5. Дедюхина Е.С., Добышева Т.В., Неудачин Е.А. Источники и способы финансирования капитального ремонта и общего имущества многоквартирных домов с использованием инновационных механизмов //Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2014. № 2 (7). С. 13-19.
6. Сайт государственной корпорации фонда содействия реформированию ЖКХ [Электронный ресурс]. URL: http://fondgkh.ru/
7. Региональная программа общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014-2043 годы. Утв. постановлением правительства Иркутской области от 20 марта 2014 года № 138-пп.
Информация об авторе
Дедюхина Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел.: 89501298269, е-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Dediukhina E.S., senior teacher, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: 89501298269, е-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 332. 812. 123
МОДЕЛЬ «СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПРОГРАММЕ «ЖИЛЬЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ»
© К.В. Демьянов
В статье детально рассмотрена ситуация с жильем в Российской Федерации и Иркутской области в частности. Выявлен ряд причин, негативно влияющий на реализацию мероприятий, направленных на решение проблемы обеспеченности населения жилой площадью. Проведен анализ методики определения величины потенциального спроса в рамках программы «Жилье для российской семьи», используемой государством в качестве основного инструмента в решении жилищной проблемы, существующей в регионах. Установлен ряд причин, действие которых снижает область использования разработанной методики, не позволяющей осуществлять комплексный подход к решению жилищной проблемы в стране. Обосновано использование вероятностных подходов, позволяющих с необходимой точностью определять потребность населения в жилой площади. Разработана и предложена модель «сбалансированной системы показателей», позволяющая комплексно подходить к решению жилищной проблемы путем достижения состояния равновесия между возникающим спросом на жилую недвижимость и существующим предложением на рынке жилья в стране. Проведен совокупный расчет необходимого для воспроизводства количества жилья, доказывающий эффективность комплексного подхода к решению жилищной проблемы в регионах на примере Иркутской области.
Ключевые слова: жилищная проблема; сбалансированные показатели; математическое прогнозирование; потенциальный спрос; ретроспективные данные, обеспеченность жильем; воспроизводство жилищного фонда.
MODEL OF A "BALANCED DATA SYSTEM" AS ALTERNATIVE TO THE PROGRAM "RESIDENCE FOR RUSSIAN FAMILY"
© K.V. Demianov
In this article the situation connected with residence in Russian Federation and in Irkutsk region in particular is considered in detail. We have pointed out a number of reasons which produce a negative impact on the development of events aimed at solving the problem of providing the citizens with residential area. We have analysed the methods of defining the range of potential request within the program "Residence for Russian family", used by the government as the main instrument to solve residential problem which exists in the regions. We have defined a number of reasons, which reduce the area of use of the developed methods and it does not allow to execute complex approach to solve the residential problem in the country. We have proved the use of possible approaches which allow to define with the required accuracy the needs of the citizens in residential area. We have developed and suggested the model of a "balanced data system", which allows in a complex way to solve residential problem by achieving the balanced condition between the demands for the residential real estate and the existing offer at the residential market in the country. We have also made complex calculations of the necessary development of the number of residence which proves the effectiveness of a complex approach to solve residential problem in the regions at the example of Irkutsk region.
Key words: residential problem; balanced data; mathematical forecast; potential demand; retrospective data; housing; housing fund development.
В настоящее время решение жилищной проблемы в стране осуществляется с использованием трех основных форм воспроизводства жилищного фонда, к числу которых относится строительство жилых домов, проведение работ по капитальному ремонту жилищного фонда и работ по реконструкции и модернизации морально изношенного жилья. В этой связи значительное внимание уделяется проведению работ по реконструкции и модернизации жилых зданий, наиболее подходящими для этого являются крупнопанельные жилые дома 60-х годов постройки. Поэтому данные жилые дома планируется реконструировать и в дальнейшем использовать в качестве жилья социального назначения. Выбор именно этой серии жилых домов объясняется использованием в них архитектурно-планировочных решений, которые легко модернизируются и, с учетом стоимости проводимых работ, считаются одним из эффективных направлений строительной деятельности [8]. Предлагаемый вариант модернизации жилья массовой застройки является достаточно конкурентоспособным по отношению к проекту строительства арендных домов или жилья вида «эконом-минус» с планировкой малогабаритных жилых помещений по типу «квартира-шкаф».
