Научная статья на тему 'Модель семьи и семейные ценности в представлениях студенческой молодежи Калмыкии'

Модель семьи и семейные ценности в представлениях студенческой молодежи Калмыкии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
475
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СЕМЬЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шарманджиев Д. А.

В статье дается краткий обзор социологической литературы, посвященной состоянию и социальному развитию студенческих и молодежных семей. Значительная часть современных российских ученых, основываясь на данных соцопросов, приходит к выводу о том, что тенденция эгалитаризма, имеющая место в российском обществе, все более распространяется в мировосприятии и ценностях семьи в среде студентов и молодежи. В работе также использованы результаты опроса студентов Калмыкии в марте 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель семьи и семейные ценности в представлениях студенческой молодежи Калмыкии»

МОДЕЛЬ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАЛМЫКИИ

THE MODEL FAMILY AND FAMILY VALUES IN REPRESENTATIONS

OF STUDENTS KALMYKIA

Д. А. Шарманджиев (D. Sharmandzhiev У

кандидат педагогических наук, научный сотрудник отдела социально-экономических исследований Калмыцкого научного центра РАН (Элиста). (Ph. D. Research Worker of the Department of Social and Economic Studies of the Kalmyk Research Center of the Russian Academy of Sciences (Elista) E-mail: [email protected]

Аннотация: в статье дается краткий обзор социологической литературы, посвященной состоянию и социальному развитию студенческих и молодежных семей. Значительная часть современных российских ученых, основываясь на данных соцопросов, приходит к выводу о том, что тенденция эгалитаризма, имеющая место в российском обществе, все более распространяется в мировосприятии и ценностях семьи в среде студентов и молодежи. В работе также использованы результаты опроса студентов Калмыкии в марте 2016 г.

Ключевые слова: студенты, семья, исследования, социальное развитие.

The article gives a brief overview of the sociological literature on the status and social development of the student and youth families. A large part of modern Russian scientists based on the data of opinion polls, comes to the conclusion that the trend of egalitarianism taking place in Russian society whiter distributed in worldview and values of the family among the students and youth. The paper also used the results of a survey of students Kalmykia in March 2016

Keywords: students, family, studies, social development.

В настоящий период в российском обществе происходит смена ментальных основ жизнедеятельности людей. Трансформация современной российской семьи, и в первую очередь - молодой семьи, семейных ценностей отражается в значительных изменениях социокультурной реальности. Триединство таких понятий как родительство, родство и супружество всегда существовало в семейных ценностях и традиционной культуре русских, калмыков и многих других народов. При этом ориентация на родительство, на установление социальных ролей матери и отца, на рождение детей занимает главное место в семейных ценностях. В то же время существует тенденция к малодетности и снижению ценности семьи в современном обществе.

Студенческой семьей считают семью, в которой оба супруга - студенты очной формы обучения. Актуальность изучения студенческих семей обусловлена заинтересованностью государства в решении демографических проблем российского общества, связанных с необходимостью повышения уровня рождаемости.

В последние годы возрос интерес российских исследователей к проблемам студенческой семьи. Так, например, Е. В. Шеховцов в ряде статей дал характеристику студенческих семей и провел анализ данной разновидности молодых семей [1, 2]. Г. М. Муратова проанализировала изменения, происходившие в студенческой семье в период с 1985 г. по 2010 гг. Она пишет, что «изменения и сходства студенческой семьи за 1985-2010 годы, можно отметить тенденцию к определенной стабилизации и укреплению студенческой

семьи в социально-психологическом аспекте. Стоит отметить, что трансформация общественных отношений существенно меняет условия жизнедеятельности студенческой семьи, но институциональные и функциональные свойства студенческой семьи остались практически неизменными» [3]. В свою очередь, отделом социально-экономических исследований Калмыцкого научного центра РАН (КалмНЦ РАН) в марте 2016 г. был проведен соцопрос среди студентов Калмыцкого государственного университета и частично студентов Калмыцкого филиала Московской академии экономики и права. Для проведения исследования была составлена анкета из 22 вопросов. Последовательность вопросов была составлена с учетом классификации семейных ценностей: сначала в анкете идут вопросы, связанные с супружеством, далее - родительством и родством. В исследовании приняли участие 150 молодых девушек и юношей в возрасте от 17 до 22 лет. В данной статье мы проанализируем ответы на некоторые вопросы, связанные с семейными ценностями студентов.

