

Ключевые слова: ЖКХ, интегральные показатели, сбалансированная система показателей, система стратегического управления, стратегия развития.

MODEL OF THE STRATEGIC MANAGEMENT SYSTEM OF A HOUSING AND COMMUNAL SERVICES ENTERPRISE

A.R. REMPEL, Postgraduate at the department of Economy and entrepreneurship of the Kaliningrad

state technical university

Annotation. The model of the strategic management system of a housing and communal services enterprise based on the Balanced Scorecard methodology is considered. Efficiency evaluation integral indexes ofthe mentioned system are considered also.

Key words: housing and communal services, integral indexes, Balanced Scorecard, strategic management system, development strategy

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ^ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

......................... ..........................

Отсутствие эффективно функционирующей целостной системы стратегического управления не позволяет должным образом осуществлять процесс реформирования ЖКХ в целях обеспечения жилищных прав граждан, предусмотренных ЖК. Сложившееся положение призвана изменить Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010—2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. № 102-р. Главная проблема заключается не в отсутствии стратегий развития жилищно-коммунальной сферы, а в недостаточной проработке научно-методических основ стратегического управления ЖКХ на всех уровнях, включая предприятия.

Системный подход к стратегическому управлению основывается на методологии сбалансированной системы показателей (ССП) и предполагает, что стра-

тегические изменения на предприятии ЖКХ могут происходить при наличии профессионального и адекватного персонала, оптимизации бизнес-процессов, повышения качества услуг и сервиса клиентов, наконец интеграции всех этих составляющих в улучшенные результаты деятельности предприятия. Система стратегического управления (ССУ) предприятием ЖКХ развивает идеи авторов ССП1 и предоставляет новые возможности для проведения стратегических изменений путем непрерывного осуществления цикла взаимосвязанных работ — от создания стратегии развития до оценки ее эффективности и корректировки. Согласование стратегической и текущей деятельности предприятия ЖКХ предлагается производить с помощью показателей ССП путем осуществления совокупности работ, предусмотренных ССУ ЖКХ.

Алгоритм построения ССУ ЖКХ основан на модели, описывающей ее структуру, элементы и их взаимосвязи (рис.).

Портфели 2 Разработка стратегии развития

• Типовые стратегические карты • Типовые стратегические инициативы • Типовые показатели ССУ ЖКХ • СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НАПРАВЛЕНИЙ • ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ • ПЕРЕЧЕНЬ ИНИЦИАТИВ • ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ССУ ЖКХ • ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

г

Обеспечение организационной согласованности

• ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

• ПЕРСОНАЛ

Планирование операционной деятельности

• СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ

• ПЛАНИРОВАНИЕ ЖКУ

• ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ

Стратегический план

• Корпоративная стратегическая карта

• ССП ССУ ЖКХ

• Стратегический бюджет

\

Результаты

План операционной деятельности

• Инструменты управления

• Прогноз объемов ЖКУ

• Потребности в ресурсах

• Производственный бюджет

V

Разработка концепции стратегического развития

• СТРАТЕГИЧЕСКИЙ анализ

• МИССИЯ, ЦЕННОСТИ, ВИДЕНИЕ

• СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

• СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Стратегические таблицы

Плановые показатели ССУ ЖКХ

Портфели

Типовые стратегические таблицы

Стратегические таблицы

Фактические показатели ССУ ЖКХ

Портфели

• Типовые стратегические проблемы

• Типовые стратегические направления

Тестирование и корректировка стратегии

• АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ

• КОРРЕЛЯЦИЯ СТРАТЕГИИ

• УТОЧНЕНИЕ СТРАТЕГИИ

Мониторинг реализации стратегии

• ОБЗОР СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• ОБЗОР ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рис. Модель системы ССУ ЖКХ

1

3

6

4

5

Система предусматривает выполнение основных функций управления (планирования, организации и регулирования) и включает в себя шесть взаимосвязанных модулей: 1) разработка концепции стратегического развития предприятия ЖКХ; 2) разработка стратегии развития предприятия ЖКХ; 3) обеспечение организационной согласованности предприятия

ЖКХ; 4) планирование операционной деятельности предприятия ЖКХ; 5) мониторинг реализации стратегии развития; 6) тестирование и корректировка стратегии развития.

Контуры ССУ ЖКХ предлагается выстраивать по двум составляющим: первый — основной (1—6 этапы): циклично повторяющиеся работы в зависимос-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ти от влияния внутренней и внешней среды (возможно организационно-экономическое сопровождение системы, суть которого заключается в определении содержания каждого модуля, набора процедур, обеспечивающих выполнение каждого этапа; каждый модуль является подсистемой ССУ ЖКХ и описывается отдельными процедурами с указанием выходного набора документов, а также взаимосвязей внутри контура 1 и с элементами смежного контура); второй — обеспечивающий (возможно научно-методическое сопровождение системы, суть которого заключается в предоставлении поддержки каждого модуля основного контура портфелями типовых решений, охватывающими каждый из шести этапов основного контура — от стратегического анализа с элементами ССП до типовых стратегических таблиц, используемых на заключительном этапе управленческого цикла в целях корректировки стратегии).

Для оценки эффективности ССУ ЖКХ в условиях дефицита исходной информации разработаны интегральные показатели. Алгоритм состоит из следующих четырех последовательных этапов.

Этап 1. Для каждого показателя рассчитывается отношение его фактического значения к целевому:

х=Кф. : V, (1)

г фг цг' ^ '

где ¥ф. — фактическое значение г-го показателя;

V — целевое значение г-го показателя.

Этап 2. Отдельно по каждой группе показателей (КПЭ, ПП, КПР) для каждого показателя, входящего в соответствующую группу, экспертным методом определяются коэффициенты весомости ц>..

Этап 3. Для каждой группы рассчитывается соответствующий интегральный показатель оценки эффективности (1КПЭ, 1ПП, 1КПР), характеризующий степень достижения стратегических целей данной группы, по формуле

И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

и

I=I

ХМ;

1=1

(2)

где х. — отношение фактического значения г-го показателя к целевому;

ж — коэффициент весомости г-го показателя. При значении I > 1 можно говорить о достижении стратегических целей по соответствующей группе показателей.

Этап 4. На основании рассчитанных выше групповых интегральных показателей рассчитывается итоговый интегральный показатель оценки эффективности системы ССУ ЖКХ, характеризующий степень достижения стратегических целей всей системы ССУ ЖКХ:

Т ~ 1 КПЭ +1 ПП +1 КПР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(3)

При значении Т > 3 можно говорить об абсолютном достижении стратегических целей, предусмотренных сформированной на предприятии ЖКХ системой стратегического управления.

Методические разработки являются реализацией системного подхода к управлению. Это может способствовать не только формализации процесса, но и переходу к системе ССУ ЖКХ на практике, сделав разработку и реализацию стратегии не столько искусством, сколько определенным образом упорядоченной управленческой деятельностью.

1 Каплан Р., Нортон Д. Награда за блестящую реализацию стратегии. Связь стратегии и операционной деятельности — гарантии конкурентного преимущества : пер. с англ. М. Павловой. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.