Между тем реальное положение дел в сфере жилищного строительства выглядит следующим образом. В 2014 году было возведено порядка 84 млн м2 жилой площади, что является рекордным количеством жилья, построенного в период с 1990 по 2014 годы [6]. В качестве основного инструмента реализации жилищного строительства в регионах в настоящий момент используется Федеральная целевая программа «Жилье для российской семьи», направленная на улучшение условий проживания в стране путем увеличения совокупной жилой площади, приходящейся в среднем на одного россиянина. На сегодняшний день данная программа реализуется уже в 64 регионах страны, по итогам которой этими регионами планируется ввести в эксплуатацию порядка 19 млн м жилой площади
[6]. Много это или мало? Исходя из данных Росстата, обеспеченность населения жилой
2 1
площадью в стране на 2013 год составляла порядка 23,4 м , в Иркутской
Российский статистический ежегодник. 2014 : стат. сб. М. : Росстат, 2014. С. 165.
области - 22,3 м2 жилой площади2, сопоставляя полученные данные с европейскими странами, где уровень обеспеченности населения жилой площадью достигает от 40 до 60 м2, а в США - 70 м жилой площади [10] на человека, следует считать количество жилой площади в стране, приходящейся в среднем на одного жителя, - недостаточным, а проблему нехватки жилья - актуальной. Подобную констатацию подтверждают и разработанные в стране жилищные нормативы, рекомендующие для полноценного развития человека в обществе иметь количество жилой площади на семью, состоящую из трех человек, не менее 72 м [2]. В реальной ситуации значительная часть населения страны проживает в жилых помещениях, спроектированных, исходя из условий обеспеченности члена семьи жилой площадью не более 9 м2 и количеством комнат, определяемым, исходя из условия: N - 1 [8], где N - количество членов семьи, проживающих в жилом помещении. Поэтому актуальность жилищной проблемы в стране на данный момент времени достаточно очевидна.
Схожее состояние дел наблюдается и на рынке арендного жилья по стране. В совокупности объем арендного жилья на данный момент составляет порядка 931 тыс. м2, из которых 20,5 тыс. м2 относится к жилищному фонду социального назначения. В 32 регионах приняты специализированные программы по возведению арендного типа жилья, в 13 регионах программы находятся в стадии разработки [6]. Между тем необходимо отметить, что к основной причине, замедляющей темпы развития строительства жилья, включая и арендное, относится высокая стоимость кредитных ресурсов. Всем известно, что большинство строительных предприятий перед началом возведения жилых домов вынуждены использовать заемные средства для финансирования строительных работ. После ввода объекта в эксплуатацию государство компенсирует затраты при условии, если жилье возводилось в рамках федеральных программ, альтернативный вариант заключается в реализации построенной недвижимости на рынке жилья. В связи с чем в Минстрое активно готовят комплекс мер, направленный на увеличение доступности источников финансирования строительных работ с целью повысить существующие объемы возводимого жилья.
Отдельно стоит отметить состояние дел с ветхим и аварийным фондом. По данным Росстата, в регионах на начало 20143 года количество ветхого и аварийного фонда составляло порядка 93,9 млн м2, или около 2,8 % от совокупной площади жилищного фонда. Сопоставление приведенных значений с показателями 90-х годов, когда объем аварийного жилья составлял не более 32,2 млн м2 или 1,3 % общей площади, разница значений которых составляет 61,7 млн м2, указывающая на необходимость замещения изношенного фонда путем повышения объемов строительства нового жилья в регионах. Между тем рекордное расселение ветхого и аварийного жилья было достигнуто в 2014 году, когда вели-
22
чина показателя составила 2 900 млн м , что на 1 900 млн м превысило предыдущие показатели по стране [6]. В целях поддержать намеченную тенденцию, Правительством планируется дополнительно выделить 6 млрд рублей тем регионам, которые за счет собственных средств не справляются с расселением ветхого и аварийного жилья. В результате более 160 тысяч россиян в 2015 году должны переехать из аварийных домов в новостройки. Однако не во всех регионах картина выглядит так благоприятно. В частности к регионам-отличникам по замещению ветхого и аварийного фонда относят: Кабардино-Балкарию, республику Марий Эл, Тамбовскую, Тюменскую, Новосибирскую, Томскую области, Камчатский край и другие. Но есть и такие, где отставание от плана по переселению составляет не менее 70 %. Это республики: Тыва, Коми, Калмыкия, Карелия, Дагестан, Тульская и Иркутская области [3]. Для примера: в Иркутской области за период с 2000 по 2013 год уровень изношенного жилья увеличился на 2669, 7 тыс. м жилой площади. Дополнительно к этому стоит отметить произошедшее в 2015 году подорожание стоимости квадратного метра жилой площади социального жилья и составившее на 2015
2
Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области : стат. сб. 2013. Иркутск :Иркутскстат, 2014.