Современное состояние семьи как социального института сопровождается появлением альтернативных форм семейных отношений, требующих государственного регулирования. Здесь на первое место выходят соображения о том, что отход от традиционной формы брака влечет за собой реальную угрозу семье и обществу. Семья больше не может полноценно выполнять присущие ей функции, обеспечивать необходимое воспроизводство населения, играть роль естественной среды для жизнеобеспечения детей, выполнять функцию передачи социокультурных представлений. В силу своей наибольшей распространенности среди альтернативных форм гражданский брак вызывает озабоченность со стороны государства, так как в современном обществе он приобрел определенную легитимность. Семья же официально признается в качестве первичного социального института, что предполагает сосредоточение внимания на функционировании семьи как подсистемы общества [4].

Естественно, что юноши и девушки, находясь в столь юном возрасте, в подавляющем большинстве еще не вступали в ту или иную форму брака (96,7%). При этом респонденты не поддержали в основном такую форму брака как сожительство. Только 16,7% из них одобрительно высказались о незарегистрированной форме браке. В то же время половина опрошенных нейтрально относится к гражданским бракам. Некоторые различия в ответах на данный вопрос вы видим в градациях по полу. Так, например, 23,1% юношей относятся отрицательно к сожительствам, в то время как 36,7% девушек негативно отозвались о такой форме брака (табл.1).

Таблица 1.

Отношение к незарегистрированому браку (сожительству)

Пол мужской женский

В целом, положительно 26,9% 13,3%

Нейтрально 50% 50%

Отрицательно 23,1% 36,7%

В качестве сравнения приведем данные аналогичного опроса среди студентов Нижегородского института менеджмента и бизнеса (НИМБа). Большая часть нижегородских респондентов (73%) определенно собираются вступать в официальный брак в будущем. В то же время студенты в большей степени, чем калмыцкие студенты положительно относятся к неофициальной форме брака (60 %), нейтрально - 33% и лишь 7% студентов НИМБа -отрицательно.

Исследователь Т. А. Долбик - Воробей отмечает рост положительного отношения студенческой молодежи к внебрачным формам связей при сохранении в качестве приоритетного юридически оформленного брака (при этом данная переменная также сильно варьирует в зависимости от типа учебного заведения) [5].

В ходе другого исследования социологи И. Г. Кузина, А. С. Лободенко выяснили мнение студентов Дальневосточного федерального университета о возрасте вступления в брак. Предпочтительным возрастом для вступления в брак 52% опрошенных студентов считают 22-24 года. В свою очередь, 24 % студентов выбрали вариант ответа 24-26 лет, 12% - 20-22 года, 11% - старше 26 лет. При этом только 1 % из числа участвующих в опросе идеальным возрастом для заключения брака считают 18-20 лет [6].

В целом, результаты опросов показали близость взглядов калмыцких и дальневосточных студентов о возрасте вступления в брак.

Об отношении студентов к семье и браку говорилось и в работе В. С. Ивановой, Н. А. Козловой «Социально - психологическая готовность и отношение к семейной жизни студенческой молодежи (на примере северо-кавказского региона)». Исследователи провели соцопрос среди студентов Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске для выявления, в том числе, причин вступления в брак. «Среди названных причин были названы следующие: любовь, обретение человека, который будет заботиться о тебе и ты о нем, желание иметь детей, традиция, стремление улучшить свое материальное благосостояние, беременность, обретение социального статуса, одиночество»[7].

Проблемы студенчества и студенческих семей в Калмыкии затрагивали в своих исследованиях отдельные ученые. Л. Ю. Спиридонова в своей статье «Особенности этнической социализации студенческой молодежи Калмыкии» рассматривая тенденцию снижения языковой компетенции среди калмыцкой молодежи, отмечает тот факт, что даже под действием определенных социокультурных факторов (иноэтническая среда, низкий уровень престижа родного языка, недостаточно эффективная региональная политика по сохранению языка) большая часть калмыцкой молодежи идентифицирует себя с национальными элементами культуры и демонстрирует готовность продолжать и передавать последующим поколениям сохранившиеся традиции [8]. Также происходит усиление позиций нуклеарной семьи и утрата значения родственных связей и напротив - ослабление процесса межпоколенной трансляции культурного опыта в виде традиций и обычаев. К негативным демографическим и социальным последствиям приводит и увеличение тенденций к сокращению брачности, рост количества разводов, неполных семей. Все эти процессы говорят о том, что происходит трансформация семьи, которая в перспективе создаст новые мировоззренческие установки в построении семьи.

