НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »
ISSN (p) 2411-7161 I ISSN (e) 2712-9S00
№9 I 2024
продукты и решения, обеспечивают себе конкурентные преимущества.
Управление рисками: Эффективное управление финансовыми рисками, такими как колебания валютных курсов и изменения рыночной конъюнктуры, позволяет минимизировать потери и обеспечить устойчивый рост.
Инновации и цифровизация как инструменты повышения эффективности Инновационные технологии и цифровизация играют ключевую роль в повышении эффективности управления ресурсами. Цифровые инструменты позволяют автоматизировать процессы, улучшить управление данными и сократить затраты на операционные процессы. Заключение
Эффективное управление ресурсами является важным фактором экономического роста и устойчивого развития. Рациональное использование природных, человеческих и финансовых ресурсов, а также внедрение инновационных технологий и цифровизации, позволяют компаниям повысить свою производительность и устойчивость на рынке. Для достижения долгосрочного экономического роста необходимо уделять внимание внедрению современных методов управления и инвестированию в новые технологии.
Список использованной литературы:
1. Портер, М. "Конкуренция". Москва: Альпина Паблишер, 2016.
2. Drucker, P. "The Essential Drucker: The Best of Sixty Years of Peter Drucker's Essential Writings on Management". HarperBusiness, 2001.
3. Чандлер, А. "Стратегии и структура: главы по истории индустриальной корпорации". Москва: Дело, 1998.
© Ахметджанов Дж., 2024
Мухаммедов Ровшен
Преподаватель,
Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова
Ашхабад, Туркменистан
МОДЕЛЬ РЫНКА ОЛИГОПОЛИИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аннотация
В этой статье раскрывается модели рынка олигополии и ее характеристики, рыночная структура, производства промышленной продукции, распространения олигополии, возникновению различных ситуаций на рынке и взаимосвязь между ними.
Ключевые слова: модель, рынок, олигополия, экономика, товар.
Muhammedov Rovshen
Lecturer,
S.A. Niyazov Turkmen agricultural university Ashgabat, Turkmenistan
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
OLIGOPOLY MARKET MODEL AND ITS CHARACTERISTICS Annotation
This article reveals the oligopoly market model and its characteristics, market structure, industrial production, oligopoly distribution, the emergence of various situations in the market and the relationship between them.
Keywords:
Model, market, oligopoly, economy, product.
Олигополия - это рыночная структура, в которой доминирует небольшое количество производителей и существуют высокие барьеры для входа на рынок новых производителей.
Характерная черта олигополии. Первой характеристикой олигополии является то, что в отрасли не так много фирм. Термин «олигополия» происходит от греческих слов «олигос» и «полео» и по-туркменски означает «торговля с участием немногих». Обычно количество производителей не превышает 10. Так произошло, например, в США в металлургической промышленности, которая первой стала производить свинец, медь и стекло. Концентрация в автомобильной промышленности США еще выше: в 1980 году на долю General Motors, Ford и Chrysler приходилось более 95% национальной автомобильной промышленности. Кроме того, они продают в другие страны бытовые холодильники, стиральные машины, лампы, телефонную технику и т.д. Высокая концентрация производства промышленной продукции наблюдается на ряде предприятий.
Эти данные, как и вся статистика, имеют очевидные недостатки и повышают или понижают степень агрегирования. Причина повышения - зарубежная и межгосударственная (например, каждый четвертый автомобиль на рынке США производится за границей) и не учитывает конкуренцию субститутов. Причина спада в том, что на рынке доминируют две или три местные компании, производящие некоторые товары и услуги, такие как кирпич, бетон и скоропортящиеся продукты питания, а не на региональном или городском уровне, а не на национальном уровне. . Помимо сильной олигополии, в которой доминируют три предприятия, существует еще и мягкая олигополия, в которой основную долю продукции производят шесть-восемь предприятий.
Олигополия может возникать в отраслях, производящих товары с высокой добавленной стоимостью (алюминий, медь), а также в отраслях, производящих диверсифицированные товары (автомобили, моющие средства, электроприборы).
Вторая характеристика олигополии — высокие барьеры входа. Она связана главным образом с масштабом производства (эффективностью масштаба) и является основной причиной широкого распространения олигополии и длительного сохранения ее структуры.
Хотя эффективность масштаба важна, это не единственная причина. Это связано с тем, что во многих отраслях уровень концентрации производства выше уровня неоптимальной эффективности. Олигополистическая концентрация создает ряд других барьеров для входа на рынок. Это может быть связано с лицензионной монополией. Это происходит в первую очередь в наукоемких отраслях, контролируемых такими компаниями, как Hero, Kodak, IBM и другими.
В течение всего срока действия лицензии предприятия надежно защищены от внутренней конкуренции.
Другими причинами высоких входных барьеров являются монополистический контроль над дефицитными сырьевыми ресурсами (например, в 1960-е и 1970-е годы мировой рынок нефти контролировался нефтяным картелем «Семь сестер») и очень высокие затраты на рекламу (например, в сфере добычи нефти, табачных изделий, безалкогольные напитки).
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »
ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500
№9 / 2024
Существуют и другие естественные или искусственные барьеры, различающиеся по своей прочности. Но хотя непреодолимых препятствий не существует, они возникают снова и снова.
Третьей характеристикой олигополии является полная взаимозависимость. Если количество предприятий в отрасли невелико, и каждое из них формулирует собственную экономическую политику и вынуждено ориентироваться на реакцию конкурентов, возникает олигополия. Олигополист всегда должен быть готов к возникновению различных ситуаций на рынке в результате поведения конкурентов, точно так же, как лидер рынка предвидит следующий шаг своего соперника. Список использованной литературы:
1. Океанова З.К. Основы экономический теории. М.: Форум, 2009.
2. Ефимова Е.Г. «Микроэкономика». Москва. 2003.
3. Нурсеит Н.А. Основы экономики: учебное пособие. - Алматы: LEM, 2011.
Мухаммедов Р., 2024
Чарыев Аба, старший преподаватель, Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова
Ашхабад, Туркменистан Аманова Гульджемал, студент, Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова
Ашхабад, Туркменистан Гуллыкова Ораздурсун, студент, Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова
Ашхабад, Туркменистан
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ В МОДЕЛИ РЫНКА ОЛИГОПОЛИИ
Аннотация
В этой статье рассматривается определение цены в модели рынка олигополии, периоды постепенного снижения уровня цен, высокая неопределенность производителей, ценовая политика участников рынка и взаимосвязь между ними.
Ключевые слова: рынок, экономика, цена, производства.
Charyyev Aba, senior lecturer, S.A. Niyazov Turkmen agricultural university Ashgabat, Turkmenistan Amanova Guljemal, student, S.A. Niyazov Turkmen agricultural university Ashgabat, Turkmenistan Gullykova Orazdursun, student, S.A. Niyazov Turkmen agricultural university Ashgabat, Turkmenistan