3
Российский статистический ежегодник. 2014 : стат. сб. М. : Росстат, 2014. С. 166.
год порядка 35 тыс. рублей за квадратный метр [4]. Несмотря на это в августе 2015 года Правительством принимается решение о дополнительном финансировании строительства жилья по госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в размере еще 3-х миллиардоврублей, которые планируется распределить между 12 регионами [7]. Из чего следует вывод: уровень ветхого фонда в целом по стране, включая Иркутскую область, увеличивается, дополнительное финансирование выделяется, стоимость жилья растет, а показатели обеспеченности жилой площадью населения в стране не достигают значений жилищных нормативов уровня европейских стран или США. Иными словами, общий объем воспроизводства жилищного фонда должен быть обеспечен за счет сбалансированности всех форм воспроизводства жилья, к числу которых относится строительство нового жилья, капитальный ремонт жилищного фонда, а также мероприятия по реконструкции и модернизации изношенных домов.
Неблагоприятная ситуация наблюдается и с проведением работ по капитальному ремонту жилищного фонда, которая на данный момент является одной из сложнейших и актуальных задач, связанных с воспроизводством жилищного фонда. В настоящее время из всех возможных вариантов формирования денежных средств, направляемых на финансирование работ по капитальному ремонту жилых зданий, Правительством принята и одобрена накопительная схема создания ремонтного фонда дома. Формируемый ремонтный фонд может накапливаться на специальном счете дома, либо на счете регионального оператора, предлагающего осуществлять финансирование работ по схеме «общего котла». Вариант с кредитованием работ по капитальному ремонту на сегодняшний день широкого применения не нашел в связи с неготовностью банковского сектора к подобному виду услуг. В результате лишь семь российских регионов, установившие достаточный размер взносов на капитальный ремонт, смогут за счет накопленных средств отремонтировать изношенное жилье. Остальным субъектам Федерации грозит дефицит средств и, как следствие, провал программы капитального ремонта. Исходя из расчетов, проведенных экспертами НИУ ВШЭ, реальная сумма годового финансирования по всем субъектам РФ в условиях существующего положения дел в экономике, составит порядка 205 млрд рублей, из которых 179,5 млрд руб. - это платежи собственников жилья и 25,5 млрд руб. - средства, выделяемые из бюджета страны. При этом требуемый размер средств на финансирование работ по капитальному ремонту жилья в стране оценивается на уровне - 440 млрд руб. [9]. Вывод очевиден: не все регионы смогут в необходимом объеме профинансировать работы по капитальному ремонту жилищного фонда. Доступным капитальный ремонт станет для тех регионов, в которых размер отчислений установили выше нормативных значений. К числу таких регионов относятся: Москва, Красноярский и Камчатский края, Ярославская, Магаданская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий АО. В остальных регионах РФ годовой дефицит средств с учетом возможной господдержки составит от 12 % до 92 % [9]. Поэтому считать действующую программу капитального ремонта жилищного фонда эффективной - оснований нет. В свою очередь это еще раз доказывает существующую разбалансированность между основными формами воспроизводства жилья, используемыми в качестве главных инструментов жилищной политики. В итоге указанный выше ряд нерешенных социальных и институциональных задач позволяет утверждать о наличии комплекса проблем, негативно влияющих на процесс воспроизводства жилищного фонда. Отсутствие равновесия между потребностью населения в жилой площади и предлагаемым количеством жилья на рынке строительных услуг, недоработки в механизме финансирования работ по возведению требуемых объемов жилья, нерегулярное и в недостаточном объеме проведение капитальных ремонтов указывает в целом на разбалансированность форм, используемых в процессе воспроизводства жилищного фонда. Поэтому для улучшения сложившейся ситуации требуется создание комплексной модели, позволяющей прогнозировать необходимые объемы воспроизводства жилья, с помощью которых станет возможным определять динамику изменения жилищного фонда в
целом и достигать рациональное использование денежных средств на воспроизводство жилья в регионах. Таким образом, использование сбалансированных объемов воспроизводства жилищного фонда позволит достичь удовлетворения потребности населения в жилье.