Л. В. Намруева в своей монографии «Этническая социализация молодежи Республики Калмыкия» пишет о востребованности калмыцкой молодежью национальных обрядов и традиций. «На вопрос «Нужны ли современной молодежи обряды и традиции народа?» большинство опрашиваемых (78,25% ответили, что нужны. Эта позиция в большей степени свойственна сельской молодежи (47%), чем городской (33,8%); респондентам - калмыкам (42,8%) » [9,с.59]. В то же время, в ходе нашего опроса студентов, подавляющая часть респондентов не придает значения семейным национальным праздникам, которые, как правило, в нашей республике имеют национально - религиозный характер. На открытый вопрос «Какие семейные традиции имеют для Вас большое значение?» 24% студентов-калмыков назвали вариант «собираться вместе по праздникам» (русские-5,3%). Остальные, более 70% опрошенных не назвали ни одного семейного праздника, проведенного совместно. 5,3% калмыков-студентов назвали традицией «уважать старшее поколение».

О значении национальных традиций и обрядов в этнической самоидентификации калмыцких студентов говорила в своей работе Б. М. Мунянова «Детерминанты этнической самоидентификации студенческой молодежи Калмыкии» [10]. Автор делает вывод, что «...для современной студенческой молодежи характерно ярко выраженное стремление к моноэтнической самоидентификации с национальностью своих родителей, своей

национальной группой. Однако рост национального самосознания не соответствует реальному этническому содержанию индивидов. В результате унификации материальной культуры, организации жизни и хозяйственной деятельности, утраты национального языка значительной частью молодежи сокращается совокупность этнических черт социума» [10]. Сходные проблемы студенчества рассматривала в своих работах М. Б. Марзаева [11, 12]. В своих работах «К проблеме изучения исторической памяти студенческой молодежи Калмыкии», «Студенчество Калмыкии о Великой Отечественной войне» автор рассматривает историческую память, историческое наследие как средство воспитания молодежи, в том числе студенческой; проводит анализ исследований, посвященных изучению исторических знаний в молодежной и студенческой среде Калмыкии.

Одной из задач социологического исследования, проведенного отделом социально-экономических исследований Калмыцкого научного центра РАН (КалмНЦ РАН) в марте 2016 г., также являлось выяснить, какие ценности семейной жизни дороже остальных для молодежи. Для этого респондентам был предложен список семейных ценностей, которые необходимо было проранжировать (табл 2).

Таблица 2.

Иерархия семейных ценностей у студентов (в%)

Варианты ответа мужской женский

Любовь 20 36,7

Дети 17,3 33,3

Забота 20 30,7

Досуг 10 12

Эмоциональный комфорт 14 20,7

Материальная обеспеченность 11,3 14,7

Преемственность поколений 11,3 10,7

Стабильность 14 19,3

Социальная защита 10,7 13,3

В иерархии семейных ценностей наибольшее количество получил ответ «любовь», «дети», «забота». При этом большее количество девушек выбрало ответ «любовь» (36,7%), «забота» (30,7%) и «эмоциональный комфорт» (20,7%), по сравнению с юношами: соответственно: «любовь» (20,0%), «забота» (20,0%), «эмоциональный комфорт» (14,0%). Исследование, посвященное изучению ценностных семейных ориентаций студентов, проводила А. В Верещагина. Опрос проводился среди студентов вузов и ссузов Ростова-на-Дону и Ростовской области, а также 2-х вузов в г. Коряжма Архангельской области. Всего опросу было подвергнуто 914 студентов г. Ростова-на-Дону и Ростовской области и 311 студентов Архангельской области, что позволило провести сравнительный анализ семейных ценностей и установок студенческой молодежи Севера и Юга России. По результатам исследования были сделаны выводы: «К примеру, в нашем исследовании при опросе студентов был зафиксирован высокий уровень либерализма в отношении ролевого распределения в семье, причем, было выявлено влияние регионального фактора на уровень традиционности восприятия семейных ролей и поведения. Так, студенты Севера продемонстрировали более высокий уровень либерализма в отношении ролевого распределения в семье, чем студенты Юга России, что вполне закономерно, если учесть яркую этническую картину Юга России и традиционализм многих народов, проживающих здесь» [13]. Исследователь также делает вывод, что тенденция эгалитаризма, набирающая силу в российском обществе, является показателем трансформации мировосприятия и ценностей семейного порядка, отношение молодежи к семейным ценностям, к системе ролевого распределения в семье. В то же время в молодых семьях, и в том числе студенческих, существует тенденция к малодетности и снижению ценности семьи в современном обществе.

