Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель оповещения населения / оповещение населения / техническое средство оповещения населения / оконечное средство оповещения населения / автоматизированная система / public notification model / public notification / technical means of public notification / terminal means of public notification / automated system

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Е М. Леонова, А Н. Леонова

Представленная в статье модель представляет собой систему оповещения населения, предназначенную для своевременного информирования населения о чрезвычайных ситуациях и угрозах. Она разработана с учетом передовых технологий и лучших практик для обеспечения эффективного и надежного оповещения граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Е М. Леонова, А Н. Леонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF THE PUBLIC NOTIFICATION SYSTEM

This model is a comprehensive public notification system designed to inform the public about emergencies and threats in a timely manner. It has been developed taking into account advanced technologies and best practices to ensure effective and reliable notification of citizens.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Е.М. Леонова, ст. науч. сотр. А.Н. Леонова, науч. сотр.

Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-3-190-193

Аннотация. Представленная в статье модель представляет собой систему оповещения населения, предназначенную для своевременного информирования населения о чрезвычайных ситуациях и угрозах. Она разработана с учетом передовых технологий и лучших практик для обеспечения эффективного и надежного оповещения граждан.

Ключевые слова: модель оповещения населения, оповещение населения, техническое средство оповещения населения, оконечное средство оповещения населения, автоматизированная система.

Система оповещения населения - это организационно-техническое объединение сил, технических средств оповещения и связи, каналов сети связи и сетей вещания, обеспечивающих доведение сигналов и информации оповещения до населения в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС). В приведенном определении систематизированы основные компоненты, входящие в состав системы оповещения любого уровня управления, это технические средства оповещения (ТСО) и связи, обеспечивающих передачу сигналов и информации оповещения по каналам сети связи и сети вещания.

В состав ТСО входят: автоматизированное рабочее место оповещения населения (АРМ), устройство управления, запуска и мониторинга (УЗМ), оконечное средство оповещения (ОСО), а также устройство сопряжения (УСО) между ТСО различных производителей. В НИР [1] разработаны протоколы информационного обмена между ТСО различных производителей, реализация которых обеспечит сопряжение ТСО и в конечном счете систем оповещения населения на программном уровне.

Система оповещения населения относится к автоматизированным системам (АС) [2]. Ключевое отличие АС - выполнение заданий и функций с минимальным участием человека. Основные характерные признаки АС включают:

- использование технических средств, основанных на применении компьютеров, про-

граммного обеспечения, датчиков, исполнительных механизмов и других технических устройств для автоматизации процессов;

- обработку значительных объемов информации, включающий сбор, хранение, анализ и передачу команд управления;

- цикличность работы, постоянный контроль работоспособности системы;

- алгоритмизацию, функционирование АС основано на заранее определенных алгоритмах и программах, определяющих последовательность действий;

- взаимодействие с человеком (человеко-машинный интерфейс).

Приведенный перечень ТСО, используемый для построения систем оповещения населения, а также функциональные требования к ним [2], подтверждают ранее высказанное утверждение о том, что системы оповещения населения относятся к АС.

Модель автоматизированной системы - это абстрактное представление реальной системы, которая выполняет задачи автоматически, с помощью программного обеспечения и/или аппаратного обеспечения. Она описывает структуру, поведение и функции системы, позволяя анализировать, проектировать, моделировать и оптимизировать её работу. Модель может быть представлена в различных формах, в зависимости от целей моделирования.

К основным аспектам, которые описывает модель АС, относятся:

- структура, т.е. составные части системы, их взаимосвязи и иерархию;

- функциональность, т.е. какие задачи выполняет система.

Описание функций может быть представлено в виде диаграмм потоков данных, спецификаций функций, сценариев использования и т.д.:

Выбор конкретной модели зависит от сложности системы, целей моделирования и

доступных ресурсов. Часто используется сочетание разных типов моделей для получения комплексного представления о системе.

Системы оповещения населения создаются на различных уровнях управления: региональная, муниципальная, на местном уровне -локальная. Классические модели построения системы оповещения населения приведены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Модель однозвенной системы оповещения населения (радиальный принцип построения) [3]

Рис. 2. Модель многозвенной системы оповещения населения (радиально-узловой принцип построения) [3]

ОУ - оконечное устройство оповещения

АРМ ПУ - автоматизированное рабочее место пункта управления

ЦУКС -Центр управления в кризисных ситуациях

ЕДДС - Единая дежурно-диспетчерская служба

ЛСОН - локальная система оповещения населения

РСОН - региональная система оповещения населения

МСОН - муниципальная система оповещения населения

В модели, приведенной на рисунке 3, си- означает, что соблюдаются все регламентиро-стема оповещения населения представлена в ванные процессы на входе и выходе системы, виде так называемого «черного ящика». Это а внутренняя структура не рассматривается.