Подобная переориентация в решении жилищной проблемы связана с необходимостью доработать разработанные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и утвержденные приказом № 285/пр. от 10 июля 2014 года методические рекомендации [1] по определению потенциального объема спроса на жилые помещения, которые по своей сути не отражают реальных потребностей населения в улучшении условий его проживания. Предложенные Правительством в рамках программы «Жилье для российской семьи» методические рекомендации позволяют определить объемы строительства жилья эконом класса, предназначаемого для решения жилищной проблемы в регионах путем замещения изношенного фонда и увеличения количества жилой площади, приходящейся в среднем на одного жителя. Аналитическая часть предложенного министерством подхода состоит из двух процедур, содержательная часть которых заключается в следующем. Первая - позволяет оценить реальный уровень дохода граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и способных выступить в качестве потенциальных покупателей жилья эконом класса. Вторая - потенциальный объем спроса на жилые помещения эконом класса, включая его прогнозирование в ходе реализации построенной недвижимости на рынке жилья. Здесь необходимо отметить, что величина спроса, полученная с использованием данной методики, ориентирует жилищную политику только на замещение изношенного фонда и возведение новых жилых домов, не принимая во внимание необходимость его капитального ремонта и возможную модернизацию. Между тем непланомерное снижение степени физического износа жилых домов влечет уменьшение срока их технической эксплуатации, приводя к увеличению объемов строительства нового жилья, следовательно, и необходимости дополнительного финансирования строительных работ, о чем свидетельствуют дополнительные инвестиции из федерального бюджета, описанные нами выше. Кроме того, стоит отметить, что предложенная разработчиками модель носит детерминированный характер, позволяющий определять объем спроса на определенную дату, значение которого служит критерием целесообразности реализации жилищной программы. Вместе с тем различные сроки возведения жилых зданий не ограничиваются одним годом, поэтому недостаточная проработанность процедуры прогнозирования потенциального спроса на длительные периоды реализации государственной программы значительно снижает универсальность и область применения данного метода. Второй недостаток, который необходимо отметить в данной процедуре, -это точность проводимого расчета. Отсутствие механизма коррекции итоговых значений и учета возможной ошибки проводимых вычислений, включая определение границ отклонения найденных величин, снижает точность проводимого расчета, тем самым не позволяя достаточно адекватно определять объемы предстоящего строительства и требуемый для этой деятельности размер средств. Третье, что не достаточно четко проработано в рассматриваемой процедуре, это тот сегмент населения, на который она ориентирована. Это означает, что потенциальный спрос на жилье экономического класса определяется для той категории граждан, которая нуждается в улучшении жилищных условий и способна приобрести его с использованием средств ипотечного кредитования. Вместе с тем возможные изменения в доходах потенциальных клиентов могут сделать сегодняшних заемщиков возможными неплательщиками в будущем. Сформулированное суждение подтверждает начавшийся в 2014 году финансовый кризис, влияние которого заставило государство использовать дополнительные финансовые ресурсы для компенсации расходов, связанных с реформированием ипотечной задолженности, возникшей у ипотечных заемщиков. Совместно с этим государству пришлось разработать ряд мер, позволяющих кредитовать заемщиков по льготным ставкам, в размере 12,5 % годовых, указывая на недостаточную надежность подобного механизма финансирования строительных работ [5,11]. Поэтому ори-
ентация государственных программ на механизм ипотечного кредитования в качестве одного из основных источников финансирования строительных работ не достаточно проработана, что приводит к незапланированным расходам на стабилизацию ипотечной системы кредитования и реструктуризацию долгов заемщиков. Иная картина может сложиться в результате изменения уровня доходов домохозяйств, которые на момент проведения расчета не отвечали условиям жилищной программы, а после увеличения дохода оказались пригодны на роль потенциальных участников целевой программы с учетом того, что объемы строительства в рамках данной программы уже запланированы. В результате ряд недоработок в процедуре определения необходимых объемов строительства приводит к нехватке жилой площади, компенсация которой требует незапланированного расхода средств из федерального бюджета, платежи из которого не всегда пропорциональны растущему спросу на жилые помещения в стране. Такое объяснение сложившейся на рынке жилья ситуации выступает в качестве аргумента, обосновывающего использование вероятностных подходов в целях прогнозирования с задаваемой точностью необходимых объемов воспроизводства жилья, а не ориентация их на доходы отдельной категории граждан.