Жизненные ценности современной молодежи Калмыкии, в том числе ценности семьи, анализировались в коллективной монографии «Современные социокультурные процессы в молодежной среде Республики Калмыкия» [14]. В данной работе институт семьи, в том числе студенческой, рассматривается как один из агентов социализации. «В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности» [14]. Возрождение института семьи напрямую зависит от подготовки молодежи к браку, ее просвещение в вопросах семейного строительства. Молодежи для гармоничного создания своих взаимоотношений в будущем браке необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье. Для перехода к новому обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме, необходима открытость семьи, ее обращенность к прошлому и будущему. Важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди на переломном этапе развития российского общества, в чрезвычайных, сложных и динамичных жизненных обстоятельствах, которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о семье.

В целом, результаты проведенного опроса показали, что модель семьи в представлениях калмыцких студентов состоит из зарегистрированного брака, с оптимальным возрастом вступления в брак для мужчин 26-30 лет и 21-25 для женщин, а также двух или трех детей. В заключение, можно сделать вывод, что проведенные исследователями опросы (как в Калмыкии, так и за ее пределами) показывают различные аспекты представлений студентов о модели семьи и семейные ценности, такие, например, как ценности эгалитаризма, проблема незарегистрированных браков и другие.

1. Шеховцов Е В. Культурно-исторические аспекты изучения проблем семьи. // Молодежь и образование XXI века. Материалы V межвузовской научно-практической конференции. - Ставрополь. Изд-во СГПИ, 2008 - С. 304-306

2. Шеховцов Е. В. Исследование социокультурных проблем современной студенческой семьи. // Культура, общество, личность проблемы науки и образования тезисы сообщений научно-практической конференции Ростов-на-Дону. Антей, 2009 - С. 99-102

3. Муратова Г. М. Студенческая семья: изменения в постсоветский период. // Социальная политика и социология. М.:2010. № 8. С. 184-186.

4. Беляева Т. В. Гражданский брак как объект социального регулирования. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведения. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2015. № 5 (55): в 2-х ч. Ч. I. C. 33-36.

5. Долбик-Воробей Т. А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости. // Социологические исследования. М.: 2003. № 11. С.78-79.

6. Кузина И. Г., Лободенко А. С. Студенческие семьи и браки в современной России: социологический анализ. // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. Сборник науч. статей. Труды Международной научной конференции «Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения». (Российская Федерация, г. Липецк, 20 июля 2015 г.). / Под ред. М. Ю. Левина. Липецк: ООО «Максимал информационные технологии». 2015. Выпуск № 5 (18) / 2015. - С.152-156.

7. Иванова В. С., Козлова Н. А. «Социально-психологическая готовность и отношение к семейной жизни студенческой молодежи (на примере северо-кавказского региона)» «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки»: Электронный сборник статей по материалам XVIII студенческой междун. научно-практической конференции. -Новосибирск: Изд. «СибАК». 2014. № 3 (18). С. 117-124. [Электронный ресурс] URL: http://www.sibac.info/archive/ guman/3(18) (Дата обращения 21.09.2016 г).

8. Спиридонова Л. Ю. Особенности этнической социализации студенческой молодежи Калмыкии // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. Выпуск № 1 (26) / 2013.- С. 101-106

9.Намруева Л. В. «Этническая социализация молодежи Республики Калмыкия». Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, 2015.- 195 с..

10.Мунянова Б.М. Детерминанты этнической самоидентификации студенческой молодежи Калмыкии // К единству России: аспекты регионального и национального взаимодействия. Материалы региональной научно - практической конференции с международным участием).- Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2009. С.679-683

11. Марзаева М.Б. К проблеме изучения исторической памяти студенческой молодежи Калмыкии // Ежегодные научные чтения Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН - V. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской академии наук. 2015. С. 138-141.

12.Марзаева М.Б. Студенчество Калмыкии о Великой Отечественной войне//Актуальные проблемы современного монголоведения. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки, Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской академии наук. Элиста, 2015. С. 238-248.

13.Намруева Л.В., Марзаева М.Б., Гунаев Е.А., Иджаева Б.В., Бадмаева Н.В., Шарманджиев Д.А. Современные социокультурные процессы в молодежной среде Республики Калмыкия. Элиста: Изд-во КИГИ РАН, 2014. 300 с.

14.Вартумян А.А., Верещагина А.В. Трансформация института семьи и государственная семейная политика в России: монография. М.: ООО «ЦИУМиНЛ», 2012. 214с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.