Рис. 3. Модель системы оповещения населения

N - источники ЧС К - канал оповещения

Команда на задействование системы опо- ченного лица, принимающего решение на вещения населения поступает от уполномо- оповещение. В правой части рассматриваемой

модели показано K каналов оповещения. Под каналом оповещения понимается совокупность различных каналов связи и сетей вещания, обеспечивающих доведение сигналов и информации оповещения до ОСО конкретным способом (звуковое, речевое, текстовое, видео сообщение).

Рассмотрим модель передачи сигналов и информации оповещения в самом массовом звене: от Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) муниципального образования до оконечного средства оповещения.

Каналы связи от ЕДДС до ОСО могут быть проводными и беспроводными с использованием различных технологий, например технологии Virtual Private Dialup Network (VPDN), которая является одной из эффективных для организации «последней мили» на территориях, где отсутствуют операторы проводной связи [2]. Эффективность системы оповещения населения может быть оценена количеством своевременно оповещенного населения [1]. Требования к оценке эффективности топологии оконечных устройств оповещения приведены в национальном стандарте, которая, в конечном счете зависит от выбора ОСО.

В большинстве решений при выборе громкоговорящего оборудования для оповещения населения.

Речевой сигнал оповещения населения, сформированный на автоматизированном рабочем месте (АРМ) оповещения, передается через сеть передачи данных IP VPN посредством Ethernet-подключения. На приемной стороне (пункте громкоговорящего оповещения населения) цифровой сигнал по сети IP VPN преобразуется в аналоговую форму с амплитудой 0,775 вольт в соответствии с

Библиографический список

1. Отчет о НИР «Разработка государственного стандарта, определяющего протоколы информационного обмена технических средств оповещения населения» (заключительный). - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2022. - 175 с.

2. Отчет о НИР «Научные исследования по проблемам совершенствования (развития) и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения на территории Российской Федерации» (заключительный). - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. - 367 с.

3. Отчет о НИР «Научные исследования по развитию региональных, муниципальных и локальных систем оповещения в целях обеспечения гарантированного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации» (заключительный). - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2022. - 433 с.

4. ГОСТ 11515-91 ГОСТ 11515-91 Каналы и тракты звукового вещания. Основные параметры качества. Методы измерений. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: docs.cntd.ru (дата обращения 08.09.2024).

ГОСТ 11515 [6] и подается на соответствующий аналоговый вход усилителя. Такая модель системы оповещения населения является наиболее простой и массовой, но и она требует совершенствования.

Первое направление заключается в совершенствовании разработанных технических средств оповещения. С этой точки зрения важными решениями представляются уменьшение массогабаритных характеристик с одновременным повышением качественных и надежностных показателей, расширением функциональных возможностей, снижением энергопотребления.

Второе направление включает комплекс решений, направленных на интеграцию технических средств оповещения в единое информационное пространство на базе использования современных протоколов информационного обмена. Такие интеграционные процессы позволяют рассчитывать на получение синергетического эффекта, который выражается в качественном улучшении решений, направленных на своевременное оповещение населения.

В заключении еще раз хочется подчеркнуть, что именно система оповещения обеспечивает оперативное доведение до населения информации о возможных рисках и необходимости принятия мер по защите от ЧС.

Современные комплексы ТСО позволяют решить все поставленные перед системой задачи, именно внедрение данных комплексов существенно улучшают показатели системы оповещения населения по сравнению с предыдущим поколением аналогичного назначения.

5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 42.3.01-2021 Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: docs.cntd.ru (дата обращения 08.09.2024).

6. Совместный приказ МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: garant.ru (дата обращения 08.09.2024).

7. ГОСТ Р 15.301-2016 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: docs.cntd.ru (дата обращения 09.09.2024).

THE MODEL OF THE PUBLIC NOTIFICATION SYSTEM

E.M. Leonova, Senior Researcher A.N. Leonova, Researcher

All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia (Russia, Moscow)

Abstract. This model is a comprehensive public notification system designed to inform the public about emergencies and threats in a timely manner. It has been developed taking into account advanced technologies and best practices to ensure effective and reliable notification of citizens.

Keywords: public notification model, public notification, technical means of public notification, terminal means of public notification, automated system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.