К недостаткам второй процедуры, предлагаемой в качестве инструмента, позволяющего исчислять объем потенциального спроса на жилые помещения эконом класса с целью дальнейшей его реализации по рыночным ценам, является адекватность проводимого исследования потенциального спроса среди граждан на указанный тип жилья. Предлагаемый механизм оценки потенциального спроса в значительной степени отражает общую потребность населения в жилых помещениях в условиях увеличивающегося количества ветхого и аварийного фонда и недостаточного строительства новых домов, что подтверждается уровнем обеспеченности населения жильем в стране. Поэтому возводимое в рамках указанной целевой программы жилье экономического класса наиболее рационально реализовывать по фиксированной цене либо через систему социального найма или государственного накопительного кредита. В свою очередь это позволит обеспечить жилой площадью тот социальный класс, чьи доходы не позволяют приобретать жилье по рыночным ценам за счет собственных или заемных средств. Поэтому в целях изменения ситуации в жилищной сфере, предлагается использование модели «сбалансированной системы показателей», дающей возможность комплексного прогнозирования необходимых объемов воспроизводства жилья, с учетом существующих в настоящее время форм воспроизводства жилищного фонда. Математическое выражение, используемое для определения сбалансированных объемов воспроизводства жилищного фонда, представлено формулой:
где 50 - размер общей площади жилищного фонда в начальный момент времени,
2
М ,
величина необходимого объема воспроизводства жилищного фонда, определяемая как суммирование всех элементов данного процесса (объемов строительства, капитального ремонта и модернизации жилищного фонда),
Фвпсггр = (Чгттр. "?к,р. Змсд.)/^ м2;
5 - средний размер жилищного фонда за анализируемый период, м2;
t - период прогнозирования.
При этом определение всех составных элементов процесса воспроизводства жилищного фонда осуществляется на основании следующего математического выражения:
я = г * р аг, (2)
где q - объем одного из элементов, используемых в качестве инструмента воспроизводства жилья, м2;
S - средний размер площади используемого элемента в процессе воспроизводства жилья на дату проведения расчета, м2;
р - вероятность попадания случайной величины рассматриваемого элемента воспроизводства в диапазон отклонений за ретроспективный период времени.
Необходимые объемы воспроизводства жилищного фонда, рассчитанные с использованием модели сбалансированной системы показателей на примере Иркутской области, представлены в таблице.
Планируемые объемы воспроизводства жилищного фонда для Иркутской области по годам 5(0 = 50 * е
Показатель 2 м м2 Плановый период, ^ годы £ йкпр'1*'
1 1,24824247 67 282 141
2 1,558109263 83 984 426
53 901 500 3 1,944898155 104 832 928
Значения 0,22 4 2,427704476 130 856 913
5 3,030363831 163 341 156
6 3,782628832 203 889 368
7 4,721637955 254 503 368
Предлагаемый и описанный авторский подход, основанный на использовании модели «сбалансированной системы показателей» позволяет применять указанную модель в различных ситуациях, возникающих в ходе комплексного решения проблем воспроизводства жилищного фонда. Совместное использование основных элементов, задающих необходимые объемы воспроизводства жилья, позволяет достигать рационального соотношения их величин, определяющих количественные показатели для проведения капитального ремонта, модернизации или реконструкции жилищного фонда, включая строительство нового жилья. Достижение состояния сбалансированности между основными формами воспроизводства жилищного фонда дает возможность обоснованного распределения средств на их финансирование, что способствует достижению на рынке жилья условий для равновесия между возникающим спросом и существующим предложением в целях эффективного решения проблемы обеспечения населения жильем в стране.
Статья поступила 04.09.2015 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Приказ Минстроя России от 10.06.2014 № 285/пр. «Об утверждении методических рекомендаций по оценке потенциального объема спроса на жилые помещения при реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/consdocLAW 152564.
2. Грушина О.В. Методологическое обоснование новой экономической парадигмы, как необходимое условие решения проблемы доступности жилья в РФ. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. 174 с.
3. Домчева Е. Регионы получат еще 6 млрд рублей на расселение аварийных домов [Электронный ресурс] // Российская газета. Опубликовано на сайте rg.ru 15 января 2015 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/01/15/rasselenie-site.html (дата обращения 15 апреля 2015).
4. Кузьмин В. Строго по плану [Электронный ресурс] // Российская газета. Опубликовано на сайте rg.ru 03 марта 2015 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/03/03/plan.html(дата обращения 21 августа 2015).
5. Куликов С. Жилье пока сдается [Электронный ресурс] // Российская газета. Опубликовано на сайте rg.ru 04 августа 2015 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/08/05/ipoteka.html (дата обращения 22 августа 2015).
6. Мень М.А. О деятельности Минстроя России в 2014 г. и задачах на 2015 г. и среднесрочную перспективу // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера - 2015. № 6. Часть II. С. 5.
7. Миронов В. Правительство выделило 3 млрд рублей на строительство жилья в регионах [Электронный ресурс] // Российская газета. Опубликовано на сайте rg.ru 08 августа 2015 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/08/08/zilje-site-anons.html (дата обращения 24 августа 2015).
8. Прокофьева И.А. Хрущевки - снос или реконструкция: современные тенденции // Жилищное строительство. 2015. № 4. С. 43.
9. Проценко А. Эксперты: Денег на капремонт в большинстве регионов может не хватить [Электронный ресурс] // Российская газета. Опубликовано на сайте rg.ru 17 августа 2015 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/08/17/kapremont-site-anons.html (дата обращения 20 августа 2015).
10. Развитие Российского общества: социально-экономические и правовые исследования / О.В. Батурина [и др.]; под ред. М.А. Винокурова, А.П. Киреенко, С.В. Чупрова. М. : Наука, 2014. 622 с.
11. ФомченковТ. Объем выдачи ипотеки в России упал на 50 процентов [Электронный ресурс] // Российская газета. Опубликовано на сайте rg.ru 01 июля 2015 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/07/01/zaymi-site-anons.html(дата обращения 19 августа 2015).
Информация об авторе
Демьянов Константин Васильевич, кандидат экономических наук, ООО «Росгосстрах», тел.: 89148788980, e-mail: [email protected]; 677000, Россия, Республика Саха (Якутия), Якутск, Пушкина, 10.
Information about the author
Demianov K.V., Candidate of Economical Sciences, LLC «Rosgosstrakh», tel.: 89148788980, e-mail: [email protected]; Sakha Republic (Yakutia), 10 Pushkin St., Yakutsk, 677000, Russia.
УДК 69:003
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЦЕН НА РЫНКЕ ЖИЛЬЯ НА ПРИМЕРЕ Г. ИРКУТСКА
© Т.В. Добышева, М.М. Грушкевич
Представлен анализ цен на рынке жилой вторичной недвижимости г. Иркутска. Проведен анализ динамики цен 1 кв. м жилой вторичной недвижимости г. Иркутска, при этом рассчитаны системы характеристик динамического ряда. Представлены прогнозные цены жилой вторичной недвижимости в г. Иркутске по округам на основании построения